Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Поташкинская средняя общеобразовательная школа» Согласовано: Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Поташкинская СОШ» Белоногова Л.А. 30.08.2022 УТВЕРЖДАЮ Директор школы: /П.Ю. Русинов/ Приказ №140-од от 30.08.2022г. Программа дополнительного общеобразовательного общеразвивающего образования «Аэрокосмическое моделирование» Возраст учащихся: 7-18 лет Срок реализации программы: 1 год Педагог дополнительного образования Хуппеев Вакиф Лукманович с.Поташка 2022 год 1 2. Комплекс основных характеристик 2.1.Пояснительная записка № Направление 1 Направленность программы 2 Актуальность 3 Отличительная особенность программы Содержание Техническая В современных условиях важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научнотехнических профессий. Многие отрасли российской промышленности требуют специалистов технической направленности и пока проблема эта не решена. В аэрокосмической отрасли сложилась обстановка дефицита инженерно-технических кадров и практически полное отсутствие поступления кадров рабочих профессий. Использование данной программы позволит проводить занятия, повышающие мотивацию занятий космонавтикой, изучить основы инженерных, технических знаний, необходимых для практической космонавтики. Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания материала. Диапазон основных направлений работы объединения включает в себя: разработку и изготовление макетов образцов советской и иностранной аэрокосмической техники; поиски, изучение и восстановление исторических образцов отечественной ракетной техники; моделирование физических процессов, имеющих место в аэрокосмической технике. С целью повышения уровня мотивации должна систематически проводиться воспитательная работа, направленная на положительное отношение к занятиям, используя следующие методы и приемы: Создание на занятии ситуации занимательности. Педагог приводит примеры и парадоксальные факты, относящие к изучаемым явлениям, 2 рассказывает об осуществлении тех или иных представлений в научной фантастике. Иногда поручает соответствующие доклады или сообщения подготовить обучающимся. Широкое использование сравнений и аналогий. Например, при изучении подъемной силы крыла летательного аппарата проводится аналогия его с крылом птиц, насекомых и т.п. Образное, эмоциональное изложение нового материала в сочетании с глубоким проникновением в сущность изучаемых явлений. Сопоставление научных и житейских представлений об изучаемых 6 процессов, максимальная опора на жизненный опыт учащихся и имеющиеся у них знания. Систематическое ознакомление с новинками науки и техники по профилю и побуждение обучающихся к самостоятельному чтению научно – популярной литературы. Использование различных познавательных игр в том числе и компьютерных. Организация учебных дискуссий, создание проблемных ситуаций. Обучающимся предлагается высказать свое мнение о причинах того или иного явления, обосновать его, после чего проводится обсуждение проблемы. Создание ситуации успеха для детей на занятии проводится путем оказания дифференцированной помощи разным категориям обучающихся, выполняющим работу одинаковой сложности, и их поощрения. Использование поощрения на занятии. Программа предназначена для ребят 7-18 лет, где все желающие могут получить знания в области космонавтики, научиться изготавливать простые модели и макеты и в дальнейшее время совершенствовать аэрокосмические знания, навыки работы с различными материалами и инструментами, изучат основы и получат практические навыки экспериментальной и научно исследовательской работы. Учебная группа формируется из ребят, которые в процессе обучения, будут иметь возможность изменения 3 4 Адресат 5 Режим занятий 6 7 Объем Срок освоения общеразвивающей программы Уровневость общеразвивающей программы Формы обучения 8 9 10 Виды занятий 11 Формы подведения результатов уровня изучения и изготовления моделей и макетов аэрокосмической техники, изучения теоретических основ авиации и космонавтики, в зависимости от своих способностей и показанных результатах деятельности, что заложено в вариативности сложности объектов техники. Для детей от 7 до 18 лет (численность детей от 7 до 20 человек) Вторник: 16.00 -18.00 Среда: 17.00 -18.00 Пятница: 16.00 - 18.00 Суббота: 15.00 - 17.00 Воскресенье: 11.00 -13.00 315 часов 1 