Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Муниципальное бюдңетное образовательное учреждение
«Поташкинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 21 августа 2020г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Поташкинская СОШ»
______________Русинов П.Ю.
№81 от 21августа 2020 г.

Адаптированная
основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного
аппарата
(Вариант 6.4)

с.Поташка
2020г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
1
1
1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3
3.1
3.2

Целевой раздел
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР АООП (ВАРИАНТ 6.4)
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР планируемых результатов
освоения АООП (вариант 6.4)
Содержательный раздел
Программа формирования базовых учебных действий
Программа учебных предметов, коррекционной работы
Программа нравственного развития (воспитания)
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа коррекционной работы
Программа внеурочной деятельности
Организационный раздел
Учебный план
Система условий реализации АООП НОО

3
3
6
6
8
8
8
8
10
14
19
21
21
25

2

1. Целевой раздел
1. 1. Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начального общего образования (далее НОО) для обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО (вариант 6.4) МБОУ «Поташкинская средняя общеобразовательная школа»
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для
обучающихся с ОВЗ, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Цель реализации
Обучающийся получает образование по варианту 6.4. АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную
индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
Принципы и подходы к формированию АООП (вариант 6.4)
В основу разработки АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) МБОУ «Поташкинская
СОШ» заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП (вариант 6.4) для детей с НОДА предполагает учет особых образовательных потребностей
этих обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это предусматривает возможность
создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе
индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО
обучающихся с НОДА требованиями к:
- структуре образовательной программы;
- условиям реализации образовательной программы;
- результатам образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя
детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные
закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного
возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования.
3

В контексте разработки АООП (вариант 6.4) начального общего образования для обучающихся с НОДА реализация деятельностного подхода
обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного
продвижения в изучаемых образовательных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных
действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов),
позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП (вариант 6.4) положены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение
его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП (вариант 6.4) ориентировку на программу основного общего
образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА;
- принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не
понятие предмета, а понятие «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной
жизни;
- принцип сотрудничества с семьей.
Общая характеристика АООП (вариант 6.4) НОО
АООП НОО (вариант 6.4) включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, реализуется
образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с НОДА
4

Обучающийся имеет тяжёлые опорно-двигательные нарушения, что приводит к полной зависимость от посторонней помощи в принятии
положения сидя или лежа, передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. В связи с чем при организации обучение необходимо
учитывать специфику развития ребёнка. Уроки проходят на дому, ребенка мама усаживает за стол во время образовательного процесса
Особые образовательные потребности обучающихся
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений,
а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в
структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с
НОДА:
-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;
-требуется введение в содержание обучения специальных разделов;
-необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
- индивидуализация обучения в соответствии с потенциальными возможностями;
- наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
- коррекция произносительной стороны речи;
- освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.
Для этой категории обучающихся: учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется как через образовательные условия, так и через
содержательное и смысловое наполнение учебного материала. Усиление практической направленности обучения с индивидуальной
дифференцированностью требований в соответствии с особенностями усвоения учебного материала обучающимися с тяжелыми множественными
нарушениями развития.

5

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с НОДА АООП (вариант 6.4)
В соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с
учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к
результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Требования устанавливаются к результатам:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию: сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные
качества;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной
области деятельности по получению нового знания и его применению.
Возможные личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и должны отражать:
1) формирование основ персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу; осознание себя, как гражданина
России;
2) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной
частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых
правилах;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
1.3.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП
При оценке результативности обучения обучающихся особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в
освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов:
- особенности текущего психического и соматического состояния каждого обучающегося;
6

