Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Поташкинская средняя общеобразовательная школа» Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «Поташкинская СОШ» ____________ от 30.08. 2022 г. Утверждено: Директор МБОУ «Поташкинская СОШ» ___________/ П.Ю. Русинов/ Приказ №139 од от 30.08. 2022 г. Программа «В МИРЕ ТАНЦЕВ - ОЧКЫН» 5-9 классы Составитель программы: Бархаева Фидания Шайхулловна, учитель ВКК д.Артя-Шигири 2022 Программа «В МИРЕ ТАНЦА - ОЧКЫН» 2. Комплекс основных характеристик 2.1.Пояснительная записка № 1 2 3 Направление Направленность программы Актуальность Отличительная особенность программы Содержание Художественно-эстетическая Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует фигуру, развивает двигательную активность, гибкость и пластичность. Актуальность рабочей программы обусловлена ее методологической значимостью. Для обучающихся высокая двигательная активность является естественной потребностью. Она заложена наследственной программой индивидуального развития ребенка и обуславливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма детей. Если эти органы и структуры не проявляют постоянной активности, то процессы их развития тормозятся и как следствие этого возникают разнообразные функциональные и морфологические нарушения. Повышение двигательной активности полностью сказывается на физическом состоянии учащихся. Программа относится к художественно-эстетическому направлению. При организации работы с учащимися учитываются их возрастные особенности, уровень подготовки и развития в целом. В процессе занятий учащиеся осваивают выразительность танцевальных движений, приобретают навыки самоанализа, самотворчества. С целью повышения уровня мотивации должна систематически проводиться воспитательная работа, направленная на положительное отношение к занятиям, используя следующиеметоды и приемы: Создание на занятии ситуации занимательности. Образное, эмоциональное изложение нового материала в сочетании с традициями и обычаями народов Среднего Урала. Развитие представлений о пластичности, эстетичности, делая максимальную опору на жизненный опыт учащихся и имеющиеся у них знания. Систематическое ознакомление с новинками по профилю и побуждение обучающихся к самостоятельному изучению информации. Ситуация успеха на занятиях создается путем оказания дифференцированной помощи разным категориям обучающихся, выполняющим работу одинаковой сложности и их поощрения. Использование поощрения на занятии. Программа предназначена для ребят 11-17 лет 4 Адресат Для детей от 11 до 17 лет (численность детей от 7 до 20 человек) 5 Режим занятий Пятница: 15.00 - 16.00 6 Объем 315 часов 7 Срок освоения общеразвивающей программы 1 год, 35 недель 8 Уровневость общеразвивающей программы 9 Формы обучения 10 Виды занятий 11 Формы подведения результатов «Базовый уровень» Индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая Работа в парах, коллективная работа, индивидуальная работа. Контрольные занятия, учебные концерты, праздники танца. Рабочая программа “В мире танца - Очкын”, разработанная для работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста, является Приложением к Основной образовательной программе филиала МБОУ «Поташкинская СОШ»-«АртяШигиринская ООШ». Рабочая программа ориентирована на учебники: 1. Литература 5 класс: Учебник-хрестоматия в 2 ч. - 2-е изд. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2019 2. Литература 6 класс: Учебник-хрестоматия в 2 ч. - 2-е изд. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2019 3. Литература 7 класс: Учебник-хрестоматия в 2 ч. - 2-е изд. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2019 4. Литература 8 класс: Учебник-хрестоматия в 2 ч. - 2-е изд. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2019 5. Литература 9 класс: Учебник-хрестоматия в 2 ч. - 2-е изд. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2019 6. Ритмические упражнения, хореография и игры», Г. А. Колодницкий. - М.: Дрофа, 2015г, 7. Танцуй веселей:методическое пособие с аудио-приложением по обучению детей татарским танцевальным движениям. А.Г. Мансуров – Казань: «Наследие», 2012. Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует фигуру, развивает двигательную активность, гибкость и пластичность. Актуальность рабочей программы обусловлена ее методологической значимостью. Для обучающихся высокая двигательная активность является естественной потребностью. Она заложена наследственной программой индивидуального развития ребенка и обуславливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма детей. Если эти органы и структуры не проявляют постоянной активности, то процессы их развития тормозятся и как следствие этого возникают разнообразные функциональные и морфологические нарушения. Повышение двигательной активности полностью сказывается на физическом состоянии учащихся. Программа относится к внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. При организации работы с учащимися учитываются их возрастные особенности, уровень подготовки и развития в целом. В процессе занятий учащиеся осваивают выразительность танцевальных движений, приобретают навыки самоанализа, самотворчества. Цель программы: развитие художественно-творческих способностей, музыкальности и пластичной выразительности. Задачи программы: Развивать мотивацию детей к познанию и творчеству; Содействовать личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе; Приобщать подрастающее поколения к ценностям мировой культуры и искусству; сохранению и охране здоровья детей. Программа разработана для учащихся 5-9 классов (среднего и старшего звеньев) Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с обучающимися 5-9 классов в течение одного учебного года в объеме 34 часов, продолжительностью не более 40 минут одного занятия. Виды деятельности, используемые на занятиях: работа в парах, коллективная работа, индивидуальная работа. Методы проведения занятий: объяснений, пояснения в сочетании с практикой. наблюдение, коллективные и индивидуальные работы, самостоятельная работа, консультация. Методы контроля: выступление на праздниках, участие в конкурсах, в школьных мероприятиях. Используемые технологии и методики: личностноориентированные технологий в обучении хореографии возможно применение технологии разно уровневого обучения, игровая, здоровьесберегающие технологии. Формы контроля: контрольные занятия, учебные концерты, праздники танца. Содержание программы 1. Ритмические упражнения: - упражнения на дыхание; - физиологическая разминка по принципу сверху вниз. 2. Упражнения на ковриках: - лежа на животе – поднимание рук и ног одновременно и поочередно, покачивание; - лежа на спине – поднимание ног, махи ногами; - сидя – сгибание туловища, упражнения для стоп, махи ногами, выпрямление спины; - статические позы (вспомогательные) – «кузнечик», «змея», «верблюд» и т.