год, 35 недель «Базовый уровень» Индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая Практическая работа, лабораторные занятия, мастер-классы, беседы, лекции, семинары, тренинги Мастер-класс, практическая работа, презентация моделей, творческий конкурс 2.2. Цели и задачи общеразвивающей программы Цель программы: знакомство с основами аэрокосмических знаний; формирование и развитие умения работать с ручными инструментами и широко распространенными материалами; развитие мотивации в изучении космических знаний и изготовлении моделей и макетов объектов аэрокосмической техники; формирование творческой личности с инжинерноконструкторским мышлением; активизации творческих способностей детей в области ракетно-космической техники; формирование осознанного выбора профессии. Задачи: Обучающие: приобретение знаний по основам астрономии и космонавтики, теории аэродинамики в атмосфере и основы движения космических аппаратов и ракет-носителей. 4 Развивающие: развитие самостоятельности при принятии решений в любой обстановке, формирование потребности в самообразовании. Воспитательные: формирование чувства патриотизма за отечественную космонавтику, привитие навыков здорового образа жизни, необходимого для людей посвящающих свою жизнь освоению космического пространства. 2.3. Содержание общеразвивающей программы Вводное занятие. Знакомство с учащимся. Цель, задачи и содержание работы на учебный год. Ознакомление с планом, материально-технической базой. Современные ракеты, роль отечественных ученых в развитии мировой ракетной техники. Ознакомление с достижениями учащихся в предыдущие годы. Демонстрация моделей, ранее построенных в объединение. Показательные запуски модели ракет. Основы безопасности труда. Знакомство кружковцев с инструкциями по безопасности труда их содержанием. Знакомство кружковцев с правилами безопасности работы инструментом на станках и пользование приборами. Противопожарная безопасность. Действия при пожаре. Одноступенчатая модель ракеты с одним двигателем. Основные элементы ракеты и технические требования к ним. Компоновка ракеты. Материалы и инструменты, применяемые в ракетном моделизме. История ракетного оружия. Космонавтика. Практическая работа: Технологические приемы и варианты изготовления отдельных частей модели. Стапельная сборка. Покраска и отделка модели. Парашюты для моделей ракет. Термозащита. Изобретатель парашютов Г.Е. Котельников. Виды парашютов. Простейший расчет скорости и времени снижения модели на парашюте. Применяемые материалы. Система выброса парашюта. Практическая работа: Раскрой и изготовление парашюта. Изготовление строп, фал, амортизатора. Сборка и укладка парашюта. Изготовление системы термозащиты и отстрела парашюта. Ленты (стримеры) и другие системы спасения моделей. Лента. Ротор на режиме авторотации, крыло. Применяемые материалы. Место применения этих систем в ракетном моделизме. Системы выброса и защиты. Практическая работа: 5 Изготовление ленты. Сборка и укладка. Изготовление системы термозащиты. Система отстрела. Реактивные двигатели. Микроракетный двигатель твердого топлива для моделей ракет Понятие о реактивной силе. Реактивное движение в природе. Классификация современных реактивных двигателей. Реактивные двигатели на моделях ракет. Практическая работа: Установка двигателя на модель ракеты. Способы крепления двигателя. Запуск двигателя на стенде и спортивном устройстве. Метеорология. Необходимые метеорологические условия для полета моделей ракет. Понятие метеорологии, метеорологические явления в природе. Метеорологические параметры. Ограничения в правилах по метеорологическим условиям. Практическая работа: «Использование ветра. Термических и динамичных потоков для полета моделей ракет. Теория полета моделей ракет. Аэродинамика моделей ракет. Спектр обтекания. Лобовое сопротивление. Устойчивость модели в полете. Центры массы и давления. Баллистические участники полета модели ракеты. Практическая работа: Определение центра массы и давления на макете. Наземное оборудование для запуска ракет. Назначение наземного комплекса для ракет различного назначения. Правила безопасности труда при работе с наземным оборудованием при запуске моделей ракет. Схемы и конструкции наземного оборудования. Практическая работа: Изготовление наземного оборудования для запуска моделей ракет. Демонстрационные работы. Бортовая и наземная пиротехника . Бортовые пирозамедлители. Вышибные навески, системы, передающие последовательные параллельные команды. Наземная пиротехника запуска моделей ракет. Запуски моделей ракет. Практическая работа. Правила безопасности на старте. Порядок работы и дисциплина на старте. Запуск моделей ракет. Контроль полета модели и определение результатов полета. Разбор полетов. Примечание: Занятия проводятся на полигоне. 