Настольный теннис

Пояснительная записка

Направленность программы – физкультурно-спортивная
Уровень программы – ознакомительный
Программа по настольному теннису разработана для учащихся от 7 до 17 лет на основе
нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе
новым Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и
действующих образовательных программ по физической культуре для общеобразовательных
учреждений.
Общая характеристика учебного предмета
Настольный теннис в нашей стране завоевал популярность, как и во всём мире, и особенно среди
детей, подростков и юношей. Наличие постоянной борьбы, которая ведётся с помощью
естественных движений, сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее
воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя
большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различным
напряжением, человек получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы
организма.
Постоянное изменение обстановки в процессе игры обусловливает высокую анализаторную
деятельность человека и необходимость выбора решения. К сознанию постоянно предъявляются
высокие требования. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную нагрузку и
испытывает большую радость и удовлетворение.
Всё это делает настольный теннис эффективным средством физического воспитания. Занятия
настольным теннисом помогают учащимся повысить уровень своего физического развития и
укрепить здоровье.
В рабочей программе представлены основные разделы спортивной подготовки теннисистов
спортивно оздоровительного этапа 1-2 года обучения, изложенные на основе новейших данных в
области теории физической культуры и спорта. Особое внимание уделяется планированию,
построению и контролю процесса спортивной подготовки теннисистов. В основу рабочей
программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ,
результаты научных исследований.
Основополагающие принципы:
- Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного
процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки,
воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского
контроля).
- Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по этапам
обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в
многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов
подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня
физической и технико-тактической подготовленности.
- Вариативность - предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки,
индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного
набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач
спортивной подготовки.
Программа
по
настольному
теннису
предназначена
для
СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА, составлена на основе типовой образовательной программы по
настольному теннису для детско-юношеских спортивных школ, относящейся к спортивнооздоровительному этапу.
Новизна программы – программы в том, что она учитывает специфику

дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься
этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в
обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников
и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой
эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Актуальность – Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых
помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой
увлекательной игры покоряют многих любителей.

Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью ее в детской
среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой
школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное
напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным
теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка,
развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия
ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и
физического здоровья детей.
Программа включает модное направление в спорте. Настоящая программа способствует
формированию у учащихся знаний и умений в области настольного тенниса, которая заняла
прочную лидирующую позицию среди подавляющего большинства видов оздоровительных
занятий
Педагогическая целесообразность - Создание необходимых условий, содействующих
формированию потребности в здоровом образе жизни через внедрение технологии
личностно-ориентированного обучения во внеурочной деятельности.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
рост спортивного результата в настольном теннисе можно достичь путем организации
собственных движений так, чтобы максимально использовать свой постоянно
повышающийся моторный потенциал для решения стоящей двигательной задачи. Иными
словами, спортивная техника - элемент спортивного мастерства, совершенствующийся с
течением времени. Такое совершенствование может быть эффективным только в том
случае, если оно предусматривает формирование биомеханической целесообразной
структуры движений, соответствующей реальному уровню подготовленности спортсмена.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у
занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений,
скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению
здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю,
чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и
товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности,
меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы,
приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным
напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и
групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у
играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный
подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у
обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в
случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок,
настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими
средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его
информированность в области оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими
учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить
отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Настольный
теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и
поддержании функциональности организма.
Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного
времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой
деятельности в области физической культуры и спорта.

Цель:

Создание условий для массового привлечения детей и подростков к занятиям настольным
теннисом в спортивно-оздоровительных группах. Укрепления здоровья учащихся,
гармоническое физическое развитие, достижение и поддержание высокой работоспособности,
привитие гигиенических навыков; развитие у занимающихся основных двигательных качеств, к
способности к оценке силовых, пространственных и временных параметров движений,
формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитание
потребности в личном физическом совершенствовании.

Задачи дополнительной образовательной программы:
Обучающие:



приобретение теоретических и методических знаний;
овладение основными приёмами современной техники и тактики игр;

Развивающие:



формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, применение их в
различных условиях;
повышение спортивной квалификации.

