Пояснительная записка История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Эта игра проникла во многие культуры, испытала их влияние, и дошла до нашего времени. Шахматы в начале XX века получили поддержку правительства, общественных организаций и снискали себе любовь советского народа. Они являются частью духовной культуры общества, обогащая ее интересными достижениями и ценными качествами. В современном мире наша страна борется за доминирующее положение на шахматном поприще. Множество Российских гроссмейстеров достойно выступают на сильнейших соревнованиях планеты. Огромное количество взрослых и юных спортсменов ежегодно выезжают на различные международные шахматные фестивали, в их числе и представители шахматного движения Тамбовской области. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» имеет физкультурно-спортивную направленность. Уровень освоения - базовый. Актуальность создания программы вызвана потребностями современных детей и их родителей, а также ориентирована на социальный заказ общества. Программа “Шахматы” базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также творческой самореализации детей. Она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей. Данная программа составлена с учётом накопленного теоретического, практического и турнирного опыта педагога, что даёт возможность учащимся не только получить базовый уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а также способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка. Обучаясь по данной программе, учащиеся познакомятся с историей шахмат, биографией великих шахматистов, освоят теоретические основы шахматной игры, приобретут турнирный опыт и смогут получить спортивные разряды. Новизна и отличительная особенность данной программы заключается: - В поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям. - В авторской методике индивидуального подхода к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии. - В использовании во время процесса обучения электронных образовательных ресурсов, а именно компьютерных образовательных шахматных программ (“Шахматная школа для начинающих”; “Шахматная школа для шахматистов IV-II разрядов”; “Шахматная стратегия”; “Шахматные дебюты” и т.д.). Данные программы, учащиеся осваивают с начального уровня, постепенно увеличивая сложность, что даёт возможность учащимся проследить свой рост и увидеть насколько уровней выше они поднялись в игре с компьютером. - В авторской системе диагностирования результатов обучения и воспитания, дающей возможность определить уровень эффективности и результативности освоения учебного материала, а также уровень достижений учащихся. Данная система способствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребёнку, а также выявлению и дальнейшему развитию талантливых детей. - В использовании нетрадиционных форм работы с родителями, то есть включение их в активную совместную деятельность, а именно в участие в “Шахматных турнирах семейных команд”, которые, как правило, посвящаются различным праздничным датам (“Новый год”, “День защитника отечества” и др.) Педагогическая целесообразность. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся всё более серьёзным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Опыт работы педагогов и тренеров-преподавателей по шахматам в нашей стране и за рубежом подтверждает уникальные возможности шахмат для обучения, развития и воспитания учащихся разного возраста. В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а также настойчивости в достижении цели. Занятия шахматами развивают умственные способности человека, фантазию, тренируют его память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие качества как воля к победе, решительность, выносливость, выдержка, терпение, трудолюбие, наконец, учат работать с книгой. В программе используются важнейшие принципы обучения: 1. Принцип воспитывающего обучения. В ходе освоения детьми программы происходит осуществление воспитания через содержание, методы и организацию обучения. 2. Принцип сознательности и активности. Изучение учащимися любой программной темы предполагает проявление на занятиях мыслительной активности, что выражается в сознательном освоении учебного материала, осознание и понимание конкретных факторов, правил, сведений, терминов, понятий. Юный шахматист учится (в той или иной степени – это зависит от индивидуальных способностей) осознавать свои ошибки, понимать причины их возникновения. Самым важным является то, что все приобретённые знания, умения и навыки сразу же переносятся в практическую деятельность, проявляясь в турнирной борьбе. 3. Принцип наглядности. При показе шахматной партии на демонстрационной доске, выделяются важнейшие моменты, привлекается к ним внимание учащихся с целью осмысления ими связей между событиями на шахматной доске. На занятиях используется объяснение, а затем полученные представления закрепляются наглядными, конкретными примерами. Для этого показывается какая-либо типичная комбинация, технический приём и т.