- в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства невербальной коммуникации (предметы,
жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь);
- формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными и разрабатываться индивидуально в тесной связи с
практической деятельностью детей;
- способы выявления умений и представлений обучающихся с НОДА могут быть представлены как в традиционных, так и других формах, в том
числе в виде выполнения практических заданий;
- в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить
разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию,
после частичного выполнения взрослым, совместно с взрослым);
- при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно,
самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе с взрослым);
- выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны
ближайшего», а для некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития.
- выявление представлений, умений и навыков обучающихся с НОДА в каждой образовательной области должно создавать основу для
дальнейшей корректировки СИПР, конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Оценка должна отражать степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решении
конкретных жизненных задач, сформулированных в СИПР. Оценка фиксирует насколько самостоятельно или с помощью (значительной или
частичной физической, по образцу, подражанию или по инструкции) обучающийся выполняет осваиваемые действия и насколько он использует
сформированные представления для решения жизненных задач.
Оценка результатов образования представляется в виде характеристики по каждому предмету, включенному в СИПР обучающегося, а анализ
результатов позволяет оценить динамику развития его жизненной компетенции.
Для оценки результатов развития жизненной компетенции обучающегося предлагается использовать метод экспертной группы (на
междисциплинарной основе). Экспертная группа должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса,
тесно контактирующих с ребёнком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений
ребёнка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения ребёнка и динамики его развития в повседневной жизни. Результаты
анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной
компетенции.

7

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся содержит задачи формирования учебного поведения, умения
выполнять задания в течение определенного периода времени, от начала до конца; умение самостоятельно переходить от одного действия
(операции) к другому в соответствии с расписанием (действий) занятий и т.д.

2.2. Программа учебных предметов, коррекционной работы
Содержание учебных предметов представлено в рабочих программах по учебным предметам.
Содержание коррекционной работы
Двигательное развитие
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной
жизнедеятельности всех систем и функций человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно- двигательных функций,
значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по поддержанию и развитию способности
к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью данного коррекционного курса.
Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит на специально организованных занятиях, проводимых инструкторами
лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры.
Содержание коррекционного курса:
поддержание жизненно-важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов); мотивация
двигательной активности;
поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; обучение переходу из
одной позы в другую;
освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);
формирование функциональных двигательных навыков, которые ребенок в дальнейшем научится использовать в повседневной жизни;
развитие функции руки, в том числе мелкой моторики; формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.
2.3. Программа нравственного развития (воспитания)
Программа нравственного развития (воспитания) обучающихся с НОДА направлена на обеспечение их нравственного развития в единстве
урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов
общества.
В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества,
общечеловеческие ценности в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Программа должна обеспечивать:
8

организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся использовать на практике полученные знания и усвоенные
модели и нормы поведения;
формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историкокультурную, этническую и региональную специфику.
Программа предлагает следующие направления нравственного развития обучающихся:
Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню,
замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по
отдельности и для всех людей.
Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Формирование
доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка
положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и
невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как
с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к обучающемуся с
уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации. Взрослый, являясь носителем нравственных
ценностей, служит эталоном, примером для детей.
Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они
учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить
голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий,
понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но
необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.
Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно»,
в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые
(педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и
доброжелательности. Формирование доверия к окружающим у ребенка с НОДА происходит посредством общения с ним во время занятий,
внеурочной деятельности, а также ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода ребенок
включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка
доверие к себе и желание взаимодействовать. Уход следует рассматривать как часть воспитательного процесса, как способ коммуникации и
взаимодействия с ребенком. Деятельность работника, осуществляющего уход, не должна сводиться к механическим действиям.
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности
происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры
(«подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом (носители гуманистических ценностей и социально
одобряемых норм поведения). Ребенку с нарушением интеллекта трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение
возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы
реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.
9

Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений
каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен
проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться
к себе и к окружающим. Например, если кто-то из детей громко кричит и проявляет агрессию, другие дети, наблюдая за реакциями взрослого, учатся
терпению и уважению к сверстнику, независимо от его поведения. Некоторые дети проявляют инициативу: подходят к однокласснику, пытаются ему
помочь, успокаивают, протягивают игрушку, гладят по голове и т.д.
Ориентация в религиозных ценностях и следование им на доступном уровне предпочтительна для семейного воспитания, но, по согласованию с
родителями, возможна. Работа по данному направлению происходит с учетом желания и вероисповедания обучающихся и их семей и предполагает
знакомство с основными религиозными ценностями и святынями в ходе: подготовки и участии в праздниках, посещения храма, паломнических
поездок и т.д. Ребенку с нарушениями интеллектуального развития сложно постичь смысл религиозного учения и понять, почему верующие
празднуют тот или иной праздник, почему ведут себя определенным образом в храме, что происходит во время богослужения. Участвуя в
религиозных событиях, дети усваивают нормы поведения, связанные с жизнью верующего человека.
Программа выполняется в семье, а также на занятиях по предмету «Окружающий мир».
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся
вести здоровый образ жизни и бережно относиться к природе.
Программа направлена на решение следующих задач:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе,
безопасного для человека и окружающей среды;
формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование знаний о правилах здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических
особенностей;
формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня;
формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение,
алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания;
формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных)
ситуациях.
С учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся задачи программы конкретизируются в СИПР и реализуются на
уроках по учебным предметам.
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. При оказании услуги образования на дому, все
10

здоровьесберегающие составляющие оказываются учителями на дому обучающегося.
1. Реализация требований охранительного режима и здоровьесбереженияв учебной деятельности.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря
систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального
напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной
нагрузки.
В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
Обучающиеся 1-го года обучения
2 – 13 годы обучения
Пятидневная рабочая неделя
Пятидневная рабочая неделя
Продолжительность урока 30-35 минут
Утренняя зарядка
Динамические перемены с подвижными играми, приёмом пищи
Продолжительность урока до 40 минут
Комплексные по своему содержанию уроки с элементами
Динамические
перемены
с подвижными играми, приёмом
игро-арттехнологий
пищи
Комплексное развитие несформированных функций
Ежедневные гигиенические процедуры
Соответствующие режимным моментам гигиенические
Проведение во время уроков:
процедуры
физкультминуток, релакс-пауз, пальчиковой гимнастики, комплекса
Формирование приемлемых форм индивидуального поведения,
упражнений для снятия мышечного утомления, дыхательной
коммуникативных умений
гимнастики
Дополнительные каникулы
Комплексное развитие несформированных функций
Отсутствие домашних заданий
Проведение во время уроков: физкультминуток, релакс-пауз,
пальчиковой гимнастики, комплекса упражнений для снятия
мышечного утомления, дыхательной гимнастики
Организация физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы у обучающегося на дому направлена на обеспечение рациональной организации двигательного
режима обучающихся, сохранение и укрепление здоровья обучающегося и формирование культуры здоровья.
Программа реализуется на межпредметной основе путем интеграции в содержание базовых учебных предметов тем, способствующих
формированию у обучающихся основ экологической культуры, установки на здоровый и безопасный образ жизни.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы практико-ориентированные умения и навыки, которые обеспечат
им возможность в достижении жизненных компетенций:
11

