Редакция от 27 дек 2021
В 60-е годы была такая молодежь, которую сейчас мы называем «поэты-шестидесятники». Именно они 60 лет назад смогли действительно дать глоток свежего дыхания обществу, крикнуть о проблемах. Но нельзя сказать, что на их пути не было трудностей. Каждому из них пришлось пройти их с гордо поднятой головой.
Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенкий, Р. Казакова, Н. Матвеева, В. Цыбин, Б. Ахмадулина стали шестидесятниками. Шестидесятники – это и художники, и писатели, и поэты. Но последние занимали особое место. Поэзия наконец вновь стала крайне популярна: проходили поэтические вечера (например, в Политехническом музее и у памятника Вл. Маяковскому), выходили лирические сборники, которые не хранились долго на прилавках книжных магазинов.
Поэты-шестидесятники стали живым символом вновь открывшейся свободы мысли и творчества. Они часто обращались к урбанистической тематике, к темам веры в светлое и замечательное будущее, свободы. Известностью пользовались поэты-песенники – особенное явление в русской поэзии. Они исполняли свои собственные стихотворения под свою собственную музыку. Одними из самых значительных фигур в жанре авторской песни стали Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава.
Евгений Александрович Евтушенко (1932–2017 годы) – не только талантливый поэт, но и публицист, актер, режиссер, сценарист. Создал более 60 разнообразных произведений: поэтических сборников (например, «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание»), романов (таких как «Ягодные места»), поэм (к примеру, «Бабий Яр», «В полный рост», «Тринадцать»). Некоторые стихотворения и вовсе приобрели популярность в качестве песен – например, «Хотят ли русские войны?», «А снег идет...», «Со мною вот что происходит...», «Нас в набитых трамваях болтает...». Евтушенко – это псевдоним. Настоящая фамилия поэта – Гангнус. «Разведчики грядущего» – первая книга Евгения Александровича, которая была опубликована в 1952 году. Тогда же он стал самым молодым членом Союза писателей СССР. В 1991 году Е.А. Евтушенко пригласили в США – преподавать русскую поэзию. Евгений Александрович писал о любви, о Родине, о войне, о жизни. Е.А. Евтушенко известен и любим не только на родине, но и за ее пределами – он был членом не одной зарубежной академии искусств и награжден разнообразными премиями.
Действительно, так Иосиф Бродский сказал о Белле Ахмадулиной. Первые стихотворения поэтессы были опубликованы, когда девушке было 18 лет, – в 1955 году в журнале «Октябрь». Белла (полное имя – Изабелла) состояла в литературном кружке Евгения Винокурова при заводе имени Д.И. Лихачева. После школы юная поэтесса поступила в Литературный институт имени А.М. Горького. На вступительных в приемной комиссии девушка уже читала собственные произведения.
Первым стихотворным сборником поэтессы стала «Струна» (1962 год). В 1958 году Беллу отчислили из Литературного института за то, что девушка отказалась подписывать коллективное письмо с требованием выслать из страны Бориса Пастернака. Официальной причиной был назван несданный экзамен по марксизму-ленинизму. Однако вскоре Б.А. Ахмадулина была восстановлена и закончила учебное заведение с отличием. Кроме литературной деятельности, Белла Ахмадулина была переводчицей и актрисой. Более того, поэтесса участвовала в политической жизни – несмотря на то что в своих стихотворениях острых тем не поднимала. Девушка писала официальные обращения, посещала места ссылок, выступала в зарубежных газетах, на «Радио Свобода» и «Голос Америки». После того как в 1969 году Белла Ахмадулина опубликовала за рубежом свой сборник «Озноб», на родине ее творчество подверглось цензуре вплоть до перестройки.
звучат шаги – мои друзья уходят.
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
Первую песню юный Окуджава написал, будучи на фронте, – «Нам в холодных теплушках не спалось». Школу окончил уже после войны. Потом – филологический факультет Тбилисского университета. После реабилитации родителей вернулся в Москву. Работал редактором отдела поэзии «Литературной газеты». В 1962 году Булат Окуджава вступил в Союз писателей СССР. В творчестве поэта более 200 песен, стихотворения и музыка для которых написана им самостоятельно. Началось все с того, что Б.Ш. Окуджава напел свое произведение в кругу своих друзей. Дальше начались выступления и записи пластинок.
Многие песни поэта можно услышать в советских фильмах: «Песенка об Арбате» в «Покровских воротах», «Ваше благородие, госпожа Удача» – в «Белом солнце пустыни», «Нам нужна одна победа» – в «Белорусском вокзале». После смерти Булата Окуджавы была учреждена премия его имени – ею награждаются поэты и исполнители авторских песен. А на любимой улице (Арбате) сейчас стоит памятник ему.
Миллион, миллион, миллион алых роз
Из окна, из окна, из окна видишь ты.
Кто влюблен, кто влюблен, кто влюблен и всерьез.
Свою жизнь для тебя превратит в цветы.
Миллион, миллион, миллион алых роз
Из окна, из окна, из окна видишь ты.
Кто влюблен, кто влюблен, кто влюблен и всерьез.
Свою жизнь для тебя превратит в цветы.
Как продолжение сна – площадь цветами полна.
Но в ее жизни была песня безумная роз.
Стихи Андрея Вознесенского стали настоящим хитом! Андрей Андреевич Вознесенский был единственным учеником Бориса Пастернака. В 10 лет Андрей Вознесенский сочинил первое стихотворение, а через четыре года – отправил некоторые произведения Борису Пастернаку. Тому понравилось творчество юного поэта. Учился в Архитектурном институте – потому что учитель посоветовал не идти в Литературный институт. В 1960 году вышли в свет два поэтических сборника – во Владимире («Мозаика») и в Москве («Парабола»). «Мозаика» не понравилась властям. Впрочем, «Парабола» тоже. Но цензура не помешала творчеству А.А. Вознесенского.
