Оформительская студия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Искусство указывает человеку, для чего он живёт.
Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели,
помогает ему уяснить своё призвание».
О.Роден
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы- художественно-творческое.
Актуальность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы-программа «Оформительское искусство» создана с учётом современных
требований. Изучение основ ДПИ, оформительского искусства способствует формированию
средствами искусства способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, развитию
творческих способностей детей через их собственную творческую деятельность.
Актуальность данной программы обусловлена практической значимостью. Дети могут
применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной
комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые
занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными
материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными
живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала,
его углублением, практическим закреплением в создании художественно-оформительских
работ. Художественное оформление в школе отображает процессы, события, праздники. На
занятиях учащиеся организованно и заинтересованно выполняют самые разные виды работ:
шрифтовых надписей с помощью плакатных перьев, кистью, накладных букв, трафаретов,
шрифтовых композиций заголовок, текстов, эскизы плакатов, эмблем, проектов, макетов,
размещения экспонатов на выставках, которые становятся традициями в школе. Сближает
учащихся, позволяет ощутить себя непосредственными участниками событий, увидеть себя
как бы со стороны.
Содержание программы по обучению художника-оформителя направлено на
привлечение ребят к решению школьных проблем, развитие у них чувства патриотизма,
желание участвовать в делах школы и класса.
Художественно оформленная идея, событие, факт приучает школьников вырабатывать и
конструировать собственную точку зрения, отношение к происходящим событиям,
воспитывает эстетический вкус, историческую память, мировоззрение.
История декоративно-оформительского искусства свидетельствует о его большом
воспитывающем воздействии на окружающих, и этим оформительское искусство отличается
от других видов (живописи, графики).
Декоративно-оформительского искусство существует вполне самостоятельно, от таких
видов искусства, как живопись или графика, оно отличается своим агитационным характером.
Оно всегда находится в центре общественной жизни, взаимоотношений людей, отражает
основные исторические вехи становления общества, государства, призвано поддерживать
полнокровную духовную жизнь.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программыпрограмма составлена с учётом современных педагогических подходов. Содержательно –
деятельностный подход помогает включить обучающихся в учебную и художественную
деятельность, в которой учитываются интересы детей к декоративным видам деятельности и
ориентирует их на положительный результат. Обучающиеся знакомятся с многообразием мира
художественных образов, различными видами и жанрами искусства, осваивают различные
способы художественной деятельности.
Личностно ориентируемый подход способствует формированию личности ребёнка.
Программа построена с учётом интересов обучающихся, мотивации успешности его
деятельности, с опорой на комфортную атмосферу во время проведения занятий,
стимулирующую творческую активность личности. Это помогает личности самоопределиться,
2

способствует адаптации в современном мире и ориентации в современном пространстве
культуры и искусства.
Региональный подход учитывает традиции и историко – культурные связи. Что
способствует самосознанию обучающихся, как носителей национальной культуры при
сохранении толерантности.
Педагогическая
целесообразность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы определяется разнообразие тем, позволяет изучить
различные техники работы с материалами, приобрести умения необходимые в жизни,
приобщить учащихся к миру прекрасного, раскрыть свой творческий потенциал. Программа
построена на изучении материала, от простого к сложному, что позволяет учащимся,
постепенно, без проблем освоить материал, учитываются и возрастные особенности детей.
Формы и режим занятий данная образовательная программа предполагает обучение
детей 11-17 лет и рассчитана на один года обучения. Комплектование в группу детей разного
возраста требует построения занятий соответственно с их возрастными особенностями,
определить методику проведения занятий, правильно запланировать время для теоретических
занятий и практических работ. При проведении занятий используются различные формы
обучения. В зависимости от числа обучающихся: групповая и индивидуальная.
Индивидуальная форма обучения преобладает, так как, в разновозрастном коллективе
способности и возможности у обучающихся разные.
В зависимости от дидактической цели: форма теоретического обучения; форма
практического обучения; форма трудового обучения.
В зависимости от комплекса признаков: лекции, практикумы, зачёты, экскурсии,
просмотры, выставки.
Занятия проводятся 1 раз в неделю 1 часа, 34 часа в год, в соответствии с нормами
СаНПиН, Уставом школы, Положением о системе дополнительного образования.
Формы и методы обучения: ведущей формой организации обучения
является групповая, но необходимой является и индивидуальная работа с кружковцами,
особенно, при выполнении практических творческих работ, а также для детей, испытывающих
затруднения.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:
Цель:
познакомить с профессией художник-оформитель;
обучить основным приемам художественно-оформительскому искусству;
воспитывать художественно-эстетическое восприятие мира.
Задачи:
Совершенствовать навыки использования приемов работы в различных техниках и
материалах.
-Воспитывать чувство потребности в художественной организации своего жизненного
пространства, положительное восприятие искусства и культуры Родного края и народов мира.
-Формировать навыки и умения работать в коллективе, определять свою роль в
коллективном творческом процессе.
-Развивать самостоятельность и способность учащимися решать поставленные
творческие задачи-развивать чувство ритма, цвета, композиции, художественно – творческие
способности учащихся художественный вкус, общую культуру
III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны
знать:
оформительское искусство;
цвет и свет в оформительском искусстве;
виды шрифтовых надписей, шрифтовых композиций;
3

