Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Поташкинская средняя общеобразовательная школа» Согласовано: Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Поташкинская СОШ» Белоногова Л.А. 30.08.2022 УТВЕРЖДАЮ Директор школы: /П.Ю. Русинов/ Приказ №140-од от 30.08.2022г. Программа «Увлекательная математика» Возраст учащихся: 13-15 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель: Бархаева Фания Агалеевна с.Поташка 2022 год 1 1. Комплекс основных характеристик 1.1.Пояснительная записка № Направление 1 Направленность программы 2 Актуальность Содержание Социально-педагогическая Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряясь в ситуации неопределенности. Сегодня актуален вопрос подготовки со школьной скамьи научнотехнических кадров для общества. Эта программа даёт возможность учащимся на данной ступени обучения познакомиться с множеством интересных вопросов математики, выходящих за пределы школьной программы, расширить границы своего представления о проблеме изучаемой науки. Решение математических задач, которые связаны с мышлением и логикой, только укрепит интерес учеников к познавательной деятельности, и, как следствие, будет способствовать формированию сложных мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию детей. 3 Отличительная особенность программы При реализации данной программы значимым фактором является стремление привить обучаемым умения самостоятельно работать, думать, выполнять творческие задачи, а также улучшать умение аргументировать собственное мнение по заданному вопросу. Все творческие деятельность и работы, каждая проектная иные технологии, которые 2 используются в процессе работы, опирася на любознательность и интерес учеников, которые необходимо вовремя выявлять, направлять и поддерживать. С помощью подобной практики у детей появится возможность получить не только общеучебные умения и навыки, но и освоить более глубокий уровень знаний по предмету, успешно работать на олимпиадах и принимать участие во многих математических и логических конкурсах. Благодаря специфической форме организации, уже на данном этапе обучения у учащихся появляется возможность познакомиться со многими занимательными вопросами, которые выходят за границы школьной программы и расширяют целостное представление о проблеме этой науки. Учащиеся приобретают профессиональные навыки, способствующие в дальнейшем к социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, которые связаны с мышлением и логикой, приведёт к закреплению интереса детей в отношении познавательной деятельности, а в дальнейшем будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Использование различных познавательных игр в том числе и компьютерных. Организация учебных дискуссий, создание проблемных ситуаций. Создание ситуации успеха для детей на занятии проводится путем оказания дифференцированной помощи разным категориям обучающихся, выполняющим работу одинаковой сложности, и их поощрения. Использование поощрения на занятии. 3 4 Адресат 5 Режим занятий 6 7 Объем Срок освоения общеразвивающей программы Уровневость общеразвивающей программы Формы обучения 8 9 10 Виды занятий 11 Формы подведения результатов Для детей от 13 до 15 лет (численность детей до 10 человек) Суббота: 13.00 - 14.00 35 часов 1 год, 35 недель «Базовый уровень» Индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая Практическая работа, лабораторные занятия, мастер-классы, беседы, лекции, семинары, тренинги участие в он-лайн олимпиадах, практическая работа, презентация, творческий конкурс 1.2 Цели и задачи общеразвивающей программы Цель программы: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений. Задачи: Образовательные: сформировать приемы решения задач - от самых простых до более сложных; освоить понятие о математических отношениях; освоить приемы передачи условия задачи; изучить основные приемы решения задач; Воспитательные: воспитать аккуратность; воспитать терпение, наблюдательность, умение доводить работу до конца; воспитать интерес к занятию математикой. Развивающие: Формировать исследовательские компетентности (наблюдение, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы и др.); коммуникативные способности и умение 4 проектировать. развить умение наблюдать, анализировать и запоминать увиденное; развить способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе; развить воображение, навыки вычислений. Они учатся понимать процесс как бы изнутри, не только работая с изображением, но и приобретая знания о специфике выполняемых действий. развить умение установления межпредметных связей математики с другими дисциплинами; развить умение работать в команде. 2. Содержание программы Тема 1. Проценты. Решение задач на проценты. Цель: Овладение умениями решать задачи на проценты различных видов, различными способами. Тема 2. Числа и выражения. Преобразование выражений Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной. Цель: актуализация вычислительных навыков. Развитие навыков тождественных преобразований. Тема 3. Уравнения Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных ). Цель: Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами. Тема 4. Системы уравнений Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений. Цель: Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений. Тема 5. Неравенства Способы решения различных неравенств (числовых, линейных). Цель: Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами. Тема 6. Функции Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, 5 описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Цель: Обобщение знаний о различных функциях и их графиках. Тема 7. Текстовые задачи .Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Цель: Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. Тема 8. Уравнения и неравенства с модулем Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения. Цель: Овладение умениями решать уравнения, содержащие знак модуля различных видов, различными способами. Тема 9. Уравнения и неравенства с параметром Линейные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Системы линейных уравнений. Цель: Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами Тема 10. Геометрические задачи Задачи геометрического содержания. Цель: Овладение умениями решать Задачи геометрического содержания. Тема 11. Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ОГЭ Решение задач из контрольноизмерительных материалов для ОГЭ. Цель: Умение работать с КИМами ОГЭ 3.Учебный (тематический) план "Увлекательная математика" № Дата 1 2 3 4 5 6 7 Наименование темы Проценты Числа и выражения. Преобразование выражений Уравнения. Системы уравнений Неравенства. Функции Текстовые задачи. Количество часов Теория 1 - Практика 1 2 1 1 1 1 1 2 2 2 2 3 6 Уравнения с модулем. Неравенства с модулем Уравнения и неравенства с параметром. 11 Геометрические задачи 12 Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ГИА Всего часов: 35 8 9 10 1 1 1 2 1 1 1 - 3 4 10 25 4. Планируемые результаты Планируемые результаты обучения Планируемые результаты обучения для обучающихся: Личностные: У учащихся будут сформированы: 1. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 2. Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; У учащихся могут быть сформированы: 1. Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 2. Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач. Метапредметные: Регулятивные: Учащиеся научатся: 1. Формулировать и удерживать учебную задачу; 2. Планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Учащиеся получат возможность научиться: 1. Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; 2. Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Познавательные: Учащиеся научатся: 1. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 2. Находить в различных источниках информацию и представлять ее в понятной 7 форме; 3. Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Учащиеся получат возможность научиться: 1. Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задачи исследовательского характера; 2. Выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; 3. Выдвигать гипотезы при решении учебных и понимать необходимость их проверки. Коммуникативные Учащиеся научатся: 1. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 2. Взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнера, аргументировать и отстаивать свое мнение; 3. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Учащиеся получат возможность научиться: 1. Продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 2. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности. Предметные: Учащиеся научатся: 1. Работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения; 2. Выполнять арифметические преобразования, применять их для решения математических задач; 3. Самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях при решении практических задач; 4. Знать основные способы представления и анализа статистических данных; 5. Уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов. Учащиеся получат возможность научиться: 1. Применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. 5. Комплекс организационно-педагогических условий 5.1 Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение 1. Помещение: 8 - учебный кабинет со столами, стульями и станками, в соответствии СанПиН; - школьная доска. 2. Инструменты и приспособления: - проектор; - экран; - компьютер; Информационное обеспечение: - Аудио- и видео - материалы. - Интернет. - Книги, журналы, статьи истории развития математики Кадровое обеспечение: учитель математики 5.2Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Формы аттестации: - контрольное занятие; - творческий проект; защита проектов; - участие на олимпиадах различного уровня Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - фото процесса выступления или защиты творческого проекта; - журнал посещаемости; - тестирование; - свидетельство/сертификат, грамота, диплом участия в олимпиадах - мониторинг; - аналитические справки. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - контрольное занятие; - защита творческого проекта; -мониторинг; - аналитические справки. 6. Список литературы Список используемой литературы для педагога 1. Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002 2. Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности: Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 9 3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М: Наука, Главная редакция физикоматематической литературы, 1979. 4. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004. 5. Фарков А.В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения. М.: Дрофа, 2003. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2000. Список используемой литература для учащихся 1. Онучкова Л.В. Введение в логику. Логические операции: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 124с. 2. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения логических задач [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.66с. 3. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.- 106с. 4. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2005. – 98 с. 5. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика/Глав. ред.М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1998.-688 с. 6. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П.Савин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 360 с. 7. Алгебра 8 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений/ авторы Ю.М.Колягин, М В Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин - М.:Просвещение, 2018 8. Геометрия -7-9 классы: для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др./ 7-е изд. – М. : Просвещение, 2017. 10