6 Подготовка и проведение соревнований. Правила: Технический контроль моделей для участия в соревнованиях. Правила безопасности: Обеспечение стартов. Распорядок дня. Техническая конференция. Разбор полетов. Правила вида спорта «Авиамодельный спорт». Общие положения. Раздел правил по моделям ракет. Классификация моделей ракет. Материалы и технологии изготовления моделей. Одноступенчатая модель ракеты с одним двигателем Основные элементы ракеты и технические требования к ним. Компоновка ракеты. Материалы и инструменты. История ракетного оружия. Космонавтика. Практическая работа: «Технологические приемы и варианты изготовления отдельных частей модели. Стапельная сборка. Покраска и отделка модели» Расчет моделей ракет, компоновка ракет. Компоновка ракеты. Материалы и инструменты, применяемые в ракетном моделизме. История ракетного оружия. Космонавтика. Ознакомление с чертежами и компоновкой модели ракеты. Сведения о центре тяжести и центре давления, влияние их на баллистику полета. Применяемые материалы и технологическая оснастка для изготовления деталей ракеты и технология «стапельной сборки». Сведения об устройстве и назначении стабилизаторов. Сведения о лакокрасочных покрытиях, технологии покраски и безопасности труда при покраске. Практика: Разметка деталей модели ракеты на бумаге с помощью линейки и шаблонов специальных. Склейка деталей на оправках. Сборка корпуса ракеты на специальной оправке. Шлифование пластин шпона из липы или бальсы на соответствующий размер. Разметка стабилизаторов с помощью шаблона, вырезание, обработка по контору и профилирование. Приклейка стабилизаторов на специальном стапеле. Изготовление головного обтекателя. Окрашивание модели ракеты и маркирование опознавательных знаков. Приклеивание фала к ракете для присоединения систем спасения. Осуществление технического контроля в процессе изготовления ракеты. Применяемые материалы и клеи при изготовлении моделей ракет. Технологии их применения.Обзор применяемых материалов при изготовлении ракет. Применение клеёв в моделировании. Новинки по применяемым материалам. Изучение новых технологий. Материал: Бумага, бальса, липа, пенопласт, карандаш клеящий «Erichkrause», клей ПВА, клей эпоксидный, растворитель. Практика: Пробные работы с новыми материалами и клеями. Сборка одноступенчатой простейшей модели ракеты класса S6А (набор № 1). Теория: Основные технические требования к моделям ракет класса S6A. Правила проведения соревнований в этом классе моделей. Ознакомление с чертежами и компоновкой модели ракеты. Сведения о центре тяжести и 7 центре давления, влияние их на баллистику полета. Применяемые материалы и технологическая оснастка для изготовления деталей ракеты и технология «стапельной сборки». Сведения об устройстве и назначении стабилизаторов. Сведения о лакокрасочных покрытиях, технологии покраски и безопасности труда при покраске. Практика: Сборка ракеты из комплектующих набора с помощью специальных оправок стапелей. Окрашивание модели ракеты и маркирование опознавательных знаков. Приклеивание фала к ракете для присоединения систем спасения. Осуществление технического контроля в процессе изготовления ракеты. Цель: Обучить приёмам работы с материалами, инструментами и технологической оснасткой, производить стапельную сборку. Ознакомить с лакокрасочными покрытиями, развить умение и навыки покрасочной работы. Дать знания по техническому контролю различными измерительными инструментами и специальными шаблонами в процессе изготовления изделия. Материал: Бумага, бальза, липа, пенопласт, карандаш клеящий «Erichkrause», клей ПВА, клей эпоксидный, растворитель. Изготовление лент для моделей ракет S6A. Теория: Конструкции лент для систем спасения ракет. Технические требования к геометрическим параметрам лент. Аэродинамика лент. Марки бумаги, применяемые для изготовления лент. Практика: Изготовление лент из различных марок бумаги. Раскрой бумаги в необходимый размер. Лакокраска бумаги. Изготовление гофр на ленте с помощью специальной оснастки. Термообработка лент. Изготовление нитяной петли. Крепление нитяной петли к ленте. Ленты изготавливаем различных конструкций. Научить изготавливать ленты различной конструкции из бумаги Материал: Бумага, бамбук, карандаш клеящий «Erichkrause», клей ПВА, клей «Циакрин», лак-цапон, нитки. Модельные ракетные двигатели (МРД). Стартовое оборудование для запуска моделей ракет. Теория: Понятие о реактивной силе. Реактивное движение в природе. Устройство модельного ракетного двигателя (МРД). Классификация МРД. Технические требования. Техника безопасности. Фирмы изготовили МРД. Типоразмеры двигателей. Подготовка МРД для установки на модель ракеты и способы их крепления. Стартовое оборудование для запуска ракет. Практика: Подготовка МРД к старту. Крепление двигателя в ракете. Тренировка пуска ракет. Цель: Дать знания о конструкции МРД, их классификации и научить подготавливать МРД к старту и производить установку в модель ракеты. 8 Изучить технику безопасность при работе с МРД. Отработать пуск ракеты на стенде. Материал: Пенопласт. Метеорология. Метеорологические условия для полёта моделей ракет. Метеорологические приборы. Теория: Понятие о метеорологии, метеорологические явления в природе. Метеорологические параметры. Ограничения в правилах по метеорологическим условиям. Применяемые приборы. Практика: Использование ветра, термических и динамических потоков для полёта моделей ракет. Применение приборов для нахождения термических потоков. Цель: Дать знания о метеорологических явлениях. Научить пользоваться ареометром. Теория полёта моделей ракет. Центр давления модели. Центр тяжести модели. Теория: Аэродинамика моделей ракет. Спектр обтекания. Лобовое сопротивление и его составляющие. Устойчивость модели в полёте. Баллистические участки полёта модели ракеты. Центр тяжести и центр давления модели ракеты. Методы их определения. Практика: Нахождение центра тяжести на построенной модели ракеты. Построение проекции модели ракеты на картоне и вырезание по контуру. Определение центра давления. Цель: Дать знания об аэродинамике моделей ракет. Научить определять центр тяжести и центр давления. Изготовление парашюта для моделей ракет диаметром до 600мм. История создания парашюта. Изобретатель парашютов Г.Е. Котельников. Виды парашютов. Простейший расчет скорости и времени снижения модели на парашюте. Конструкция парашюта для моделей ракет. Применяемые материала для изготовления купола парашюта. Практика: Разметка купола парашюта по шаблону. Вырезание купола парашюта по контуру. Изготовление строп и приклеивание их к куполу парашюта. Окрашивание купола. Сборка и укладка парашюта. Изготовление системы термозащиты и отстрела парашюта. Цель: Освоить технологический процесс изготовления парашюта. Материал: Плёнка лавсановая, нитки капроновые, скотч, клей БФ-2. Тренировочные запуски моделей ракет моделей ракет. Практика: Установка стартового оборудования. Подготовка модели ракеты к пуску. Проводятся тренировочные запуски моделей в поле. Доставка ракеты на место старта. Цель: Научить производить разбивку старта. Научиться по команде начальника старта производить пуск ракеты. Подготовка к соревнованиям и организация соревнований с простейшими моделями ракет S6А. 9 Теория: Ознакомление с документацией, которая ведётся на соревнованиях. Полётные листы и стартовые журналы. Ознакомление с организацией стартов. Практика: Регистрация моделей начальником старта. Участие в соревнованиях. Подведение итогов соревнований. Цель: Научить спортсменов готовиться к соревнованиям и участвовать в них. Подведение итогов за год. Теория: Подведение итогов работы объединения за год. Анализ достижений в соревнованиях. Присвоение спортивных разрядов учащимся. Правила вида спорта «Авиамодельный спорт». Общие положения. Раздел правил по моделям ракет. Классификация моделей ракет. Теория: Изменения в правилах по ракетомодельному спорту. Влияние изменений на конструкцию моделей ракет. Изучение правил по каждому классу ракет. Классификация моделей ракет. Изменения в проекте положений соревнований различно уровня. Цель: Изучить правила по ракетомодельному спорту и предполагаемые изменения в положениях о соревнованиях. Подготовка моделей к показательным полётам изготовленных моделей и показательные запуски. Практика: Подготовка моделей ракет к запуску. Ремонт моделей и подготовка двигателей. Подготовка стартового оборудования. Запуск моделей ракет. Познакомить учащихся с конструкциями моделей ракет и их полётом. Применяемые материалы и клеи при изготовлении моделей ракет. Технологии их применения. Теория: Обзор применяемых материалов при изготовлении ракет. Новинки по применяемым материалам. Применение клеёв в моделировании. Изучение новых технологий. Практика: Пробные работы с новыми материалами и клеями. Цель: Применить при моделировании ракет новые материалы. Ремонт моделей изготовленных в предыдущие годы. Технологии ремонта моделей ракет.