виды и свойства красок и других материалов, инструментов применение в
оформительском искусстве;
создание проектов художественного оформления, интерьера, экстерьера, костюмов к
спектаклям;
изготовление макетов школьного интерьера;
правила безопасности труда и личной гигиены.
учащиеся должны уметь:
выделять и реализовывать конкретную изобразительную задачу;
понимать и выражать ведущую идею выполняемого оформления, предназначенное для
школы;
отображать художественно-изобразительные средства, позволяющие акцентировать
смысл оформительской работы в доступной форме;
находить лаконичную форму для оформления;
применять художественные средства, чтобы оформления каждый раз создавало
впечатление новизны.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ
К концу учебного года воспитанники, приобретая вышеуказанные навыки, будут
подготовлены к более глубокому развитию способностей в данном объединении или могут
продолжить занятия в других объединениях творческого направления, соответствующего
возрасту.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

Наименование
разделов и тем

Общее
количество
часов

Теоретичес
ких

Практичес
ких

Формы
аттестаци
и/контрол
я

I. ВВОДНЫЙ (3ч)
1.1
1.2

1.3

2.1

2.2

3.1

Рабочее место
1
1
Разновидности
1
декоративнооформительских
работ. Материалы,
инструменты,
приспособления
Практические
1
указания и советы по
технике декоративнооформительских
работ
II. ОФОРМИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Поздравительная
1
телеграмма, открытка,
стенная газета к
празднику «День
учителя».
«Наш край Уральский
1
…»
III. ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Правила, приемы и
1
1
средства композиции.
4

1
Анализ
работ

1

Анализ
работ

1

Взаимоана
лиз работ

1

Выставка
работ
Анализ
работ

3.2
3.3

4.1
4.2

4.3
4.4

Сказочная тема в
ИЗО.
Иллюстрации к
сказкам

1

1

2

2

IV. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
Открытки
1

1

Поделки встречаем
Новый год и
Рождество
Бумажные ангелочки

1

2

1

1

Рождественские
елочные игрушки

2

1

1

1

V. ШРИФТ
1

Взаимоана
лиз работ
Презентаци
я работ
Анализ
работ
Анализ
работ
Выставка
работ
Взаимоана
лиз работ

5.1

Краткий очерк
истории развитии
шрифта

5.2

1

Выставка
работ

6.1

Классификация
1
шрифтов. Виды
шрифтов
VI. ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН
Многообразие видов
2
1

