Увлекательная математика

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Поташкинская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Заместитель руководителя по УВР
МБОУ «Поташкинская СОШ»
Белоногова Л.А.
30.08.2022

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
/П.Ю. Русинов/
Приказ №140-од от 30.08.2022г.

Программа
«Увлекательная математика»

Возраст учащихся: 13-15 лет
Срок реализации программы: 1 год

Составитель:
Бархаева Фания Агалеевна

с.Поташка
2022 год
1

1. Комплекс основных характеристик
1.1.Пояснительная записка
№ Направление
1 Направленность
программы
2 Актуальность

Содержание
Социально-педагогическая
Данная программа является наиболее актуальной на
сегодняшний
момент.
Стремительно
развивающиеся изменения в обществе и экономике
требуют сегодня от человека умения быстро
адаптироваться, находить оптимальные решения
сложных вопросов, проявлять гибкость и
творчество,
не
теряясь
в
ситуации
неопределенности. Сегодня актуален вопрос
подготовки
со
школьной
скамьи
научнотехнических кадров для общества.
Эта программа даёт возможность учащимся на
данной ступени обучения познакомиться с
множеством интересных вопросов математики,
выходящих за пределы школьной программы,
расширить границы своего представления о
проблеме
изучаемой
науки.
Решение
математических задач, которые связаны с
мышлением и логикой, только укрепит интерес
учеников к познавательной деятельности, и, как
следствие, будет способствовать формированию
сложных мыслительных операций и общему
интеллектуальному
развитию
детей.

3

Отличительная
особенность
программы

 При реализации данной программы значимым
фактором
является
стремление
привить
обучаемым умения самостоятельно работать,
думать, выполнять творческие задачи, а также
улучшать умение аргументировать собственное
мнение по заданному вопросу.
 Все творческие
деятельность и

работы, каждая проектная
иные технологии, которые
2

используются в процессе работы, опирася на
любознательность и интерес учеников, которые
необходимо вовремя выявлять, направлять и
поддерживать. С помощью подобной практики у
детей появится возможность получить не только
общеучебные умения и навыки, но и освоить
более глубокий уровень знаний по предмету,
успешно работать на олимпиадах и принимать
участие во многих математических и логических
конкурсах.
 Благодаря
специфической
форме
организации, уже на данном этапе обучения у
учащихся появляется возможность познакомиться
со многими занимательными вопросами, которые
выходят за границы школьной программы и
расширяют целостное представление о проблеме
этой
науки. Учащиеся
приобретают
профессиональные навыки, способствующие в
дальнейшем
к
социально-бытовой
и
профессионально-трудовой
адаптации
в
обществе. Решение
математических
задач,
которые связаны с мышлением и логикой,
приведёт к закреплению интереса детей в
отношении познавательной деятельности, а в
дальнейшем будет способствовать развитию
мыслительных
операций
и
общему
интеллектуальному развитию.
 Использование различных познавательных игр в
том числе и компьютерных.
 Организация учебных дискуссий, создание
проблемных ситуаций.

Создание ситуации успеха для детей на
занятии
проводится
путем
оказания
дифференцированной помощи разным категориям
обучающихся, выполняющим работу одинаковой
сложности, и их поощрения. Использование
поощрения на занятии.

3

4

Адресат

5

Режим занятий

6
7

Объем
Срок освоения
общеразвивающей
программы
Уровневость
общеразвивающей
программы
Формы обучения

8

9

10 Виды занятий
11 Формы подведения
результатов

Для детей от 13 до 15 лет (численность детей
до 10 человек)
Суббота: 13.00 - 14.00

35 часов
1 год, 35 недель
«Базовый уровень»
Индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая
Практическая работа, лабораторные занятия,
мастер-классы, беседы, лекции, семинары,
тренинги
участие в он-лайн олимпиадах, практическая
работа, презентация, творческий конкурс

1.2 Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: формирование всесторонне образованной и инициативной личности,
владеющей системой математических знаний и умений.
Задачи:
Образовательные:
 сформировать приемы решения задач - от самых простых до более сложных;
 освоить понятие о математических отношениях;
 освоить приемы передачи условия задачи;
 изучить основные приемы решения задач;
Воспитательные:
 воспитать аккуратность;
 воспитать терпение, наблюдательность, умение доводить работу до конца;
 воспитать интерес к занятию математикой.
Развивающие:
 Формировать исследовательские компетентности (наблюдение, выдвижение
гипотезы, проверка гипотезы и др.); коммуникативные способности и умение
4

