Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Поташкинская средняя общеобразовательная школа» Согласовано: Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Поташкинская СОШ» ___________Белоногова Л.А. 30.08.2022 УТВЕРЖДАЮ Директор школы:______________ /П.Ю. Русинов/ Приказ №140-од от 30.08.2022г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа декоративно-прикладного искусства «Юные Мастерицы» Возраст обучающихся – 11-16 лет Срок реализации программы – 1 год Разработчик программы: Филимонова Любовь Николаевна учитель технологии с. Поташка 2022 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Направленность программы: художественная. Рабочая программа «Юные мастерицы» создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании». Рукоделие как вид декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративноприкладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, математики, труду и другим предметам, преподаваемых в школе. Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами. Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания. При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции. На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственноволевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому. Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость. Данная образовательная программа имеет художественноэстетическую направленность. Актуальность программы кружка обусловлена тем, что она способствует повышению художественно – эстетической культуры, путем изготовления оригинальных изделий в различной технике декоративно-прикладного искусства. Не маловажно и то, что программа формирует мировоззрение учащихся о культурном наследии, как всего мира, так и русского народа. Кружок декоративно прикладного искусства «Юные мастерицы» предполагает формирование и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Программа помогает развивать объемнопространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка. Дети пополняют свой запас знаний в ручном шитье, программа помогает обрести навыки работы на швейной машине. Получить базовые знания о цвете, композиции, материале, рисунке, повышение практических знаний и умений и развитие творческой личности. Велико значение опыта для духовного развития школьников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая мисси – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всём богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Данная программа способствует саморазвитию и самоопределению ученика в творческой деятельности, что является важным фактором социальной адаптации в современном обществе. Отличительные особенности программы: состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников. Сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной композиций, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с Городецкой росписью, дымковскую игрушку и т.д. Поэтому я перед собой поставила цель вдохновить и обучить детей различным видам творчества, познакомить с историей народного творчества, научить законам цвета и композиции, показать примеры работы с бумагой, тканью, вышивкой, и другими материалами различных фактур и уметь применять в различных видах творчества, ознакомить с технологий пошива плечевого изделия. Темы работы с детьми, выбранные мной, являются актуальными и целесообразными в данное время. На занятиях кружка поможет детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней. Программа ориентирована на применение расширенного комплекса современного декоративно-прикладного творчества. Работа с бумагой: Коллаж, оригами, плетение из газетных трубочек «Панно», цветы в технике «Квилинг». Вышивка: крестиком, лентами, бисером. Батик роспись на ткани: узелковый, холодный, горячий батик. Работа с тканью: Цветы из ткани, лоскутная пластика, ожившие сказки из фетра, летняя сумка, текстильная авторская кукла. Создание швейных изделий из текстильных материалов: история, дизайн, конструирование, моделирование, пошив, примерка, ВТО и качество плечевого изделия. Это дает возможность раскрыть детям всё богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества. Адресат программы: Возраст обучающихся - 10-16 лет, это учащиеся с 5 по 9 классы. Кол-во обучающихся в группе 7- 10 человек. В этом возрасте все то, к чему подросток привык с детства - семья, школа, сверстники, - подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл. Важно правильно направить ученика в этот период. Значительное влияние на формирование личностных ценностей учащегося оказывает общественно полезная деятельность. В указанном контексте происходит и смена ведущей деятельности. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение, общение, общественно-полезный труд. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела. Общественно полезная деятельность, в данном случае, причастность к детскому кружку «Юные мастерицы» будет являться для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, создает возможность реализации своей индивидуальности. Учет их возрастно-психологических особенностей предполагает следующую организацию образовательного процесса: - Набор учащихся для занятий проводится исключительно по желанию. -Психологическая атмосфера носит неформальный характер и не регламентируются обязательствами и стандартами. - Учащимся предоставляется возможность сочетать и менять направление деятельности в пределах предусмотренной программы. - Учащиеся могут работать в группах, объединяясь по интересам. Занятия организованны по группам, в одной группе занимаются не более 10 человек. Состав группы постоянный, набор детей свободный. Вид группы – профильный. В зависимости от местных условий и интересов учащихся, в программу могут вноситься изменения: уменьшение или увеличение учебного материала по определенным темам, может меняться последовательность прохождения разделов программы. Время, отведенное для дополнительных занятий, можно использовать для знакомства с другими видами декоративно-прикладного искусства, для работы с одаренными детьми, изучение спонтанно возникшей увлекательной темы. Режим занятий: Внеурочная деятельность школьников с 5 по 9 классы будет проходить во второй половине дня, один раз в неделю. Продолжительность занятий 1 час в неделю, учебные занятия с конкретным видом деятельности составляют 30 мин., организационные мероприятия и короткие перерывы – 10 мин. Объем программы: Программа кружка «Юные мастерицы» разработана для учащихся с 5 по 9 классы. Общее количество времени на 1 год обучения составляет 35 часов: что соответствует учебному плану школы. Формы организации занятий: Форма организации работы по программе, в основном коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Занятия кружка являются комплексными: на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера. Срок освоения дополнительной образовательной программы: Образовательная программа кружка «Юные мастерицы» разработана на 1 год обучения. Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся. Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося. Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка. Чередование занятий тремя – четырьмя видами рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса у учащихся. Для реализации программы используются следующие виды обучения: - Словесные: рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение. - Наглядные: демонстрация готовых изделий. - Практические: выполнение аппликаций, изучение видов швов, тканей и других материалов, изготовление выкроек и готовых изделий. -Аналитические: наблюдение, сравнивание с готовыми образцами, самоанализ, повторение пройденного материала, самоконтроль. Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы. Формы подведения результатов: Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, мастер классы, игры, выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня. Праздничные мероприятия, мастер классы, игры – это своего рода контроль среза знаний, умений, навыков, полученных на занятиях. Организация выставок – это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы кружка «Юные мастерицы» – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся в процессе овладения знаниями, умениями и навыками по изготовлению оригинальных изделий в различной технике декоративно-прикладного искусства. Задачи: Обучающие: - познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества. - научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе. - сформировать у учащихся представление о различных видах рукоделия. -сформировать у детей навыки ручного труда, обучение основам кройки и шитья изделий, расширение знаний об истории и дизайне изделий. - развить необходимые практические умения и навыки по выполнению различных видов ручных и машинных работ. Воспитательные: - приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении; - побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности); - способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения; - воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности; - воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию. - развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. -сформировать у учащихся умения по комплексному использованию знаний по разным предметам. -сформировать навыки, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельных работ. Развивающие: - развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус. - развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание. -развивать коммуникативные способности воспитанников. -развивать положительные эмоции и волевые качества. - развивать моторику рук, глазомер. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п/п Название раздела, темы Декоративно прикладное творчество. 1.1 Вводное занятие. Задачи и план работы кружка. ТБ. Виды декоративно прикладного творчества. 1.2 Цвет. Основы цветоведения. 1.3 Композиция. Основы композиции. 1 2 Работа с бумагой. 