Пояснительная записка Направленность программы – физкультурно-спортивная Уровень программы – ознакомительный Программа по настольному теннису разработана для учащихся от 7 до 17 лет на основе нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новым Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и действующих образовательных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений. Общая характеристика учебного предмета Настольный теннис в нашей стране завоевал популярность, как и во всём мире, и особенно среди детей, подростков и юношей. Наличие постоянной борьбы, которая ведётся с помощью естественных движений, сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различным напряжением, человек получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма. Постоянное изменение обстановки в процессе игры обусловливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора решения. К сознанию постоянно предъявляются высокие требования. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение. Всё это делает настольный теннис эффективным средством физического воспитания. Занятия настольным теннисом помогают учащимся повысить уровень своего физического развития и укрепить здоровье. В рабочей программе представлены основные разделы спортивной подготовки теннисистов спортивно оздоровительного этапа 1-2 года обучения, изложенные на основе новейших данных в области теории физической культуры и спорта. Особое внимание уделяется планированию, построению и контролю процесса спортивной подготовки теннисистов. В основу рабочей программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ, результаты научных исследований. Основополагающие принципы: - Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля). - Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности. - Вариативность - предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки. Программа по настольному теннису предназначена для СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА, составлена на основе типовой образовательной программы по настольному теннису для детско-юношеских спортивных школ, относящейся к спортивнооздоровительному этапу. Новизна программы – программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития. Актуальность – Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей. Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя. Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей. Программа включает модное направление в спорте. Настоящая программа способствует формированию у учащихся знаний и умений в области настольного тенниса, которая заняла прочную лидирующую позицию среди подавляющего большинства видов оздоровительных занятий Педагогическая целесообразность - Создание необходимых условий, содействующих формированию потребности в здоровом образе жизни через внедрение технологии личностно-ориентированного обучения во внеурочной деятельности. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы рост спортивного результата в настольном теннисе можно достичь путем организации собственных движений так, чтобы максимально использовать свой постоянно повышающийся моторный потенциал для решения стоящей двигательной задачи. Иными словами, спортивная техника - элемент спортивного мастерства, совершенствующийся с течением времени. Такое совершенствование может быть эффективным только в том случае, если оно предусматривает формирование биомеханической целесообразной структуры движений, соответствующей реальному уровню подготовленности спортсмена. Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре. Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом. Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма. В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма. Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта. Цель: Создание условий для массового привлечения детей и подростков к занятиям настольным теннисом в спортивно-оздоровительных группах. Укрепления здоровья учащихся, гармоническое физическое развитие, достижение и поддержание высокой работоспособности, привитие гигиенических навыков; развитие у занимающихся основных двигательных качеств, к способности к оценке силовых, пространственных и временных параметров движений, формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитание потребности в личном физическом совершенствовании. Задачи дополнительной образовательной программы: Обучающие: приобретение теоретических и методических знаний; овладение основными приёмами современной техники и тактики игр; Развивающие: формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, применение их в различных условиях; повышение спортивной квалификации. Воспитывающие: воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями; воспитание у занимающихся нравственных и волевых качеств; воспитание высокоразвитых волевых качеств, умения преодолевать физические трудности при выполнении сложных упражнений; воспитание гигиенических навыков и привычек соблюдения режима труда и отдыха, ухода за своим телом, одеждой и пр.; воспитание правильных взаимоотношений между учениками, строящихся на основе общности интересов в освоении двигательных действий. воспитание дружбы и высоконравственных отношений между мальчиками и девочками. Программа рассчитана на детей и подростков от 7 до 17 лет. Срок реализации программы -1 год Учебно-тренировочная нагрузка 1 раз в неделю по 1 часу, 35 часов в год. Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровой, в парах. Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное. Форма и способы проверки результативности учебно-тренировочного процесса: Основной показатель работы секции по настольному теннису - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития. Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагоги секции используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами. Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год. В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям. ожидаемые результаты К концу года обучения учащиеся: Будут знать: будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье; узнают, как правильно распределять свою физическую нагрузку; узнают правила игры в настольный теннис; правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни; Знать правила проведения соревнований; Будут уметь: Провести специальную разминку для теннисиста Овладеют основами техники настольного тенниса; Овладеют основами судейства в теннисе; Смогут составить график соревнований в личном зачете и определить победителя; Разовьют следующие качества: улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость; улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам; повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера; Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий. Ведущую роль в настольном теннисе играют быстрота, сила, ловкость и выносливость в определённых сочетаниях. При этом первостепенное значение имеют скорость мышечного сокращения и регулирование скорости движений, а также пространственная точность движений, кроме того, настольный теннис требует быстрого решения сложных двигательных задач в каждой игровой ситуации. Все сложности предъявляют особые требования к физической, технической и тактической подготовке теннисиста. Спортивно-оздоровительный этап является первым звеном в системе многолетней подготовки юных теннисистов . В группы принимаются практически все желающие, так как этого требуют педагогическая этика и психологические законы спортивной ориентации. Подготовка детей в спортивно-оздоровительных группах подготовки является тем фундаментом, на котором в дальнейшем, на учебно-тренировочном этапе, строится подготовка теннисистов высокой квалификации. В спортивно-оздоровительные группы зачисляются обучающиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом, имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и ознакомление с основами техники выбранного вида спорта – настольного тенниса, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на этап ОФП. Программа рассчитана на 76 часов в год. Систематический сбор информации об успешности образовательного процесса, контроль над состоянием физического развития, физической подготовленности обучающихся определяется контрольными испытаниями. Перечень и порядок проведения контрольных испытаний для обучающихся, а также нормативные требования по общей, специальной физической и технической подготовке для обучающихся спортивно-оздоровительного этапа, учитывают требования для данного биологического возраста детей и скорректированы с учётом возрастных особенностей обучающихся. Содержание материала Знания о физической культуре Физическая культура в современном обществе. История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе. Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса. Правила безопасности игры. Правила соревнований. Способы двигательной деятельности Выбор ракетки и способы держания. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи». Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок. Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча. Основные положения теннисиста. Исходные положения, выбор места. Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. Одношажные и двухшажные перемещения. Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением). Подачи: короткие и длинные. Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске. Тактика одиночных игр. Игра в защите. Основные тактические комбинации. При своей подаче: а) короткая подача; б) длинная подача. При подаче соперника: а) при длинной подаче — накат по прямой; 6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в середину стола. Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника. Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях. Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре. Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны). Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность. Игра у стола. Игровые комбинации. Подготовка к соревнованиям (разминка общая и игровая). Учебно-тематическое планирование Количество часов № п/п 1 2 3 4 5 6 Виды программного материала Теория 7 Теория 4 Общефизическая подготовка Специальная физическая подготовка Обучение техническим приёмам Интегральная подготовка Обучение тактическим действиям и двухсторонняя игра Итого: Всего Практика 4 3 3 3 3 9 9 5 5 11 1 35 31 4 Содержание учебного плана Формы аттестаци и/контрол я Просмотр выполненных игры. Просмотр выполненных игры. Просмотр выполненных игры. Просмотр выполненных игры. Просмотр выполненных игры. Просмотр выполненных игры. Теория Тема 1. Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие настольного тенниса в России. Содержание: Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение физической культуры для укрепления здоровья, физического развития. Роль физической культуры в воспитании молодежи. История развития настольного тенниса в мире и нашей стране. Достижения теннисистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире. Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. Влияние физических упражнений на организм спортсмена. Содержание: Мотивация к регулярным занятиям спортом. Спортивно-эстетическое воспитание. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к тренировкам. Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок. Гигиенические требования к занимающимся спортом. Профилактика заболеваемости травматизма в спорте. Содержание: Понятия о гигиене. Гигиена тела. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Понятия о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию обучающихся. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания. Пищевые отравления и их профилактика. Режим дня спортсмена. Значение сна, утренней гигиенической гимнастики для юного спортсмена. Вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек. Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Предупреждение инфекционных заболеваний, источники инфекций и пути их распространения. Травматизм в процессе занятий настольным теннисом; оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях, приёмы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям. Основы техники и техническая подготовка Содержание: Основные сведения о технике игры, о её значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация и анализ техники изучаемых приёмов игры. Обучающиеся должны знать: - Гигиенические требования к обучающимся - Режим дня спортсмена - Естественные основы по защите организма и профилактике заболеваний - Историю развития настольного тенниса в России и терминологию избранной игры Уметь: - Составлять режим дня и руководствоваться им. Закалять свой организм - Подготовить место для занятий - Соблюдать технику безопасности на занятиях - Оказать первую доврачебную помощь пострадавшему - Проявлять стойкий интерес к занятиям Общефизическая подготовка - Строевые упражнения - Упражнения для рук, кистей рук и плечевого пояса - Упражнения для ног, стоп ног и тазобедренного сустава - Упражнения для шеи и туловища - Упражнения для всех групп мышц - Упражнения для развития силы - Упражнения для развития быстроты - Упражнения для развития гибкости - Упражнения для развития ловкости - Упражнения типа «полоса препятствий» - Упражнения для развития общей выносливости Обучающиеся должны знать: - Технику безопасности при выполнении упражнений (ОФП) - Технику выполнения упражнений, последовательность, периодичность Уметь: - Выполнять строевые упражнения на месте и в движении - Выполнять комплекс разминки самостоятельно Специальная физическая подготовка - Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести - Упражнения для развития игровой ловкости - Упражнения для развития специальной выносливости - Упражнения для развития скоростно-силовых качеств -Упражнения с отягощениями Обучающиеся должны знать: - Технику безопасности при выполнении упражнений (СФП) - Технику выполнения упражнений, последовательность, периодичность Уметь: - Выполнять упражнения самостоятельно и при помощи партнёра, с изменением скорости, амплитуды, с отягощениями и без них. - Развивать специальные способности (гибкость, быстроту, ловкость) Интегральная подготовка Основные технические приемы: 1.Исходные положения (стойки) а) правосторонняя б) нейтральная (основная) в) левосторонняя 2.Способы передвижений а) бесшажный б) шаги в) прыжки г) рывки 3.Способы держания ракетки а) вертикальная хватка-«пером» б) горизонтальная хватка-«рукопожатие» 4. Подачи а) по способу расположения игрока б) по месту выполнения контакта ракетки с мячом 5. Технические приемы нижним вращением а) срезка б) подрезка 6. Технические приемы без вращения мяча а) толчок б) откидка в) подставка 7. Технические приемы с верхним вращением а) накат б) топс- удар Обучающиеся должны знать: - Технику безопасности при выполнении технических упражнений - Основные приёмы техники выполнения ударов. Уметь: - Выполнять эти технические элементы на учебно-тренировочных занятиях - Соблюдать технику безопасности при выполнении технических элементов Обучение тактическим действиям и двухсторонняя игра Техника нападения. Техники передвижения. Бесшажный способ передвижения(без переноса ОЦТ; с незначительным переносом ОЦТ; с полным переносом ОЦТ).Ш аги( одношажный, приставной, скрестный).Прыжки(с двух ног,с двух ног на одну, с одной ноги на другую). Рывки ( с правой ноги, с левой ноги, с поворотом туловища, с наклоном туловища) Техники подачи. Подброс мяча..Траектория и направление полета мяча. Точки пересечения плоскостей вращения мяча .Прием подач. Формы распознавания подач соперника.Игра в нападении. Накат слева, справа. Техника защиты. Техники передвижения. Сочетание способов передвижения с техническими приемами игры в защите. Срезка,подрезка. Обучающиеся должны знать: -Основные приёмы тактических действий в нападении и при противодействии в защите Уметь: - Выполнять элементы тактики на учебно-тренировочных занятиях - Соблюдать технику безопасности при выполнении элементов тактики Подвижные игры: - на стимулирование двигательной активности обучающихся - на разностороннее развитие и совершенствование основных движений детей Эстафеты с элементами настольного тенниса (на развитие): - скоростно-силовых качеств - быстроты действий - общей выносливости - силы - гибкости - ловкости - Игровые спарринги: - 1 х 1, 1 х 2, 2 х 2 Обучающие должны знать: - Технику безопасности при выполнении игровых упражнений - Основные правила настольного тенниса Уметь: - Выполнять основные технические и тактические игровые приёмы Требования к уровню подготовленности учащихся В результате изучения настольного тенниса ученик должен знать/понимать: историю развития настольного тенниса; о месте и значении игры в системе физического воспитания; о структуре рациональных движений в технических приёмах игры; правила игры; правила безопасности игры. овладеть: теоретическими сведениями, основными приёмами техники и тактики. приобрести: навык участия в игре и организации самостоятельных занятий. уметь: выполнять основные приёмы техники - исходные положения, перемещения, подачи, приёмы, нападающие удары, подкрутки, подставки; организовать и провести самостоятельные занятия по настольному теннису. Гигиенические требования к занимающимся спортом. Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте. Содержание: Понятия о гигиене. Гигиена тела. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Понятия о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию обучающихся. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания. Пищевые отравления и их профилактика. Режим дня спортсмена. Значение сна, утренней гигиенической гимнастики для юного спортсмена. Вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек. Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Предупреждение инфекционных заболеваний, источники инфекций и пути их распространения. Травматизм в процессе занятий настольным теннисом; оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях, приёмы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям. Критерии и нормы оценки знаний учащихся При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предлагаемого. Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения. Список использованной литературы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения . М.: Просвещение, 2011 2. Примерные программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011 3. Внеурочная деятельность школьников . Методический конструктор. М.: Просвещение2011 4. Г.Б. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2014год. 5. А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: Ф и С, 2012год. 6. Ю.П.Байгулов. Основы настольного тенниса. М.: Ф и С, 2011год. 7. О.В. Матыцин. РГАФК,2014год. Настольный теннис. Неизвестное об известном. М.: