Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Поташкинская средняя общеобразовательная школа» ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ «Поташкинская СОШ» протокол от 28.08.2020 № 1 УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Поташкинская СОШ _____________Русинов П.Ю. от 28.08.2020 № 162-од СОГЛАСОВАНО с учетом мнения Ученического Совета протокол от 28.08.2020 № 1 СОГЛАСОВАНО с учетом мнения Родительского Совета протокол от 28.08.2020 № 1 ПОЛОЖЕНИЕ об организации внеурочной деятельности в МБОУ «Поташкинская средняя общеобразовательная школа» с.Поташка 2020 год 2 ПОЛОЖЕНИЕ об организации внеурочной деятельности 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Положение регламентирует порядок нормирования и учета, организации внеурочной деятельности, а также определяет ее формы и виды и разработано с целью повышения эффективности использования средств, направляемых на реализацию основных образовательных программ в МБОУ «Поташкинская СОШ». 1.2. Настоящее положение разработано в соответствии: с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; письмом Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»; письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»; письмом Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций»; приказом Минпросвещения России от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»; Методическими рекомендациями Минпросвещения России от 20.03.2020 по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 1.3. Положение регламентирует условия реализации внеурочной деятельности, порядок формирования плана и рабочих программ курсов внеурочной деятельности, организации краткосрочных мероприятий, а также устанавливает порядок участия в итоговой аттестации обучающихся начального, основного общего образования в рамках внеурочной деятельности. 1.4. Образовательные программы реализуются в образовательной организации через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, направленная на содействие в достижении планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – «обучающиеся с ОВЗ»). 3 1.5. Внеурочная деятельность должна обеспечить индивидуальные потребности обучающихся образовательной организации на основании запросов обучающихся, выбора родителей (законных представителей), при учете мнения обучающегося до завершения получения им основного общего образования, а также с учетом имеющихся кадровых, материальнотехнических и иных условий образовательной организации. 2. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Целью внеурочной деятельности является содействие обучающимся в достижении планируемых результатов в соответствии с реализуемыми образовательной организацией основными образовательными программами, адаптированными основными общеобразовательными программами общего образования. Участие во внеурочной деятельности должно обеспечить: удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении соответствующего уровня общего образования; развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; развитие навыков самообразования и самопроектирования; углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранном направлении внеурочной деятельности; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, самоопределения обучающихся. 2.2. Содержание внеурочной деятельности осуществляется по следующим направлениям развития личности: при освоении основной образовательной программы начального общего образования: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное – в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений; при освоении основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное – в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и другие формы; при освоении основной образовательной программы основного общего образования: внеурочная деятельность реализуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное – в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений; 4 при освоении основной образовательной программы среднего общего образования: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное – в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. 2.3. Образовательная организация самостоятельно определяет конкретные формы и содержание организации внеурочной деятельности, средства реализации внеурочной деятельности, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, которые необходимы для реализации направлений внеурочной деятельности. 2.4. Предметом регулирования Положения в части организации внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования являются образовательные отношения по организации внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ, за исключением обучающихся, не получающих уровневого образования (с умственной отсталостью). 2.5. В случае если обучающийся осваивает курсы, практику, дополнительные образовательные программы в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, то такие занятия засчитываются как часы внеурочной деятельности в образовательной организации по соответствующему направлению внеурочной деятельности. Зачет образовательной организацией освоения обучающимся курсов, практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основании документа об обучении, выдаваемого по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно. 3. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности, образовательные программы внеурочной деятельности, календарный учебный график, которые не вправе изменять органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. 3.2. План внеурочной деятельности является основным организационным механизмом реализации образовательной программы внеурочной деятельности, обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. 3.3. Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой реализуемых основных образовательных программ с учетом времени, отводимого на внеурочную деятельность на каждом уровне общего образования: на уровне начального общего образования – до 1350 часов, на уровне основного общего образования – до 1750 часов, на уровне среднего общего образования – до 700 часов. 5 При реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов, отводимых на коррекционно-развивающую область), составляет не менее 1680 часов и не более 2380 часов. Предельно допустимый объем недельной нагрузки занятий внеурочной деятельности независимо от продолжительности учебной недели не может превышать 10 академических часов – для обучающихся, осваивающих основные образовательные программы, 5 академических часов – для обучающихся с ОВЗ, осваивающих АООП НОО. 3.4. Время, отведенное на внеурочную деятельность обучающихся, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию образовательных программ образовательной организацией. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом запросов обучающихся, возможностей образовательной организации и объема субвенций, выделенных для реализации основных образовательных программ. 3.5. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. 3.6. Время, отведенное образовательной организацией на внеурочную деятельность, используется для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий с учетом образовательных потребностей, интересов и запросов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Время, отведенное на внеурочную деятельность, может быть использовано для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). 3.7. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и обучающихся с ОВЗ, образовательная организация может разрабатывать с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные планы внеурочной деятельности. Индивидуальный план внеурочной деятельности – план внеурочной деятельности, обеспечивающий реализацию направления внеурочной деятельности на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Реализация индивидуальных планов внеурочной деятельности сопровождается поддержкой классных руководителей образовательной организации. 4. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4.1. Внеурочная деятельность в МБОУ «Поташкинская СОШ» реализуется с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения – в дистанционно-очной форме. 4.2. Реализация внеурочной деятельности исходя из форм и содержания внеурочной деятельности, самостоятельно определяемых образовательной организацией, может осуществляться в следующих направлениях: через часть учебного плана, самостоятельно формируемую участниками образовательных отношений (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и другие, отличные от урочных, формы); использование потенциала дополнительного образования образовательной организации (дополнительные образовательные программы); 6 сотрудничество с организациями дополнительного образования детей, организациями культуры и спорта; деятельность педагогических работников (педагога-психолога) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования. 4.3. Организация внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с планом внеурочной деятельности, календарным учебным графиком и расписанием внеурочной деятельности, которые утверждаются распорядительным актом директора образовательной организации в начале каждого учебного года дополнительно к основному расписанию учебных занятий. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности составляется в соответствии с Положением о рабочей программе. При организации внеурочной деятельности продолжительность занятий внеурочной деятельности, продолжительность перемен между уроками и внеурочной деятельностью зависит от возраста обучающихся и вида деятельности, определяется образовательной организацией в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. При организации внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ продолжительность занятий внеурочной деятельности, продолжительность перемен между уроками зависит от возраста обучающихся и вида деятельности, определяется образовательной организацией в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 4.4. При реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности, проведении динамического или спортивного часа в рамках реализации иных направлений внеурочной деятельности спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе). 4.5. Комплектование групп обучающихся осуществляется на основании распорядительного акта директора образовательной организации в соответствии с запросами обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и с учетом возможностей образовательной организации. В условиях сохранения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 комплектование группы для очных занятий допускается только из учащихся одного класса. Для занятий, которые организуются с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, комплектование групп обучающихся допускается из одного возраста и (или) групп обучающихся разных возрастных категорий с учетом обеспечения их образовательных потребностей и запросов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 4.6. Наполняемость групп обучающихся определяется образовательным учреждением самостоятельно. При наличии необходимых условий и возможностей образовательной организации при реализации внеурочной деятельности возможно деление одного класса на группы. Зачисление обучающихся в группы осуществляется на срок реализации программы внеурочной деятельности, предусмотренный для реализации программы внеурочной деятельности. 4.7. В условиях сохранения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID2019 участие родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, иных социальных партнеров, осуществляющих реализацию программы 7 внеурочной деятельности, допускается. в занятиях, которые проводятся в очном формате, не В организации занятий внеурочной деятельности, которые реализуются с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, могут принимать участие родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, иные социальные партнеры по согласованию с педагогическим работником, осуществляющим реализацию программы внеурочной деятельности, без их включения в списочный состав. 4.8. Для организации внеурочной деятельности образовательная организация использует различные объекты инфраструктуры образовательной организации, может использовать помещения близко расположенного дома культуры, организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, спортивные сооружения, стадионы. В условиях сохранения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID2019 использование объектов инфраструктуры производится с соблюдением санитарноэпидемиологических норм и требований. 