Аэрокосмическое моделирование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Поташкинская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Заместитель руководителя по УВР
МБОУ «Поташкинская СОШ»
Белоногова Л.А.
30.08.2022

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
/П.Ю. Русинов/
Приказ №140-од от 30.08.2022г.

Программа дополнительного общеобразовательного общеразвивающего
образования «Аэрокосмическое моделирование»

Возраст учащихся: 7-18 лет
Срок реализации программы: 1 год

Педагог дополнительного образования
Хуппеев Вакиф Лукманович

с.Поташка
2022 год
1

2. Комплекс основных характеристик
2.1.Пояснительная записка
№ Направление
1 Направленность
программы
2 Актуальность

3

Отличительная
особенность
программы

Содержание
Техническая
В современных условиях важными приоритетами
государственной политики в сфере образования
становится поддержка и развитие детского
технического творчества, привлечение молодежи
в научно-техническую сферу профессиональной
деятельности и повышение престижа научнотехнических
профессий.
Многие
отрасли
российской
промышленности
требуют
специалистов технической направленности и пока
проблема эта не решена. В аэрокосмической
отрасли
сложилась
обстановка
дефицита
инженерно-технических кадров и практически
полное отсутствие поступления кадров рабочих
профессий. Использование данной программы
позволит проводить занятия, повышающие
мотивацию занятий космонавтикой, изучить
основы инженерных,
технических знаний,
необходимых для практической космонавтики.
Программа
предполагает
использование
и
реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную
сложность
предлагаемого
для
освоения
содержания материала. Диапазон основных
направлений работы объединения включает в
себя: разработку и изготовление макетов образцов
советской и иностранной аэрокосмической
техники; поиски, изучение и восстановление
исторических образцов отечественной ракетной
техники; моделирование физических процессов,
имеющих место в аэрокосмической технике.
С целью повышения уровня мотивации должна
систематически
проводиться
воспитательная
работа,
направленная
на
положительное
отношение к занятиям, используя следующие
методы и приемы:
 Создание на занятии ситуации занимательности.
Педагог приводит примеры и парадоксальные
факты, относящие к изучаемым явлениям,
2

рассказывает об осуществлении тех или иных
представлений в научной фантастике. Иногда
поручает
соответствующие
доклады
или
сообщения подготовить обучающимся.
 Широкое использование сравнений и аналогий.
Например, при изучении подъемной силы крыла
летательного аппарата проводится аналогия его с
крылом птиц, насекомых и т.п.
 Образное, эмоциональное изложение нового
материала
в
сочетании
с
глубоким
проникновением в сущность изучаемых явлений.

Сопоставление
научных
и
житейских
представлений об изучаемых 6 процессов,
максимальная опора на жизненный опыт
учащихся и имеющиеся у них знания.
 Систематическое ознакомление с новинками
науки и техники по профилю и побуждение
обучающихся к самостоятельному чтению научно
– популярной литературы.
 Использование различных познавательных игр в
том числе и компьютерных.
 Организация учебных дискуссий, создание
проблемных ситуаций.
 Обучающимся предлагается высказать свое
мнение о причинах того или иного явления,
обосновать
его,
после
чего
проводится
обсуждение проблемы.
 Создание ситуации успеха для детей на занятии
проводится путем оказания дифференцированной
помощи разным категориям обучающихся,
выполняющим работу одинаковой сложности, и
их поощрения. Использование поощрения на
занятии.
 Программа предназначена для ребят 7-18 лет,
где все желающие могут получить знания в
области космонавтики, научиться изготавливать
простые модели и макеты и в дальнейшее время
совершенствовать
аэрокосмические
знания,
навыки работы с различными материалами и
инструментами, изучат основы и получат
практические навыки экспериментальной и
научно исследовательской работы. Учебная
группа формируется из ребят, которые в процессе
обучения, будут иметь возможность изменения
3

4

Адресат

5

Режим занятий

6
7

Объем
Срок освоения
общеразвивающей
программы
Уровневость
общеразвивающей
программы
Формы обучения

8

9

10 Виды занятий
11 Формы подведения
результатов

уровня изучения и изготовления моделей и
макетов аэрокосмической техники, изучения
теоретических основ авиации и космонавтики, в
зависимости от своих способностей и показанных
результатах деятельности, что заложено в
вариативности сложности объектов техники.
Для детей от 7 до 18 лет (численность детей от 7
до 20 человек)
Вторник: 16.00 -18.00
Среда: 17.00 -18.00
Пятница: 16.00 - 18.00
Суббота: 15.00 - 17.00
Воскресенье: 11.00 -13.00
315 часов
1 год, 35 недель
«Базовый уровень»
Индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая
Практическая работа, лабораторные занятия,
мастер-классы, беседы, лекции, семинары,
тренинги
Мастер-класс, практическая работа, презентация
моделей, творческий конкурс