Андрей Андреевич – основоположник такого жанра, как видеома. Это визуальная поэзия, в ней слова выстраиваются в геометрические фигуры, а предметы заменяют буквы или части слов. Выставки видеом поэта проходили за границей. Там же А.А. Вознесенский выступал со своими стихотворениями. Он был знаком с семьей американского президента Кеннеди, с Мэрилин Монро. Конец хрущевской оттепели не обошел стороной Андрея Андреевича. В 1963 году на встрече Н.С. Хрущева с интеллигенцией поэта обвинили в «антисоветчине», расшатывании основ социалистического строя. Ответом А.А. Вознесенского было резкое: «Как и мой учитель, Владимир Маяковский, я – не член коммунистической партии». На этом его прервали и пригрозили выслать из страны.
Первое стихотворение Роберта Рождественского появилось в газете, когда ему было девять лет. Будущий поэт два раза поступал в Литературный институт, а когда стал студентом, сразу познакомился с будущими шестидесятниками. Его стихи легко ложились на музыку и часто становились песнями, которые звучали на эстраде и в кинофильмах. Рождественский занимался переводами и публицистикой, а в последние годы жизни издал первый поэтический сборник Владимира Высоцкого и ранее запрещенные стихи Осипа Мандельштама и Марины Цветаевой.
В 1966 году вышел фильм «Неуловимые мстители», для которого Р.И. Рождественский написал тексты к песням «Бьют свинцовые ливни», «Выглянул месяц...» и другие, над музыкой работал композитор Борис Мокроусов. Композиции пользовались успехом у зрителей. Для продолжения кинематографической трилогии поэт также сочинил стихотворения. Вскоре Р.И. Рождественский познакомился с певцом Муслимом Магомаевым. Он начал исполнять стихотворения поэта и писать для них мелодии. Например, в 1979 году М. Магомаев исполнил «Балладу о маленьком человеке» Р.И. Рождественского. В 1970-х Роберт Иванович работал телеведущим программы «Документальный экран».
Поэт-шестидесятник с тяжелой судьбой, которому пришлось страдать из-за своего любимого дела – поэзии. «Какую биографию, однако, делают нашему рыжему!» – невесело пошутила Анна Ахматова в разгар судебного процесса над Иосифом Бродским. Кроме громкого суда противоречивая судьба уготовила поэту ссылку на Север и Нобелевскую премию, неполные восемь классов образования и карьеру университетского профессора, 24 года вне родной языковой среды и открытие новых возможностей русского языка.
но зато ее хором не спеть. Не диво,
что в награду мне за такие речи
своих ног никто не кладет на плечи.
Я сижу у окна в темноте; как скорый,
море гремит за волнистой шторой.
Гражданин второсортной эпохи, гордо
признаю я товаром второго сорта
свои лучшие мысли и дням грядущим
я дарю их как опыт борьбы с удушьем.
После нескольких лет работы на заводе и во многих других местах Иосиф Бродский увлекся литературой и занялся самообразованием. В 1960-х он выступил на поэтическом турнире в Доме культуры имени М. Горького. Когда в 1963 году настал конец хрущевской оттепели, начались задержания И.А. Бродского – за публикацию в журнале «Синтаксис», за донос знакомого. Пока детские журналы публиковали стихи Иосифа Александровича, а издательства заказывали переводы, правоохранительные органы вновь арестовали поэта. Дело получило огласку благодаря журналистке Фриде Вигдоровой. Ее записи были отправлены за границу и попали в западную прессу. Приговором стала высылка из Ленинграда на пять лет с обязательным привлечением к труду. В 1965 году И.А. Бродский был досрочно освобожден.
На родине публиковали только детские стихи поэта. Серьезные литературные сборники выходили в свет за границей. В 1972 году Отдел виз и регистрации предложил поэту покинуть родную страну, чтобы избежать дальнейших преследований. Визу ему оформили быстрее обыкновенного, и летом того же года Иосиф Александрович отправился в Вену. В 1977 году он получил американское гражданство. Издал пять стихотворных сборников с переводами произведений с русского на английский язык и со стихотворениями, которые он написал на английском языке. В 1977 году вышел сборник «Часть речи», а в 1987 году – «Урания». Там И.А. Бродский проявил себя как талантливый русский поэт.
Ваше благородие, госпожа разлука,
Мы с тобой родня давно, вот какая штука,
Письмецо в конверте погоди не рви.
Не везет мне в смерти, повезет в любви.
Ваше благородие, госпожа чужбина.
Жарко обнимала ты, да только не любила.
В ласковые сети, постой, не лови.
Не везет мне в смерти, повезет в любви.
Ваше благородие, госпожа удача.
Для кого ты добрая, а кому иначе.
Девять граммов в сердце, постой, не зови.
Не везет мне в смерти, повезет в любви.
Ваше благородие, госпожа победа.
Значит, моя песенка до конца не спета.
В кабинете/зале стоит длинный стол (может быть совмещено несколько парт), стулья стоят с двух сторон стола, на столе – чашки, чайничек (не электрический!), печенье и конфеты, сборники стихотворений поэтов-шестидесятников, их распечатанные портреты.
Перед началом звучит минусовка песни В. Высоцкого «Дом хрустальный» и продолжает играть на фоне реплик ведущих.