Юный эколог

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Поташкинская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Заместитель руководителя по УВР
МБОУ «Поташкинская СОШ»
Белоногова Л.А.
30.08.2022

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
/П.Ю. Русинов/
Приказ №140-од от 30.08.2022г.

Программа дополнительного общеобразовательного
общеразвивающегообразования
социально-гуманитарной направленности

«Юный эколог»
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации программы: 1 год

Составитель: Садыкова Лариса
Магафуровна

с. Поташка
2022 год
1

1. Комплекс основных характеристик
1.1.
№
1
2

Пояснительная записка
Направление
Направленность
программы
Актуальность

Содержание
Социально-педагогическая
Особая актуальность кружка связана с
мировоззренческим характером экологических
знаний, что необходимо для выработки
активной жизненной позиции подрастающего
поколения в деле осознанного сохранения
природы. Человек будущего – это всесторонне
развитая личность, живущая в гармонии с
окружающим миром и самим собой. Знание
учащимися особенностей протекания
экологических процессов в условиях
Рязанской области будет способствовать их
воспитанию как рациональных природо пользователей, служить целям экологического
просвещения и культуры. И начинать
экологическое воспитание надо с дошкольного
и младшего школьного возраста, так как в это
время приобретенные знания могут
в дальнейшем преобразоваться в прочные
убеждения.
Формирование экологической культуры есть
осознание человеком своей принадлежности к
окружаемому его миру, единства с ним,
осознание необходимости принять на себя
ответственность за осуществление
самоподдерживающего развития цивилизации
и сознательное включение в этот процесс.

3

Отличительная
особенность
программы

Отличительной
особенностью данной
программы от подобных программ, является
взаимосвязь научно- исследовательской и
художественной направленности. Так как
программа предполагает экскурсии в природу,
во время прогулки ребята невольно обращают
внимание на разнообразие растений и
животных, а также природный материал,
который они собирают.
Программа «Юный эколог» знакомит детей
с элементами таких наук как астрономия,
2

биология, зоология, география, что расширяет
кругозор детей и отражает практическое
применение знаний в других областях.
Авторскими находками данной программы
являются: система учебно-тематического
планирования, использование авторских
игровых технологий в системе введения в мир
природы, содержание программы опирается на
занятия, разработанные автором.

4

Адресат

Для детей от 7до 11 лет (численность детей
до 10 человек)

5

Режим занятий

Четверг: 14.00-15.00
Пятница: 13.00.- 14.00.

6

Объём

7

Срок освоения
общеразвивающей
программы
Уровневость
общеразвивающей
программы

8

68 часов

1 год, 34 недели
«Базовый уровень»

9

Формы обучения

Индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая

10

Виды занятий

Практическая работа, беседы, проекты,
акции, викторины, игры, экскурсия…

11

Формы
подведения
результатов

практическая работа, защита проекта,
творческий конкурс

3

1.2 Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: формировать экологическую культуру учащихся в
процессе практической деятельности по изучению и сохранению природного
наследия в рамках экологического кружка.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве
следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах,
учить овладевать методами практической работы экологической направленности,
обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной
информации современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек
экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа
жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по
изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
2. Содержание программы
Тема 1. «С любовью к природе»
Беседа об отношении школьников к природе.
Цель:
Формирование бережного отношения к природе, любови и заботы о природе.
Умение оценивать свои поступки и отношение к природе других людей.
Тема 2. «По тропинке в лес пойдем»
Наблюдение в природе, стихи, песни, загадки о природе, сбор природного
материала.
Цель:
Формирование эстетического наслаждения, долга каждого человека беречь
родную природу.
Умение оценивать эстетические достоинства природной среды.
Тема 3. «Чудеса из листьев»
Беседа об экскурсии в природу, выполнение поделок из природного материала.
Цель:
Выявление места природы в системе ценностных ориентаций младших
школьников. Наблюдать связи человека с природой и предметным
миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и
образы объектов природы и окружающего мира.
4