проектировать.
 развить умение наблюдать, анализировать и запоминать увиденное;
 развить способность применять полученные знания и умения в самостоятельной
работе;
 развить воображение, навыки вычислений. Они учатся понимать процесс как бы
изнутри, не только работая с изображением, но и приобретая знания о специфике
выполняемых действий.
 развить умение установления межпредметных связей математики с другими
дисциплинами;
развить умение работать в команде.
2. Содержание программы
Тема 1. Проценты. Решение задач на проценты.
Цель: Овладение умениями решать задачи на проценты различных видов, различными
способами.
Тема 2. Числа и выражения. Преобразование выражений
Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы
сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной
из формулы. Нахождение значений переменной.
Цель: актуализация вычислительных навыков.
Развитие навыков тождественных преобразований.
Тема 3. Уравнения
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним,
дробно-рациональных ).
Цель: Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами.
Тема 4. Системы уравнений
Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод
сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.
Цель:
Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем
уравнений.
Тема 5. Неравенства
Способы решения различных неравенств (числовых, линейных).
Цель: Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными
способами.
Тема 6. Функции
Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и
др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков,
5

описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между
графиком функции и её аналитическим заданием.
Цель: Обобщение знаний о различных функциях и их графиках.
Тема 7. Текстовые задачи
.Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».
Цель: Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными
способами.
Тема 8. Уравнения и неравенства с модулем
Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и
неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.
Цель: Овладение умениями решать уравнения, содержащие знак модуля различных
видов, различными способами.
Тема 9. Уравнения и неравенства с параметром
Линейные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Системы
линейных уравнений.
Цель: Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами
Тема 10. Геометрические задачи
Задачи геометрического содержания.
Цель: Овладение умениями решать Задачи геометрического содержания.
Тема 11. Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ОГЭ
Решение задач из контрольноизмерительных материалов для ОГЭ.
Цель: Умение работать с КИМами ОГЭ

3.Учебный (тематический) план "Увлекательная математика"
№ Дата

1
2
3
4
5
6
7

Наименование темы
Проценты
Числа и выражения.
Преобразование выражений
Уравнения.
Системы уравнений
Неравенства.
Функции
Текстовые задачи.

Количество часов
Теория
1
-

Практика
1
2

1
1
1
1
1

2
2
2
2
3
6

Уравнения с модулем.
Неравенства с модулем
Уравнения и неравенства с
параметром.
11
Геометрические задачи
12
Обобщающее повторение. Решение
заданий КИМов ГИА
Всего часов:
35
8
9
10

1
1
1

2
1
1

1
-

3
4

10

25

4. Планируемые результаты
Планируемые результаты обучения
Планируемые результаты обучения для обучающихся:
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
1. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
2. Умение контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности;
У учащихся могут быть сформированы:
1. Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
2. Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
задач.
Метапредметные:
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
1. Формулировать и удерживать учебную задачу;
2. Планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении
задач;
2. Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
1. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
2. Находить в различных источниках информацию и представлять ее в понятной
7

форме;
3. Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задачи
исследовательского характера;
2. Выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
3. Выдвигать гипотезы при решении учебных и понимать необходимость их
проверки.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
1. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
2. Взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе,
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов, слушать партнера, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
3. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. Продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех
участников, договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
2. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности.
Предметные:
Учащиеся научатся:
1. Работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в
устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и
символику, обосновывать суждения;
2. Выполнять арифметические преобразования, применять их для решения
математических задач;
3. Самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях при
решении практических задач;
4. Знать основные способы представления и анализа статистических данных;
5. Уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. Применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач, не
сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

5. Комплекс организационно-педагогических условий
5.1 Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение
1. Помещение:
8

- учебный кабинет со столами, стульями и станками, в соответствии
СанПиН;
- школьная доска.
2. Инструменты и приспособления:
- проектор;
- экран;
- компьютер;
Информационное обеспечение:
- Аудио- и видео - материалы.
- Интернет.
- Книги, журналы, статьи истории развития математики
Кадровое обеспечение: учитель математики
5.2Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации:
- контрольное занятие;
- творческий проект; защита проектов;
- участие на олимпиадах различного уровня
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- фото процесса выступления или защиты творческого проекта;
- журнал посещаемости;
- тестирование;
- свидетельство/сертификат, грамота, диплом участия в олимпиадах
- мониторинг;
- аналитические справки.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- контрольное занятие;
- защита творческого проекта;
-мониторинг;
- аналитические справки.

6. Список литературы
Список используемой литературы для педагога
1. Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002
2. Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности:
Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 1996.
9

3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М: Наука, Главная редакция физикоматематической литературы, 1979.
4. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и
доп. М.: Айрис-пресс, 2004.
5. Фарков А.В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения. М.: Дрофа,
2003.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл.
общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2000.

Список используемой литература для учащихся
1. Онучкова Л.В. Введение в логику. Логические операции: Учеб.
пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 124с.
2. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения
логических задач [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.66с.
3. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного
кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.- 106с.
4. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6
классы.- М.: «Просвещение», 2005. – 98 с.
5. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика/Глав. ред.М.Д. Аксёнова. –
М.: Аванта+, 1998.-688 с.
6. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П.Савин. - 3-е
изд., испр. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 360 с.
7. Алгебра 8 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений/ авторы
Ю.М.Колягин, М В Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин - М.:Просвещение,
2018
8. Геометрия -7-9 классы: для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.С.
Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др./ 7-е изд. – М. : Просвещение, 2017.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».