Теория: Изучение технологий ремонта. Практика: Ремонт моделей ракет. Окраска ракет при необходимости. Цель: Обучить приёмам работы по ремонту моделей ракет. Материал: Бумага, бальза, липа, пенопласт, карандаш клеящий «Erichkrause», клей ПВА, клей эпоксидный, растворитель.Изготовление спортивной модели ракеты S3А из бумаги. Теория: Основные технические требования к моделям ракет класса S6A. Правила проведения соревнований в этом классе моделей. Ознакомление с чертежами и компоновкой модели ракеты. Сведения о центре тяжести и центре давления, влияние их на баллистику полета. Применяемые материалы и технологическая оснастка для изготовления деталей ракеты и технология «стапельной сборки». Сведения об устройстве и назначении стабилизаторов. Сведения о лакокрасочных покрытиях, технологии покраски и безопасности труда при покраске. Практика: Разметка деталей модели ракеты на бумаге с помощью линейки и шаблонов специальных. Склейка деталей на оправках. Сборка 10 корпуса ракеты на специальной оправке. Шлифование пластин шпона из липы или бальсы на соответствующий размер. Разметка стабилизаторов с помощью шаблона, вырезание, обработка по контору и профилирование. Приклейка стабилизаторов на специальном стапеле. Изготовление головного обтекателя. Окрашивание модели ракеты и маркирование опознавательных знаков. Приклеивание фала к ракете для присоединения систем спасения. Осуществление технического контроля в процессе изготовления ракеты. Цель: Обучить приёмам работы с материалами, инструментами и технологической оснасткой, производить стапельную сборку. Ознакомить с лакокрасочными покрытиями, развить умение и навыки покрасочной работы. Дать знания по техническому контролю различными измерительными инструментами и специальными шаблонами в процессе изготовления изделия. Материал: Бумага, бальса, липа, пенопласт, карандаш клеящий «Erichkrause», клей ПВА, клей эпоксидный, растворитель. Изготовление парашюта для спортивных моделей ракет S3А диаметром до 1200мм. Теория: История создания парашюта. Изобретатель парашютов Г.Е. Котельников. Виды парашютов. Простейший расчет скорости и времени снижения модели на парашюте. Конструкция парашюта для моделей ракет. Применяемые материала для изготовления купола парашюта. Особенности изготовления парашютов большого диаметра. Практика: Разметка купола парашюта по шаблону. Вырезание купола парашюта по контору. Изготовление строп и приклеивание их к куполу парашюта. Окрашивание купола. Сборка и укладка парашюта. Изготовление системы термозащиты и отстрела парашюта. Цель: Освоить технологический процесс изготовления парашюта. Материал: Плёнка лавсановая, нитки капроновые, скотч, клей БФ-2. Технологические приёмы укладки парашюта диаметром до 1200мм в ракету. Теория: Изучение технологических приёмов укладки парашютов. (5 вариантов). Практика: Укладка парашюта по пяти вариантам. Цель: Освоить технологический процесс укладки парашюта. Материал: Тальк. Влияние метеорологических условий на полёт модели ракеты. Теория: Особенности полёта модели ракеты S3А с парашютом в разных атмосферных условиях. Влияние различных метеорологических параметров на парение парашюта. Практика: Использование ветра, термических и динамических потоков для полёта моделей ракет. Применение приборов для нахождения термических потоков. Цель: Дать знания о метеорологических явлениях. Научить пользоваться приборами. Тренировочные запуски моделей ракет моделей ракет. Практика: Установка стартового оборудования. Подготовка модели ракеты к пуску. Определение момента старта в зависимости от метеоусловий. Проводятся тренировочные запуски моделей в поле. Доставка ракеты на место старта. Цель: Научить правильно определять начала старта от метеоусловий. 