1

6.2

От визитки до книги

1

1

Взаимоана
лиз работ
Презентаци
я работ

6.3

Соединение текста и
изображения
Шрифтовая
композиция

1

6.4

Анализ
работ

1

1

2

2

VII. ПЛАКАТ
2

7.1

Виды плакатов

7.2

Афиша

1

1

7.3

Пригласительный
билет
Эмблема

1

1

1

1

7.4

8.1
8.2

8.3

1

VIII. ОРНАМЕНТ
Краткие исторические
1
сведения
Виды орнамента
2

Анализ
работ
Анализ
работ
Взаимоана
лиз работ
Анализ
работ

1
1

Построение
1
орнамента
IX. ПРИРОДА, РЕБЕНОК, ТВОРЧЕСТВО И ДИЗАЙН
5

1

Анализ
работ
Выставка
работ

1

Презентаци
я работ

1

Выставка
работ

9.1
9.2
9.3

Стилизация
природных форм
Работа с природным
материалом
Декоративнооформительская
работа в школе

Итого

1

1

1

1
1

1

35

11

Анализ
работ
Взаимоана
лиз работ
Выставка
работ

24

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ Раздел

Теоретическое описание
детей

Практическое

1.

Набор
кружок

в Набор детей в кружок

2.

Вводное занятие

Правильно организуйте рабочее место.
Стол со всеми приспособлениями и
инструментами должен стоять так, чтобы
свет падал на работу с левой стороны.
Цели и задачи. Специфика работы
художника-оформителя.

3.

Оформительская
деятельность

Синтез слова и изображения. Стилистика Участие в оформлении
изображения
и
способы
их выставки
ко
Дню
композиционного расположения.
учителя.

4.

Иллюстрация

Беседа.
Иллюстрация
как
форма
взаимосвязи слова с изображением.
Композиция
листа.
Выразительные
свойства линии, основные и составные
цвета.

Выполнение
иллюстраций к сказкам
«Конек-горбунок»,
«Аленький цветочек».

5.

Художественное
конструирование

Общее
и
различное
в
обычаях
новогоднего праздника. Выбор сюжета
для новогодней композиции. Передача
настроения, красочности, необычности
действий.
Использование
средств
художественной
выразительности,
соответствующих празднику – смелых
линий, многоцветных мазков, пятен.
Конструирование из бумаги.

1. Зарисовки атрибутов
новогоднего карнавала,
новогодних
костюмов,
масок.
2.Зарисовки украшения
елки,
сувениров,
подарков.
3.
Конструирование
поделок. 4. Коллективная
работа.

6.

Шрифт.

Буква как изобразительно-смысловой 1. Создание композиции
символ звука. Буква и искусство шрифта, из
произвольного
«архитектура»
шрифта,
шрифтовые количества
букв.
6

Практические указания и
советы
по
технике
декоративнооформительских работ.

гарнитуры. Шрифт и содержание текста,
понимание
печатного
слова,
типографской строки как элементов
плоскостной композиции.

2. Создание композиции
из линии строкового
текста.
3. Нарисовать несколько
эскизов соприкосновения
букв.

7.

Полиграфический
дизайн.

Книжная графика, ее связь с образами,
сюжетами. Первые рукописные книги.
Единство знака, слова и декора в
оформлении. Орнаменты заставок и
концовок текста.

1.
Выполнение
творческой композиции
«Старинные
книги».
2. Практическая работа
«Я
–
художникоформитель,
иллюстратор». Создание
книги (обложка, титул,
буквица, концовка).

8.

Плакат.

Виды печатной продукции. Плакат как
вид
графики.
Живописные
и
декоративные средства в изображении
плаката.

1.Выполнение
эскизов
плакатов. Н-р: «Берегите
природу», «Пусть поют
птицы» и др.

9.

Орнамент.

Многообразие
форм
и
мотивов 1. Зарисовка мотивов.
орнамента. Растительные, зооморфные 2. Компоновка-вариация
элементы орнамента, работа по замыслу. ленточных,
замкнутых
орнаментов.

10. Природа, ребе нок, Традиции организации и оформления
творчество
и праздничной среды: заготовка листьев,
дизайн.
цветов, камней, лоскутков и другого
бросового материала.

Коллективная работа из
природного материала.
Выполнение
проектов
оформление площадки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 201
Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград:
ИТД «Корифей», 2007.
В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного
конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени»,
«Воронеж», 2006 год.
Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007
А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. –
М.: ВЛАДОС, 2006
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
«Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003 год.
В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14
лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».