2.1 История бумаги. «Коллаж» 2.2 Увлекательное оригами. «Осенняя лесная поляна» 2.3 Плетение из газетных трубочек «Панно» 2.4 Цветы в технике «Квилинг» Количество часов Всего Теории Практи ки 3 1 2 1 1 1 1 1 1 5 1 4 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Формы аттестации/ контроля Выставка рисунков Журнал посещаемости. Анкетирование Анализ работ Тестирование. Презентация работ Выставка работ из бумаги Мастер класс Опрос. Анализ работ Взаимоанализ работ Тестирование. Презентация 3 Вышивка. 5 1 4 3.1 История возникновения вышивки. Простые швы. 3.2 Вышивка крестиком. 3.3 Вышивка лентами. 2 1 1 1 1 1 1 3.4 Вышивка бисером. 1 1 4 Батик роспись на ткани. 4.1 Возникновение техники «Батик». Узелковый батик. 4.2 Холодный батик. 4.3 Горячий батик. 5 Работа с тканью 4 1 3 2 1 1 1 1 1 1 8 2 6 5.1 Свойства текстильных материалов. 5.2 Цветы из ткани. 5.3 Лоскутная пластика. 5.4 Ожившие сказки из фетра. 5.5 Летняя сумка. 2 1 1 5.6 Текстильная авторская кукла. 2 1 1 Создание швейных изделий из текстильных материалов История и дизайн одежды. Конструирование плечевого изделия с втачным рукавом. Моделирование выкройки. Раскрой изделия. Пошив изделия. ВТО и контроль качества. 10 3 7 2 2 1 1 1 1 Итого: 35 6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 9 1 1 2 1 26 работ Выставка вышивки Мастер класс Опрос Анализ работ Взаимоанализ работ Тестирование. Презентация работ Выставка в технике «Батик» Мастер класс Анализ работ Тестирование Презентация работ Выставка авторской куклы Опрос Мастер класс Анализ работ Анализ работ Взаимоанализ работ Тестирование. Презентация работ Выставка платья Опрос Анализ работ Мастер класс Анализ работ Анализ работ Тестирование. Презентация работ Содержание учебного (тематического) плана. 1. Декоративно прикладное творчество. 1.1 Виды Декоративно прикладного творчества. Вводное занятие. Задачи и план работы кружка. ТБ. Теория: Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Правила внутреннего распорядка учреждения, экскурсия. Истории возникновения и развития основных видов декоративного искусства. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно - прикладного искусства. Три основных характеристики цвета: цветовой тон, светлота и насыщенность. Основы композиционного анализа (Художественный образ, средства композиции: форма, формат, плановость, композиционный центр, симметрия, асимметрия, статика, динамика, ритм, равновесие, контраст, светотень, цвет, целостность). Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности при работе на занятиях. Рациональное расположение инструментов и материалов на рабочем месте. Правильное положение рук и туловища во время работы. Использование инструментов и материалов по назначению. Ознакомление с программой кружка «Юные мастерицы». Сбор сведений о родителях учащихся и месте жительства учащегося. 1.2 Цвет. Основы цветоведения. Практика: Выполнить практическое задание на бумаге: Сравнение цвета по светлоте. Показать Светлоту цвета. Построение ряда по светлоте цвета. Показать насыщенность цвета. Построить ряда по насыщенности цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг И.Ньютона – простейшая система цвета. Цветовой шар Рунге. Двойной конус В.Освальда. Международная система измерения цвета. Теплые и холодные цвета. 1.3 Композиция. Основы композиции. Практика: Выполнить практическое задание на бумаге: Зарисовки основных видов линейных и тональных графических форм (жестких и мягких) и создание графической композиции на основе их сочетания. Образ форма, ассоциации (монотипия). Создание 5-6 вариантов графического решения пятен в технике монотипия Размер 10×10 см. Композиционный анализ произведения искусства. 2. Работа с бумагой. 2.1 История бумаги. Коллаж. Теория: История бумаги. Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Знакомство с понятием «базовые формы» в оригами. Разнообразие изделий выполненных в технике «Плетение из газетных трубочек». Применение бумажной техники «Квилинг». Понятие «Коллаж», способы его выполнения, разные техники выполнения коллажа. Тематика и разнообразие коллажей. Демонстрация разных видов коллажей. Материалы и инструменты, используемые для выполнения различных техник из бумаги. Практика: Выполнение коллажа на выбранную тему с помощью вырезок из журналов, а также применение нетрадиционных материалов. 2.2 Увлекательное оригами. «Осенняя лесная поляна». Практика: Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Осенние композиции на основе простых базовых форм. Легенды об осени и цвете. Складывание цветов, деревьев, листьев, веточек. Композиция «Осенняя лесная поляна». 2.3 Плетение из газетных трубочек. Панно. Практика: Разнообразие изделий выполненных в технике «плетение из газетных трубочек». Способы нарезки газет и журналов для скручивания трубочек. Способы скручивания и окрашивания газетных трубочек. Способы плетений, выполненные из газетных трубочек. Переплетение трубочек в шахматном порядке, склеивание. Покраска. Выполнение декупажа. Тонированные края изделия под цвет картины. Выполнение крепежа для подвешивания панно. 