Тема 4. «Природа и искусство»
Беседа «Природа и искусство». Рисование по впечатлениям от экскурсии,
изготовление поделок из природного материала, слушание музыки на тему
осени.
Цель:
Формирование эстетического наслаждения, долга каждого человека беречь
родную природу.
Навыки работы с природным материалом.
Тема 5. «Здравствуй, картошка!»
Беседа «Появление картофеля на Руси». Аукцион «Блюда из картофеля».
Эстафеты.
Цель:
Формирование бережного отношения к природе, любови к природе, желание и
стремление ее защитить.
Тема 6. «Праздник урожая»
Беседа «Появление картофеля на Руси». Аукцион «Блюда из картофеля».
Эстафеты.
Цель:
Формирование бережного отношения к природе, любови к природе, желание и
стремление ее защитить.
Тема 7. «Путешествие по лесной тропе»
Прогулка в лес. Наблюдение за состоянием окружающей среды. Игра
«Жук - жучище».
Цель:
Формирование умения наблюдать, желания и стремления ее защитить.
Тема 8. «Будь добрым к природе»
Занятие в классе. Беседа по рассказу Н. Гарина- Михайловского «Тема и
Жучка» и по книге Б. Рябинина «О любви к живому».
Формирования бережное отношения к животным.
Умение давать оценки поступкам.
Тема 9. «Растения просят помощи»
Занятие в классе. Беседа о растениях, Игра «Угадай растение».
Цель:
5

Формирование бережного отношения к растениям в природе и жизни человека.
Долг детей заботиться о зеленом друге.
Тема 10. «Конкурс поделок из природного материала»
Занятие в классе. Беседа, конкурс, награждение, игры, загадки.
Любой объект природы можно рационально использовать.
Цель:
Формирование о необходимости сохранения эстетических ценностей природы.
Умение оценивать эстетическую значимость поделок.
Тема 11. «Синичкин день»
Беседа о чувстве ответственности и любви к природе и животным (в частности
к птицам), Небольшая инсценировка по сказке П. Сладкова «Зимние долги».
Стихи о птицах, чтение фрагмента из книги Г. Снегирёва «Птицы наших
лесов», игра «Воробушки и хитрая ворона». Развешивание в лесу кормушек.
Цель:
Формирование любови к природе, чувство ответственности за «братьев наших
меньших».
Тема 12. «Звери и птицы зимой»
Беседа. Игра «Угадай птицу». Беседа об условиях зимовки зверей и птиц,
зимней подкормки птиц, о кормах. Стихи о помощи птицам, игра «Почему меня
так назвали?». Подкормка птиц – обязанность каждого школьника.
Цель:
Формирования бережное отношения к птицам. Особенности их кормов.
Развитие навыка узнавания зимующих птиц по внешнему признаку.
Тема 13. «Мы - друзья птиц»
Занятие в классе. Практическая работа. Изготовление различных видов
кормушек. Игра «Какой корм нужен этой птице?» Подкормка птиц.
Цель:
Формирование любови к природе, чувство ответственности за «братьев наших
меньших», умения оценивать эстетическую значимость поделок.
Тема 14. «Мастерская Деда Мороза»
Изготовление поделок.
Цель:
Формирование любови к природе, чувство ответственности и умения оценивать
эстетическую значимость поделок.
Тема 15. «Проект «Новогодняя игрушка»
6

Беседа о бережном отношении к ели. Выставка рисунков «Как сохранить ель».
Углубление знаний по теме «Природа в опасности!»
Цель:
Формирование бережного отношения к растениям в природе и жизни человека.
Долг детей заботиться о зеленом друге.
Тема 16. «Охраняемые животные и растения нашего края»
Беседа о редких и исчезающих видах растений и животных края.
Цель:
Формирование ответственности за результаты своих поступков. Умения
определять охраняемые растения и животных по внешнему виду.
Тема 17. Игра-занятие «Путешествие по сказкам»
Путешествие по сказкам о растительном мире.
Цель:
Расширение кругозора, углубление знаний по природе; развитие навыков
мышления, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Тема 18. «Лес – наше богатство"
Беседа о русском лесе с показом картин известных художников, о пользе
муравьев. Стихи о лесе. Голоса птиц. Просмотр презентации «Лес».
Цель:
Формирование любови к природе, чувство ответственности за «братьев наших
меньших», умения различать голоса птиц.
Тема 19. Игра – путешествие «По лесным тропинкам»
Конкурсы «Грибная поляна», «Лесные жалобы», «Животный мир леса», Птицы
– наши друзья», «А знаете ли вы, что…»; сообщение «Берегите природу».
Цель:
Расширение кругозора, углубление знаний по теме «Природа в опасности!»;
развитие навыков мышления, умение применять полученные знания в
жизненных ситуациях.
Тема 20. «Следы на снегу»
Изучение и охрана диких зверей зимой. Голоса диких животных.
Цель:
Формирование любови к природе, чувство ответственности за «братьев наших
меньших», воспитание уважения ко всему живому.
Умение наблюдать.
7

Тема 21. «Знатоки природы»
Занятие в классе. Познавательная игровая программа.
Цель:
Расширение кругозора, развитие навыков мышления, умение распознавать
животных.
Тема 22. «Экологическая сказка»
Знакомство с лекарственными растениями, сроках и правилах их сбора.
Роль лекарственных растений в жизни животных и человека, отрицательная
роль человека в исчезновении этих растений.
Цель:
Расширение кругозора, развитие навыков мышления, умение распознавать и
использовать лекарственные растения.
Тема 23. «Природа в опасности !»
Беседа о способах оказания помощи природе, доступных младшим школьникам.
Просмотр презентации. Операция «Соринка» .
Цель:
Расширение кругозора, углубление знаний по теме «Природа в опасности!»;
развитие навыков мышления, умение применять полученные знания в
жизненных ситуациях.
Тема 24. «Вредных животных – нет!»
Беседа о пользе и вреде животных. Разучивание стихотворения Б. Заходера
«Все – все – все на свете нужны». Взаимосвязь живых организмов.
Необходимость охраны всего живого, сочувствия к нему.
Цель:
Расширение кругозора, углубление знаний по теме, развитие навыков
мышления, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Умение оценивать роль и место отдельных видов животных в природе.
Тема 25. Поле чудес «Эти замечательные животные»
Занятие в классе. Игра. Вручение медалей.
Цель:
Воспитание любови к животным, развитие навыков мышления, умение
применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Тема 26. «Сказка о рыбаке и рыбке»
(экологическая) Инсценировка сказки для учащихся начальной школы.
Цель:
8

Формирование бережного отношения к природе, любови к природе, желание и
стремление ее защитить; формирование основ экологической грамотности.
Тема 27. «Праздник друзей природы»
Стихи, песни, загадки о природе. Выставка рисунков, поделок из природного
материала.
Цель:
Формирование бережного отношения к природе, любовь к природе, желание и
стремление ее защитить.
Тема 28. Игра «Букварь природы»
Конкурсы, песни, загадки о природе.
Цель:
Расширение кругозора, углубление знаний по природе; развитие навыков
мышления, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Тема 29. Экологический проект «Берёзкины слёзки»
Практическая работа. Залечивание ран у берёз приготовленной смесью.
Изготовление рекламных листовок.
Цель:
Формирование бережного отношения к природе, любовь к природе, желание и
стремление ее защитить.
Тема 30. «Загадки Лесовичка»
Беседа. Явления живой и неживой природы…
Цель:
Расширение кругозора, углубление знаний по природе; развитие навыков
мышления, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Тема 31. «По страницам Красной книги»
Беседа «По страницам Красной книги».
Цель:
Расширение кругозора, углубление знаний по природе; развитие навыков
мышления, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Формирование бережного отношения к природе, любовь к природе, желание и
стремление ее защитить.
Тема 32. «Экскурсия в природу»
Изучение кустарниковых и древесных растений. Наблюдение за птицами, игры
на воздухе. Расчистка сквера от мусора. Выработка правил культуры
поведения.
9

Цель:
Воспитание любви к природе, желание ее охранять, выработать навык уборки
территории и уничтожения мусора, основы культурного поведения в природе.
Тема 33. «Радости и огорчения» (Проект)
Беседа об экскурсии в природу, выполнение заданий.
Цель:
Формирование бережного отношения к природе, любовь к природе, желание и
стремление ее защитить.
Тема 34. Игра « Заочное путешествие»
Конкурсы, игры о природе.
Цель:
Формирование бережного отношения к природе, любовь к природе, желание и
стремление ее защитить.
Тема 35. Игра «Экологический светофор»
Решение экологических задач.
Цель:
Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с
природой – допустимых и недопустимых действиях на природе,
природоохранной деятельности; умение оценивать результаты взаимодействия
людей с природой; расширение опыта в экологически ориентированной
деятельности.
Тема 36. «Секретный разговор» - проект.
Выбор приглянувшегося растения и секретный разговор с ним. Запись
секретного разговора.
Цель:
Развитие эмоционально- чувственной сферы личности младшего школьника в
процессе общения его с природой, выявление имеющегося у детей опыта такого
общения.
Тема 37. «Лес благодарит и сердится»
Беседа, восстановление в памяти увиденной картины природы, положительных и
отрицательных примеров воздействия человека на природу, письменные ответы
на 2 вопроса.
Цель:
Выявление отношений детей к природе и развитие представлений детей о
правилах, нормах взаимодействия с нею.
10