элементарные природосберегающие умения и навыки:
умения оценивать правильность поведения людей в природе;
бережное отношения к природе, растениям и животным;
элементарный теоретический опыт природоохранительной деятельности.
элементарные здоровьесберегающие умения и навыки: навыки личной гигиены;
умения организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность: режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия;
умение оценивать правильность собственного поведения и поведения окружающих с позиций здорового образа жизни;
умение соблюдать правила здорового питания: навыков гигиены приготовления, хранения и культуры приема пищи;
навыки безбоязненного общения с медицинскими работниками;
умение оценивать правильность поведения в быту;
умения безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов;
соблюдение правил взаимоотношений с незнакомыми людьми.
2.
Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни во внеурочной деятельности.
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни осуществляется на уроках окружающего мира. Приоритетными
могут рассматриваться общекультурное и духовно-нравственное направления.
Школой предусмотрены проведение просветительской работы с обучающимися с НОДА и их родителями (по вопросам сохранения и
укрепления здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек, заболеваний, травматизма).
Экологическое воспитание направлено на формирование элементарных экологических представлений, осознанного отношения к объектам
окружающей действительности, ознакомление с правилами общения человека с природой для сохранения и укрепления их здоровья, экологически
грамотного поведения в школе.
Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение.
Формы организации внеурочной деятельности: занятия, тематические беседы, экологические проекты.
4. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Одним из компонентов формирования экологической культуры и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями
(законными представителями) обучающихся. Работа направлена на повешение уровня знаний по вопросам охраны и укрепления здоровья детей,
формирование безопасного образа жизни.
Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности коллектива образовательного учреждения, включающая повышение уровня
педагогических знаний и умений родителей, помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий для
формирования навыков здорового образа жизни и экологической культуры у детей; взаимодействие педагогов, воспитателей, специалистов,
медицинских работников и родителей в процессе развития и оздоровления детей.
Принципы совместной работы с семьей по воспитанию здорового ребенка:
1.Основным принципом совместной работы с семьей по воспитанию здорового ребенка для педагогического коллектива является принцип
12

здоровьесбережения - основополагающий принцип деятельности учреждения, который предполагает использование особых здоровьесберегающих
педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья детей, построение целостной системы работы по формированию навыков
здорового образа жизни с педагогами, специалистами детьми и родителями.
2.Принцип единства целей и задач. Цели и задачи воспитания здорового ребенка должны быть понятны и едины для педагогов, воспитателей,
специалистов, медиков и родителей.
3.Принцип системности и последовательности работы. В течение всего года и всего периода пребывания ребенка в учреждении, при работе с
родителями необходима системная и четкая последовательность (этапность) в ее организации.
4.Принцип индивидуального подхода. К каждому ребенку и к каждой семье на основе учета интересов и способностей должен осуществляться
индивидуальный подход как высшая степень дифференциации.
5.Принцип взаимного доверия и взаимопомощи педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.
Основные задачи учреждения в системе работы с родителями:
1.Повышение общей педагогической культуры родителей и культуры здоровья.
2.Пропаганда здорового образа жизни.
3.Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного эколого-валеологического воспитания.
4.Организация совместной работы с родителями с целью решения психолого-педагогических проблем развития каждого ребенка.
5.Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями через тренинги, консультации, семинары, практикумы.
6.Просвещение родителей с целью создания здоровьесберегающей, психологически комфортной среды в семье.
7.Включение родителей в образовательную деятельность.
Направления работы по реализации задач:
- Информационно- просветительская С целью реализации данного направления работы педагогический коллектив образовательного
учреждения регулярно информирует родителей об актуальных проблемах связанных со здоровьем детей. Проводится просветительская работа по
вопросам формирования навыков здорового образа жизни у детей школьного возраста. Проведение лекций, консультаций, родительских собраний по
вопросам формирования экологической культуры и здорового образа жизни.
- Консультативная Большую помощь оказывают родителям специалисты в системе консультативной работы, особенно в период адаптации
детей к условиям обучения.
- Организационная Привлечение родителей к проведению природоохранных, оздоровительных и спортивных мероприятий .
- Диагностическая Изучение личности родителей – необходимая предпосылка повышения эффективности взаимодействия с родителями.
Педагогический коллектив образовательного учреждения начинает эту работу с изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на
воспитание и развитие ребенка. В ходе изучения потребностей семей особое внимание уделяется вопросам по выявлению запросов родителей в
отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах; по выявлению удовлетворенности
со стороны родителей условиями воспитания и обучения в учреждении; по выявлению потребностей родителей в повышении объема и уровня
педагогических знаний.
Формы работы с родителями:
13