2.2. Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: знакомство с основами аэрокосмических знаний;
формирование и развитие умения работать с ручными инструментами и
широко распространенными материалами; развитие мотивации в изучении
космических знаний и изготовлении моделей и макетов объектов
аэрокосмической техники; формирование творческой личности с
инжинерноконструкторским
мышлением;
активизации
творческих
способностей детей в области ракетно-космической техники; формирование
осознанного выбора профессии.
Задачи:
Обучающие: приобретение знаний по основам астрономии и космонавтики,
теории аэродинамики в атмосфере и основы движения космических
аппаратов и ракет-носителей.
4

Развивающие: развитие самостоятельности при принятии решений в любой
обстановке,
формирование
потребности
в
самообразовании.
Воспитательные: формирование чувства патриотизма за отечественную
космонавтику, привитие навыков здорового образа жизни, необходимого для
людей посвящающих свою жизнь освоению космического пространства.
2.3. Содержание общеразвивающей программы
Вводное занятие.
Знакомство с учащимся. Цель, задачи и содержание работы на учебный год.
Ознакомление с планом, материально-технической базой. Современные
ракеты, роль отечественных ученых в развитии мировой ракетной техники.
Ознакомление с достижениями учащихся в предыдущие годы. Демонстрация
моделей, ранее построенных в объединение. Показательные запуски модели
ракет.
Основы безопасности труда.
Знакомство кружковцев с инструкциями по безопасности труда их
содержанием. Знакомство кружковцев с правилами безопасности работы
инструментом на станках и пользование приборами. Противопожарная
безопасность. Действия при пожаре.
Одноступенчатая модель ракеты с одним двигателем. Основные элементы
ракеты и технические требования к ним. Компоновка ракеты. Материалы и
инструменты, применяемые в ракетном моделизме. История ракетного
оружия. Космонавтика.
Практическая работа:
Технологические приемы и варианты изготовления отдельных частей
модели. Стапельная сборка. Покраска и отделка модели.
Парашюты для моделей ракет. Термозащита.
Изобретатель парашютов Г.Е. Котельников. Виды парашютов. Простейший
расчет скорости и времени снижения модели на парашюте. Применяемые
материалы. Система выброса парашюта.
Практическая работа:
Раскрой и изготовление парашюта. Изготовление строп, фал, амортизатора.
Сборка и укладка парашюта. Изготовление системы термозащиты и отстрела
парашюта.
Ленты (стримеры) и другие системы спасения моделей.
Лента. Ротор на режиме авторотации, крыло. Применяемые материалы.
Место применения этих систем в ракетном моделизме. Системы выброса и
защиты.
Практическая работа:
5

Изготовление ленты. Сборка и укладка. Изготовление системы термозащиты.
Система отстрела.
Реактивные двигатели.
Микроракетный двигатель твердого топлива для моделей ракет
Понятие о реактивной силе. Реактивное движение в природе. Классификация
современных реактивных двигателей. Реактивные двигатели на моделях
ракет.
Практическая работа:
Установка двигателя на модель ракеты. Способы крепления двигателя.
Запуск двигателя на стенде и спортивном устройстве.
Метеорология.
Необходимые метеорологические условия для полета моделей ракет.
Понятие метеорологии, метеорологические явления в природе.
Метеорологические параметры. Ограничения в правилах по
метеорологическим условиям.
Практическая работа:
«Использование ветра. Термических и динамичных потоков для полета
моделей ракет.
Теория полета моделей ракет.
Аэродинамика моделей ракет. Спектр обтекания. Лобовое сопротивление.
Устойчивость модели в полете. Центры массы и давления. Баллистические
участники полета модели ракеты.
Практическая работа:
Определение центра массы и давления на макете.
Наземное оборудование для запуска ракет.
Назначение наземного комплекса для ракет различного назначения. Правила
безопасности труда при работе с наземным оборудованием при запуске
моделей ракет. Схемы и конструкции наземного оборудования.
Практическая работа:
Изготовление наземного оборудования для запуска моделей ракет.
Демонстрационные работы.
Бортовая и наземная пиротехника . Бортовые пирозамедлители. Вышибные
навески, системы, передающие последовательные параллельные команды.
Наземная пиротехника запуска моделей ракет.
Запуски моделей ракет.
Практическая работа. Правила безопасности на старте. Порядок работы и
дисциплина на старте. Запуск моделей ракет. Контроль полета модели и
определение результатов полета. Разбор полетов.
Примечание: Занятия проводятся на полигоне.
6