Тема 38. «Эти удивительные растения»
Игра – конкурс.
Цель:
Формирование бережного отношения к природе, любовь к природе, желание и
стремление ее защитить и умение различать растения, развитие навыков
мышления.
Тема 39. «Что растёт в лесу?».
Беседа о тех растениях, которые дети наблюдали. Ответы на заданные вопросы.
Цель:
Формирование бережного отношения к природе, любви к природе и
основы культурного поведения в природе.
Тема 40. «Кто живёт в лесу?»
Беседа о насекомых, чем питаются насекомые, бывают ли насекомые
детишками; что будет, если исчезнут насекомые. Знакомство с правилами
наблюдения за насекомыми.
Цель:
Расширение кругозора, углубление знаний по теме, развитие навыков
мышления, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Умение оценивать роль и место отдельных видов животных в природе.
Тема 41. «Это интересно»
Беседы о «Божьей коровке», «Трудолюбивые пчёлы», «Внимание! Ядовитые
насекомые!», «Птицы - наши помощники».
Цель:
Расширение кругозора, углубление знаний по теме, развитие навыков
мышления, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Умение оценивать роль и место отдельных видов животных в природе.

11

3. Учебный (тематический) план «Юный эколог»
Тема

Количество часов.
Всего

Теория

Практика

1. С любовью к природе.
(Беседа).
2. По тропинке в лес пойдем.
(Экскурсия
в лес).
3. Чудеса из листьев.

1

1

2

1

4. Природа и искусство.
(Занятие в классе).
5. Здравствуй, картошка!

3
1

1

6. Праздник урожая.

1

1

8. Будь добрым к природе.
(Занятие в классе).
9. Растения просят помощи.
(Занятие в
классе).
10. Конкурс поделок из
природного материала.
(Занятие в классе).
11. «Синичкин день»
(Занятие в классе, прогулка в лес).

2

1

1

1

2

1

1

12. Звери и птицы зимой. (Занятие
в
классе).
13. Мы - друзья птиц. (Занятие в
классе,
прогулка в лес. Практическая
работа).
14. Мастерская Деда Мороза.

5

3

2

3

1

2

2

2

15. Проект «Новогодняя ёлка».
(Беседа.
Выставка рисунков.)
16. Охраняемые животные и
растения
нашего края. (Беседа).
17. Игра-занятие «Путешествие по
сказкам»
18. Лес – наше богатство. (Беседа).

1

1

19. Игра – путешествие «По
лесным
тропинкам». (Занятие в классе).
20. Следы на снегу (Презентация).

1

1
1

1

21. Знатоки природы. (Занятие в
классе).
12

1

2

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

22. Экологическая сказка.

1

1

23. Природа в опасности ! (Беседа.
Практическая работа).
24. Вредных животных – нет !

2

1

1

2

1

1

25. Поле чудес «Эти
замечательные
животные». (Занятие в классе).
26. Сказка о рыбаке и рыбке
(экологическая)
27. Праздник друзей природы.

1

28. Игра «Букварь природы».
(Занятие в
классе).
29. Экологический проект
«Берёзкины
слёзки». (Прогулка в лес.
Практическая работа.)
30. «Загадки Лесовичка». (Занятие
в
классе).
31. «По страницам Красной
книги».
(Занятие в классе).
32. Экскурсия в природу.

