Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Поташкинская средняя общеобразовательная школа» Согласовано: Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Поташкинская СОШ» Белоногова Л.А. 30.08.2022 УТВЕРЖДАЮ Директор школы: /П.Ю. Русинов/ Приказ №140-од от 30.08.2022г. Программа дополнительного общеобразовательного общеразвивающегообразования социально-гуманитарной направленности «Юный эколог» Возраст учащихся: 7-11 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель: Садыкова Лариса Магафуровна с. Поташка 2022 год 1 1. Комплекс основных характеристик 1.1. № 1 2 Пояснительная записка Направление Направленность программы Актуальность Содержание Социально-педагогическая Особая актуальность кружка связана с мировоззренческим характером экологических знаний, что необходимо для выработки активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Знание учащимися особенностей протекания экологических процессов в условиях Рязанской области будет способствовать их воспитанию как рациональных природо пользователей, служить целям экологического просвещения и культуры. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного и младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. 3 Отличительная особенность программы Отличительной особенностью данной программы от подобных программ, является взаимосвязь научно- исследовательской и художественной направленности. Так как программа предполагает экскурсии в природу, во время прогулки ребята невольно обращают внимание на разнообразие растений и животных, а также природный материал, который они собирают. Программа «Юный эколог» знакомит детей с элементами таких наук как астрономия, 2 биология, зоология, география, что расширяет кругозор детей и отражает практическое применение знаний в других областях. Авторскими находками данной программы являются: система учебно-тематического планирования, использование авторских игровых технологий в системе введения в мир природы, содержание программы опирается на занятия, разработанные автором. 4 Адресат Для детей от 7до 11 лет (численность детей до 10 человек) 5 Режим занятий Четверг: 14.00-15.00 Пятница: 13.00.- 14.00. 6 Объём 7 Срок освоения общеразвивающей программы Уровневость общеразвивающей программы 8 68 часов 1 год, 34 недели «Базовый уровень» 9 Формы обучения Индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая 10 Виды занятий Практическая работа, беседы, проекты, акции, викторины, игры, экскурсия… 11 Формы подведения результатов практическая работа, защита проекта, творческий конкурс 3 1.2 Цели и задачи общеразвивающей программы Цель программы: формировать экологическую культуру учащихся в процессе практической деятельности по изучению и сохранению природного наследия в рамках экологического кружка. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения; воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды. 2. Содержание программы Тема 1. «С любовью к природе» Беседа об отношении школьников к природе. Цель: Формирование бережного отношения к природе, любови и заботы о природе. Умение оценивать свои поступки и отношение к природе других людей. Тема 2. «По тропинке в лес пойдем» Наблюдение в природе, стихи, песни, загадки о природе, сбор природного материала. Цель: Формирование эстетического наслаждения, долга каждого человека беречь родную природу. Умение оценивать эстетические достоинства природной среды. Тема 3. «Чудеса из листьев» Беседа об экскурсии в природу, выполнение поделок из природного материала. Цель: Выявление места природы в системе ценностных ориентаций младших школьников. Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира. 4 Тема 4. «Природа и искусство» Беседа «Природа и искусство». Рисование по впечатлениям от экскурсии, изготовление поделок из природного материала, слушание музыки на тему осени. Цель: Формирование эстетического наслаждения, долга каждого человека беречь родную природу. Навыки работы с природным материалом. Тема 5. «Здравствуй, картошка!» Беседа «Появление картофеля на Руси». Аукцион «Блюда из картофеля». Эстафеты. Цель: Формирование бережного отношения к природе, любови к природе, желание и стремление ее защитить. Тема 6. «Праздник урожая» Беседа «Появление картофеля на Руси». Аукцион «Блюда из картофеля». Эстафеты. Цель: Формирование бережного отношения к природе, любови к природе, желание и стремление ее защитить. Тема 7. «Путешествие по лесной тропе» Прогулка в лес. Наблюдение за состоянием окружающей среды. Игра «Жук - жучище». Цель: Формирование умения наблюдать, желания и стремления ее защитить. Тема 8. «Будь добрым к природе» Занятие в классе. Беседа по рассказу Н. Гарина- Михайловского «Тема и Жучка» и по книге Б. Рябинина «О любви к живому». Формирования бережное отношения к животным. Умение давать оценки поступкам. Тема 9. «Растения просят помощи» Занятие в классе. Беседа о растениях, Игра «Угадай растение». Цель: 5 Формирование бережного отношения к растениям в природе и жизни человека. Долг детей заботиться о зеленом друге. Тема 10. «Конкурс поделок из природного материала» Занятие в