- день открытых дверей для родителей;
- выставка поделок семейного творчества;
- общешкольные праздники;
- открытые уроки и внеклассные занятия для родителей;
- совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников и других специалистов школы;
- проведение педагогических консилиумов;
- индивидуальные консультации родителей педагогами и узкими специалистами.
-Просветительская и методическая работа с педагогами и специалистами. Просветительская и методическая работа с педагогами,
специалистами, направленная на повышение квалификации работников образовательной организации и повышение уровня их знаний по проблемам
охраны и укрепления здоровья детей, включает:
-проведение соответствующих лекций, консультаций, семинаров, круглых столов, родительских собраний, педагогических советов, заседаний
методических объединений по данной проблеме;
-приобретение и изучение педагогами, специалистами необходимой современной научно-методической литературы;
-привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению
природоохранных, оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
2.5.
Программа коррекционной работы
Цель коррекционной работы
Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения обучающимися АООП (вариант 6.4).
Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях
образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП (вариант 6.4), преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в
психическом и физическом развитии.
Задачи коррекционной работы:
― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них
нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
― осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с НОДА с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии);
― организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов, СИПР (при необходимости);
― реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с НОДА;
― оказание родителям (законным представителям) обучающихся с НОДА консультативной и методической помощи по психологопедагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
14

Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому
обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и
содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их
личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных
потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психологопедагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное
влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей
(законных представителей) выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы
детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Специфика организации коррекционной работы
Коррекционная работа с обучающимися проводится:
― в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и
дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в
обучении);
― в рамках специально организованных индивидуальных занятий;
― в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Характеристика основных направлений коррекционной работы
Основными направлениями коррекционной работы в являются:
Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с НОДА с целью создания
благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
― обследование познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
― обследование эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
15

№
1

2

3

4
5
6

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП (вариант 6.4);
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:
― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование),
― наблюдение за учениками,
― беседы с обучающимися,
― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки),
― оформление документации (аналитические справки, карты психологического сопровождения и др.).
Диагностическая работа
Специалисты, ответственные за реализацию направления
Направления работы
Психолого-педагогическое
Классный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог,
Изучение обучающихся (входная
специалисты школьного психолого-медико-педагогического
диагностика)
консилиума (ШПМПК)
Комплексный сбор сведений о ребенке на
Классный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог
основании диагностической информации от
специалистов разного профиля
Определение уровня актуального и зоны
Классный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог
ближайшего развития обучающегося,
выявление его резервных возможностей
Диагностика уровня развития
Классный руководитель, педагог-психолог
эмоционально-волевой сферы обучающегося
Изучение социальной ситуации развития и Классный руководитель, социальный педагог
условий семейного воспитания обучающихся
Изучение адаптивных возможностей и
Классный руководитель, педагог-психолог
уровня социализации ребёнка

Сроки
сентябрь
Сентябрь-май
Конец четверти
Сентябрь-май
Сентябрь-май
I полугодие

7

Отслеживание динамики развития ребенка

Классный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог,
специалисты ШПМПК

Сентябрь-май

8

Анализ результатов коррекционноразвивающей работы

зам. директора по учебно-воспитательной работе, классный
руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог

Сентябрь-май

16

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся,
коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
― разработку оптимальных для развития обучающихся программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми
образовательными потребностями,
― организацию и проведение занятий по преодолению нарушений развития учащихся.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
― занятия индивидуальные,
― игры, упражнения,
― беседы с обучающимися.
Этапы реализации программы коррекционной работы
Этапы
Результат этапа
1.Этап сбора и анализа информации Анализ структуры контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения их
(информационно-аналитическая
особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия
деятельность)
требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы
2.Этап планирования, организации, Организация образовательного процесса по адаптированным образовательным программам,
координации (организационноимеющего коррекционно-развивающую направленность, отбор содержания образования для каждой
исполнительская деятельность)
категории обучающихся, а также в соответствии с индивидуальными психофизическими
особенностями детей
3.Этап диагностики коррекционно- Соответствие созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ
особым образовательным потребностям обучающихся
развивающей образовательной
среды (контрольно-диагностическая
деятельность)
4. Этап регуляции и корректировки Текущий и итоговый контроль и анализ результатов коррекционно-образовательной деятельности. Внесение
(регулятивно- корректировочная
необходимых изменений в образовательный процесс и процесс психолого-педагогического сопровождения
деятельность)
детей корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
―
психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном
взаимодействии конкретных учащихся,
―
консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в
освоении общеобразовательной программы.
17