4.9. Образовательная организация самостоятельно определяет содержание внеурочной деятельности, осуществляет выбор учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ею программам внеурочной деятельности. Использование при реализации программ внеурочной деятельности методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. Использование в организации внеурочной деятельности инновационных образовательных программ и технологий, расписания занятий, режимов занятий внеурочной деятельности возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся. 4.10. Формы, методы и средства организации деятельности в программах курсов внеурочной деятельности определяются педагогическим работником, участвующим в разработке соответствующих программ. Особой формой организации внеурочной деятельности является индивидуальный проект обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством педагогического работника по выбранной теме в рамках одного или нескольких направлений внеурочной деятельности в любой избранной области (познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя ресурсы одного или нескольких курсов внеурочной деятельности или направлений внеурочной деятельности; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках времени, специально отведенного планом внеурочной деятельности, и должен быть представлен в виде завершенного исследования или разработанного проекта: 8 информационного, творческого, конструкторского, инженерного. социального, прикладного, инновационного, 5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Условия реализации программ внеурочной деятельности должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность: достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с планами внеурочной деятельности всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; развития личности, ее способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию внеурочной деятельности на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также организациями культуры, спорта, здравоохранения, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности; осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности; работы с одаренными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности; формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей, социально-профессиональных ориентаций, готовности к защите Отечества, службе в Вооруженных силах Российской Федерации; самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками; выполнения индивидуального проекта всеми обучающимися в рамках времени, специально отведенного планом внеурочной деятельности и (или) учебным планом; участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании программы внеурочной деятельности, основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также образовательной среды и уклада образовательной организации; развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской и проектной, социальной, информационноисследовательской, художественной и др.; развития опыта общественной деятельности, решения моральных дилемм и осуществления нравственного выбора; формирования у обучающихся основ экологического мышления, развития опыта природоохранной деятельности, безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий; освоения программ внеурочной деятельности без создания угрозы для жизни и здоровья обучающихся, в том числе через дистанционно-очный формат обучения, организованный с соблюдением гигиенических требований к организации; обновления содержания основной образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития региона; 9 использования профессионального и творческого потенциала эффективного педагогических и руководящих работников образовательной организации, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности; эффективного управления образовательной организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования. 6. ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6.1. Уровень квалификации работников образовательной организации, осуществляющих внеурочную деятельность, в том числе для каждой занимаемой должности, должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Соответствие уровня квалификации работников образовательной организации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям, устанавливается при их аттестации. 6.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации, реализующих программы курсов внеурочной деятельности, должна отражать: компетентность в соответствующих направлениях внеурочной деятельности, методах и средствах организации внеурочной деятельности; ИКТ-компетентность, умение применять дистанционные технологии в обучении; сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность; общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагогического работника; самоорганизованность, эмоциональную устойчивость. 6.3. У педагогического работника, реализующего программу курса внеурочной деятельности, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности, в том числе умения: обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; разрабатывать программы курсов внеурочной деятельности, методические и дидактические материалы, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы; выявлять и отражать в программе внеурочной деятельности специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов); организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта; реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся; использовать возможности ИКТ (работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием) и уметь проводить занятия дистанционно с сохранением их качества и эффективности. 10 7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности: - создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; - творческая самореализация детей; - формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; - психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка; - реализация игрового сюжета в деятельности детей. Воспитательным результатом внеурочной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях: - представление коллективного результата группы обучающихся; - индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося; - качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся. К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены: - личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; - метапредметные результаты: познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД; - предметные (если программа подразумевает достижение данного вида результатов; формулируются на каждый год реализации программы). При этом необходимо соотнести данные виды результатов с целью и задачами курса. Все виды внеурочной деятельности учащихся ориентированы на достижение определенных воспитательных результатов. Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трем уровням: Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.п. Перечень и сроки проведения мероприятий должны быть прописаны заранее. Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр. Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио - накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. На 11 общешкольном празднике объявляются результаты и награждаются обучающиеся по отдельным направлениям внеурочной деятельности. Для оценки эффективности деятельности школы по направлениям внеурочной деятельности используется карта достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям. Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности реализации внеурочной деятельности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (Приложение 1-4). 8. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8.1. Освоение программ курсов внеурочной деятельности, в том числе отдельной части (модуля) или всего объема программы курса внеурочной деятельности, сопровождается оценкой достижения планируемых результатов, проводимой в формах, определенных планом внеурочной деятельности, и в порядке, установленном настоящим Положением. 8.2. Система оценки достижений планируемых результатов освоения программ курсов внеурочной деятельности, в том числе отдельной части (модуля) или всего объема программы курса внеурочной деятельности, должна: обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программ курсов внеурочной деятельности; обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе реализации внеурочной деятельности; предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга; позволять использовать результаты освоения программ курсов внеурочной деятельности, характеризующие уровень достижения планируемых результатов обучающимися, как основы для оценки деятельности образовательной организации. 8.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ, осваивающими АООП НОО обучающихся с ОВЗ, должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ. 8.4. Система оценки достижений результатов освоения образовательных программ внеурочной деятельности может осуществляться на трех уровнях: представление коллективного результата деятельности класса (группы обучающихся) в рамках одного и (или) нескольких направлений внеурочной деятельности; индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании личного портфолио обучающегося в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации; качественная и количественная оценка эффективности деятельности образовательной организации по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся. 12 8.5. Результативность реализации программ курсов внеурочной деятельности определяется по результатам участия обучающихся в итоговых мероприятиях, проводимых образовательной организацией, и (или) выполнения обучающимися в рамках одного или нескольких направлений внеурочной деятельности в любой избранной области (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной) исследования, проекта и т. п. Итоговые мероприятия организуются в очно-дистанционном формате по выбору учителя. Участие в таких мероприятиях для обучающегося является обязательным и не требует его согласия и согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 9. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9.1. Журнал внеурочной деятельности является основным документом учета занятий внеурочной деятельности обучающимися и ведется по каждому направлению (модулю) внеурочной деятельности отдельно. Педагогический работник, реализующий программу курса внеурочной деятельности, фиксирует в электронном журнале внеурочной деятельности учет проведенных занятий. Ведение соответствующих записей обязательно для каждого педагогического работника. К ведению журнала внеурочной деятельности предъявляются требования, установленные соответствующим локальным нормативным актом образовательной организации, утвержденным распорядительным актом директора образовательной организации. 9.2. Классный руководитель осуществляет учет занятости обучающихся во внеурочной деятельности в других организациях, в том числе, если обучающийся посещал занятия, организованные с применением технологий дистанционного обучения. 9.3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе обязан систематически осуществлять контроль за правильностью ведения электронного журнала в соответствии с Инструкцией о ведении учебно-педагогической документации образовательной организации, утвержденной распорядительным актом директора образовательной организации. 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 10.1. Положение вступает в силу с 1 сентября 2020 года и действительно в течение трех лет с момента его утверждения распорядительным актом директора образовательной организации. 10.2. В случае изменения действующего законодательства, а равно иных условий, влекущих изменение, дополнение или отмену закрепленных в нем положений, Положение подлежит пересмотру на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации. Приложение 1 Планируемые личностные результаты по направлениям: Направления внеурочной деятельности Спортивнооздоровительное направление Будут сформированы: Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека. Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье. Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье. Способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье. 13 Духовнонравственное направление Общеинтеллектуальное направление Общекультурное направление Социальное направление Представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре. Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни. Потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни. Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция. Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформированная коммуникативная компетенция. Уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации. Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. Уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим. Бережное отношение к традициям своей семьи и образовательного учреждения. Осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству. Потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности. Мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно-практической деятельности. Компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации). Способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию. Механизм самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной практике взаимодействия с миром. Внутренний субъективный мир личности с учетом уникальности, ценности и психологических возможностей каждого ребенка. Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. Понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России. Способность видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей. Эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. Эстетическое отношение к окружающему миру и самому себе. Потребность повышать свой культурный уровень, потребность в самореализации в различных видах творческой деятельности. Способность взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, на нравственно-этических началах. Бережное отношение к традициям своей семьи и образовательного учреждения. Социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни. 14 Позитивное отношение школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностное отношение к социальной реальности в целом. Социальный опыт, необходимый для жизни в обществе, социуме, и навык самостоятельного социального действия. Компетенции социального взаимодействия с обществом, общностью: сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность. Умение коммуникативного взаимодействия с окружающими людьми, социокультурные нормы поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения. Ценностное отношение к окружающей среде, природе; потребность в природоохранной деятельности, участие в экологических инициативах, проектах, в потребность в социально-значимой деятельности. 15 Приложение 2 Направления внеурочной деятельности Физкультурноспортивное и оздоровительное Результаты первого уровня: достигаются в процессе взаимодействия с педагогом приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья; практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания. Общеинтеллектуальное приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий; формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность. Общекультурное Духовнонравственное получение приобретение элементарных обучающимися представлений об социальных знаний эстетических (об общественных идеалах и нормах, устройстве художественных общества, ценностях социально культуры своего одобряемых и не народа; одобряемых, приобретение формах поведения знаний об в обществе и т. п.), эстетических понимания идеалах, социальной традициях реальности и художественной повседневной культуры родного жизни. края; умение видеть прекрасное в окружающем мире: природе родного края, в пространстве школы и дома. Социальное получение элементарных представлений о значении участия человека в общественнополезной деятельности; приобретение начального опыта участия в различных видах общественнополезной деятельности. Преимущественные формы достижения планируемых результатов Беседы, факультативы, олимпиады, игры, культпоходы, экскурсии, социальная проб (участие в социальном деле, организованном взрослым), игры с ролевым акцентом, занятия по конструированию, рисованию, техническому творчеству и т.д., занятия спортом, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, поездки и т.д. Результаты третьего уровня достигаются во взаимодействии с социальными субъектами Результаты второго уровня достигаются в дружественной детской среде 16 формирование позитивного отношения обучающихся к своему здоровью, как к ценности, неотъемлемой составляющей хорошего самочувствия, успехов в учёбе и жизни вообще. регулярные занятия спортом; систематические оздоровительнозакаливающие процедуры; участие в спортивных и оздоровительных акциях в окружающем школу социуме. самостоятельное или во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым выполнение задания данного типа, для данного возраста; умение высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать. умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. получение получение получение опыта опыта обучающимися позитивного переживания и опыта отношения к позитивного переживания и общественноотношения к позитивного полезной художественным отношения к деятельности. ценностям базовым ценностям культуры своего общества, народа; ценностного получение отношения к первоначального социальной опыта реальности в самореализации в целом. различных видах и формах художественного творчества. участие в акциях получение потребность художественнообучающимися участия в эстетического начального опыта общественнонаправления в самостоятельного полезной окружающем общественного деятельности в школу социуме. действия, окружающем формирование у школу социуме. школьника социально приемлемых моделей поведения. Игры с деловым акцентом, интеллектуальный или творческий клуб, агитбригады, смотрыконкурсы, театральные постановки, дебаты, диспуты, дискуссии, инсценировки, концерты, художественные выставки, фестивали, спектакли, КТД (коллективнотворческое дело), трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры, трудовой отряд, оздоровительные акции, социально-значимые акции, туристические походы и т.д. Социально моделирующие игры, детские исследовательские проекты, внешкольные акции, конференции, интеллектуальные марафоны; проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов; социальнозначимые, трудовые, творческие, художественные акции в социуме (вне школы); выступление творческих групп самодеятельного творчества; социальнообразовательные проекты, спортивные и оздоровительные акции в социуме, поисковокраеведческие экспедиции, ярмарки и т.п. 17 Приложение 3 Методы обучения Классификация по источнику получения знаний Н.М. Верзилина, Е.И. Перовского: наглядный метод; словесный метод; практический метод. Классификация в зависимости от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично-поисковый (эвристический) метод; исследовательский метод. Классификация на основе комбинирования разных признаков Ю.К. Бабанского: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. 18 Приложение 4 Вид внеурочной деятельности 1. Игровая 2. Познавательная 3. Проблемно-ценностное общение 4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) 5. Художественное творчество 6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность) 7. Трудовая (производственная) деятельность 8. Спортивно-оздоровительная деятельность 9. Туристско-краеведческая деятельность Образовательные формы Ролевая игра Деловая игра Социально-моделирующая игра Викторины, познавательные игры, познавательные беседы Дидактический театр, общественный смотр знаний Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы Школьные благотворительные концерты, выставки Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Социальные проекты на основе художественной деятельности Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми) КТД (коллективно-творческое дело) Социальный проект ЛЕГО-конструирование Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика» Субботники Беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. Школьные спортивные турниры Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты Образовательные экскурсии Туристический поход Краеведческая экспедиция Туристско-краеведческая экспедиция 18