д. 3. Упражнения для развития художественно-творческих способностей: - движения в образах; - пантомима. 4. Упражнения на пластику и расслабление: - пластичные упражнения для рук; - наклоны корпуса в координации с движениями рук; - напряжение и поочередное расслабление всех мышц тела. 5. Пространственные упражнения: - продвижения с прыжками, бег, поскоки; - перестроение из одной фигуры в другую. 6. Ритмические комбинации: - связки ритмичных движений; - этюды; - танцевальная импровизация. Постановка корпуса, позиции ног (I, II, III, IV, V), позиции рук (I, II, III, подготовительная) в центре зала, поклон (усложнение). 2. Упражнения на середине зала: - приседания и полуприседания; - поднимание стопы на полупальцы; - движение в координации рук и ног по позициям, повороты. 3.Прыжки, верчения: - прыжки на месте по I, II, III позициям ног; - верчения на середине зала (понятие «точки»), в диагонали. 1. 4.Комбинации движений классического танца: - этюды; - координация движений рук и ног в исполнении прыжков и верчений; - координация рук и ног в исполнении движений на середине. 1. Основные положения рук, ног, постановка корпуса, поклон (усложнение). 2. Основные танцевальные движения: - танцевальные шаги – с каблука, боковые, с притопом, бег, притопы – одинарный, двойной, тройной,. Татарский народный танец «Общий» Элементы общего танца - «Приветствие», «Ручеек», «Круг», «Прощание»; Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 - Темы занятий Упражнения на дыхание Физиологическая разминка по принципу сверху вниз Поднимание рук и ног одновременно и поочередно Поднимание ног, махи ногами Движения в образах Пантомима Пластичные упражнения Поочередное расслабление всех мышц тела Продвижения с прыжками, бег, поскоки Ритмические движения Импровизация Ритмические комбинации: этюды Связка танцевальных движений Постановка корпуса, поклон Позиции рук, ног Приседания Полуприседания Поднимание стопы на полупальцы Движение в координации рук и ног по позициям, повороты Прыжки на месте по I, II, III позициям ног Понятие «Точка» Ритмические движения Мелодии в темпе музыкального движения Татарский народный танец «Общий» Элементы «Общего танца» Ручеек – элемент «Общего танца» Темп. Характер татарского танца «Общий круг» - элемент татарского танца Общий танец – танец татарского народа Мелодии в темпе музыкального движения Татарский народный танец «Общий» Элементы «Общего танца» Ручеек – элемент «Общего танца» Темп. Характер татарского танца, Общий танец татарского Количес тво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 35 народа Итого 35 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты У выпускника будут сформированы: - ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - развитие двигательной активности; - формирование способности к эмоциональному восприятию материала; Выпускник получит возможность для формирования: - осознавать роль танца в жизни; - развитие танцевальных навыков. - выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации к изучению культуры как значимой части культуры народа, следствием чего станет приобщение к поликультурному достоянию родной страны; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Выпускник научится: - использование речи для регуляции своего действия; - адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; Выпускник получит возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Познавательные УУД: Выпускник научится: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; - умение ставить и формулировать проблемы; Выпускник получит возможность научиться: - навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Коммуникативные УУД: Выпускник научится: - работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; - обращаться за помощью; - предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника; Выпускник получит возможность научиться: - договариваться и приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Выпускник научится: - правильно держать осанку; - правильно выполнять позиции рук и ног; - правильно держать положения корпуса и головы при выполнении танцевальных движений; Выпускник получит возможность научиться: - исполнять упражнения, танцевальные движения, хореографические композиции, этюды; - выполнять передвижения в пространстве зала; - выразительно исполнять танцевальные движения. Методическое обеспечение программы Результат реализации программы во многом зависит от подготовки учителя, взаимодействия и сотрудничества с родителями, ответственности обучающихся. Материально-техническое обеспечение 1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 2. Литература 5 класс: Учебник-хрестоматия в 2 ч. - 2-е изд. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2019 3. Литература 6 класс: Учебник-хрестоматия в 2 ч. - 2-е изд. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2019 4. Литература 7 класс: Учебник-хрестоматия в 2 ч. - 2-е изд. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2019 5. Литература 8 класс: Учебник-хрестоматия в 2 ч. - 2-е изд. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2019 6. Литература 9 класс: Учебник-хрестоматия в 2 ч. - 2-е изд. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2019 7. Ритмические упражнения, хореография и игры», Г. А. Колодницкий. - М.: Дрофа, 2015г, 8. Танцуй веселей:методическое пособие с аудио-приложением по обучению детей татарским танцевальным движениям, А.Г. Мансуров – Казань: «Наследие», 2012. 2. Печатные пособия: Танцуй веселей: методическое пособие с аудио-приложением по обучению детей татарским танцевальным движениям, хореография и игры», 3. Технические средства обучения Музыкальный центр, музыкальные диски 4. Оборудование зала: Коврики, обручи, скакалки.