п., после чего учащиеся самостоятельно выполняют аналогичные задания. 4. Принцип систематичности и последовательности. В задачу обучения в соответствии с этим принципом входит связывание разрозненных знаний, представлений и понятий в единую, стройную систему. Содержание всех теоретических сведений программы обеспечивает последовательность накопления знаний, формирование умений и навыков. 5. Принцип доступности. Этот принцип означает, что учебный материал должен соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности. 6. Принцип прочности. Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается повторением, закреплением учебного материала. В программе сформулированы контрольные вопросы по проверке знаний. Наиболее ярко принцип прочности проявляется при анализе партий учащихся. В этот момент можно повторить любой раздел программы, проверить знания, умения, навыки, напомнить содержание тех или иных шахматных понятий, подсказать способ их применения в конкретной шахматной позиции. Обучение шахматной игре является сложным и трудоёмким процессом. Поэтому данная программа даёт возможность довести до сознания учащихся то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе, а также приобщить детей к творческому процессу, развивающему мыслительную деятельность. Адресат программы Программа рассчитана на детей от 9 до 17 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора. Группы составляются примерно одного возраста (разница в возрасте допускается 1 -2 года). Форма обучения Форма обучения – очная. Формы организации деятельности учащихся: индивидуально-групповая; индивидуальная; - групповая. Особенности организации образовательного процесса Состав группы – постоянный. Условия набора учащихся: Группы формируются на условиях свободного набора. Шестилетние дети принимаются в группу, если успешно прошли тестирование. Уменьшение числа учащихся в группе на втором, третьем и четвёртых годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала. Объем и срок освоения программы Данная программа рассчитана 1 год обучения. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Общее количество в год: 1 год обучения – 35 час. Количество часов и занятий в неделю: 1 раз в неделю. Длительность занятий: 1 час – 45 мин. Образовательная деятельность организована в традиционной форме в форме групповых занятий. Прослеживаются межпредметные связи: с искусством для развития воображения, визуальных способностей, эстетического восприятия мира; с математикой и логикой для развития счетных способностей и логического мышления дошкольников; с моторикой и риторикой для разработки кисти рук детей и развития навыков речи и письма для записи партии. Содержание программы включает теоретические и практические занятия. Данная программа рассчитана на четыре года обучения Условия реализации: Программа предназначена для детей 7-17 лет, носит спортивный характер, доступен учащимся, имеющим спортивные разряды. Таким образом, в группы, могут быть зачислены учащиеся, желающие продолжать совершенствоваться в шахматах, по результатам тестирования и собеседования с педагогом. Цель и задачи программы Цель программы: развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры. Задачи : Образовательные : 1.Формирование универсальных учебных действий по предмету. 2.Овладение учащимися знаниями теории и практики шахматной игры. 3.Формирование и развитие у учащихся на основе теоретических и практических занятий навыков ведения шахматной борьбы при помощи коллективного обсуждения шахматной стратегии и тактики. 4.Формирование навыков индивидуального и коллективного творчества с целью подготовки шахматистов – разрядников. 5.Подготовка к успешным выступлениям на различных соревнованиях. 6.Выявление способных и талантливых спортсменов для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства. 7.Использование новейших электронных и компьютерных технологий для изучения и получения учащимися шахматного опыта. Развивающие : 1.Развитие у учеников инициативы, логики, памяти, внимания, пространственного мышления, индивидуальности, самообладания, самостоятельности, эстетического вкуса и понимания красоты шахматных этюдов и комбинаций. 2.Развитие мотивации личности к познанию и творчеству. 3.Развитие личностного потенциала. 4.Развитие коммуникативных навыков и качеств личности. 5.Формирование навыков здорового образа жизни. 6.Развитие качеств «сильной личности», уверенности в себе. Воспитательные : 1.Воспитание общекультурных компетенций: умение применять на практике полученные шахматные знания, применять теорию на соревнованиях, грамотно вести шахматную борьбу за доской. 2.Воспитание и развитие интереса учащихся к шахматам, к самостоятельной работе и творчеству. 3.Формирование высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России. 4.Формирование социально-нравственных и культурных ценностей человека. 5.Формирование устойчивой мотивации к занятиям шахматами и на участие в различных шахматных турнирах, соревнованиях района, города и области. 5.