1 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Педагогическая целесообразность. Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нём будет осознанным. Для этого важно приобщить учащихся начальных классов к среде обитания современного человека, помогать сознательно определять своё место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения правил, осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в соответствии с возрастными возможностями обучающихся. Дети – главное богатство любого общества. Сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения должно стать основной целью государства и школы. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма продолжает оставаться одной из самых болезненных для всей России. В подавляющем большинстве случаев жертвами ДТП становятся юные пешеходы в возрасте то 7 до 10 лет. Причины трагедий удручающе нелепы: незнание Правил дорожного движения, невнимательность, неадекватная оценка своих возможностей. Все они – следствие слабой подготовки подрастающего поколения к безопасному поведению в условиях современного дорожного движения. Безопасность на дорогах – большая социальная и экономическая проблема, которая волнует все страны мира. Целью нашей работы является через многообразие форм деятельности безопасности дорожного движения в общеобразовательных школах способствовать формированию и развитию личности, обладающей высокими дисциплинирующими качествами с детских лет. Объект программы – история развития безопасности дорожного движения, основы безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения требований дорожного движения. Новизна программы имеет «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для усвоения содержания программы. Дифференцированный по соответствующим уровням учебный материал предлагается в разных формах и типах источника для участников образовательной программы. Программа носит интегрированный характер, включая темы учебных предметов: окружающий мир, литературное чтение, истории, технологии. Этапы реализации программы Программа рассчитана на обучение детей от 7 до 10 лет. Количество учащихся в группе – 8-10 чел. Содержание курса «Азбука пешехода» определяется в следующей последовательности: охватывает всю область знаний, необходимых для пешехода, как участника дорожного движения. При составлении курса использованы материалы образовательной программы «Азбука пешехода» Мальц Елены Владимировны. При разработке курса использовалась программа курса «Основы исследовательской деятельности», автор Степанова В.А. Ребята довольно хорошо уже знают азбуку дорожного движения, поэтому у них есть возможность более глубоко рассмотреть отдельные проблемы истории ГИБДД. Предполагается уделять больше внимания методам учебно-исследовательской деятельности, способам фиксации материала, сбору и формированию коллекции дорожных знаков. Выполнение индивидуальных творческих и исследовательских работ – важная часть образовательного процесса третьего года обучения. 3 Школа выступает одним из ведущих звеньев в цепочке непрерывного обучения детей ПДД. Чтобы знания, полученные в школе, стали прочными и могли быть с успехом применены на практике, систематически проводятся обучение школьников дисциплинированному поведению на улице. По-прежнему верной остается идея: « Для того чтобы уменьшить детский травматизм, нужно привлечь к работе по его профилактике самих детей». Мы в школе создали объединение – « Азбука пешехода» для того, чтобы сократить число ДТ происшествий с участием детей. Система непрерывного обучения навыкам безопасного поведения детей на улицах складывается из следующих компонентов: - проведение различных видов внеурочной деятельности обучающихся по проблематике безопасности дорожного движения и по изучению ПДД. Для создания условий по организации непрерывного процесса обучения навыкам безопасности на улицах и дрогах в системе дополнительного образования детей, с учётом возрастных особенностей и психологической теории ведущей деятельности рекомендуется начинать обучение детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах с раннего школьного возраста, с изучение азов начальной азбуки Возрастная категория: 8-10 лет (младший школьный возраст) Игра – всегда азарт, неожиданные находки и открытия. Играя, ребята учатся преодолевать неудачи, достойно встречать поражения. В игровой форме с использованием ИКТ у детей незаметно для них самих приобретаются навыки безопасного поведения на дороге. Подготовка школьников к самостоятельному и безопасному участию в дорожном движении, воспитанию право послушного и культурного участия в транспортной среде, непременно приводит к снижению уровня ДТП по вине или неосторожности детей. Цель программы – систематизировать, расширить и углубить знания детей по безопасности движения, сформировать у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитывать дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей. Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы: обучающие: - формирование знаний по безопасности дорожного движения и практических умений по сбору, изучению материалов. - формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения; развивающие: - активизация познавательной деятельности учащихся через различные формы деятельности. воспитательные: привитие культуры поведения в общественном транспорте; формирование мотивационно-поведенческой культуры ребёнка как основы безопасности в условиях общения с дорогой. формирование у учащихся чувства коллективизма и сплоченности, развитие у них коммуникативных способностей. Актуальность: При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности. Метапредметными результатами изучения следующих Универсальных учебных действий 4 ПДД является формирование 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение выделять и формулировать то, что уже усвоено, умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные УУД: умение искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); анализировать, обобщать и передавать информацию; умение классифицировать по заданным критериям; умение устанавливать аналогии; причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: .умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); Предметными результатами ПДД является формирование следующих умений: усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для различных дорожных ситуаций и социальной действительности (в пределах изученного); владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин; умение наблюдать, исследовать явления на дорогах, выделять характерные особенности объектов, описывать и характеризовать факты и события. Развитие значимых для деятельности личностных качеств: 1.Самостоятельности в принятии правильного решения, 2. Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни, 3. Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения, 4. Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования. 5. Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнованиям «Безопасное колесо» Программа построена по принципу нарастания объёма изученного материала. Педагог должен обращать внимание обучающихся на то, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения жизни себе и окружающим. Содержание обучения. Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. 5 Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра. Формы обучения младших школьников ПДД: * Тематические занятия. * Игровые уроки. * Конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД. * Настольные, дидактические и подвижные игры, беседы. * Оформление маршрутных листов «Школа – дом». * Конкурсы рисунков и стенгазет. * Игра «Безопасное колесо». * Посвящение первоклассников в пешеходы. * Проведение уроков по ПДД. Совместная работа с отделом ГИБДД * Встреча сотрудников ГИБДД с обучающимися на классных часах. * Встреча сотрудников ГИБДД с родителями обучающихся. * Совместное планирование деятельности с ГИБДД. *Организация работы отряда ЮИД Работа с родителями: * Проведение родительских собраний по тематике ПДД *Составление и распространение памяток ребенок и дорога *Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера *Совместные праздники, конкурсы . Методы и средства обучения: Словесные – рассказ, объяснение, беседа. Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций. Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала. Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане. Программа рассчитана на 1 год обучения. Формы и режим занятий Время, отведенное на год обучения – 34 часа. Формы проверки теоретических знаний: тематические опросы, викторины; дидактические игры. Формы проверки практических умений: массовые формы: юидовские сборы и слеты, ролевые игры; практикумы; Формы и методы контроля: 6 психодиагностика; опрос, анкетирование родителей; праздники, конкурсы; анализ результатов деятельности. Ожидаемыми результатами реализации программы. По итогам обучения по программе «Школа безопасности на дорогах» в рамках компетентностного подхода учащиеся должны знать: - группы дорожных знаков, необходимую разметку проезжей части - дорог для пешеходов, пассажиров и водителей-велосипедов; - «значение сигналов светофоров, регулировщиков; - техническое