Подготовка и проведение соревнований.
Правила:
Технический контроль моделей для участия в соревнованиях.
Правила безопасности: Обеспечение стартов. Распорядок дня. Техническая
конференция. Разбор полетов.
Правила вида спорта «Авиамодельный спорт». Общие положения. Раздел
правил по моделям ракет. Классификация моделей ракет. Материалы и
технологии изготовления моделей. Одноступенчатая модель ракеты с одним
двигателем Основные элементы ракеты и технические требования к ним.
Компоновка ракеты. Материалы и инструменты. История ракетного оружия.
Космонавтика.
Практическая работа:
«Технологические приемы и варианты изготовления отдельных частей
модели. Стапельная сборка. Покраска и отделка модели»
Расчет моделей ракет, компоновка ракет. Компоновка ракеты. Материалы и
инструменты, применяемые в ракетном моделизме. История ракетного
оружия. Космонавтика. Ознакомление с чертежами и компоновкой модели
ракеты. Сведения о центре тяжести и центре давления, влияние их на
баллистику полета. Применяемые материалы и технологическая оснастка для
изготовления деталей ракеты и технология «стапельной сборки». Сведения
об устройстве и назначении стабилизаторов. Сведения о лакокрасочных
покрытиях, технологии покраски и безопасности труда при покраске.
Практика: Разметка деталей модели ракеты на бумаге с помощью линейки и
шаблонов
специальных. Склейка деталей на оправках. Сборка корпуса ракеты на
специальной оправке. Шлифование пластин шпона из липы или бальсы на
соответствующий размер. Разметка стабилизаторов с помощью шаблона,
вырезание, обработка по контору и профилирование. Приклейка
стабилизаторов на специальном стапеле. Изготовление головного
обтекателя.
Окрашивание
модели
ракеты
и
маркирование
опознавательных знаков. Приклеивание фала к ракете для присоединения
систем спасения. Осуществление технического контроля в процессе
изготовления ракеты. Применяемые материалы и клеи при изготовлении
моделей ракет. Технологии их применения.Обзор применяемых материалов
при изготовлении ракет. Применение клеёв в моделировании. Новинки по
применяемым материалам. Изучение новых технологий. Материал: Бумага,
бальса, липа, пенопласт, карандаш клеящий «Erichkrause», клей ПВА, клей
эпоксидный, растворитель.
Практика: Пробные работы с новыми материалами и клеями. Сборка
одноступенчатой простейшей модели ракеты класса S6А (набор № 1).
Теория: Основные технические требования к моделям ракет класса S6A.
Правила проведения соревнований в этом классе моделей. Ознакомление с
чертежами и компоновкой модели ракеты. Сведения о центре тяжести и
7

центре давления, влияние их на баллистику полета. Применяемые материалы
и технологическая оснастка для изготовления деталей ракеты и технология
«стапельной сборки». Сведения об устройстве и назначении стабилизаторов.
Сведения о лакокрасочных покрытиях, технологии покраски и безопасности
труда при покраске.
Практика: Сборка ракеты из комплектующих набора с помощью
специальных оправок стапелей. Окрашивание модели ракеты и
маркирование опознавательных знаков. Приклеивание фала к ракете для
присоединения систем спасения. Осуществление технического контроля в
процессе изготовления ракеты.
Цель: Обучить приёмам работы с материалами, инструментами и
технологической оснасткой, производить стапельную сборку. Ознакомить с
лакокрасочными покрытиями, развить умение и навыки покрасочной работы.
Дать знания по техническому контролю различными измерительными
инструментами и специальными шаблонами в процессе изготовления
изделия. Материал: Бумага, бальза, липа, пенопласт, карандаш клеящий
«Erichkrause», клей ПВА, клей эпоксидный, растворитель.
Изготовление лент для моделей ракет S6A.
Теория: Конструкции лент для систем спасения ракет. Технические
требования к геометрическим параметрам лент. Аэродинамика лент. Марки
бумаги, применяемые для изготовления лент.
Практика: Изготовление лент из различных марок бумаги. Раскрой бумаги в
необходимый размер. Лакокраска бумаги. Изготовление гофр на ленте с
помощью специальной оснастки. Термообработка лент. Изготовление
нитяной петли. Крепление нитяной петли к ленте. Ленты изготавливаем
различных конструкций. Научить изготавливать ленты различной
конструкции из бумаги Материал: Бумага, бамбук, карандаш клеящий
«Erichkrause», клей ПВА, клей «Циакрин», лак-цапон, нитки. Модельные
ракетные двигатели (МРД). Стартовое оборудование для запуска моделей
ракет. Теория: Понятие о реактивной силе. Реактивное движение в
природе.
Устройство модельного ракетного двигателя (МРД).
Классификация МРД. Технические требования. Техника безопасности.
Фирмы изготовили МРД. Типоразмеры двигателей. Подготовка МРД для
установки на модель ракеты и способы их крепления. Стартовое
оборудование для запуска ракет.
Практика: Подготовка МРД к старту. Крепление двигателя в ракете.
Тренировка пуска ракет.
Цель: Дать знания о конструкции МРД, их классификации и научить
подготавливать МРД к старту и производить установку в модель ракеты.
8