классе. Беседа, конкурс, награждение, игры, загадки. Любой объект природы можно рационально использовать. Цель: Формирование о необходимости сохранения эстетических ценностей природы. Умение оценивать эстетическую значимость поделок. Тема 11. «Синичкин день» Беседа о чувстве ответственности и любви к природе и животным (в частности к птицам), Небольшая инсценировка по сказке П. Сладкова «Зимние долги». Стихи о птицах, чтение фрагмента из книги Г. Снегирёва «Птицы наших лесов», игра «Воробушки и хитрая ворона». Развешивание в лесу кормушек. Цель: Формирование любови к природе, чувство ответственности за «братьев наших меньших». Тема 12. «Звери и птицы зимой» Беседа. Игра «Угадай птицу». Беседа об условиях зимовки зверей и птиц, зимней подкормки птиц, о кормах. Стихи о помощи птицам, игра «Почему меня так назвали?». Подкормка птиц – обязанность каждого школьника. Цель: Формирования бережное отношения к птицам. Особенности их кормов. Развитие навыка узнавания зимующих птиц по внешнему признаку. Тема 13. «Мы - друзья птиц» Занятие в классе. Практическая работа. Изготовление различных видов кормушек. Игра «Какой корм нужен этой птице?» Подкормка птиц. Цель: Формирование любови к природе, чувство ответственности за «братьев наших меньших», умения оценивать эстетическую значимость поделок. Тема 14. «Мастерская Деда Мороза» Изготовление поделок. Цель: Формирование любови к природе, чувство ответственности и умения оценивать эстетическую значимость поделок. Тема 15. «Проект «Новогодняя игрушка» 6 Беседа о бережном отношении к ели. Выставка рисунков «Как сохранить ель». Углубление знаний по теме «Природа в опасности!» Цель: Формирование бережного отношения к растениям в природе и жизни человека. Долг детей заботиться о зеленом друге. Тема 16. «Охраняемые животные и растения нашего края» Беседа о редких и исчезающих видах растений и животных края. Цель: Формирование ответственности за результаты своих поступков. Умения определять охраняемые растения и животных по внешнему виду. Тема 17. Игра-занятие «Путешествие по сказкам» Путешествие по сказкам о растительном мире. Цель: Расширение кругозора, углубление знаний по природе; развитие навыков мышления, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях. Тема 18. «Лес – наше богатство" Беседа о русском лесе с показом картин известных художников, о пользе муравьев. Стихи о лесе. Голоса птиц. Просмотр презентации «Лес». Цель: Формирование любови к природе, чувство ответственности за «братьев наших меньших», умения различать голоса птиц. Тема 19. Игра – путешествие «По лесным тропинкам» Конкурсы «Грибная поляна», «Лесные жалобы», «Животный мир леса», Птицы – наши друзья», «А знаете ли вы, что…»; сообщение «Берегите природу». Цель: Расширение кругозора, углубление знаний по теме «Природа в опасности!»; развитие навыков мышления, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях. Тема 20. «Следы на снегу» Изучение и охрана диких зверей зимой. Голоса диких животных. Цель: Формирование любови к природе, чувство ответственности за «братьев наших меньших», воспитание уважения ко всему живому. Умение наблюдать. 7 Тема 21. «Знатоки природы» Занятие в классе. Познавательная игровая программа. Цель: Расширение кругозора, развитие навыков мышления, умение распознавать животных. Тема 22. «Экологическая сказка» Знакомство с лекарственными растениями, сроках и правилах их сбора. Роль лекарственных растений в жизни животных и человека, отрицательная роль человека в исчезновении этих растений. Цель: Расширение кругозора, развитие навыков мышления, умение распознавать и использовать лекарственные растения. Тема 23. «Природа в опасности !» Беседа о способах оказания помощи природе, доступных младшим школьникам. Просмотр презентации. Операция «Соринка» . Цель: Расширение кругозора, углубление знаний по теме «Природа в опасности!»; развитие навыков мышления, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях. Тема 24. «Вредных животных – нет!» Беседа о пользе и вреде животных. Разучивание стихотворения Б. Заходера «Все – все – все на свете нужны». Взаимосвязь живых организмов. Необходимость охраны всего живого, сочувствия к нему. Цель: Расширение кругозора, углубление знаний по теме, развитие навыков мышления, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях. Умение оценивать роль и место отдельных видов животных в природе. Тема 25. Поле чудес «Эти замечательные животные» Занятие в классе. Игра. Вручение медалей. Цель: Воспитание любови к животным, развитие навыков мышления, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях. Тема 26. «Сказка о рыбаке и рыбке» (экологическая) Инсценировка сказки для учащихся начальной школы. Цель: 8 Формирование бережного отношения к природе, любови к природе, желание и стремление ее защитить; формирование основ экологической грамотности. Тема 27. «Праздник друзей природы» Стихи, песни, загадки о природе. Выставка рисунков, поделок из природного материала. Цель: Формирование бережного отношения к природе, любовь к природе, желание и стремление ее защитить. Тема 28. Игра «Букварь