11 Подготовка необходимого количества моделей S3A и парашютов к соревнованиям. Практика: Изготовление моделей ракет S3A и парашютов для участия в соревнованиях. Цель: Подготовиться к участию в соревнованиях. Подготовка необходимого количества моделей S6A. Практика: Изготовление моделей ракет S6A для участия в соревнованиях. Цель: Подготовиться к участию в соревнованиях. Подготовка моделей к соревнованиям и проведение соревнований. Теория: Изучение правил соревнований по ракетомодельному спорту. Порядок проведения техкома перед соревнованиями. Стартовые журналы и полетные листы. Практика: Прохождение техкома у начальника старта. Участие в ракетомодельных соревнованиях на личное и командное первенство. Подведение итогов, награждение победителей и призёров. Цель: Привить участникам соревнований спортивные качества.Подведение итогов за год. Учебный (тематический) план «Ракетомоделирование» № п/п Наименование темы 1 2 3 4 5 6 Вводное занятие Основы безопасности труда Одноступенчатая модель Парашюты для моделей ракеты. Термозащита Ленты (стримеры) и другие системы спасения Реактивные двигатели. Микроракетный двигатель твердого топлива для моделей ракет Метеорология. Необходимые метеорологические условия для полета моделей ракет Теория полета моделей Наземное оборудование для запуска моделей ракет Бортовая и наземная пиротехника Запуски ракет Подготовка и проведение соревнований Заключительное занятие 7 8 9 10 11 12 13 Итого Количество часов на занятие Теория Практика Всего 1 1 2 2 1 20 21 1 10 11 1 10 11 1 2 3 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 4 1 17 1 16 26 1 88 2 17 30 2 105 12 «Авиамодельный спорт» Наименование темы № п/п Инструктаж по технике безопасности «Авиамодельный спорт». Повторение ранее изученных теоретических знаний. Правила вида спорта «Авиамодельный спорт». Классификация моделей ракет Материалы и технологии изготовления моделей Расчет моделей ракет, компоновка ракет Применяемые материалы и клеи. Технологии их применения. Сборка одноступенчатой простейшей модели ракеты класса S6А Изготовление лент для моделей ракет S6A Модельные ракетные двигатели (МРД) и стартовое оборудование Метеорология и метеорологические приборы Теория полёта моделей ракет. Изготовление парашюта для моделей ракет Тренировочные запуски моделей ракет моделей ракет Подготовка к соревнованиям и организация соревнований Подведение итогов за год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Итого Количество часов на занятие Теория Практика Всего 1 1 1 1 2 1 2 3 1 1 6 3 7 4 1 28 29 1 1 15 5 16 6 15 3 2 1 15 4 14 14 92 1 105 2 1 1 1 13 Правила авиамодельного спорта № п/п 1 2 3 4 Название темы Основы безопасности и ТБ на занятии по авеомоделированию Подведение итогов за предыдущий учебный год и задачи в предстоящем году. Правила вида спорта «Авиамодельный спорт». Общие положения. Раздел правил по моделям ракет. Классификация моделей ракет. Подготовка моделей к показательным полётам изготовленных в предыдущие годы и показательные запуски моделей. Количество часов Теория Практика 1 Всего 1 1 1 2 2 1 1 13 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Применяемые материалы и клеи при изготовлении моделей ракет. Технологии их применения. Ремонт моделей изготовленных в предыдущие годы. Технологии ремонта моделей ракет. Изготовление спортивной модели ракеты S3А из бумаги. Изготовление парашюта для спортивных моделей ракет S3А диаметром до 1200мм. Технологические приёмы укладки парашюта диаметром до 1200мм в ракету. Влияние метеорологических условий на полёт модели ракеты Тренировочные запуски моделей ракет. Подготовка необходимого количества моделей S3A и парашютов к соревнованиям. Подготовка необходимого количества моделей S6A Тренировочные запуски ракет и проведение соревнований. Подведение итогов за год 1 1 2 1 5 6 1 24 25 1 20 21 1 3 4 1 1 2 1 17 1 17 6 8 13 13 Итого часов: Итого за год – 315 часов. 13 2 1 1 92 105 2.4. Планируемые результаты По окончании обучения обучающиеся: получат возможность научиться: - основные сведения об истории космонавтики; - основные сведения о развитии ракетостроения; -аэродинамику полета ракеты и самолета, различных профилей крыла; -устройство и запуск различных типов ракет и самолетов; -метеорологические параметры, термические динамические потоки; - единую спортивную квалификацию; - правила чтения и оформления сложных чертежей; - основы столярного, слесарного, токарного дела, покрасочные работы; - правила соревнований по ракетомодельному спорту; - технические требования к моделям ракет; - правила техники безопасности при выполняемой работе и при участии в соревнованиях. 