Изучить технику безопасность при работе с МРД. Отработать пуск ракеты на
стенде. Материал: Пенопласт.
Метеорология. Метеорологические условия для полёта моделей ракет.
Метеорологические приборы.
Теория: Понятие о метеорологии, метеорологические явления в природе.
Метеорологические
параметры.
Ограничения
в
правилах
по
метеорологическим
условиям.
Применяемые
приборы.
Практика:
Использование ветра, термических и динамических потоков для полёта
моделей ракет. Применение приборов для нахождения термических потоков.
Цель: Дать знания о метеорологических явлениях. Научить пользоваться
ареометром.
Теория полёта моделей ракет. Центр давления модели. Центр тяжести
модели. Теория: Аэродинамика моделей ракет. Спектр обтекания. Лобовое
сопротивление и его составляющие. Устойчивость модели в полёте.
Баллистические участки полёта модели ракеты. Центр тяжести и центр
давления модели ракеты. Методы их определения. Практика: Нахождение
центра тяжести на построенной модели ракеты. Построение проекции модели
ракеты на картоне и вырезание по контуру. Определение центра давления.
Цель: Дать знания об аэродинамике моделей ракет. Научить определять
центр тяжести и центр давления.
Изготовление парашюта для моделей ракет диаметром до 600мм.
История создания парашюта. Изобретатель парашютов Г.Е. Котельников.
Виды парашютов. Простейший расчет скорости и времени снижения модели
на парашюте.
Конструкция парашюта для моделей ракет. Применяемые материала для
изготовления купола парашюта.
Практика: Разметка купола парашюта по шаблону. Вырезание купола
парашюта по контуру. Изготовление строп и приклеивание их к куполу
парашюта. Окрашивание купола. Сборка и укладка парашюта. Изготовление
системы термозащиты и отстрела парашюта. Цель: Освоить технологический
процесс изготовления парашюта.
Материал: Плёнка лавсановая, нитки капроновые, скотч, клей БФ-2.
Тренировочные запуски моделей ракет моделей ракет.
Практика: Установка стартового оборудования. Подготовка модели ракеты к
пуску. Проводятся тренировочные запуски моделей в поле. Доставка ракеты
на место старта.
Цель: Научить производить разбивку старта. Научиться по команде
начальника старта производить пуск ракеты. Подготовка к соревнованиям и
организация соревнований с простейшими моделями ракет S6А.

9

Теория: Ознакомление с документацией, которая ведётся на соревнованиях.
Полётные листы и стартовые журналы. Ознакомление с организацией
стартов.
Практика: Регистрация моделей начальником старта. Участие в
соревнованиях. Подведение итогов соревнований.
Цель: Научить спортсменов готовиться к соревнованиям и участвовать в них.
Подведение итогов за год.
Теория: Подведение итогов работы объединения за год. Анализ достижений в
соревнованиях. Присвоение спортивных разрядов учащимся.
Правила вида спорта «Авиамодельный спорт». Общие положения. Раздел
правил по моделям ракет. Классификация моделей ракет. Теория: Изменения
в правилах по ракетомодельному спорту. Влияние изменений на
конструкцию моделей ракет. Изучение правил по каждому классу ракет.
Классификация моделей ракет. Изменения в проекте положений
соревнований различно уровня. Цель:
Изучить правила по
ракетомодельному спорту и предполагаемые изменения в положениях о
соревнованиях.
Подготовка
моделей
к
показательным
полётам
изготовленных моделей и показательные запуски. Практика: Подготовка
моделей ракет к запуску. Ремонт моделей и подготовка двигателей.
Подготовка стартового оборудования. Запуск моделей ракет. Познакомить
учащихся с конструкциями моделей ракет и их полётом. Применяемые
материалы и клеи при изготовлении моделей ракет. Технологии их
применения. Теория: Обзор применяемых материалов при изготовлении
ракет. Новинки по применяемым материалам. Применение клеёв в
моделировании. Изучение новых технологий. Практика: Пробные работы с
новыми материалами и клеями. Цель: Применить при моделировании ракет
новые материалы.
Ремонт моделей изготовленных в предыдущие годы. Технологии ремонта
моделей ракет.Теория: Изучение технологий ремонта. Практика: Ремонт
моделей ракет. Окраска ракет при необходимости. Цель: Обучить приёмам
работы по ремонту моделей ракет. Материал: Бумага, бальза, липа,
пенопласт, карандаш клеящий «Erichkrause», клей ПВА, клей эпоксидный,
растворитель.Изготовление спортивной модели ракеты S3А из бумаги.
Теория: Основные технические требования к моделям ракет класса S6A.
Правила проведения соревнований в этом классе моделей. Ознакомление с
чертежами и компоновкой модели ракеты. Сведения о центре тяжести и
центре давления, влияние их на баллистику полета. Применяемые материалы
и технологическая оснастка для изготовления деталей ракеты и технология
«стапельной сборки». Сведения об устройстве и назначении стабилизаторов.
Сведения о лакокрасочных покрытиях, технологии покраски и безопасности
труда при покраске.
Практика: Разметка деталей модели ракеты на бумаге с помощью
линейки и шаблонов специальных. Склейка деталей на оправках. Сборка
10

