СОГЛАСОВАНО: Общим собранием работников МАОУ СОШ № 122 Протокол № 1 от 21.01.2020 г. УТВЕРЖДАЮ: ЕОЬРА Директор МАОУ СОШ с углубленным :ЛЬЙЫх предметов № 122 Ш.'Терещенко :2020 г. ПОЛОЖЕНИЕ об организации дополнительного образования 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее положение об организации дополнительного образования (далее Положение) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 122 (далее - Учреждение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726р «Концепция развития дополнительного образования детей», Уставом Учреждения. Дополнительное образование в Учреждении осуществляется при наличии лицензии. 1.2. Данное Положение регулирует особенности организации учебного процесса по дополнительным образовательным программам, порядок комплектования, наполняемость групп обучающихся и определение режима занятий для обеспечения качественной реализации в Учреждении дополнительных общеразвивающих программ, ориентированных на развитие у обучающихся мотивации к творчеству и познанию, разносторонних способностей, что является основой для их личностной самореализации и позитивной социализации. 1.3. Дополнительное образование обучающихся Учреждения предназначено для создания пространства самоопределения (самопознания, самоидентификации, саморазвития) обучающихся в эмоционально комфортных для них условиях, создаёт позитивно-конструктивный стиль отношения к детям, независимо от их способностей, возможностей, обеспечивает каждому ребёнку открытую перспективу для добровольного выбора формы проведения своего свободного времени, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дополнительное образование обучающихся Учреждения является равноправным, взаимодополняющим компонентом общего образования, удовлетворяющим потребности обучающихся. 2. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2.1. Основными целевыми ориентирами деятельности по дополнительным общеобразовательным программам обучающихся Учреждения являются: - формирование и развитие творческих способностей, обучающихся; - удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; − обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся; − профессиональная ориентация обучающихся; − обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; − социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе; − формирование общей культуры; − удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных стандартов и федеральных государственных требований. 2.2.Деятельность Учреждения по дополнительному образованию обучающихся строится на следующих принципах: природосообразности, открытости, гуманизма, демократии, сочетания познавательной и практической деятельности, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося. 3. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3.1. Учреждение самостоятельно разрабатывает дополнительные общеобразовательные программы обучающихся с учётом запросов детей, запросов семьи, особенностей социально-экономического развития и национально-культурных традиций региона. Дополнительные общеобразовательные программы ежегодно обновляются с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 3.2.Дополнительное образование реализуется через дополнительные общеобразовательные программы. Дополнительные общеобразовательные программы разрабатываются и утверждаются Учреждением самостоятельно. Структура общеобразовательной программы вписывается в законодательно установленные рамки. Программы утверждаются директором Учреждения. 3.3.Содержание дополнительной общеобразовательной программы, формы и методы ее реализации определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательных и воспитательных задач, материально-технических условий, санитарно-гигиенических норм, психолого-педагогической целесообразности, что отражается в пояснительной записке к рабочей программе. 3.4.Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным (интегрированным) программам. 3.5.Содержание дополнительного образования обучающихся Учреждения определяется дополнительными общеобразовательными программами (дополнительными общеразвивающими программами) по следующим направленностям: 1) художественное; 2) социально-педагогическое; 3) физкультурно-спортивное; 4) естественно-научное. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4.1. Структурной единицей объединения дополнительного образования является группа обучающихся. 4.2. Прием на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатной стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации 4.3. Наполняемость детских объединений дополнительного образования, продолжительность занятий в них определяются рекомендуемым режимом занятий детей в объединениях различного профиля (санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.31.72-14). Наполняемость групп должна соответствовать следующим нормам: -художественная, социально-педагогическая, физкультурно-спортивная направленности: 1 год обучения – 15 человек; 2 год обучения – 12-15 человек; 3 и последующий года обучения – не менее 10 человек. 4.4. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьмиинвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 4.5. При приёме в объединения физкультурно-спортивной направленности необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребёнка (Листок здоровья в журнале заполняется педагогом дополнительного образования и заверяется школьным врачом). 4.6. В соответствии со спецификой образовательной программы занятия могут проводиться как со всем составом объединения, так и по подгруппам или индивидуально. 4.7. Программы дополнительного образования ориентированы на 18 часов в неделю при 1 ставке дополнительного образования. На продолжительность и частоту занятий оказывают влияние возрастной состав детского объединения, год обучения по программе. 4.8. В соответствии с рабочей программой педагог может использовать разные формы образовательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции, соревнования и другие. Для наиболее полного удовлетворения запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) наряду с очной формой могут использоваться дистанционные образовательные технологии и электронное обучение. 4.9. Детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, инвалидам предоставляются учебные лекционные материалы в электронном виде. 4.10. Зачисление обучающихся в объединения дополнительного образования детей осуществляется на срок, предусмотренный для освоения программы. Отчисление обучающихся производится при грубом нарушении ими Устава и правил поведения обучающихся Учреждения. За обучающимися сохраняется место в детском объединении в случае болезни или прохождения санаторно-курортного лечения. 4.11. Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, ансамбль, театр и др.). 4.12. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях и переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. 4.13. Основное комплектование групп обучающихся проводится в первый месяц учебного года. Учебный год в объединениях дополнительного образования детей начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Во время летних каникул учебный процесс может продолжаться (если это предусмотрено программой) в форме соревнований, походов, сборов, экспедиций, лагерей разной направленности и т.п. Состав обучающихся в этот период может быть переменным. 4.14. Для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся составляют расписание занятий объединения по предоставлению педагогических работников с учётом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) 2 несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся. Расписание утверждается директором Учреждения. Перенос занятий или изменение расписания проводится только с разрешения администрации Учреждения и оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию. 4.15. Среди педагогов дополнительного образования ведется методическая работа, направленная на совершенствование содержания образовательного процесса, форм и методов обучения, повышение педагогического мастерства работников. 5. ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ 5.1. Основными документами, регламентирующими работу дополнительного образования обучающихся Учреждения, являются: − Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: − Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; − Устав Учреждения; − Положение об организации дополнительного образования; − Образовательная программа дополнительного образования; − Учебный план дополнительного образования МАОУ – СОШ №122; − Дополнительные общеобразовательные программы; − Расписание занятий в объединениях дополнительного образования; − Порядок приёма граждан на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами; − Образец заявления родителей (законных представителей) о приёме на обучение по дополнительным общеобразовательным программам. 3