14 научатся: -читать простые чертежи; -разрабатывать чертежи моделей и технологической оснастки; -изготавливать различные модели ракет; -изготавливать технологическую оснастку и наземное стартовое оборудование; -производить окраску моделей; -запускать и регулировать все типы моделей ракет, планеров и самолетов. - работать столярным и слесарным инструментом; - работать на деревообрабатывающем и металлорежущем оборудовании; - работать с покрасочным инструментом и оборудованием; - по чертежам изготавливать сложные модели ракет; - самостоятельно готовить модели к соревнованиям по ракетомодельному спорту. Предметные результаты. - уметь самостоятельно подбирать материал для изготовления моделей; - уметь разрабатывать авторские модели разной степени сложности; - уметь анализировать и дорабатывать полетные характеристики моделей; - уметь организовать свое рабочее место; - соблюдать правила ТБ при работе над моделью с острыми, колющими, режущими инструментами. - знать основные понятия и термины по теории моделирования; - знать историю развития мирового и отечественного самолето-, вертолето-, ракетостроения; - знать классификацию и виды летательных аппаратов; - знать конструкцию летательных аппаратов; - знать базовые знания по аэродинамике для моделей; - знать приемы работы с инструментами и приспособлениями; - знать отличительные черты летательных аппаратов. Метапредметные результаты. - Принимать и сохранять учебную задачу; - Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать разные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - Самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте; - Следовать при выполнении работы инструкциям педагога - Руководствоваться правилами при выполнении работы; - Проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы. Личностные результаты. - Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в учреждении, дома, на улице, в общественных местах; 15 - Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков; - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных формах общения; - Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности; - Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду и работе на результат; - Положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; - Способность к самооценке; - Уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда. 3. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1. Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение 1. Помещение: - большой учебный кабинет со столами, стульями и станками, в соответствии СанПиН; - шкафы с образцами моделей; - школьная доска. 2. Инструменты и приспособления: - проектор; - экран; - магнитофон; - компьютер; - CD-диски (или Flesh-накопители) с аудио- и видео - записями документальных фильмов. 3. Материалы: - специальная одежда и обувь для занятий; - бумага; - картон; - клей и др. Информационное обеспечение: - Аудио- и видео - материалы. - Аудио- и видео - магнитофоны. - Телевизор. - Интернет. - Книги, журналы, статьи истории развития аэрокосмических аппаратов. Кадровое обеспечение: - 1 педагог дополнительного образования по аэрокосмическому моделированию. 16 3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Формы аттестации: - контрольное занятие; - открытое итоговое занятие; - показательный запуск моделей ракет; - выставка работ; - презентация творческих работ; - творческий проект; - участие в концертах и мероприятиях различного уровня; - участие в фестивалях и конкурсах, конференциях. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - репертуарный список обучающегося; - портфолио; - дневник наблюдений; - видеозапись вступлений; - фото процесса выступления или защиты творческого проекта; - журнал посещаемости; - индивидуальный образовательный маршрут; - анкетирование; - тестирование; - отзывы родителей/законных представителей и детей о работе педагога и творческого объединения; - свидетельство/сертификат участия в концерте/мероприятии; - диплом участия в фестивалях и конкурсах, конференциях; - мониторинг; - аналитические справки. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - исполнение на занятии выученной композиции или танца; - контрольное занятие; - комбинированное занятие; - открытое итоговое занятие; - портфолио; - показательный запуск моделей ракет; - выставка работ; - концерты и мероприятия различного уровня; - защита творческого проекта; - фестиваль/конкурс/конференция; - мониторинг; - аналитические справки. 17 4. Список литературы Список литературы для педагогов 1. Алсмасов В. Е., Дрегалин А. Ф., Тишнн А. П., Теория ракетных двигателей. - М.: Машиностроение, 1980. Атомиздат, 1976. 2. Бурдаков В.П., Данилов Ю. И. Внешние ресурсы и космонавтика.М.: Атомиздат, 1976 3. Гильзин К. А. Электрические межпланетные корабли.- М.: Наука, 1970. Исаченко И. И. Космос и экономика. - М: Мысль, 1979. Космические аппараты/Под ред. К. П. Феоктистова. - М.: Воениздат, 1983. Космодром/Под ред. А. П. Вольского. - М.: Воениздат. 1977. Космонавтика: Энциклопедия/Под ред. В. П. Глушко. - М.: Машиностроение, 1985. 4. Для тех, кто любит мастерить: Книга для учащихся 5-8 классов средней школы - М.: Просвещение, 1990. 5. Драгунов Г.Б. Автомодельный кружок. – М.: ДОСААФ, 1988. 6. Ершов А.М.Простейшие авиамодели: Книга для учащихся 5-8 классов средней школы - М.: Просвещение, 1989. 7. Журналы «Моделист-конструктор», «Юный техник» 8. Заворотов В.А. От идеи до модели: Книга для учащихся 4-8 классов средней школы - М.: Просвещение, 1988. 9. Левантовский В. И. Механика космического полета в элементарном изложении.- М.: Наука, 1974. 10. Назаров Г. И., Сушков В. В. Теплостойкие пластмассы: Справочник.М.: Машиностроение, 1980. 11. Основы проектирования летательных аппаратов (транспортные системы)/И.П. Мишин, В. К. Бузвербый. В. Н. Панкратов и др.М.: Машиностроение, 12. Перевертень Г.И. Техническое творчество школьников в начальных классах. – М.: Просвещение, 1988. 13. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся / В.А.Горский, И.В.Кротов – М.: Просвещение, 1988. 14. Развитие технического творчества младших школьников: Книга для учителя/ П.Н.Андрианов, М.А. Галагузова, Л.А. Каюкова – М.: Просвещение 1990. 15. Ракеты-носители/Под ред. С. О. Осипова.- М.: Воениздат, 1981. Сахаров В. Ф., Сазоивов А. Д. Профессиональная ориентация школьников.- М.: Просвещение, 1982. 16. Сквайре Дж. Практическая физика.- М.: Мир, 1971. 17. Твори, выдумывай, пробуй!: Сб. бум. моделей: Книга для учащихся 4-8 классов средней школы/ О.Е. Замотин, Р.В. Зариков, Е.Ф.Рябчиков и др. – М.: Просвещение, 1986. 18 18. Техническое творчество учащихся: Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред.проф.образования. – М.: Гуманит, изд.центр ВЛАДОС, 2002 19. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков: Из опыта работы:/ Сост. П.Н.Андрианов. – М.: Просвещение, 1986. 20. Урсул А. Д. Человечество. Земля. Вселенная. Философские проблемы космонавтики.- М.: Мысль, 1977. 21. Учебное пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ по индустр.- пед.спец./Ю.С. Столяров, Д.М. Комский, В.Г. Гетта и др.; Под ред. Ю.С. Столярова, Д.М. Комского. – М.: Просвещение, 1989. 22. Федосьев В. И. Основы техники ракетного полета.- М.: Наука, 1981 Список литературы для детей и родителей/законных представителей обучающихся 1. «Авиация и Космонавтика». Научно-популярный авиационный исторический журнал, 2020 2. Горский В.А., И.В.Кротов Модели ракет – М.: Просвещение, 1988 3. Гетман А.С. Методическая разработка Летающая модель планера http://www.crtdu-kras.ru/creative-association/aerospace-simulation/ 4. Горбенко К.С. Самолеты строим сами. – М.: Машиностроение, 1989 5. Драгунов Г.Б. Автомодельный кружок. – М.: ДОСААФ, 1988. 6. Гурштейн А.А. Цветочные тайны неба. - М.: Просвещение, 2010. 7. «Мир детства». – М. Педагогика, 2010. 8. Перевертень Г.И. Техническое творчество школьников в начальных классах. – М.: Просвещение, 1988. 9. Пимон М. Космос в картинках. – М.: Скорпион,2008. 10. Развитие технического творчества младших школьников: Кн. для учителя/ Андрианов П.Н., М.А. Галагузова, Л.А. Каюкова – М.: Просвещение, 1990. 11. Рожков В.С. Строим летающие модели. – М.: Патриот, 2010 12. Твори, выдумывай, пробуй!: Сбор бумажных моделей: Книга для учащихся 4-8 классов средней школы/ О.Е. Замотин, Р.В. Зариков, Е.Ф. Рябчиков и др. – М.: Просвещение, 1986. 13. Энциклопедия рисования. – М.: РОСМЭН, 2001 14. Хьюшь М. Юный исследователь. – М.: РОСМЭН, 2010 19