В мире проектов и задач

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Поташкинская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Заместитель руководителя по УВР
МБОУ «Поташкинская СОШ»
Белоногова Л.А.
30.08.2022

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
/П.Ю. Русинов/
Приказ №140-од от 30.08.2022г.

Программа
«В мире проектов и задач»

Возраст учащихся: 8-9 лет
Срок реализации программы: 1 год

Составитель программы:
Бархаева Раушания Рикзаевна

с.Поташка
2022 год
1

2. Комплекс основных характеристик
2.1.Пояснительная записка
№ Направление
1 Направленность
программы
2 Актуальность

3 Особенность

Содержание
Общеинтеллектуальное
«В мире проектов и задач» обусловлена ее
методологической значимостью. Знания и умения,
необходимые для организации проектной деятельности, в
будущем станут основой для организации научноисследовательской деятельности в старших классах.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается
всеми. Использование в образовательном процессе
технологии деятельностного обучения, метода проектноисследовательской деятельности определены как одно из
условий реализации основной образовательной программы
начального общего образования.

Программа “В мире проектов и задач” относится к
внеурочной
деятельности
общеинтеллектуального
направления. Она является продолжением уроков,
опирается на идеи образовательной системы «Школа
России», способствует выполнению всеми обучающимися
класса проектных работ по русскому языку, татарскому
языку, литературному чтению, литературное чтение на
родном (татарском )языке, математике и окружающему
миру. Поэтому программа носит интегративный характер,
при реализации которой расширяются знания, полученные
детьми при изучении школьных предметов

4

Адресат

5

Режим занятий

Для детей от 8 до 9 лет (численность
до 10 человек)
Вторник: 14.00 -15.00

6

Объем

34 часа
2

7

8

9

Срок освоения
общеразвивающей
программы
Уровневость
общеразвивающей
программы
Формы обучения

10 Виды занятий
11 Формы подведения
результатов

1 год, 34 недели
«Базовый уровень»
Индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая
Практическая работа, лабораторные занятия,
мастер-классы, беседы, лекции, семинары,
тренинги
Мастер-класс, практическая работа, презентация
моделей, творческий конкурс

2.2. Цели и задачи общеразвивающей программы
создание условий для успешного выполнения проектов учебного курса
начальной школы.
Цель программы:

Задачи:
Обучающие
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе
учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований;
- развивать способности детей к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.

3

Развивающие: развитие самостоятельности при принятии решений в любой
обстановке,
формирование
потребности
в
самообразовании.
Воспитательные: аккуратность , терпение , наблюдательность , умение
доводить до конца.
2.3. Содержание общеразвивающей программы
Содержание программы «В мире проектов и задач» соответствует содержанию программы
по литературному чтению, литературному чтению на родном языке (татарском) русскому
языку, родному языку (татарскому), математике и окружающему миру.
Проект. Какими могут быть проекты? Знакомство с учебниками по проектам. Нахождение
глав «Наши проекты». Знакомство с предложенными темами для проектов, с их содержанием.
Презентация разновидностей проектов по форме и виду исполнения.
Практическая работа: определение структуры проекта и видов деятельности.
Проекты по русскому языку:
Проект «И в шутку и всерьез»
Практическая работа: решение логических задач по русскому языку, подбор занимательного
материала из журналов, газет, из сети Интернет, самостоятельное придумывание
занимательных материалов.
Проект «Пишем письмо»
Практическая работа: сочинение текста письма в соответствии со структурой: начало, основная
часть и концовка, обращенное определенному лицу.
Проект «Рифма»
Практическая работа: проба пера в создании рифмованных строк, распределение роли между
обучающимися.
Проекты по литературному чтению:
Проект «Библиотека»
Практическая работа: знакомство с библиотекой, картотекой, с формуляром читателя,
расположением литературы, с правилами поиска нужной книги.
Проект «Детский журнал»
Практическая работа: знакомить одноклассником с любимым журналом, со страницами, темами,
статьями, произведениями. Указать на возможность отправления своих работ, возможность подписки
или покупки журнала.
Проект «Газета «День победы - 9 мая»
Практическая работа: поиск информации, фотографии, сведений, связанных с участниками
ВОВ 1941-1945 годов, создание стенгазеты, посвященной 9 мая
Проекты по математике
Проект «Узоры и орнаменты на посуде»
Практическая работа: поиск, подбор фотоматериалов, рисунков на посуде по теме проекта,
создание своих вариантов, оформление альбома узоров и орнаментов из геометрических фигур.
Проект «Оригами»
Практическая работа: выполняют поделки в технике оригами, сложение и сгибание бумаги в
соответствии с требованиями оригами, оформление выставки поделок, детских работ в технике
оригами.
Проекты по окружающему миру
Проект «Родная деревня Артя-Шигири»
Практическая работа: узнать о достопримечательностях деревни, историю появления этих
мест, причины названия, подбор фото или видео материалов, рисунков, оформление работы.
Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»
Практическая работа: подбор фотографий животных и растений из Красной книги
Свердловской области, Артинского района, и оформление работы
4