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
- беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг, анкетирование педагогов, родителей;
- разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к
консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
Консультативная работа
Направления
Кем осуществляется
1. Разработка совместных обоснованных рекомендаций по основным Специалисты ШПМПк, классный руководитель,
направлениям работы
медицинские работники образовательного учреждения
2. Консультирование узкими специалистами педагогов по выбору Заместители директора, педагог-психолог, методические
индивидуально -ориентированных методов и приёмов работы с
объединения педагогов, специалисты ШПМПк
3. Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии
воспитания и приёмов обучения ребёнка

Заместители директора, педагог- психолог, классный
руководитель, специалисты ШПМПк

Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по
вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками,
их родителями (законными представителями), и др.
Информационно-просветительская работа включает:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных
категорий детей,
― оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,
― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей,
направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.
Социально-педагогическое сопровождение включает:
― разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения обучающихся, направленную на их социальную интеграцию
в общество,
― взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах обучающегося и его семьи.
В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы:
― индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,
18

― лекции для родителей,
― анкетирование педагогов, родителей,
― разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Механизмы реализации программы коррекционной работы
Взаимодействие специалистов учреждения в процессе реализации АООП (ВАРИАНТ 6.4) – один из основных механизмов реализации
программы коррекционной работы.
Взаимодействие специалистов требует:
― создания программы взаимодействия всех специалистов в рамках реализации коррекционной работы,
― осуществления совместного многоаспектного анализа эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и
познавательной сфер учащихся с целью определения имеющихся проблем,
― разработки и реализации комплексных индивидуальных и групповых программ коррекции эмоционально-волевой, личностной,
коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся.
Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации с организациями и органами государственной власти, связанными с
решением вопросов образования, охраны здоровья социальной защиты и поддержки обучающихся.
Социальное партнерство – современный механизм, который основан на взаимодействии общеобразовательной организации с организациями
культуры, общественными организациями и другими институтами общества.
Социальное партнерство включает сотрудничество (на основе заключенных договоров):
― с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с НОДА и другими негосударственными организациями в
решении вопросов социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с НОДА,
― с родителями обучающихся с НОДА в решении вопросов их развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и
интеграции в общество.
2.6. Программа внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как беседа и конкурс чтецов, которые способствует социальной интеграции
обучающихся с НОДА путем организации и проведения таких мероприятий на основе учебных материалов. Виды совместной внеурочной
деятельности подбираются с учетом возможностей и интересов обучающихся с НОДА.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой
самореализации обучающихся, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного
отношения к окружающей действительности.
Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося,
создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время.
Основные задачи:
коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с учетом их возрастных и
19

индивидуальных особенностей;
развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
формирование основ нравственного самосознания личности, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
формирование умений, навыков социального общения людей;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Основные направления и формы организации внеурочной деятельности
Результативность внеурочной деятельности предполагает приобретение обучающимися с НОДА социального знания, формирования
положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия. Базовые национальные ценности
российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии
России, искусство и литература, природа, человечество.
Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно на дому обучающегося в основном через такие формы как конкурс чтецов и беседа.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися:
• воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной
деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к);
• эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности). Воспитательные
результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов— приобретение обучающимися социальных знаний (о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах,
устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности
и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как
значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня необходимо
обучающемуся взаимодействовать в среде сверстников. Обучая на дому, мы можем говорить лишь только о представлениях обучающегося по
второму результату.
Третий уровень результатов— получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование
социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с
20

представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде. Об этом
уровне мы можем судить только по представлениям обучающегося.
Основные личностные результаты внеурочной деятельности:
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественноэстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и
освоение различных социальных ролей;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина,
нормах социального взаимодействия;
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать
элементарные решения.
При планировании внеурочной нагрузки в течение учебного года предусматривается равномерное распределение времени. Содержание занятий
формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). На родительских собраниях, консультациях родители
(законные представители) знакомятся с планом внеурочной деятельности и выбирают совместно с обучающимися курсы внеурочной деятельности.
Направления внеурочной деятельности реализуются классными руководителями, учителями-предметниками. Внеурочная деятельность
осуществляется во второй половине, регламентируется расписанием, планом работы школы.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Примерный учебный план для образовательных организаций, реализующих ООП НОО на основе индивидуального плана для обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4.)
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических)
образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей обучающегося.
21

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающегося предусмотрено изучение учебных предметов в количестве и с
определенным содержанием, ориентированным на овладение базовом уровне.
Коррекционно-развивающая область учебного плана реализуется через учебные предметы, включающие в себя систему индивидуальных
занятий с обучающимися. В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. Организация занятий
по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Одно из
направлений внеурочной деятельности – проведение коррекционно-развивающих занятий, которые являются обязательными.
Предметы (курсы) коррекционно-развивающей направленности (индивидуальные занятия по логопедии, по психологической коррекции, по
двигательной коррекции, а также занятия, направленные на развитие осознания, ощущений, ориентировки в пространстве и на плоскости) являются
основой для развития жизненных компетенций.
Коррекционно-развивающие занятия для варианта 6.4. строятся на основе предметно-практической деятельности детей, осуществляются
учителем через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и
занимательных моментов.
Коррекционная работа проводится в виде индивидуальных занятий; продолжительность занятий и перемен, чередование занятий определяются
учителем, исходя из психофизических особенностей и возможностей, эмоционального состояния ребенка.
Недельный учебный план
начального общего образования обучающихся с НОДА с ТМНР (вариант 6.4)
для обучающегося 4 класса (надомное обучение)
МБОУ «Поташкинская СОШ» на 2020 – 2021 учебный год
Предметные
области

Учебные предметы

Количество часов в неделю
IV

Всего

Обязательная часть
Язык и речевая
практика

Математика
Окружающий мир

Общение и чтение

4

4

письмо

3

3

Математические
представления
Развитие речи и
окружающий

4

4

2

2
22

природный мир
Жизнедеятельность
человека
Самообслуживание

1

1

1

1

Музыка

1

1

Изобразительное
искусство
Предметные действия

1

1

1

1

3
21

3
21

2
- Занимательная информатика
- Математическая графика

2

Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка

23

23

Внеурочная деятельность:

10

0

5
- Речевая практика
- Основы коммуникации
- Психомоторика и развитие
деятельности
- Двигательная коррекция (2 час)

5

5
- индивидуальные занятия с
логопедом -2 часа
- индивидуальные занятия с

5

Искусство
Технология
Адаптивная
физическая
культура

Адаптивная
физическая культура
Итого:

Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса

- коррекционно-развивающая работа:

индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия

23

социальным педагогом – 3 часа
ИТОГО:

Предметные
области

Учебные предметы

33
Количество часов в неделю
IV

33

Всего

Обязательная часть
Язык и речевая
практика

Математика

Окружающий мир

Искусство
Технология
Адаптивная
физическая
культура

Общение и чтение

132

132

письмо

99

99

4

4

66
33

66
33

33

33

Музыка

33

33

Изобразительное
искусство
Предметные действия

33

33

33

33

99
693

99
693

66

66

Математические
представления
Развитие речи и
окружающий
природный мир
Жизнедеятельность
человека
Самообслуживание

Адаптивная
физическая культура
Итого:

Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса

24

Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка

759

759

Внеурочная деятельность:

330

330

165

- коррекционно-развивающая работа:
индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия

ИТОГО:

- Речевая практика - 33
- Основы коммуникации - 33
- Психомоторика и развитие
деятельности - 33
- Двигательная коррекция (66)