1

1

2

1

1

1

1

1

4

1

33. «Радости и огорчения»
(Проект).
34. Игра « Заочное путешествие».
(Занятие
в классе).
36. «Секретный разговор» проект.
(Прогулка в лес, занятие в
классе).
37. «Лес благодарит и сердится».
(Проект).
38. «Эти удивительные растения»
(Занятие в классе).
39. «Что растёт в лесу?». (Прогулка в
лес).
40. «Кто живёт в лесу?» (Занятие в
классе).
Наблюдение за насекомыми
(Прогулка в лес)
41. Это интересно. (Занятие в
классе).
ВСЕГО:

1

1

1

1

2

1
1

1

2

1

1

1
1

1

1

1
1

1

13

1

1

4

3

2

2

68

32

1

36

4. Планируемые результаты
В результате освоения программы кружка «Юный эколог» формируются
следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям
ФГОС НОО:
Личностные результаты:
*развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы
методами искусства и естественных наук;
*развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность
выражать своё отношение к окружающему миру природы различными
средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры
декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
*воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости
сохранения окружающей среды;
*формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
*овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что
включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную
деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить
самооценку уровня личных учебных достижений;
*освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных
для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя
цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана,
фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов,
формулировка выводов по результатам исследования;
*формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения
поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а
также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в
виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
*развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также
участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
*ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об
экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и
14

взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе
культурного опыта человечества;
*познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи
мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях
природной среды под воздействием человека; освоение базовых
естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения
систематических курсов естественных наук; формирование элементарных
исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для
решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного
соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной
среде;
*трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на
пришкольном участке;
*эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные
данные образами из литературы и искусства;
*сфера физической культуры – знание элементарных представлений о
зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от
факторов окружающей среды.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся должны знать
что такое экология;
простейшую классификацию экологических связей;
представителей редких организмов и их особенности;
названия некоторых охраняемых природных территорий страны, региона,
мира;
– обитателей почвы;
– что такое сеть питания и экологическая пирамида;
– названия охраняемых растений и животных;
– ряд мер по охране растительного и животного мира.
обучающиеся должны уметь
–
–
–
–

– распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя;
– различать наиболее распространенные в данной местности растения и
животных;
– определять причины сокращения численности некоторых видов растений и
животных;
– мысленно путешествовать по охраняемым территориям;
– составить пищевую сеть;
15

–
–
–
–
–
–

выстроить экологическую пирамиду;
изготовить кормушку для птиц;
составить экологическую памятку;
изготовить условные знаки к правилам поведения на природе;
выполнять правила личного поведения на природе;
передать свои знания дошкольникам, сверстникам, взрослым.
5. Комплекс организационно-педагогических условий
5.1 Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение
1. Помещение:
- учебный кабинет со столами, стульями и станками, в соответствии
СанПиН;
- школьная доска.
2. Инструменты и приспособления:
- проектор;
- экран;
- компьютер;
Информационное обеспечение:
- Аудио- и видео - материалы.
- Интернет.
- Книги, журналы, статьи.
Кадровое обеспечение: учитель
5.2Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации:
- творческий проект; защита проектов;
- участие на конкурсах, олимпиадах различного уровня
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- фото процесса выступления или защиты творческого проекта;
- журнал посещаемости;
- тестирование;
- свидетельство/сертификат, грамота, диплом участия в олимпиадах
- мониторинг;
- аналитические справки.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- практическая работа ;
- защита творческого проекта;
-мониторинг;
- аналитические справки.
16

6. Список литературы
Список используемой литературы для педагога
1.Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. –
Волгоград:
2. Учитель, 20112. Ердаков, А. Экологическая сказки. Текст /А. Ердакова
//Начальная школа. – 2000.3.
3.Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по экологии Текст / Н.Н.Лебедев. – М.:
2004. Плешаков,
4.А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков//
5.Начальная школа. – 2000. - № 5. – С. 2-8.5. Энциклопедия. Я познаю мир.
6.Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2007.6.
7. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение,
8. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2010.
9.Рыжова Н.А "Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники).
10.Сорокина А.И. “Дидактические игры” 2012 г.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: 2011.
Рыжова Н.А "Наш дом – природа” .
Список используемой литература для учащихся
Никифорова Н.А.Романова О.Е. “Азбука юного астраханца или с алфавитом по
родному краю” – М. “Планета”, 2011 г.
Дмитриев Ю А “Книга природы” – М. 2013 г.
Большая энциклопедия животного мира. М. 2012.
"Все обо всем.” – М.2012 г.
«Я познаю» Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение,
Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2010.мир” – М. 2013 г.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».