Форма
классного часа – литературно-музыкальная композиция. Педагог заранее
раздает ученикам класса слова для заучивания, подготавливает аудио- и видеоряд.
5 минут
Классный руководитель
На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия, перейдя границу, напала на Советский Союз. В четыре часа утра, когда мирные жители еще спали, начался обстрел города Киева. Первыми удар приняли воины Брестской крепости, которые в течение месяца с 22 июня по 23 июля 1941 года не сдавали крепость. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.
1
Ученик 1
Июнь!
Клонился к вечеру закат,
И белой ночью разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали,
Со школьных вечеров к Неве шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
И песня над рекой лилась Невой.
Мы шли на встречу утру и смеялись,
Не знали мы еще тогда с тобой,
Что с детством мы и с юностью прощались.
2
20 минут
Классный руководитель
Фашисты
говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград – ее душа. Как человек не
может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится
Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью
стереть его с лица земли. Для осуществления этого варварского замысла
гитлеровское командование бросило к городу огромные силы – более 40 отборных
дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов. Несмотря на героизм наших воинов и отвагу
партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу
удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его.
Начались
страшные дни для Ленинграда, дни блокады. Начались ежедневные
артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из
дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные
бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились
предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы
наиболее опасна!».
В перерывах
между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио
транслировался равномерный, четкий, как приказ, стук метронома (звучит
стук метронома).
Жители не
выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары
сердца города – звучит радио, значит, город живет и борется.
Ударили
сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Город
спасала река Нева. Здесь в невском льду прорубили проруби. С самого утра
тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями,
с чайниками. Шли цепочками, один за другим.
Не было
топлива. Не было электричества. Рабочие-мостовики чинили мосты.
Рабочие-электрики восстанавливали повреждения на линиях электропередач.
Рабочие-водопроводчики меняли поврежденные трубы, быстро восстанавливали
насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград.
Посылали на город снаряды огромной мощности, и все снова выходило из строя.
В городе
начался голод. 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде
достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем
остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный
коробок. Это было трудно назвать хлебом. Это была темно-коричневая липкая
масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей,
в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.
Ленинградцам выдавали хлебные карточки. Хлебная карточка – бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паек – 125 граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточку нельзя было восстановить.
1
Заранее подготовленный ученик рассказывает о Тане
Савичевой.
Ученик 2
Голодная
смерть косила людей. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани
Савичевой. Она была из обычной ленинградской семьи. Во время блокады
все родные Тани умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который
вела Таня:
«Женя
умерла 28 декабря в 12:00 часов утра 1941 года»
«Бабушка
умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года»
«Лека умер
17 марта в 5 часов утра 1942 года»
«Дядя Вася
умер в 2 часа ночи 14 апреля 1942 года»
«Дядя Леша
умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года»
«Мама
умерла 13 мая в 7:30 часов утра 1942 года»
«Савичевы
умерли»
«Умерли
все»
«Осталась
одна Таня»
При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла.
2
Девочка рассказывает стихотворение «Девочка из блокадного
Ленинграда» Андрея Гуркова. Фоном звучит спокойная грустная музыка.
Ученица 1
Как
странно… мне больше не хочется есть… и ноги совсем не болят…
Нет… нужно подняться… хотя бы присесть… ведь я – это мой Ленинград.
Пока я живая, живет город мой, зажатый в блокадном кольце.
И мама живая, и братик живой… замерзший на нашем крыльце…
Сквозь окна разбитые падает снег, паркет укрывая ковром.
Я верю, что к счастью придет человек, но все это будет потом…
Потом… через время и снежную мглу, пройдя по дороге смертей…
А может быть, я насовсем не умру? Уйду просто к маме своей?
Нет, нужно подняться, нельзя мне лежать, ведь я – это мой Ленинград!
Нельзя нам сдаваться… как хочется спать… укутавшись в снежный наряд…
Уже третий год мы в блокадном плену: бомбежки, разруха и смерть…
За что ты нам, боже, придумал войну? За что я должна умереть?!
Опять мне приснился загадочный сон: стою я одна над Невой
И вижу, как чайка мне машет крылом и манит меня за собой.
Потом вдруг взметнулась она в небеса и скрылась в седых облаках…
И мамины были у чайки глаза… любовь в них, забота и страх.
Немного посплю и схожу за водой… чуть-чуть только сон досмотрю…
Нет силы бороться… прости город мой… и помни: тебя я люблю…
3
Классный руководитель
Осажденный город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети продолжали учиться. Многие падали в голодные обмороки, сильно болели.
4
Ученик рассказывает стихотворение «В школе» Юрия
Воронова. Фоном звучит спокойная грустная музыка.
Ученица 2
Девчонка
руки протянула
И головой — на край стола…
Сначала думали — уснула,
А оказалось — умерла.
Ее из
школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не
обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья — после похорон.
5
Классный руководитель
21 ноября
1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую
ленинградцы назвали «Дорогой жизни». Она спасла от голодной смерти многих
ленинградцев.
Фашисты
бомбили «Дорогу жизни», и машины проваливались под лед вместе с водителями.
Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.
Фашисты
думали, что измученные, голодные, мерзнущие ленинградцы перессорятся между
собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце
концов сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, не
потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу. Город выстоял.
27 января 1944 года блокада Ленинграда была снята. Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. За свое освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.
6
Ученик читает стихотворение «...И летели листовки с
неба...» Елены Рывиной. Фоном звучит жизнеутверждающая музыка.
Ученик 3
…И летели
листовки с неба
На пороги обмерзших квартир:
«Будет хлеб! Вы хотите хлеба?..»,
«Будет мир! Вам ведь снится мир?».
Дети,
плача, хлеба просили,
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы
ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды,
без тепла, без света.
День похож
на черную ночь.
Может, в
мире и силы нету,
Чтобы все
это превозмочь?
Умирали –
и говорили:
– Наши
дети увидят свет!
Но ворота
они не открыли,
На колени
не встали, нет!
Мудрено
ли, что в ратной работе
Город наш
по-солдатски хорош?..
Петр
построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь.
7
5 минут
Звучит мелодия «Ленинградский метроном». Ученик читает в
заключение четверостишие С.Я. Маршака.
Ученик 1
Я прохожу
по улицам твоим,
Где каждый камень – памятник героям.
Вот на фасаде надпись:
«Отстоим!»,
А сверху «р» добавлено:
«Отстроим!».
1
Классный руководитель
Для всех людей на планете Ленинград стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. Давайте всегда будем помнить о подвиге советского народа в борьбе с фашизмом, будем чтить память всех погибших в этой страшной войне.
2