устройство велосипеда; - «способы оказания первой медицинской помощи. - уметь: - работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию; - работать по экзаменационным билетам на знание ПДД, предложенным методическим пособием «Путешествие на зеленый свет»; читать информацию по дорожным знакам и разметке проезжей части; оценивать дорожную ситуацию; - управлять велосипедом; - пользоваться общественным транспортом; - оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. - иметь навыки: - дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, - пассажира, велосипедиста; - взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности; - участия в конкурсах, соревнованиях. - активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения. Знания и навыки, полученные учащимися, расширяются в последующие годы обучения. Знания помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных и пешеходов, и пассажиров, а возможно, будущих водителей. И мы должны им в этом помочь. В данной редакции программы внесены следующие изменения: откорректирована пояснительная записка, задачи и результаты по программе. Учебно-тематический план «Школа безопасности на дорогах» № раздел п\п тема Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля часов 1. Введение Инструктаж по технике безопасности. 2 2 0 Беседа «Что я знаю о ПДД». 2. Безопасная дорога в Пропаганда дорожной 2 7 2 0 Зачёт: Правила безопасного школу(10) безопасности. перехода улиц и дорог 3 История и современность 2 2 0 4 Как сделать дорогу в школу безопасной. 2 0 2 5 Правила перехода проезжей части дороги. 2 0 2 6 Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. 2 2 0 Изучаем дорожную азбуку. Дорожная безопасность сквозь историю. 2 1 1 8 История дорожных знаков. 2 1 1 9 Дорожные знаки 2 2 0 10 Физика на дорогах — дорожные знаки и тормозной путь. 2 1 1 11 Разрисованная дорога. Что означает дорожная разметка. 2 1 1 Что означают дорожные знаки 2 2 0 появился — Как светофор? 2 2 0 7 Дорожные знаки(12) 12 13 Наш друг светофор(10) 8 Экскурсия «Я — пешеход». Защита экскурсии. Подготовка и проведение праздника «В королевстве дорожных знаков». Решение экзаменационног о билета № 9 «Школы юного пешехода» 14 Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. 2 0 2 15 Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. 2 1 1 16 Сигналы регулировщика и светофора. 2 1 1 17 Новое о светофоре. 2 2 0 34 22 12 Итого: ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ По итогам первого курса «Школа безопасности на дорогах» приобретение обучающимися новых знаний: систематизированные, расширенные знания по безопасности движения; о дорожных знаках; о сигналах светофора; о видах транспорта; о причинах ДТП; о правилах движения на велосипеде; о правилах движения по дороге. Содержание учебного плана. Раздел1. Введение (2 часа) Теория: Цели, задачи Программы. Актуальность. Статистика ДТП с участием детей. Организационные вопросы: структура объединения, положение, обязанности. Инструктаж по технике безопасности. Практика: Беседа «Что я знаю о правилах дорожного движения». Подготовка к началу программы. Обсуждение стихотворения А. Эйдельмана «Приятели». Раздел 2. Безопасная дорога в школу (10 часов) Теория: Как сделать дорогу в школу безопасной. Пропаганда дорожной безопасности. (Пособие Выпуск №8, №9) История и современность. Как сделать дорогу в школу безопасной. (вып. 9). Правила перехода проезжей части дороги. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. 9 Практика: Рисуем агитационной плакат за соблюдение ПДД. Создание схемы «Безопасный путь: ДОМ-ШКОЛА-ДОМ», Составление кроссвордов, ребусов, памяток, листовок. Раздел 3. Дорожные знаки (16 часов) Теория: (Пособие Выпуск №8) Изучаем дорожную азбуку. Дорожная безопасность сквозь историю. История дорожных знаков. Знаки предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие знаки, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Физика на дорогах — дорожные знаки и тормозной путь. Практика: Разрисованная дорога. Что означает дорожная разметка. (Играем с зеброй Ритой) «Найди название каждого знака». Изготовление макетов дорожных знаков. Конкурс — «Презентация нового дорожного знака». Подготовка и проведение праздника «В королевстве дорожных знаков». Игры: «Найди 10 отличий», кроссворд «Дорожные знаки». индивидуальная работа: решение экзаменационного билета № 8 «Школы юного пешехода». Раздел 4. Наш друг — светофор (10 часов) Теория: (Пособие Выпуск №9) Как появился светофор? Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. Сигналы регулировщика и светофора. Практика: (Играем с зеброй Ритой) Имитационная игра «Интервью со светофором». Дорожное расследование «Красный cвет». Тренировка в подаче сигналов регулировщика. Обсуждение стихотворения М. Пляцковского «Светофор». Игра «Разноцветные человечки». Конкурс плакатов «Три говорящих света». Читаем с зеброй: «Пешеходный светофор», «Светофор». Игры: найди 10 отличий, ребусы, карандашное задание. Советы доктора Айболита. 10 Методическое обеспечение программы «Школа безопасности на дорогах» № п/п 1 2. 3. Раздел Обеспечение методическими видами продукции Введение Статистика ДТП с участием детей. Организационные вопросы: структура объединения, положение, обязанности. Безопасная дорога в школу Дидактический материал 2.1. Пропаганда дорожной безопасности. Рекомендации по проведению беседы Беседа « Тебя зовёт дорога» 2.2. История и современность Рекомендаций по изготовлению рисунка к задачам. Дидактический материал « Решение задач на движение с применением правил дорожного движения» 2.3. Как сделать дорогу в школу безопасной. Рекомендации по проведению игры Дидактический материал по игре. Практический материал Тест: «Что я знаю о Стихотворение А. правилах дорожного Эйдельмана движения». «Приятели». Журнал «Путешествие на зелёный свет» Выпуск №8, №9 (приложение №8) Игра « Зажги Светофор» ( приложение №6)Дидактический материал по игре. Лекционный материал «« Как вести себя на улице, дороге» 2.4 Правила Беседа « Как вести перехода проезжей себя на улице, части дороги. дороге» ( приложение №9) Рекомендации по проведению беседы 2.5 Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Беседа « Во дворе тоже улица», игра « Вспомним всё» ( приложение №6) « Ловушки» в каждом дворе. Составление памяток, листовок. Лекционный материал «Ловушки» в каждом дворе Картинки- задания Игра « Успей передать донесение» Подготовка и проведение праздника «В Билета № 8 «Школы юного пешехода». Дорожные знаки 3.1 Изучаем дорожную азбуку. 3.2 История дорожных знаков. 11 Изготовление макетов дорожных знаков. 3.3 Знаки предупреждающие , знаки приоритета, запрещающие знаки, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. 3.4 Физика на дорогах — дорожные знаки и тормозной путь. Правила безопасного перехода улиц и дорог Составление кроссвордов, ребусов. Что означает дорожная разметка. Кроссворд «Дорожные знаки». Беседа « Во дворе тоже улица», игра « Вспомним всё» ( приложение №6) Наш друг — светофор Рекомендаций по изготовлению дорожных знаков Праздника «В королевстве дорожных знаков». 4.1 Как появился светофор? Правила поведения на дороге Игра «Интервью со светофором». Читаем с зеброй: «Пешеходный светофор», «Светофор». 4.2 Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Дорожное расследование «Красный cвет» 3.6 Что означают дорожные знаки 4. Практическое занятие: «Найди название каждого знака». Рекомендаций по изготовлению рисунка к задачам. 3.5 Разрисованная дорога. Дидактический материал « Решение задач на движение с применением правил дорожного движения» (приложение №8) Правила безопасного перехода улиц и дорог королевстве дорожных знаков». Рекомендаций по изготовлению рисунка к задачам. Игры: найди 10 отличий, ребусы, карандашное задание. 12 4.3 Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. Правила поведения на дороге Тренировка в подаче сигналов регулировщика. Решение экзаменационного билета № 9 «Школы юного пешехода». 4.4 Сигналы регулировщика и светофора. Правила поведения на дороге Тренировка в подаче сигналов регулировщика. 4.5 Новое о светофоре. Дорожное расследование Рекомендаций по изготовлению плакатов Обсуждение стихотворения М. Пляцковского «Светофор». Игра «Разноцветные человечки». Конкурс плакатов «Три говорящих света». билета № 9 «Школы юного пешехода». 13 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1.Формы и методы обучения по программе. 2.Условия реализации программы. 2.1. Материально-техническое обеспечение. 2.2. Перечень общественных организаций и государственных учреждений, с которыми осуществляется взаимодействие в ходе реализации программы. 3. Методическая продукция. 3.1. Перечень теоретических вопросов для промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. 3.2. Положения по итоговым мероприятиям, на которых проверяется уровень практической подготовленности обучающихся. 