природы» Конкурсы, песни, загадки о природе. Цель: Расширение кругозора, углубление знаний по природе; развитие навыков мышления, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях. Тема 29. Экологический проект «Берёзкины слёзки» Практическая работа. Залечивание ран у берёз приготовленной смесью. Изготовление рекламных листовок. Цель: Формирование бережного отношения к природе, любовь к природе, желание и стремление ее защитить. Тема 30. «Загадки Лесовичка» Беседа. Явления живой и неживой природы… Цель: Расширение кругозора, углубление знаний по природе; развитие навыков мышления, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях. Тема 31. «По страницам Красной книги» Беседа «По страницам Красной книги». Цель: Расширение кругозора, углубление знаний по природе; развитие навыков мышления, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях. Формирование бережного отношения к природе, любовь к природе, желание и стремление ее защитить. Тема 32. «Экскурсия в природу» Изучение кустарниковых и древесных растений. Наблюдение за птицами, игры на воздухе. Расчистка сквера от мусора. Выработка правил культуры поведения. 9 Цель: Воспитание любви к природе, желание ее охранять, выработать навык уборки территории и уничтожения мусора, основы культурного поведения в природе. Тема 33. «Радости и огорчения» (Проект) Беседа об экскурсии в природу, выполнение заданий. Цель: Формирование бережного отношения к природе, любовь к природе, желание и стремление ее защитить. Тема 34. Игра « Заочное путешествие» Конкурсы, игры о природе. Цель: Формирование бережного отношения к природе, любовь к природе, желание и стремление ее защитить. Тема 35. Игра «Экологический светофор» Решение экологических задач. Цель: Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности; умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой; расширение опыта в экологически ориентированной деятельности. Тема 36. «Секретный разговор» - проект. Выбор приглянувшегося растения и секретный разговор с ним. Запись секретного разговора. Цель: Развитие эмоционально- чувственной сферы личности младшего школьника в процессе общения его с природой, выявление имеющегося у детей опыта такого общения. Тема 37. «Лес благодарит и сердится» Беседа, восстановление в памяти увиденной картины природы, положительных и отрицательных примеров воздействия человека на природу, письменные ответы на 2 вопроса. Цель: Выявление отношений детей к природе и развитие представлений детей о правилах, нормах взаимодействия с нею. 10 Тема 38. «Эти удивительные растения» Игра – конкурс. Цель: Формирование бережного отношения к природе, любовь к природе, желание и стремление ее защитить и умение различать растения, развитие навыков мышления. Тема 39. «Что растёт в лесу?». Беседа о тех растениях, которые дети наблюдали. Ответы на заданные вопросы. Цель: Формирование бережного отношения к природе, любви к природе и основы культурного поведения в природе. Тема 40. «Кто живёт в лесу?» Беседа о насекомых, чем питаются насекомые, бывают ли насекомые детишками; что будет, если исчезнут насекомые. Знакомство с правилами наблюдения за насекомыми. Цель: Расширение кругозора, углубление знаний по теме, развитие навыков мышления, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях. Умение оценивать роль и место отдельных видов животных в природе. Тема 41. «Это интересно» Беседы о «Божьей коровке», «Трудолюбивые пчёлы», «Внимание! Ядовитые насекомые!», «Птицы - наши помощники». Цель: Расширение кругозора, углубление знаний по теме, развитие навыков мышления, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях. Умение оценивать роль и место отдельных видов животных в природе. 11 3. Учебный (тематический) план «Юный эколог» Тема Количество часов. Всего Теория Практика 1. С любовью к природе. (Беседа). 2. По тропинке в лес пойдем. (Экскурсия в лес). 3. Чудеса из листьев. 1 1 2 1 4. Природа и искусство. (Занятие в классе). 5. Здравствуй, картошка! 3 1 1 6. Праздник урожая. 1 1 8. Будь добрым к природе. (Занятие в классе). 9. Растения просят помощи. (Занятие в классе). 10. Конкурс поделок из природного материала. (Занятие в классе). 11. «Синичкин день» (Занятие в классе, прогулка в лес). 2 1 1 1 2 1 1 12. Звери и птицы зимой. (Занятие в классе). 13. Мы - друзья птиц. (Занятие в классе, прогулка в лес. Практическая работа). 14. Мастерская Деда Мороза. 5 3 2 3 1 2 2 2 15. Проект «Новогодняя ёлка». (Беседа. Выставка рисунков.) 16. Охраняемые животные и растения нашего края. (Беседа). 17. Игра-занятие «Путешествие по сказкам» 18. Лес – наше богатство. (Беседа). 1 1 19. Игра – путешествие «По лесным тропинкам». (Занятие в классе). 20. Следы на снегу (Презентация). 1 1 1 1 21. Знатоки природы. (Занятие в классе). 12 1 2 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 22. Экологическая сказка. 1 1 23. Природа в опасности ! (Беседа. Практическая работа). 24. Вредных животных – нет ! 2 1 1 2 1 1 25. Поле чудес «Эти замечательные животные». (Занятие в классе). 26. Сказка о рыбаке и рыбке (экологическая) 27. Праздник друзей природы. 