Пропаганда шахматного спорта. 6.Формирование навыка дисциплины, чувства коллективизма, ответственности. Содержание программы Учебный план № п/п Наименование тем Общее количество часов Всего Теория Практика Вводное занятие. История развития шахмат Первоначальные понятия Тактика 1 1 - 3 3 321 3. Стратегия 4 4 - 4. Эндшпиль 3 3 - 5. Дебют 2 2 - 6. 7. 8. Блиц - турниры Конкурс решения задач Турниры 4 4 10 - 4 4 10 9. Анализ партий 2 - 2 10. Сеанс одновременной игры 3 - 3 11. Итоговое занятие 1 - 1 1. 2. Формы аттестации/ контроля Текущий контроль, опрос. Текущий контроль, тестирование Текущий контроль, тестирование Текущий контроль, тестирование Текущий контроль, тестирование, опрос Зачет Зачет Тестирование, зачет. Текущий контроль, опрос. Текущий контроль, опрос. Текущий контроль, опрос. Всего: Содержание программы Тема 1. Вводное занятие. История происхождения шахмат Теория: Знакомство с содержанием программы. План работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, на улице. Правила дорожного движения. История происхождения шахмат. Легенды о шахматах. Великие шахматисты мира Тема 2. Первоначальные понятия Тактика. Теория: Шахматная доска. Линии шахматной доски. Название фигур. Начальная позиция. Ходы фигур. Взятие на проходе. Нападение. Защита. Значение короля. Шах. Способы защиты от шаха. Ценность фигур. Мат. Наиболее характерные комбинационные возможности различных фигур. Комбинации коневые, пешечные, основанные на диагональном действии слонов, тяжелофигурные комбинации, основанные на взаимодействии фигур. Практика: Поставить мат друг другу. Выполнить задания, используя компьютерные программы: «Шахматы в сказках», «Динозавры учат шахматам», «Шахматная школа для начинающих». Самостоятельно найти решения в нескольких комбинациях, рассмотреть эти решения на демонстрационной доске. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматная школа для начинающих», «Шахматная тактика», «Шахматная школа для шахматистов IV – II разрядов», «Шахматные комбинации», «Шахматные задачи». Тема 3. Стратегия. Теория: Атака на короля. Методы атаки на короля, при односторонних, разносторонних рокировках, а также не рокировавшего короля. Открытая линия. Захват открытой линии тяжёлыми фигурами. Возможность вторжения в лагерь противника. 7-я (2-я) горизонталь. Эффективность вторжения по открытым линиям на 7-ю (2-ю) горизонтали. Тема 4. Эндшпиль. Теория: Пешечные эндшпили. Реализация лишней пешки в пешечных окончаниях. Резкий рост активности короля и ценности пешки в пешечных окончаниях. Отдалённая проходная. Защищённая проходная. Рассматривается план выигрыша. Ладейные эндшпили: принципы игры, технические приёмы. Борьба ферзя против пешки. Трудности, возникающие при удалении короля сильнейшей стороны и нахождении пешки на предпоследней горизонтали. Тема 5. Дебют. Теория: Технология изучения дебюта. Рассматриваются партии дебютов. Раскрываются их идеи. Тема 6. Блиц – турниры. Практика: Провести турнир с контролем времени на партию по 5 минут каждому участнику. Тема 7. Конкурс решения задач. Практика: Провести конкурс решения задач. Поощрить победителей. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматные задачи», «Шахматные комбинации». Тема 8. Турниры. Практика: Провести турниры внутри группы, включая «Шахматный турнир семейных команд». Участвуют в соревнованиях районных, городских, международных. Выполняют задания, используя компьютерную программу: «Шахматная школа для шахматистов IV – II разрядов». Тема 9. Анализ партий. Практика: Провести анализ партий индивидуально, либо в присутствии всей группы с обсуждением ошибок. Тема 10. Сеанс одновременной игры. Практика: Провести сеанс одновременной игры. В начале и в конце учебного года. Тема 11. Итоговое занятие. Практика: Провести промежуточную аттестацию учащихся. Определить дальнейшие планы. Планируемые результаты По окончании первого года обучения учащиеся: 1. Результаты обучения (предметные результаты) - будут иметь представление об элементарных понятиях шахматной игры - будут иметь знания о классификации дебютов; - будут уметь: применять элементарные тактические приемы и приемы эндшпиля 2. Результат воспитывающей деятельности - будет создана положительно эмоционально окрашенная атмосфера в группе; - будет воспитан волевой характер; - будет воспитана целеустремлённость, трудолюбие. 3. Результат развивающей деятельности (личностные результаты): - будут развиты: память, внимательность, мышление (наглядно-образное); волевые качества личности. - будет сформирован самоконтроль . «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 2.1.Календарный учебный график Количество учебных недель – 35 Начало занятий групп всех годов обучения – с 1 сентября, окончание занятий – 31 мая. Продолжительность каникул– с 1 июня по 31 августа. Формы проведения занятий: 1. Практикум. 2. Контрольная работа. 3. Сеанс одновременной игры. 4. Турнир. 5. Блиц-турнир. 6. Конкурс. 7. Лекция. 8. Турнир. 9. Беседа. 10. Семинар. 11. Анализ партий. 