Воспитывающие:







воспитание
привычки
к
систематическим
занятиям
физическими
упражнениями;
воспитание у занимающихся нравственных и волевых качеств;
воспитание высокоразвитых волевых качеств, умения
преодолевать физические
трудности при выполнении сложных упражнений;
воспитание гигиенических навыков и привычек соблюдения режима труда и отдыха, ухода
за своим телом, одеждой и пр.;
воспитание правильных взаимоотношений между учениками, строящихся на основе
общности интересов в освоении двигательных действий.
воспитание дружбы и высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.

Программа рассчитана на детей и подростков от 7 до 17 лет.
Срок реализации программы -1 год
Учебно-тренировочная нагрузка 1 раз в неделю по 1 часу, 35 часов в год.
Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровой, в
парах.
Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное,
соревновательное.
Форма и способы проверки результативности учебно-тренировочного процесса:
Основной показатель работы секции по настольному теннису - выполнение в конце
каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся,
выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической,
физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагоги
секции используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими
отечественными специалистами.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного
годового цикла 2 – 3 раза в год.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической
подготовке контрольно-переводные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются
основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень
учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при
подготовке к соревнованиям.
ожидаемые результаты















К концу года обучения учащиеся:
Будут знать:
будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют
здоровье;
узнают, как правильно распределять свою физическую нагрузку;
узнают правила игры в настольный теннис;
правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
Знать правила проведения соревнований;
Будут уметь:
Провести специальную разминку для теннисиста
Овладеют основами техники настольного тенниса;
Овладеют основами судейства в теннисе;
Смогут составить график соревнований в личном зачете и определить победителя;
Разовьют следующие качества:
улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим
нагрузкам;
повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней
среды стрессового характера;
Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.

Ведущую роль в настольном теннисе играют быстрота, сила, ловкость и выносливость в
определённых сочетаниях. При этом первостепенное значение имеют скорость мышечного
сокращения и регулирование скорости движений, а также пространственная точность движений,
кроме того, настольный теннис требует быстрого решения сложных двигательных задач в каждой
игровой ситуации. Все сложности предъявляют особые требования к физической, технической и
тактической подготовке теннисиста.
Спортивно-оздоровительный этап является первым звеном в системе многолетней
подготовки юных теннисистов . В группы принимаются практически все желающие, так как этого
требуют педагогическая этика и психологические законы спортивной ориентации. Подготовка детей
в спортивно-оздоровительных группах подготовки является тем фундаментом, на котором в
дальнейшем, на учебно-тренировочном этапе, строится подготовка теннисистов высокой
квалификации.
В спортивно-оздоровительные группы зачисляются обучающиеся общеобразовательных
школ, желающие заниматься спортом, имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется
физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и
ознакомление с основами техники выбранного вида спорта – настольного тенниса, выбор
спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на этап ОФП.
Программа рассчитана на 76 часов в год. Систематический сбор информации об успешности
образовательного процесса, контроль над состоянием физического развития, физической
подготовленности обучающихся определяется контрольными испытаниями. Перечень и порядок
проведения контрольных испытаний для обучающихся, а также нормативные требования по общей,
специальной физической и технической подготовке для обучающихся спортивно-оздоровительного
этапа, учитывают требования для данного биологического возраста детей и скорректированы с
учётом возрастных особенностей обучающихся.

Содержание материала

Знания о физической культуре
Физическая культура в современном обществе. История развития настольного тенниса, и его
роль в современном обществе. Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса. Правила
безопасности игры. Правила соревнований.
Способы двигательной деятельности
Выбор ракетки и способы держания. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». Разновидности
хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».
Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок.
Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча.
Основные положения теннисиста. Исходные положения, выбор места. Способы перемещения.
Шаги, прыжки, выпады, броски. Одношажные и двухшажные перемещения.
Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением).
Подачи: короткие и длинные. Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным
вращением). Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в
броске.
Тактика одиночных игр.
Игра в защите.
Основные тактические комбинации.
При своей подаче: а) короткая подача; б) длинная подача. При подаче соперника: а) при
длинной подаче — накат по прямой; 6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в
середину стола.
Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника.
Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. Упражнения с мячом и
ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях.
Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре.
Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны).
Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.
Игра у стола. Игровые комбинации. Подготовка к соревнованиям (разминка общая и игровая).
Учебно-тематическое планирование
Количество часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Виды программного материала
Теория