1 28. Игра «Букварь природы». (Занятие в классе). 29. Экологический проект «Берёзкины слёзки». (Прогулка в лес. Практическая работа.) 30. «Загадки Лесовичка». (Занятие в классе). 31. «По страницам Красной книги». (Занятие в классе). 32. Экскурсия в природу. 1 1 2 1 1 1 1 1 4 1 33. «Радости и огорчения» (Проект). 34. Игра « Заочное путешествие». (Занятие в классе). 36. «Секретный разговор» проект. (Прогулка в лес, занятие в классе). 37. «Лес благодарит и сердится». (Проект). 38. «Эти удивительные растения» (Занятие в классе). 39. «Что растёт в лесу?». (Прогулка в лес). 40. «Кто живёт в лесу?» (Занятие в классе). Наблюдение за насекомыми (Прогулка в лес) 41. Это интересно. (Занятие в классе). ВСЕГО: 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 1 1 4 3 2 2 68 32 1 36 4. Планируемые результаты В результате освоения программы кружка «Юный эколог» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО: Личностные результаты: *развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; *развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.); *воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды; *формирование мотивации дальнейшего изучения природы. Метапредметные результаты: *овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; *освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; *формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.; *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. Предметные результаты: *ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и 14 взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; *познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде; *трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке; *эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства; *сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды. Ожидаемые результаты: обучающиеся должны знать что такое экология; простейшую классификацию экологических связей; представителей редких организмов и их особенности; названия некоторых охраняемых природных территорий страны, региона, мира; – обитателей почвы; – что такое сеть питания и экологическая пирамида; – названия охраняемых растений и животных; – ряд мер по охране растительного и животного мира. обучающиеся должны уметь – – – – – распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя; – различать наиболее распространенные в данной местности растения и животных; – определять причины сокращения численности некоторых видов растений и животных; – мысленно путешествовать по охраняемым территориям; – составить пищевую сеть; 15 – – – – – – выстроить экологическую пирамиду; изготовить кормушку для птиц; составить экологическую памятку; изготовить условные знаки к правилам поведения на природе; выполнять правила личного поведения на природе; передать свои знания дошкольникам, сверстникам, взрослым. 5. Комплекс организационно-педагогических условий 5.1 Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение 1. Помещение: - учебный кабинет со столами, стульями и станками, в соответствии СанПиН; - школьная доска. 2. Инструменты и приспособления: - проектор; - экран; - компьютер; Информационное обеспечение: - Аудио- и видео - материалы. - Интернет. - Книги, журналы, статьи. Кадровое обеспечение: учитель 5.2Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Формы аттестации: - творческий проект; защита проектов; - участие на конкурсах, олимпиадах различного уровня Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - фото процесса выступления или защиты творческого проекта; - журнал посещаемости; - тестирование; - свидетельство/сертификат, грамота, диплом участия в олимпиадах - мониторинг; - аналитические справки. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - практическая работа ; - защита творческого проекта; -мониторинг; - аналитические справки. 16 6. Список литературы Список используемой литературы для педагога 1.Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: 2. Учитель, 20112. Ердаков, А. Экологическая сказки. Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 2000.3. 3.Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по экологии Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: 2004. Плешаков, 4.А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// 5.Начальная школа. – 2000. - № 5. – С. 2-8.5. Энциклопедия. Я познаю мир. 6.Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2007.6. 7. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 8. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2010. 9.Рыжова Н.А "Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). 10.Сорокина А.И. “Дидактические игры” 2012 г. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: 2011. Рыжова Н.А "Наш дом – природа” . Список используемой литература для учащихся Никифорова Н.А.Романова О.Е. “Азбука юного астраханца или с алфавитом по родному краю” – М. “Планета”, 2011 г. Дмитриев Ю А “Книга природы” – М. 2013 г. Большая энциклопедия животного мира. М. 2012. "Все обо всем.” – М.2012 г. «Я познаю» Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2010.мир” – М. 2013 г. 17