корпуса ракеты на специальной оправке. Шлифование пластин шпона из
липы или бальсы на соответствующий размер. Разметка стабилизаторов с
помощью шаблона, вырезание, обработка по контору и профилирование.
Приклейка стабилизаторов на специальном стапеле. Изготовление головного
обтекателя.
Окрашивание
модели
ракеты
и
маркирование
опознавательных знаков. Приклеивание фала к ракете для присоединения
систем спасения. Осуществление технического контроля в процессе
изготовления ракеты. Цель: Обучить приёмам работы с материалами,
инструментами и технологической оснасткой, производить стапельную
сборку. Ознакомить с лакокрасочными покрытиями, развить умение и
навыки покрасочной работы. Дать знания по техническому контролю
различными измерительными инструментами и специальными шаблонами в
процессе изготовления изделия. Материал: Бумага, бальса, липа, пенопласт,
карандаш клеящий «Erichkrause», клей ПВА, клей эпоксидный, растворитель.
Изготовление парашюта для спортивных моделей ракет S3А диаметром до
1200мм. Теория: История создания парашюта. Изобретатель парашютов Г.Е.
Котельников. Виды парашютов. Простейший расчет скорости и времени
снижения модели на парашюте. Конструкция парашюта для моделей ракет.
Применяемые материала для изготовления купола парашюта. Особенности
изготовления парашютов большого диаметра. Практика: Разметка купола
парашюта по шаблону. Вырезание купола парашюта по контору.
Изготовление строп и приклеивание их к куполу парашюта. Окрашивание
купола. Сборка и укладка парашюта. Изготовление системы термозащиты и
отстрела парашюта.
Цель: Освоить технологический процесс изготовления парашюта.
Материал: Плёнка лавсановая, нитки капроновые, скотч, клей БФ-2.
Технологические приёмы укладки парашюта диаметром до 1200мм в ракету.
Теория: Изучение технологических приёмов укладки парашютов.
(5 вариантов). Практика: Укладка парашюта по пяти вариантам.
Цель: Освоить технологический процесс укладки парашюта. Материал:
Тальк.
Влияние метеорологических условий на полёт модели ракеты.
Теория: Особенности полёта модели ракеты S3А с парашютом в разных
атмосферных условиях. Влияние различных метеорологических параметров
на парение парашюта. Практика: Использование ветра, термических и
динамических потоков для полёта моделей ракет. Применение приборов для
нахождения термических потоков. Цель: Дать знания о метеорологических
явлениях. Научить пользоваться приборами.
Тренировочные запуски моделей ракет моделей ракет.
Практика: Установка стартового оборудования. Подготовка модели ракеты к
пуску. Определение момента старта в зависимости от метеоусловий.
Проводятся тренировочные запуски моделей в поле. Доставка ракеты на
место старта. Цель: Научить правильно определять начала старта от
метеоусловий.
11