7

Теория

4

Общефизическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Обучение техническим приёмам
Интегральная подготовка
Обучение тактическим действиям и
двухсторонняя игра
Итого:

Всего

Практика

4

3

3

3

3

9

9

5

5

11

1

35

31
4

Содержание учебного плана

Формы
аттестаци
и/контрол
я
Просмотр
выполненных
игры.
Просмотр
выполненных
игры.
Просмотр
выполненных
игры.
Просмотр
выполненных
игры.
Просмотр
выполненных
игры.
Просмотр
выполненных
игры.

Теория
Тема 1. Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие настольного тенниса
в России.
Содержание: Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей
культуры. Значение физической культуры для укрепления здоровья, физического развития. Роль
физической культуры в воспитании молодежи.
История развития настольного тенниса в мире и нашей стране. Достижения теннисистов России
на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире.
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. Влияние физических
упражнений на организм спортсмена.
Содержание: Мотивация к регулярным занятиям спортом. Спортивно-эстетическое воспитание.
Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Инициативность, самостоятельность и
творческое отношение к тренировкам.
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные
признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте.
Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок.
Гигиенические требования к занимающимся спортом. Профилактика заболеваемости
травматизма в спорте.
Содержание: Понятия о гигиене. Гигиена тела. Гигиенические требования к спортивной одежде
и обуви. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Понятия о рациональном питании и
общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию обучающихся. Значение витаминов и
минеральных солей, их нормы. Режим питания. Пищевые отравления и их профилактика. Режим дня
спортсмена. Значение сна, утренней гигиенической гимнастики для юного спортсмена. Вредные
привычки – курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма
спортсмена. Предупреждение инфекционных заболеваний, источники инфекций и пути их
распространения. Травматизм в процессе занятий настольным теннисом; оказание первой
доврачебной помощи при несчастных случаях, приёмы искусственного дыхания, транспортировка
пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и
противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.

Основы техники и техническая подготовка
Содержание: Основные сведения о технике игры, о её значении для роста спортивного
мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация и анализ техники
изучаемых приёмов игры.
Обучающиеся должны знать:
- Гигиенические требования к обучающимся
- Режим дня спортсмена
- Естественные основы по защите организма и профилактике заболеваний
- Историю развития настольного тенниса в России и терминологию избранной игры
Уметь:
- Составлять режим дня и руководствоваться им. Закалять свой организм
- Подготовить место для занятий
- Соблюдать технику безопасности на занятиях
- Оказать первую доврачебную помощь пострадавшему
- Проявлять стойкий интерес к занятиям

Общефизическая подготовка
- Строевые упражнения
- Упражнения для рук, кистей рук и плечевого пояса
- Упражнения для ног, стоп ног и тазобедренного сустава
- Упражнения для шеи и туловища
- Упражнения для всех групп мышц
- Упражнения для развития силы
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития ловкости

- Упражнения типа «полоса препятствий»
- Упражнения для развития общей выносливости
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при выполнении упражнений (ОФП)
- Технику выполнения упражнений, последовательность, периодичность
Уметь:
- Выполнять строевые упражнения на месте и в движении
- Выполнять комплекс разминки самостоятельно

Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести
- Упражнения для развития игровой ловкости
- Упражнения для развития специальной выносливости
- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
-Упражнения с отягощениями
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при выполнении упражнений (СФП)
- Технику выполнения упражнений, последовательность, периодичность
Уметь:
- Выполнять упражнения самостоятельно и при помощи партнёра,
с изменением скорости, амплитуды, с отягощениями и без них.
- Развивать специальные способности (гибкость, быстроту, ловкость)

