Приоритетной целью российской системы образования является гармоничное развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает работу с учащимися по программам внеурочной деятельности по различным направлениям развития личности, включающим в себя общекультурное направление. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года дает установку на формирование высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, путем приобщения детей к культурному наследию нашей страны и в том числе предполагает использование для этих целей методик театральной педагогики. Развитие художественно-творческих способностей детей и формирование потребности общения ребенка с искусством на протяжении всей его дальнейшей жизни – ключевые проблемы, которые возникают перед педагогами, ставящими перед собой цель воспитания гармоничной личности. В сложные и переходные периоды жизни общества эти проблемы становятся как никогда актуальными, поскольку искусство и творчество уходят на второстепенные позиции по сравнению с точными науками, считающимися необходимыми для успешной карьеры. Растет социальный престиж и ценность интеллекта и научного знания: дети умеют решать логические задачи, но пропадает или уходит на второй план способность сопереживать, быть отзывчивым. Возникает кризис гуманитарного знания и проблема воспитания в подрастающем поколении человечности, все больше и больше людей живут с постоянным чувством тревоги, одиночества, страха. Поэтому нельзя забывать о том, что человек и его мировосприятие, отношение к самому себе и близким, к природе и обществу должны быть объектами изучения в школе. Раскрыть все стороны этой сложной темы невозможно, не касаясь отражения проблемы человека и личности в зеркале искусства. Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации детей в современном обществе, повышения уровня их общей культуры и эрудиции. Театрализованная деятельность становится способом развития творческих способностей, самовыражения и самореализации личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а также средством снятия психологического напряжения, сохранения эмоционального здоровья школьников. Сочетая возможности несколько видов искусств (живописи, музыки, танца, литературы и актерской игры), театр обладает огромной силой воздействия на духовно-нравственный мир ребенка. Беседы о театре знакомят обучающихся в доступной форме с особенностями театрального искусства, с его видами и жанрами, также раскрывают общественно- воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес. Актуальность В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Новизна образовательной программы состоит в том, что учебновоспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить сравнивать, анализировать, их творческую планировать, активность, способность ставить внутренние цели, стремиться к ним. Адресат программы: обучающиеся 10-17 лет. Объем и сроки, на которые рассчитана программа: программа рассчитана на 35 учебные недели из расчета 1 раз в неделю (итого 35 уроков). Формы и режим занятий Основная форма обучения - очная, групповая. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Количество обучающихся в группе: 12 человек. Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина. Срок реализации программы- 1 год. Цель программы: воспитание общей духовно-нравственной культуры и художественного вкуса учащихся с акцентом на развитии понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего базовыми знаниями об истории искусства на примере российской культуры. Задачи программы: Обучающие: формирование интереса к искусству через театр и передача первичных сведений об истории искусства и культуры; обогащение и уточнение общекультурного словаря детей Развивающие: повышение общей культуры растущей личности; активизация ассоциативного и образного мышления, развитие воображения, раскрытие и развитие творческого потенциала; совершенствование диалогической и монологической форм речи, воспитание культуры речевого общения; овладение навыками коллективного взаимодействия и работы в группах, формирование взаимоотношений сотрудничества и взаимопомощи. Воспитательные: воспитание гуманных чувств, формирование представления о базовых ценностях русской культуры – честности, справедливости, доброте и т.д.; воспитание зрительской культуры. 1. Содержание учебного предмета, курса. РАЗДЕЛ 1. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства Роль театрального искусства в формировании личности. Театр искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда артистов театра. История возникновения театра. Виды театрального искусства. Культура поведения в театре. «Зритель» и «фанат». Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. Сценарий и правила работы с ним. Выразительное чтение разных текстов. РАЗДЕЛ 2. Ритмопластика Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Владение своим телом, свобода и выразительность движений. Постановка танцев (для отдельных эпизодов). Раздел 3. Театральная игра Театральные игры, импровизация. Действия с предметом. Пластические, ритмические, музыкальные игры. воображаемым Этюд. Сценический этюд. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Артикуляция. Работа над дикцией. РАЗДЕЛ 4. Этика и этикет «Этика», «этикет», «этикетка» Такт. Золотое правило нравственности. Культурный человек… Какой он? РАЗДЕЛ 5. Культура и техника речи Учимся говорить красиво. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Правильная артикуляция, чёткая дикцией, разнообразная интонация. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Выразительное чтение поэзии и прозы. Работа над выразительностью речи. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; • умение организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». • планировать свои действия на отдельных этапах работы над выступлением, пьесой; • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности • осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценки своих актёрских способностей. Познавательные УУД: Обучающийся научится: ۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя. ۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; ۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям, в инсценизации. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: ۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; ۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; ۰ обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; понимать свой успех и неуспех; ۰предлагать помощь и сотрудничество другим; ۰ слушать собеседника и слышать его; ۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; ۰ формулировать собственное мнение и позицию; ۰уметь слушать и слышать товарищей; понимать их позицию; ۰осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: обучающиеся научатся: ۰ выполнять упражнения актёрского тренинга; ۰строить этюд в паре с любым партнёром; ۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; ۰учатся говорить четко, красиво; ۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; ۰ сочинять этюды на заданную тему; ۰изучать особенности декламации стихотворного текста и прозы; ۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение, счастье). 3. Учебно-тематический план Количество часов: 35 часов, в неделю: 1 час № п/п Разделы Количество часов Всего Теория Практика 1. Организационное занятие. Основы 17 5 8 театральной культуры. Театр как вид искусства 2. Ритмопластика 3 1 3 3. Театральная игра 7 2 7 4. Этика и этикет 2 1 2 5. Культура и техника 6 1 5 35 10 25 Итого: 4.Календарно-тематическое планирование № Тема занятия п/п 1 Вводное занятие «Что такое театр?». Особенности театра. 2 Виды театрального искусства. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. 3 Подготовка ко Дню учителя. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Распределение ролей. 4 Подготовка декораций и костюмов. Репетиция. Работа над темпом, громкостью речи. 5 Генеральная репетиция к празднику День учителя. 6 Анализ выступления на празднике День учителя (недостатки, интересно ли было работать над спектаклем, что будем делать дальше). 7 Что такое сценарий? Обсуждение сценария сказки «Рукавичка» на новый лад. 8 Выразительное чтение сказки по ролям. 9 Культура поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат». Обсуждение сценария. 10 Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. 11 Знакомство с Новогодними сказками. Чтение сказок по ролям. 12 Сценарий и правила работы с ним. 13 Выбор сценария для постановки на Новый год. Распределение ролей с учетом пожеланий артистов. 14 Подбор музыкального сопровождения. Репетиция. Изготовление декораций. 15 Изготовление декораций, костюмов. Репетиция. 16 Генеральная репетиция Новогоднего сценария. 17 Обсуждение спектакля (успех или неуспех? ошибки, недостатки). 18 Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Учимся создавать образы животных. 19 Творческие задания «Изобрази», «Войди в образ». «Профессионалы», «Что бы это значило», «Перехват». Упражнения «Исходное положение», « Зернышко» 20 Музыкальные пластические игры и упражнения. Работа в парах, группах, чтение диалогов, монологов. 21 Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). 22 Шутливые словесные загадки. Найди ошибку и назови слово правильно. 23 Подготовка ко Дню 8 Марта. Выбор сценок и распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения. 24 Генеральная репетиция. Подготовка костюмов и декораций. 25 Обсуждение праздничного выступления. 26 Этюд как основное средство воспитания актера. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). «Разговор по телефону с невидимым оппонентом». 27 Сценический этюд: «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака) 28 «Этика», «этикет», «этикетка», научиться их различать. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». 29 Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». 30 Что такое культура и техника речи. Выразительное чтение поэзии и прозы. 31 Учусь говорить красиво. Что значит красиво говорить? «Сквернословие… это всегда плохо или иногда хорошо?». 32 Культура и техника речи. В мире пословиц, поговорок, скороговорок. 33 Выразительное чтение поэзии и прозы. 34 Посиделки за круглым столом: «Наши успехи и недостатки». Итоги работы за год. Показ заранее подготовленных самостоятельно сценок из школьной жизни. 35 Резервный урок Учебно-методическое обеспечение программы Основные формы организации образовательной деятельности: беседа, наблюдение, показ, репетиция. При реализации программы «Арлекино» используются следующие педагогические технологии: - личностно ориентированное обучение, -дифференцированное обучение, - игровые технологии, -системно-деятельностный подход в организации обучения школьников. Также могут быть использованы дистанционные образовательные технологии. Программа построена на принципах дидактики: -принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; -принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами театральной культуры; -принцип движения от простого к сложному, постепенное усложнение теоретического и практического материала; -принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа; -принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности школьников. Эти важнейшие педагогические принципы позволяют вносить коррективы в программу согласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребёнка в его творческом развитии. При освоении программы используются следующие методы обучения: -наглядные (показ, просмотр видеоматериалов); -словесные (рассказы, беседы, работа с текстами, анализ и обсуждение); -практические (репетиции, экскурсии) Материально-техническое обеспечение программы Требования к помещению для занятий: -проветриваемый кабинет (аудитория, актовый зал) с хорошим освещением или учебный класс, соответствующий требованиям СанПиН -аудио и видеоаппаратура (компьютер); -игрушки мягкие, мячи; -элементы театральных (сценических) костюмов; -предметы мелкого реквизита для этюдов. Требования к мебели: -наличие ученических столов и стульев согласно (СанПиН 1.2.368521). Расходные материалы (в расчете на одного обучающегося): № Наименование необходимого материала Количество 1 Бумага А 4 1 упаковка 2 Ручка шариковая 1 шт.