Подготовка необходимого количества моделей S3A и парашютов к
соревнованиям. Практика: Изготовление моделей ракет S3A и парашютов
для участия в соревнованиях. Цель: Подготовиться к участию в
соревнованиях. Подготовка необходимого количества моделей S6A.
Практика: Изготовление моделей ракет S6A для участия в соревнованиях.
Цель: Подготовиться к участию в соревнованиях.
Подготовка моделей к соревнованиям и проведение соревнований.
Теория: Изучение правил соревнований по ракетомодельному спорту.
Порядок проведения техкома перед соревнованиями. Стартовые журналы и
полетные листы.
Практика: Прохождение техкома у начальника старта. Участие в
ракетомодельных соревнованиях на личное и командное первенство.
Подведение итогов, награждение победителей и призёров. Цель: Привить
участникам соревнований спортивные качества.Подведение итогов за год.
Учебный (тематический) план «Ракетомоделирование»
№
п/п

Наименование темы

1
2
3
4
5
6

Вводное занятие
Основы безопасности труда
Одноступенчатая модель
Парашюты для моделей ракеты. Термозащита
Ленты (стримеры) и другие системы спасения
Реактивные двигатели. Микроракетный
двигатель твердого топлива для моделей
ракет
Метеорология. Необходимые
метеорологические условия для полета
моделей ракет
Теория полета моделей
Наземное оборудование для запуска моделей
ракет
Бортовая и наземная пиротехника
Запуски ракет
Подготовка и проведение соревнований
Заключительное занятие

7

8
9
10
11
12
13
Итого

Количество часов на
занятие
Теория Практика Всего
1
1
2
2
1
20
21
1
10
11
1
10
11
1
2
3

1

1

2

1
1

1

1
2

1
1
4
1
17

1
16
26
1
88

2
17
30
2
105

12

«Авиамодельный спорт»
Наименование темы
№
п/п
Инструктаж по технике безопасности
«Авиамодельный спорт». Повторение ранее
изученных теоретических знаний.
Правила вида спорта «Авиамодельный
спорт». Классификация моделей ракет
Материалы и технологии изготовления
моделей
Расчет моделей ракет, компоновка ракет
Применяемые материалы и клеи. Технологии
их применения.
Сборка одноступенчатой простейшей модели
ракеты класса S6А
Изготовление лент для моделей ракет S6A
Модельные ракетные двигатели (МРД) и
стартовое оборудование
Метеорология и метеорологические приборы
Теория полёта моделей ракет.
Изготовление парашюта для моделей ракет
Тренировочные запуски моделей ракет
моделей ракет
Подготовка к соревнованиям и организация
соревнований
Подведение итогов за год

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Итого

Количество часов на
занятие
Теория Практика Всего
1
1

1

1

2

1

2

3

1
1

6
3

7
4

1

28

29

1
1

15
5

16
6

15
3

2
1
15
4

14

14

92

1
105

2
1
1

1
13

Правила авиамодельного спорта
№
п/п
1
2
3

4

Название темы
Основы безопасности и ТБ на занятии по
авеомоделированию
Подведение итогов за предыдущий учебный
год и задачи в предстоящем году.
Правила вида спорта «Авиамодельный
спорт». Общие положения. Раздел правил по
моделям ракет. Классификация моделей
ракет.
Подготовка моделей к показательным
полётам изготовленных в предыдущие годы и
показательные запуски моделей.

Количество часов
Теория Практика
1

Всего
1

1

1

2

2

1

1

13

5

6

7
8
9
10
11
12
13
14
15

Применяемые материалы и клеи при
изготовлении моделей ракет. Технологии их
применения.
Ремонт моделей изготовленных в
предыдущие годы. Технологии ремонта
моделей ракет.
Изготовление спортивной модели ракеты S3А
из бумаги.
Изготовление парашюта для спортивных
моделей ракет S3А диаметром до 1200мм.
Технологические приёмы укладки парашюта
диаметром до 1200мм в ракету.
Влияние метеорологических условий на полёт
модели ракеты
Тренировочные запуски моделей ракет.
Подготовка необходимого количества
моделей S3A и парашютов к соревнованиям.
Подготовка необходимого количества
моделей S6A
Тренировочные запуски ракет и проведение
соревнований.
Подведение итогов за год

1

1

2

1

5

6

1

24

25

1

20

21

1

3

4

1

1

2

1
17

1
17

6

8

13

13

Итого часов:
Итого за год – 315 часов.