Интегральная подготовка
Основные технические приемы:
1.Исходные положения (стойки)
а) правосторонняя
б) нейтральная (основная)
в) левосторонняя
2.Способы передвижений
а) бесшажный
б) шаги
в) прыжки
г) рывки
3.Способы держания ракетки
а) вертикальная хватка-«пером»
б) горизонтальная хватка-«рукопожатие»
4. Подачи
а) по способу расположения игрока
б) по месту выполнения контакта ракетки с мячом
5. Технические приемы нижним вращением
а) срезка
б) подрезка
6. Технические приемы без вращения мяча
а) толчок
б) откидка
в) подставка
7. Технические приемы с верхним вращением
а) накат
б) топс- удар
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при выполнении технических упражнений
- Основные приёмы техники выполнения ударов.
Уметь:
- Выполнять эти технические элементы на учебно-тренировочных занятиях
- Соблюдать технику безопасности при выполнении технических элементов

Обучение тактическим действиям и двухсторонняя игра
Техника нападения.
Техники передвижения. Бесшажный способ передвижения(без переноса ОЦТ; с незначительным
переносом ОЦТ; с полным переносом ОЦТ).Ш аги( одношажный, приставной,
скрестный).Прыжки(с двух ног,с двух ног на одну, с одной ноги на другую). Рывки ( с правой ноги,
с левой ноги, с поворотом туловища, с наклоном туловища)
Техники подачи. Подброс мяча..Траектория и направление полета мяча. Точки пересечения
плоскостей вращения мяча .Прием подач. Формы распознавания подач соперника.Игра в нападении.
Накат слева, справа.
Техника защиты.
Техники передвижения. Сочетание способов передвижения с техническими приемами игры в
защите. Срезка,подрезка.
Обучающиеся должны знать:
-Основные приёмы тактических действий в нападении
и при противодействии в защите
Уметь:
- Выполнять элементы тактики на учебно-тренировочных занятиях
- Соблюдать технику безопасности при выполнении элементов тактики
Подвижные игры:
- на стимулирование двигательной активности обучающихся
- на разностороннее развитие и совершенствование основных движений детей
Эстафеты с элементами настольного тенниса (на развитие):
- скоростно-силовых качеств
- быстроты действий
- общей выносливости
- силы
- гибкости
- ловкости
- Игровые спарринги:
- 1 х 1, 1 х 2, 2 х 2
Обучающие должны знать:
- Технику безопасности при выполнении игровых упражнений
- Основные правила настольного тенниса
Уметь:
- Выполнять основные технические и тактические игровые приёмы
Требования к уровню подготовленности учащихся
В результате изучения настольного тенниса ученик должен
знать/понимать:






историю развития настольного тенниса;
о месте и значении игры в системе физического воспитания;
о структуре рациональных движений в технических приёмах игры;
правила игры;
правила безопасности игры.
овладеть:



теоретическими сведениями, основными приёмами техники и тактики.
приобрести:



навык участия в игре и организации самостоятельных занятий.

уметь:


выполнять основные приёмы техники - исходные положения, перемещения, подачи,
приёмы, нападающие удары, подкрутки, подставки; организовать и провести
самостоятельные занятия по настольному теннису.

Гигиенические требования к занимающимся спортом. Профилактика заболеваемости и
травматизма в спорте.
Содержание: Понятия о гигиене. Гигиена тела. Гигиенические требования к спортивной одежде
и обуви. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Понятия о рациональном питании и
общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию обучающихся. Значение витаминов и
минеральных солей, их нормы. Режим питания. Пищевые отравления и их профилактика. Режим дня
спортсмена. Значение сна, утренней гигиенической гимнастики для юного спортсмена. Вредные
привычки – курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма
спортсмена. Предупреждение инфекционных заболеваний, источники инфекций и пути их
распространения. Травматизм в процессе занятий настольным теннисом; оказание первой доврачебной
помощи при несчастных случаях, приёмы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего.
Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к
тренировочным занятиям и соревнованиям.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического
развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры
движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже
предлагаемого.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и
результат выполнения упражнения.

Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования второго поколения . М.: Просвещение, 2011
2. Примерные программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011
3. Внеурочная деятельность школьников . Методический конструктор. М.:
Просвещение2011
4. Г.Б. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа
спортивной подготовки

для детско-юношеских спортивных школ. М.:

Советский спорт, 2014год.
5. А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: Ф и С, 2012год.
6. Ю.П.Байгулов. Основы настольного тенниса. М.: Ф и С, 2011год.
7. О.В.

Матыцин.

РГАФК,2014год.

Настольный

теннис.

Неизвестное

об

известном.

М.:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».