165

165

- индивидуальные занятия с
логопедом -66
- индивидуальные занятия с
социальным педагогом – 99
1089

165

1089

3.2.Система условий реализации АООП НОО
Кадровые условия
Учреждение укомплектовано педагогическими, руководящими и иными работниками имеющими, профессиональную подготовку
соответствующего уровня и направленности.
Уровень квалификации работников учреждения, реализующего АООП (вариант 6.4), соответствует квалификационным характеристикам по
соответствующей должности, а для педагогических работников – также квалификационной категории.
Учреждение обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации, ведения методической работы, применения,
обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания обучающихся с НОДА.
В штат специалистов учреждения МБОУ «Поташкинская СОШ», реализующей АООП (вариант 6.4), входят учитель-логопед, педагог-психолог,
социальный педагог.
Учителя, реализующие АООП (вариант 6.4) на основе индивидуального плана для обучающихся с НОДА, имеют высшее образование
специального профиля, у каждого пройдено повышение квалификации в области изучения и обучения детей с тяжелыми и множественными
нарушениями развития в объеме не менее 144 часов:
Педагогог-психолог, принимающий участие в реализации АООП (вариант 6.4), имеет высшее профессиональное образование, курсовую
подготовку:
– по специальности «Специальная психология»;
25

Учитель-логопед имеет высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:
– по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и «Логопедия» по образовательным программам подготовки бакалавра или
магистра в области логопедии;
– по педагогическим специальностям или по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» с
обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии.
Учитель адаптивной физической культуры имеет:
– высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы; пройдены курсы
повышения квалификации в области адаптивной физкультуры, подтвержденные сертификатом установленного образца.

Учитель музыки (музыкальный руководитель) имеет высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки
"Образование и педагогика", профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу
работы. При любом варианте профессиональной подготовки учитель должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения
квалификации в области коррекционной педагогики, подтвержденные сертификатом установленного образца.
Финансовые условия
Стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования. Нормативы определяются органами
государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона. Нормативные затраты определяются
по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по каждому виду
образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ,
образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения
дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны
здоровья обучающихся, а также с учетом иных, предусмотренных Законом, особенностей организации и осуществления образовательной
деятельности (для различных категорий обучающихся) в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Финансовые условия реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования детей с НОДА должны:
– обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований Стандарта;
– обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой
участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю;
– отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной общеобразовательной программы начального общего
образования и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.
Финансирование реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с НОДА должно
осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения.
За ребенком закрепляется количество ставок, учебных часов, определенных в учебном плане ребенка, обучающегося на дому. Образование
ребенка на основе специальной индивидуальной программы развития ребенка отражаются в СИПР в форме перечня содержательных
образовательных областей и соответствующих им образовательных задач, актуальных для образования ребенка в течение учебного года,
установленных в ходе диагностики (мониторинга / промежуточной аттестации) развития (результатов обучения) ребенка. Объем (количество часов)
предоставления образовательных услуг устанавливается индивидуальный учебный план по каждой образовательной области, содержание которых
26

отражено в СИПР.
1..В целях обеспечения непрерывности и преемственности образовательной деятельности в условиях учреждения и семьи, предусматривается
консультативная работа специалистов учреждения с семьями обучающихся. Финансирование данной услуги планируется из расчета не менее одного
часа в месяц по каждой содержательной области, включенной в ИУП.
2.Предусматривается финансирование для обеспечения необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием, учебнодидактическим материалом и другим оборудованием для организации образования детей с НОДА с учетом СИПР и индивидуальной программой
реабилитации (ИПР).
Материально-технические условия
Обучающийся с НОДА получает образование на дому, учителя приходят обучать ребенка к нему в дом по согласованному расписанию и
учебному плану с родителями.
Учебное место ребёнка создается с учетом его особых образовательных потребностей, а также сопутствующих нейросенсорных нарушений.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».