13

2

1

1
92

105

2.4. Планируемые результаты
По окончании обучения обучающиеся:
получат возможность научиться:
- основные сведения об истории космонавтики;
- основные сведения о развитии ракетостроения;
-аэродинамику полета ракеты и самолета, различных профилей крыла;
-устройство и запуск различных типов ракет и самолетов;
-метеорологические параметры, термические динамические потоки;
- единую спортивную квалификацию;
- правила чтения и оформления сложных чертежей;
- основы столярного, слесарного, токарного дела, покрасочные работы;
- правила соревнований по ракетомодельному спорту;
- технические требования к моделям ракет;
- правила техники безопасности при выполняемой работе и при участии в
соревнованиях.
14

научатся:
-читать простые чертежи;
-разрабатывать чертежи моделей и технологической оснастки;
-изготавливать различные модели ракет;
-изготавливать технологическую оснастку и наземное стартовое
оборудование;
-производить окраску моделей;
-запускать и регулировать все типы моделей ракет, планеров и самолетов.
- работать столярным и слесарным инструментом;
- работать на деревообрабатывающем и металлорежущем оборудовании;
- работать с покрасочным инструментом и оборудованием;
- по чертежам изготавливать сложные модели ракет;
- самостоятельно готовить модели к соревнованиям по ракетомодельному
спорту.
Предметные результаты.
- уметь самостоятельно подбирать материал для изготовления моделей;
- уметь разрабатывать авторские модели разной степени сложности;
- уметь анализировать и дорабатывать полетные характеристики моделей;
- уметь организовать свое рабочее место;
- соблюдать правила ТБ при работе над моделью с острыми, колющими,
режущими инструментами.
- знать основные понятия и термины по теории моделирования;
- знать историю развития мирового и отечественного самолето-, вертолето-,
ракетостроения;
- знать классификацию и виды летательных аппаратов;
- знать конструкцию летательных аппаратов;
- знать базовые знания по аэродинамике для моделей;
- знать приемы работы с инструментами и приспособлениями;
- знать отличительные черты летательных аппаратов.
Метапредметные результаты.
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать разные точки
зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от
характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- Следовать при выполнении работы инструкциям педагога
- Руководствоваться правилами при выполнении работы;
- Проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и
результатам их работы.
Личностные результаты.
- Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в учреждении,
дома, на улице, в общественных местах;
15

- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям
других людей; нравственному содержанию поступков;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных формах общения;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации
к творческому труду и работе на результат;
- Положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной
предметно-практической деятельности;
- Способность к самооценке;
- Уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда.
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение
1. Помещение:
- большой учебный кабинет со столами, стульями и станками, в соответствии
СанПиН;
- шкафы с образцами моделей;
- школьная доска.
2. Инструменты и приспособления:
- проектор;
- экран;
- магнитофон;
- компьютер;
- CD-диски (или Flesh-накопители) с аудио- и видео - записями
документальных фильмов.
3. Материалы:
- специальная одежда и обувь для занятий;
- бумага;
- картон;
- клей и др.
Информационное обеспечение:
- Аудио- и видео - материалы.
- Аудио- и видео - магнитофоны.
- Телевизор.
- Интернет.
- Книги, журналы, статьи истории развития аэрокосмических аппаратов.
Кадровое обеспечение:
- 1 педагог дополнительного образования по аэрокосмическому
моделированию.
16

3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации:
- контрольное занятие;
- открытое итоговое занятие;
- показательный запуск моделей ракет;
- выставка работ;
- презентация творческих работ;
- творческий проект;
- участие в концертах и мероприятиях различного уровня;
- участие в фестивалях и конкурсах, конференциях.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- репертуарный список обучающегося;
- портфолио;
- дневник наблюдений;
- видеозапись вступлений;
- фото процесса выступления или защиты творческого проекта;
- журнал посещаемости;
- индивидуальный образовательный маршрут;
- анкетирование;
- тестирование;
- отзывы родителей/законных представителей и детей о работе педагога и
творческого объединения;
- свидетельство/сертификат участия в концерте/мероприятии;
- диплом участия в фестивалях и конкурсах, конференциях;
- мониторинг;
- аналитические справки.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- исполнение на занятии выученной композиции или танца;
- контрольное занятие;
- комбинированное занятие;
- открытое итоговое занятие;
- портфолио;
- показательный запуск моделей ракет;
- выставка работ;
- концерты и мероприятия различного уровня;
- защита творческого проекта;
- фестиваль/конкурс/конференция;
- мониторинг;
- аналитические справки.