Проект «Профессии»
Практическая работа: узнать профессии своих родителей и старших членов семьи,
познакомиться со своей будущей профессией, подобрать фотоматериалы.
Проект «Родословная»
Практическая работа: познакомиться с родословной своей семьи, составить родословную
своей семьи, собирать информацию про родственников.
Проект «Города России»
Практическая работа: подготовить фотоматериал, информацию про Екатеринбург, Арти и их
достопримечательности, поделиться с информацией с одноклассниками.
Проект «Страны мира»
Практическая работа: работать на политической карте, подготовить рассказ и представить
перед одноклассниками свою работу
Проект по татарскому языку:
Проект «Создание сборника правил по татарскому языку «Терәк дәфтәре»
Практическая работа: оформление сборника правил на обычной тетради, видов словаря
Проекты по татарской литературе:
Проект «Устное народное творчество»
Практическая работа: создание сборника произведений УНТ: песен, поговорок, пословиц,
загадок, песен, пестушек, скороговорок, сказок
Проект «Любимые писатели, произведения и герои»
Практическая работа: подбор, оформление материалов в альбоме по отдельному писателю.
Странички для любознательных. Решение заданий из учебников по разделу «Для
любознательных» по русскому языку, по математике, по окружающему миру.
Практическая работа: выполнение заданий из учебника, подбор дополнительных примеров,
прорешивание заданий.
Создание памятки по русскому языку, словарей. Выписывание обучающимися и составление
сборника-словаря: орфографический, орфоэпический, толковый, словарь синонимов, антонимов,
омонимов, фразеологизмов и иностранных слов на русском и татарском языках.
Практическая работа: Создание обучающимися сборника, включающий в себя
орфографический, орфоэпический, толковый, словарь синонимов, антонимов, омонимов,
фразеологизмов и иностранных слов.
Праздник «Наши достижения». Выставка творческих работ как средство стимулирования
проектной деятельности детей.
Практическая работа: оформление и организация выставки.

2.4.
Учебный (тематический) план
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Темы занятий
Проект. Какими могут быть проекты?
Проект «Родная деревня Артя-Шигири»
Библиотека
Устное народное творчество
Создание сборника правил по татарскому языку «Терәк дәфтәре»
Странички для любознательных.
Создание памятки по русскому языку, словарей.
Странички для любознательных
Узоры и орнаменты на посуде
Красная книга или возьмем под защиту
5

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33-34

Странички для любознательных.
Профессии
Создание памятки по русскому языку, словарей.
И в шутку и в серьез
Странички для любознательных.
Пишем письмо
Детский журнал
Все профессии важны
Странички для любознательных.
Странички для любознательных
Родословная
Оригами
Странички для любознательных.
Создание памятки по русскому языку, словарей.
Странички для любознательных
Странички для любознательных
Города России
Газета «День победы - 9 мая»
Любимые писатели, произведения и герои
Странички для любознательных.
Страны мира
Праздник. Наши достижения
Резерв

2.5. Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование мотивации к обучению, помощи в самоорганизации и саморазвитии;
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные результаты:
Регулятивные
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с
учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том
числе во внутреннем плане
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Познавательные
- умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации
информации.
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную
информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
6

Коммуникативные
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- умение координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих
с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Предметные результаты согласно программам работ по русскому языку, татарскому
языку, литературному чтению, литературное чтение на родном (татарском )языке, математике и
окружающему миру.

3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Условия реализации программы:
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /
[В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011.
2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М. : Просвещение,
2011.
3. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общебразоват. организаций в комплекте с аудиоприл.
на электрон. носителе. / В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2014.
4. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общебразоват. организаций в комплекте с
аудиоприл. на электрон. носителе. / Л.Ф. Климановав и др. – М.: Просвещение, 2014.
5. Татарский язык : учеб. для общеобразоват. организаций начального общего образования
с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной). 2 класс. / Ф.Ф.
Харисов, Ч.М. Харисова, Е.А. Панова. – Казань : «Магариф-Вакыт» , 2017.
6. Литературное чтение. Учеб. для общеобразоват. Школы. 2 класс. В 2 ч. / Гарифуллина
Ф.Ш. – Казань. : Магариф-Вакыт, 2017.
7. Математика. 2 класс. Учеб. для общебразоват. организаций с прил. на электрон.
носителе. в 2 ч. / М.И. Моро и др. – М.: Просвещение, 2014.
8. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общебразоват. организаций с прил. на электрон.
носителе. в 2 ч. / А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова – М.: Просвещение, 2014.

2. Печатные пособия Словари, энциклопедии, детские журналы
3. Технические средства обучения Персональный компьютер с принтером, сканером.
Доска
4. Оборудование класса Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий,
учебного оборудования Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Держатели, магнитики для схем и таблиц. Полки для книг.

7

3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации:
- решение задач;
- подготовка проектов;
- выставка работ;
- презентация творческих работ;
- творческий проект;
- участие в концертах и мероприятиях различного уровня;
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- репертуарный список обучающегося
-дневник наблюдений;
-фото процесса выступления или защиты творческого проекта;
- журнал посещаемости;
- отзывы родителей/законных представителей и детей о работе педагога и
творческого объединения;
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- исполнение на занятии выученной композиции или танца;
- комбинированное занятие;
- открытое итоговое занятие;
- выставка работ;
- концерты и мероприятия различного уровня;
- защита творческого проекта;
- фестиваль/конкурс/конференция

8

Список литературы
Русский язык. 2 класс. Учеб. для общебразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на
электрон. носителе. / В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2014.
. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общебразоват. организаций в комплекте с
аудиоприл. на электрон. носителе. / Л.Ф. Климановав и др. – М.: Просвещение, 2014.
Татарский язык : учеб. для общеобразоват. организаций начального общего образования с
обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной). 2 класс. / Ф.Ф.
Харисов, Ч.М. Харисова, Е.А. Панова. – Казань : «Магариф-Вакыт» , 2017.
Литературное чтение. Учеб. для общеобразоват. Школы. 2 класс. В 2 ч. / Гарифуллина
Ф.Ш. – Казань. : Магариф-Вакыт, 2017.
Математика. 2 класс. Учеб. для общебразоват. организаций с прил. на электрон.
носителе. в 2 ч. / М.И. Моро и др. – М.: Просвещение, 2014.
Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общебразоват. организаций с прил. на электрон.
носителе. в 2 ч. / А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова – М.: Просвещение, 2014.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».