12. Консультационная партия. При организации учебных занятий используются следующие методы обучения: По внешним признакам деятельности педагога и учащихся: Словесный-беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ. Наглядный - показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске, просмотр презентации. Практический - турниры, блицтурниры, решение комбинаций и шахматных задач, тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры. По степени активности познавательной деятельности учащихся: Объяснительно-иллюстративные - учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию. Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие учащихся в шахматных турнирах, соревнованиях. Исследовательский – овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий. По логичности подхода: Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов решения задач. По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности учащихся: Частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии. Формы аттестации В конце учебного года проводится промежуточная или итоговая аттестация. Цель аттестации: - Выявление уровня развития способностей и личностных качеств детей и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Промежуточная аттестация – форма оценки степени и уровня освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы данного года обучения. Итоговая аттестация – форма оценки степени и уровня освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы. Сроки проведения аттестации: - промежуточная аттестация учащихся проводится в апреле – мае; - итоговая аттестация проводится в мае. Оценочные материалы Основная форма подведения итогов – зачет. Критериями оценки результативности обучения являются уровень теоретической и практической подготовки учащихся (приложение 1). Результаты освоения образовательной программы учащимися заносятся в таблицу: полностью освоивших программу дополнительного образования – высокий уровень (9-10 баллов); освоивших программу не в полном объеме – средний уровень (5-7 баллов); освоивших программу в минимальном объеме – низкий уровень ниже среднего (0-4 балла). Дополнительный критерий оценивания уровня усвоения образовательной программы – результаты на турнирах. Учебно-методический комплекс 1. Справочники. - Шахматные дебюты. Полный курс - М.: Фаир-Пресс, 2006-707с. 2. Учебные пособия. - 2000 шахматных задач 1-2 разряд. - В.Костров, Б. Белявский – Шахматный решебник. Часть I. Связка. Двойной удар.- СПб 2004г.- 91с. Часть II. Отвлечение. Завлечение.- СПб 2004г.- 91с. Часть III. Шахматные комбинации.- СПб 2004г.- 91с. Часть IV. Шахматные окончания.- СПб 2004г.- 91с. - В.Костров, П. Рожков - Шахматный решебник. Книга В.- СПб, 2004-96с. - В.Костров, Б. Белявский – Как играть шахматные окончания. Тест партии: 1 год – СПб, 2003-95с. 2 год – СПб, 2003 -95с. Тест партии. В какую силу я играю? Часть 2. Полуоткрытые дебюты - СПб – 2000-95с. Часть 3. Закрытые дебюты - СПб – 2000-95с. 3. Методические рекомендации: «Методические рекомендации по проведению учебных занятий 1, 2, 3 годов обучения». 4. Наглядные средства обучения: 1. Демонстрационная доска, фигуры. 2. Презентация «Шахматы в картинках». 3. Портреты шахматистов. 4. Компьютерные обучающие программы: – «Шахматы в сказках»; - «Динозавры учат шахматам»; - «Шахматная школа для начинающих»; - «Шахматная школа для шахматистов IV – II разрядов»; - «Шахматная тактика»; - «Шахматные дебюты»; - «Шахматная стратегия»; - «Шахматные комбинации»; - «Практикум по эндшпилю»; - «Шахматные задачи»; - «Энциклопедия дебютных ошибок» 5. Сценарии праздников. «Шахматы в сказках» 6. Материалы из опыта работы. Альбом - достижения, учащихся объединения «Шахматы» /фотоматериалы, грамоты, дипломы, результаты соревнований/ Список используемых источников Литература Для педагога: 1. Дополнительное образование «Как определить способности к обучению шахматной игре ребенка 6 – 7 лет», 2004 год, № 4. 2. Капабланка Х.-Р. Учебник шахматной игры, М.: «Терра спорт», 2003. 3. Каспаров Г.К. Мои великие предшественники: Новейшая история развития шахматной игры: В 6 т. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2008. 4. Котов А.А. Шахматное наследие А. Алехина, М.: «Физкультура и спорт», 1982. 5. Ласкер Э. Учебник шахматной игры, М.: «Терра спорт», 2003. 6. Нимцович А.И. Моя система, М.: «Физкультура и спорт», 1984. 7. Панченко А.Н. Теория и практика шахматных окончаний М., 2006. 8. Чехов В., Архипов С., Комляков В. – Программа подготовки шахматистов – разрядников IV-II разрядов, 2007. 9. Чехов В., Комляков В. – Программа подготовки шахматистов – разрядников Iкандидатов в мастера спорта, 2009 II разрядов – 2007. Для детей и родителей: 1. Вольф П. Шахматы. Шаг за шагом. М.: «Ермак», 2003. 2. Губницкий С.Б. Полный курс шахмат (64 урока), М.: Россия, 2001. 3. Дополнительное образование «Как определить способности к обучению шахматной игре ребенка 6 – 7 лет», 2004 год, № 4. 7. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. Ростов, 2007 8.Петрушина Н.М. Эндшпиль. 10 уроков для самых маленьких. Ростов, 2003