17

4. Список литературы
Список литературы для педагогов
1. Алсмасов В. Е., Дрегалин А. Ф., Тишнн А. П., Теория ракетных
двигателей. - М.: Машиностроение, 1980. Атомиздат, 1976.
2. Бурдаков В.П., Данилов Ю. И. Внешние ресурсы и космонавтика.М.: Атомиздат, 1976
3. Гильзин К. А. Электрические межпланетные корабли.- М.: Наука, 1970.
Исаченко И. И. Космос и экономика. - М: Мысль, 1979. Космические
аппараты/Под ред. К. П. Феоктистова. - М.: Воениздат, 1983.
Космодром/Под ред. А. П. Вольского. - М.: Воениздат. 1977.
Космонавтика: Энциклопедия/Под ред. В. П. Глушко. - М.:
Машиностроение, 1985.
4. Для тех, кто любит мастерить: Книга для учащихся 5-8 классов средней
школы - М.: Просвещение, 1990.
5. Драгунов Г.Б. Автомодельный кружок. – М.: ДОСААФ, 1988.
6. Ершов А.М.Простейшие авиамодели: Книга для учащихся 5-8 классов
средней школы - М.: Просвещение, 1989.
7. Журналы «Моделист-конструктор», «Юный техник»
8. Заворотов В.А. От идеи до модели: Книга для учащихся 4-8 классов
средней школы - М.: Просвещение, 1988.
9. Левантовский В. И. Механика космического полета в элементарном
изложении.- М.: Наука, 1974.
10. Назаров Г. И., Сушков В. В. Теплостойкие пластмассы: Справочник.М.: Машиностроение, 1980.
11. Основы проектирования летательных аппаратов (транспортные
системы)/И.П. Мишин, В. К. Бузвербый. В. Н. Панкратов и др.М.: Машиностроение,
12. Перевертень Г.И. Техническое творчество школьников в начальных
классах. – М.: Просвещение, 1988.
13. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных
школ. Техническое творчество учащихся / В.А.Горский, И.В.Кротов –
М.: Просвещение, 1988.
14. Развитие технического творчества младших школьников: Книга для
учителя/ П.Н.Андрианов, М.А. Галагузова, Л.А. Каюкова – М.:
Просвещение 1990.
15. Ракеты-носители/Под ред. С. О. Осипова.- М.: Воениздат, 1981. Сахаров
В. Ф., Сазоивов А. Д. Профессиональная ориентация школьников.- М.:
Просвещение, 1982.
16. Сквайре Дж. Практическая физика.- М.: Мир, 1971.
17. Твори, выдумывай, пробуй!: Сб. бум. моделей: Книга для учащихся 4-8
классов средней школы/ О.Е. Замотин, Р.В. Зариков, Е.Ф.Рябчиков и др.
– М.: Просвещение, 1986.
18

18. Техническое творчество учащихся: Евладова Е.Б., Логинова Л.Г.,
Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие
для студ. учреждений сред.проф.образования. – М.: Гуманит, изд.центр
ВЛАДОС, 2002
19. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и
руководителей кружков: Из опыта работы:/ Сост. П.Н.Андрианов. – М.:
Просвещение, 1986.
20. Урсул А. Д. Человечество. Земля. Вселенная. Философские проблемы
космонавтики.- М.: Мысль, 1977.
21. Учебное пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ
по индустр.- пед.спец./Ю.С. Столяров, Д.М. Комский, В.Г. Гетта и др.;
Под ред. Ю.С. Столярова, Д.М. Комского. – М.: Просвещение, 1989.
22. Федосьев В. И. Основы техники ракетного полета.- М.: Наука, 1981
Список литературы для детей и родителей/законных представителей
обучающихся
1. «Авиация и Космонавтика». Научно-популярный авиационный
исторический журнал, 2020
2. Горский В.А., И.В.Кротов Модели ракет – М.: Просвещение, 1988
3. Гетман А.С. Методическая разработка Летающая модель планера
http://www.crtdu-kras.ru/creative-association/aerospace-simulation/
4. Горбенко К.С. Самолеты строим сами. – М.: Машиностроение, 1989
5. Драгунов Г.Б. Автомодельный кружок. – М.: ДОСААФ, 1988.
6. Гурштейн А.А. Цветочные тайны неба. - М.: Просвещение, 2010.
7. «Мир детства». – М. Педагогика, 2010.
8. Перевертень Г.И. Техническое творчество школьников в начальных
классах. – М.: Просвещение, 1988.
9. Пимон М. Космос в картинках. – М.: Скорпион,2008.
10. Развитие технического творчества младших школьников: Кн. для
учителя/ Андрианов П.Н., М.А. Галагузова, Л.А. Каюкова – М.:
Просвещение, 1990.
11. Рожков В.С. Строим летающие модели. – М.: Патриот, 2010
12. Твори, выдумывай, пробуй!: Сбор бумажных моделей: Книга для
учащихся 4-8 классов средней школы/ О.Е. Замотин, Р.В. Зариков, Е.Ф.
Рябчиков и др. – М.: Просвещение, 1986.
13. Энциклопедия рисования. – М.: РОСМЭН, 2001
14. Хьюшь М. Юный исследователь. – М.: РОСМЭН, 2010

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».