1. Формы и методы обучения по программе Экскурсия – "организованное, коллективное посещение природных, промышленных объектов, достопримечательных мест под руководством учителя с целью изучения и сбора краеведческого материала" (3). Игра - это "прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой обстановке" (18). Викторина Викторина-форма групповой и массовой работы, проводится по самым разнообразным темам. При организации следует учитывать: соответствие материала образовательным и возрастным возможностям детей, должен быть интересным как в познавательном, так и в эмоциональном плане; нести воспитательную нагрузку, вопросы должны быть достаточно сложными. Вопросы составляются как теоретические, так и практические. Формулируются четко, в доступной форме, так, чтобы обдумывание их не занимало слишком много времени. Ответы правильно оформлены, лаконично. Викторины проводятся по темам, которые требуют разностороннего изучения закономерностей, фактов, явлений, большего объема информации по теме. Викторина может проводиться для того, чтобы обучающиеся освоили отдельные вопросы темы самостоятельно или же методом групповой работы. Ведущие викторины должны обладать хорошей дикцией. Ответы участников оцениваются как в личном, так и в групповом зачете. Дети, имеющие лучшие результаты, отмечаются призами. Викторина также выполняет функцию контроля результативности ряда групповых и индивидуальных форм работы обучающихся. 2. Условия реализации программы 2. Материально-техническое обеспечение Для организации обучения по программе необходимы следующие материальнотехнические средства: Учебный кабинет, оборудованный столами и стульями на 10 обучающихся, отвечающих требованиям ГОСТа (по размеру); Демонстрационную доску; Необходимые материалы и инструменты; Инструкции по технике безопасности; Таблицы, схемы, карты; Дидактические настольные игры. Учебная литература по краеведению; 14 Магнитофон; Компьютер; Телевизор с видеомагнитофоном. Библиографический список для педагогов 1. Л.И. Тошева « Основы безопасности дорожного движения»1-4 классы Москва «Вако» 2011 - подробные сценарии занятий - тематическое планирование - материалы для тестирования 2. Никонова О.А., Васнев В.А. , Абрамова Е.Л., Милевская Н.В. Правила без опасности. Москва 2012 - учебное пособие 3. Уроки по правилам дорожного движения в 5-9 классах ЗАО «Калан»,2000 - учебное пособие 4. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе. Волгоград, 2008 - уроки - классные часы - внеклассные мероприятия - занятия с родителями 5. Гончарова Л.М. Правила дорожного движения для начальной школы. ООО «Феникс», 2008 - игры - викторины - внеклассные мероприятия - стихи - сказки 6. Галина Шалаева. Правила дорожного движения для воспитанных детей. АСТ. Слово Москва, 2009 - Игровая форма и красочные иллюстраций рассказывают о безопасности поведения на дороге 7. Вера Надеждина. Правила дорожного движения для детей. Москва Минск АСТ ХАРВЕСТ, 2006 - издание предназначено для школьников, но будет полезно и взрослым. 8. Дорожная грамота для самых маленьких. – познавательно игровое пособие Журнал «Путешествие на зелёный свет» Детская литература. 1. А.Усачёв «Правила дорожного движения» для будущих водителей и их родителей, 2006 2. Сергей Волков «Про правила дорожного движения», 1997 3. Сергей Волков «Про правила дорожного движения» как пройти через дорогу. 4. Сергей Волков «Про правила дорожного движения» едут, едут пассажиры. 5. Азбука на дороге. Тетрадь для детей «Айрис дидактика» 15 6. Автомобили. Рено. Раскрась. 7. Дорожные знаки. Раскрась 8. Гоночные машинки. Раскрась. 9. Журнал «Рюкзачок». 10. Весёлые медвежата. Журнал .04.2009 11. Весёлые медвежата. Журнал .05.2009 12. Весёлые медвежата. Журнал .06.2009 13. Журнал « Путешествие на зелёный свет» Издательство « Кедр» 14. Книга «Безопасная дорога в школу» пособие для начинающих велосипедистов. 15. Вера Надеждина «Правила дорожного движения для детей.» Харвест 2006. 16. Сергей Волков» Про правила дорожного движения» Омега.2003г. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ: Правила дорожного движения - тренажёр http://cafel.narod.ru/index.htm Презентации по ПДД: http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-24493 http://www.klassnye-chasy.ru/po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5563-prezentaciya-po-pdd.html http://nachalkanosova.ucoz.ru/load/prezentacii/pravila_dorozhnogo_dvizhenija/3-1-0-46 http://school4-lang.ucoz.ru/load/bezopasnost/prezentacii_po_pdd/7 http://moraptalbikbai.ucoz.ru/load/nash_kollektiv/vneklassnye_meroprijatija/prezentacija_pdd/9-1-0-23 Столярова Л.Н., Савурёнок Е.М. Рабочая программа «Азбука юного пешехода. Добрая дорога». http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-po-pdd-1-4-klassazbuka-yunogo-peshekhoda-dobrayaСайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8 Жикулина И.В. Занятия по ПДД для начальной школы. – http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=85 16 17