2.4 Цветы в технике «Квилинг». Практика: Квилинг, способы его применения для оформления открыток и выполнения картин. Способы нарезки, скручивания и склеивания бумаги для квилинга. Выполнение оформления открытки с использованием цветов выполненных в технике «квилинг». 3. Вышивка. 3.1 История возникновения вышивки. Простые швы. Теория: История развития вышивки. Вышивка «крестиком», способ выполнения вышивки, разработка схемы для вышивки самостоятельно или с помощью компьютерных технологий. История, развитие. Материалы и инструменты. Вышивка элементов атласными лентами. Способы вышивки атласными лентами. Техника перевода рисунка, пришивание бисера. Подбор рисунков, схем, бисера. Объемная вышивка бусами, бисером; принцип «игольчатой» вышивки; техника вышивания бисером по счету; расчет ткани и подготовка рисунка. 3.2 Вышивка Крестиком. Практика: Вышивка выбранной картины или мотива способом «Крест». 3.3 Вышивка атласными лентами. Практика: Составление простых композиций из цветов. Подбор материалов для вышивания. Подготовка ткани, перенос рисунка на ткань. Подбор цветовой гаммы. Вышивание цветов и листьев. Оформление готовой работы в виде картины или поздравительной открытки. Украшение летней сумочки вышивкой атласными лентами. Самостоятельный подбор способа вышивки. 3.4 Вышивка бисером. Практика: Подбор рисунка и бисера по цветовой гамме. Выполнение вышивки принципом вышивки по счету. 4. Батик роспись на ткани. 4.1 Узелковый батик. Теория: История появления батика. Технология выполнения узелкового батика. Демонстрация образцов выполненных в технике узелкового батика. Технология выполнения холодного и горячего батика. Инструменты и приспособления для выполнения холодного и горячего батика. Практика: Подготовка ткани и красок. Выбор способа складывания ткани и завязывания узлов. Изготовление в технике «узелкового батика» салфетки и роспись футболки. 5.2 Холодный батик. Практика: Подготовка ткани, красок и инструментов для выполнения холодного батика. Подготовка рисунка и перенос его на ткань. Обработка контура рисунка специальной жидкостью, закрашивание рисунка. Запаривание рисунка на ткани. 5.3 Горячий батик. Практика: Подбор рисунка для выполнения батика. Подготовка ткани, красок и инструментов для выполнения батика. Перенос рисунка на ткань, обработка контура и внутренней части рисунка с помощью воска. Закрашивание рисунка. Проведение ВТО с помощью газет для полного удаления воска. 5. Работа с тканью. 5.1Свойства текстильных материалов. Теория: Классификация натуральных химических текстильных волокон. Способы их получения. Виды и свойства натуральных и искусственных тканей. Виды нетканых материалов из натуральных и химических волокон. Цветы из ткани в различных техниках складывания и сшивания. Строение цветка одуванчик, ромашка, роза. Основные сведения о нитках и тканях, их свойствах. Приемы и значение обработки ткани желатином, края ткани огнем при изготовлении искусственных цветов. Понятие об украшениях на одежду. История возникновения бутоньерок. Ознакомить с лоскутным шитьем как с древним и современным видом декоративноприкладного творчества. Технология изготовления лоскутной пластики. Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений изготавливать изделия лоскутков ткани. Основные элементы работы с фетром, развивать навыки работы с дополнительным материалом. История появлении сумок. Технология изготовления летней сумки. Практика. Лабораторно-практические и практические работы. Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон. 5.2 Цветы из ткани. Практика: Изготовление цветка из ткани из отдельных элементов(5 лепестков). Технология изготовления цветка и сердцевины цветка из ниток. Обработка ткани желатином, Придание объемной формы цветку с помощью бульк или по особой технологии вручную (ирис). Изготовление шаблонов из картона для розы. Обжигание лепестков. Сборка лепестков с помощью проволоки и чашелистика, клеящего пистолета или ручными швами. Оформление стебля гофрированной бумагой или тейп лентой. Последовательность изготовления цветов одуванчик, ромашка, роза, ирис. Отработка приемов обработки деталей для изготовления бутоньерки: подготовка проволоки, изготовление тычинок упрощенного вида, сборка минибукетов. 5.3 Лоскутная пластика. Практика: Подобрать и построить узор создавая орнамент. Определить виды орнамента, размер и место на изделии. Выполнить эскизы и выкройки изделий из лоскута. Выполнить технологическую последовательность лоскутного шитья. Изготовление образцов лоскутных изделий. Выполнить в лоскутной технике Салфетку. 5.4 Ожившие сказки из фетра. Практика: Изготовление фигурок из фетра: подбор и подготовка ткани по цвету, размеру. Цветовое решение эскизов. Отдельные технологические процессы. Правила подготовки деталей; подготовка материалов и инструментов; правила техники кроя; правила выполнения ручных швов. 5.5 Летняя сумка. Практика: Изготовление летней сумки. Порядок и варианты выполнения сумки. Составление эскизов. Выполнение чертежа основы. Моделирование. Подбор тканей. Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Определение качества готового изделия. Отделочные работы. Влажно-тепловая обработка Инструменты и приспособления. Колышек, иголки, ножницы, нитки, простой карандаш, малярный скотч. 5.6 Текстильная Авторская кукла. Теория: История возникновения кукол. Куклы наших бабушек. Особым направлением современного прикладного творчества является создание авторской куклы. Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Практика: Изготовление куклы. Подготовка и выбор материалов. Работа с чертежами и выкройками. Последовательность кроя. Раскрой с учётом экономичности раскладки. Секреты экономного кроя. Сшивание и вырезание деталей кроя. Особенности выворачивания деталей небольшой ширины. Инструменты и приспособления. Сборка куклы. Особенности набивки деталей. Одежда для кукол. Материалы для изготовления кукольных причесок. Изготовление волос куклы разными способами. Готовые кукольные парички. Швейные принадлежности — иголки, ножницы, нитки, простой карандаш, малярный скотч, иглы для валяния, швейная машинка. 6. Создание изделий из текстильных материалов. 6.1 История и Дизайн одежды в костюме. Теория: Историю возникновения, развития и смены стилей разных эпох. История возникновения декора в одежде. Орнамент. Зависимость декоративного оформления одежды от ее стилевой принадлежности. Технология декорирования одежды. Зрительные иллюзии. Понятие об архитектонике костюма. Виды композиционных построений. Принципы создания монокомпозиций. Силуэт - плоскостное восприятие формы костюма. Основной закон и свойства композиции. Гармония и гармонизация костюма. Принципы связи элементов в системе костюма. Пластическая сопряженность частей костюма. Выразительные средства композиции костюма. Пропорция. Пропорциональность в соотношении частей костюма. Масштабность. Симметрия и асимметрия в организации костюма. Равновесие. Контраст и нюанс. Ритмическая организация. Статика и динамика. Практика: Разработать модель костюма, применяя современные направления в моде. Новизна. Оригинальность. Промышленная применимость. Процесс формообразования в костюме. Построение графических моделей процесса формообразования. Модели формообразования и силуэт одежды. Ретроспектива развития форм современной одежды. Цвет - средство гармонизации костюма. Цвет, колорит в художественном проектировании одежды. Гармоничные сочетания цветов. Особенности восприятия цвета. Пластические свойства швейных материалов и форма костюма. Фактура и декоративные свойства поверхности формы костюма. Линии в костюме. Ритмическая и метрическая согласованность между элементами костюма. 6.2 Конструирование швейных изделий. Теория: Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с втачным рукавом. Практика: Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия с втачным рукавом в натуральную величину. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Условное графическое обозначения деталей и изделий на рисунках, эскизах чертежах, схемах. 6.3 Моделирование выкройки швейных изделий. Практика: Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование плечевой одежды с застёжкой на пуговицах. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда, подборта. Подготовка выкройки к раскрою на ткани. 6.4 Раскрой изделия. Практика: Декатировка ткани перед раскроем изделия. Раскладка выкройки на ткани. Обмеловка и раскрой изделия на ткани. Прокладывание контурных линий и точек на деталях кроя. Скалывание и сметывание деталей. Экономичная раскладка выкройки на ткани. Правила раскладки деталей на ткани на ткани с рисунком в клетку и полоску. Раскрой деталей изделия. 6.5 Пошив и примерка изделия. Теория: Технологическая последовательность сборки изделия. Стачивание плечевых и боковых швов изделия. Первая примерка изделия. Обметывание плечевых и боковых швов изделия. Втачивание рукава в изделие. Обработка горловины, низа рукавов и низа изделия. Практика: Подготовка изделия к примерке. Примерка плечевого изделия, выявление дефектов и их исправления. Виды машинных швов, их назначение и конструкция. Технология их выполнения. Правила проведения примерки. Дефекты посадки плечевого изделия и их причины. Способы исправления выявленных дефектов. 6.6 Влажно тепловая обработка изделия и контроль качества. Практика: Особенности ВТО шерстяных и шелковых тканей и ТБ ВТО. Особенности ВТО. Правила контроля и проверки качества. Планируемые результаты. При освоении программы кружка обеспечивается достижение метапредметных, личностных и предметных результатов деятельности обучающихся. Метапредметные результаты освоения учащимися программы кружка «Юные мастерицы»: - самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в творческой и познавательной деятельности; - алгоритмизированное планирование процесса познавательнотрудовой деятельности; - формирование и развитие компетентности в области - использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); - выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; - организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; - согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; - объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; - соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; - соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; - оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. Личностные результаты освоения программы кружка «Юные мастерицы»: - готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда; - самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации; - развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей; - стремление внести красоту в домашний быт; - желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Предметные результаты освоения учащимися программы кружка «Юные мастерицы»: - формирование у учащихся представления о различных видах рукоделия; - формирование начальных сведений о композиции и цветовом сочетании в изделиях. -использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов модели. - подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов - планирование последовательности операций и составление технологической карты. - сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов - применение различных технологий декоративно-прикладного искусства (бумага, вышивка, роспись, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры - названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки. - развитие необходимых практических умений и навыков по выполнению различных видов ручных и машинных работ; -моделирование художественного оформления объекта труда; -способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенностей фигуры; -формирование навыков, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельных работ; - способность изготовления изделий декоративно-прикладного творчества собственного дизайна. Комплекс организационно – педагогических условий. Условия реализации программы: Деятельность кружка «Юные мастерицы» рассчитана на 1 года обучения. Группы для занятий в кружке формируются из учащихся учебных классов на добровольной основе с учетом интересов воспитанников. - Материально техническое обеспечение программы: Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного кружка, предполагают наличие специального учебного кабинета– мастерской. Оборудование учебного кабинета мастерской: - рабочие места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя, оснащенное персональным компьютером или ноутбуком с установленным лицензионным программным обеспечением; - магнитно-маркерная доска; - комплект учебно-методической документации: рабочая программа кружка, раздаточный материал, задания, чертежи и шаблоны, выкройки деталей, плакаты с чертежами и эскизами, фотографии, научно-технические журналы, - цифровые компоненты учебно-методических комплексов (презентации). Оборудование и инструменты: - швейная машина - электрический утюг, - ножницы, - иглы ручные и машинные, - наперсток, - колышек, - шило, - кисточки, - линейки металлические (300, 1000 мм), - набор лекал, - угольники. Материалы: - лоскутки ткани, - фетр, - нитки, - бисер - бумага цветная, - картон для рукоделия, - ватман, - карандаши цветные, - карандаши графитные, - краски акварельные разных цветов, - фломастеры. Технические средства обучения: - демонстрационный комплекс, включающий в себя: интерактивную доску (или экран), мультимедиа проектор, персональный компьютер или ноутбук с установленным лицензионным программным обеспечением. - Информационное обеспечение обучения. Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов материалы сайтов издательств «Вента-Граф», «Просвещение», «БИНОМ», и дополнительной литературы. - Кадровое обеспечение. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности - кружок декоративно-прикладного искусства «Юные мастерицы» будет реализовываться учителем технологии МБОУ «Березовской ООШ», Филимоновой Л.Н., имеющий диплом по специальности: «Конструирование швейных изделий». Сведения об образовании № наименование дата № диплома специальность, учебного обучения квалификация по учреждения диплому 1. 6 июля 2012 К №46823 Инженер по Гуманитарный Специальности Университет «Конструирование швейных изделий» Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. - Методические материалы: - Инструкционные карты и схемы базовых форм. - Инструкционные карты сборки изделий. - Схемы создания изделий. - Образцы изделий. - Инструкции по технике безопасности. - Лучшие работы детей. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы. Аттестация производится через устный опрос, тестирование, мастер класс, презентация работ, коллективный анализ работы. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: материал тестирования, аудиозапись, видеозапись, методическая разработка и журнал посещаемости. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: диагностическая карта, конкурсы, открытое занятие. Оценочные материалы. С целью выявления соответствия уровня полученных учащимися знаний, умений и навыков прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проходит начальный контроль текущий контроль по итогам каждого раздела, по окончании изучения программы – итоговая аттестация. - Начальный контроль: определение исходного уровня знаний и умений. Анкетирование, беседы, опросы. В процессе выполнения работы по изготовлению изделий используется текущий контроль. - Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала по мастер классам, опросам, контроль за качеством изделий. Руководитель кружка непрерывно отслеживает процесс работы учащихся, вовремя направляет обучающихся на исправление недочётов и неточностей в практической работе. Учащиеся в качестве текущего контроля используют самоконтроль. Текущий контроль позволяет в случае необходимости вовремя произвести корректировку деятельности и не испортить изделие. - Промежуточный контроль: определение результатов обучения. Педагогический мониторинг, включающий тесты, диагностика личностного роста и продвижения. - Итоговый контроль: Определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических ЗУН, сформированности личностных качеств. После выполнения каждого изделия, предусмотренного программой, организуется. Открытые уроки, защита творческих проектов, виртуальные экскурсии, выставки детских работ. Жюри отбирает лучшие работы для дальнейшего участия в городской выставке. Учащегося необходимо сфотографировать с выполненной работой. По итогам года результаты работ каждого учащегося оформляются в портфолио творческих достижений. Планируемые результаты, мониторинг Уровни усвоения программы оцениваются по 10 бальной системе. Низкий (от 1 до 3 баллов). Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире, замечает характерные признаки предметов, может образно высказывать свои суждения по поводу воспринятого. Владеет техническими навыками и умениями, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет. Средний (от 4 до 6 баллов). Ребенок проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира. Может самостоятельно и целенаправленно соотносить воспринятое со своим опытом. Общается по поводу воспринятого со сверстниками и взрослыми. Использует в собственной деятельности навыки и умения для создания образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество. Высокий (от 7 до 10 баллов). Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общения с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Видит характерные и индивидуальные признаки предметов. Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности. Планирует свою работу, как в индивидуальной деятельности, так и при коллективном творчестве. Список литературы 1. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О. Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил. 2. Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи). 3.Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л. В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2008 – 250 с. 4. Уроки труда. 5 класс. Вышивание: поурочные планы \ сост. С. И. Припеченкова, Э. Ю. Глушкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 62 с. 5. Гончарова, Т. А. Вышивание, вязание, поделки из кожи. – М., 1993. 6. Горнова Л.В., Бычкова Т.Л. и др. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации.- Волгоград: Учитель, 2008. 7. Курс женских рукоделий. – Репринт с изд.1892 г. – М., 1992. 8. Николь Боттон Мягкие игрушки своими руками.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007год. 9. А. Богатеева, “Чудесные поделки из бумаги”, Москва “Просвещение”, 2006 год 10. Кунихико Касахара, “Оригами”, издательство “Алсия”, Япония. 11. Ю. Афонькин, “Волшебный сад оригами”, Санкт-Петербург, 2011 год. 12. Квиллинг: волшебство бумажных завитков / С. Букина, М. Букин – Ростов н/Д: Феникс, 2010 (Город мастеров). 13. Энциклопедия рукоделия.- М.: Ниола-Пресс, 1997 14. Т.А. Мазурик Лоскутное шитьё. Из-во Санкт-Петербург «Паритет» 2006 – 224с.цв. ил. 15. О.И. Нагель «Художественное лоскутное шитьё» Москва Школа - пресс. 2000г. 16. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция/ М.: Владос 2005 г. - 144 с. 17. Кожохина С.К. Батик. Всѐ о картинах на ткани. «Академия развития», Ярославль, 2000г. 18. Лэй Лэй Ц. Искусство китайской каллиграфии/ Пер. с агл. – М.: Изд. Никола-Пресс, 2006 г. - 128 с. 19. Саутаман М. Расписываем цветы по шелку.- М.: Ниола-Пресс, 2008 .-80 с.:ил. 20. Журнал о творчестве и рукоделии «Проделки». 21. Серия журналов выпускаемых объединением МОАК (Московское Объединение Авторской куклы). 22. Использованы техники создания куклы – Известных педагоговкукольников Ольги Тамойкиной и Ирины Горюновой 23. Журнал «Чудесные мгновения Лоскутное шитьё» № 5-6, 2008 г. 24. Журнал «Чудесные мгновения Лоскутное шитьё» № 7-8, 2008 г. 25. Журнал «Чудесные мгновения Лоскутное шитьё» № 9-10, 2008 г. 26. Интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/subjects/28 http://fcior.edu.ru/ http://art.1september.ru/ http://www.1-kvazar.ru/ http://www.openclass.ru/node/147655 http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo http://pedsovet.org/ http://www.uchportal.ru/