ПРИНЯТ
Решением Педагогического совета
МБОУ «Поташкинская СОШ»
протокол № 01 от 26 августа 2025 г.
УЧТЕНО
Мотивированное мнение родителей
Решение совета родителей
МБОУ «Поташкинская СОШ»
Протокол № 01 от 26 августа 2025 г.
УЧТЕНО
Мотивированное мнение
Решение Ученического совета школы
МБОУ «Поташкинская СОШ»
Протокол № 01 от 26 августа 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Поташкинская СОШ» .
______________ Русинов П.Ю.
Приказ № 121-од от «26» августа 2025 г
Положение
о классном руководстве
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Поташкинская средняя общеобразовательная школа»
2025 год
1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о классном руководстве (далее – Положение) регламентирует
работу классного руководителя в МБОУ «Поташкинская СОШ» (Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Поташкинская средняя общеобразовательная школа» (далее –
Учреждение).
1.2. Положение разработано в соответствии с разработано в соответствии с Федеральным
законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от
28 декабря 2024 года, Методическими рекомендациями органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере
образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное
руководство в общеобразовательных организациях, приказом Минпросвещения от 06.11.2024
№ 779 «Об утверждении перечня документов, подготовка которых осуществляется
педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования»; Федеральным законом
от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с
изменениями от 28 апреля 2023 года, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с
изменениями от 21 ноября 2022 года, Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» с изменениями от 28
апреля 2023 года, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 2018 года
№204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года», Конвенцией о правах ребенка, а также Уставом МБОУ «Поташкинская СОШ» и
другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.3. Данное Положение о классном руководстве обозначает цели и задачи классного
руководителя, определяет его функции, права, обязанности и ответственность, регламентирует
организацию деятельности классного руководителя, ведение им документации, определяет
критерии оценки его работы и механизмы стимулирования классных руководителей.
1.4. Классное руководство — профессиональная деятельность педагога, направленная на
воспитание и социализацию ребенка в классном ученическом коллективе, в современном мире и
обществе.
Классный руководитель — профессионал-педагог, организующий систему отношений между
обществом и ребёнком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного
коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка и
осуществляющий свою деятельность в образовательной деятельности общеобразовательной
организации. Классный руководитель — педагог, создающий условия для саморазвития и
самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
1.5. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии,
гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей,
гражданственности, свободного развития личности.
1.6. Директор образовательного учреждения назначает и освобождает учителя от классного
руководства приказом по школе, заключает с педагогом дополнительное соглашение о
закреплении за ним классного руководства. Непосредственное руководство работой классного
руководителя осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.
1.7.
Классное руководство распределяется администрацией школы, закрепляется за
педагогом с его согласия, исходя из интересов школы с учётом педагогического опыта,
мастерства, индивидуальных особенностей.
1.8. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником
должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.
1.9. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется:
Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики»;
- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей
режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
- Указом Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей».
2. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного руководителя
2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя определяются базовыми
целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся, изложенными
в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и указе
Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
2.2. Цель работы классного руководителя: формирование и развитие личности в соответствии с
социокультурными, традиционными российскими духовно-нравственными ценностями и
принятыми в российском обществе правилами и нормами поведения.
2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении социально-значимых
задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся:
опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и
национально-культурные традиции;
организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России;
нравственный пример педагогического работника;
интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
социальная востребованность воспитания;
поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе
гарантий доступности ресурсов системы образования;
кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства,
образовательных и научных организаций).
2.4. Задачи деятельности классного руководителя:
создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации
межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детсковзрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи,
ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм
и видов травли, насилия, проявления жестокости;
формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития,
основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных
ценностей и практической готовности им следовать;
формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным
явлениям окружающей социальной действительности, в частности по отношению к
кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ,
способных нанести вред здоровью человека, культу насилия, жестокости и агрессии,
обесцениванию жизни человека и др.;
формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за
свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе
России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий
и итогов Второй мировой войны;
формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал в условиях
современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования
возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и
научных сообществ.
2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных задач:
выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовнонравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций
отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных
практик, непрерывного развития педагогической компетентности;
реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с
использованием ресурсов социально-педагогического партнерства;
взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах
информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернетресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей,
поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию
ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в области
образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива
МБОУ «Поташкинская СОШ», органами социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.;
участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
3. Обязанности классного руководителя
Классный руководитель образовательной организации обязан:
3.1. Организовывать учебно-воспитательную деятельность в классе, вовлекать обучающихся
в систематическую деятельность классного и школьного коллективов, изучать индивидуальные
особенности личности обучающихся, условия их жизнедеятельности в семье и школе.
3.2. Отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и поведении
обучающихся, осуществлять необходимую педагогическую и психологическую коррекцию, в
особо сложных и опасных случаях информировать об этом администрацию школы.
3.3. Оказывать помощь школьникам в решении их острых жизненных проблем и ситуаций.
3.4. Организовывать социальную, психологическую и правовую защиту обучающихся.
3.5. Вовлекать в организацию воспитательной деятельности в классе педагоговпредметников, родителей/законных представителей обучающихся, специалистов из других сфер
(науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.).
3.6. Пропагандировать здоровый образ жизни как составляющую гражданскопатриотического воспитания.
3.7. Регулярно информировать родителей (их законных представителей) обучающихся об их
успехах или неудачах. Осуществлять управление деятельностью классного родительского
комитета.
3.8. Координировать работу учителей-предметников, работающих в классе с целью
недопущения неуспеваемости обучающихся и оказания им своевременной помощи в учебе.
3.9. Планировать свою деятельность по классному руководству.
3.10. Регулярно проводить классные часы и другие внеурочные и внешкольные мероприятия
с классом.
3.11. Вести документацию по классу (план воспитательной работы в классе, характеристики
(по запросу).
3.12. Повышать свою квалификацию в сфере педагогики и психологии, современных
воспитательных и социальных технологий. Участвовать в работе методического объединения
классных руководителей.
3.13. Соблюдать требования техники безопасности, обеспечивать сохранность жизни и
здоровья детей во время проведения школьных и внешкольных мероприятий.
3.14. Информировать администрацию школы о любых нештатных и чрезвычайных
ситуациях с обучающимися.
4. Права классного руководителя
Классный руководитель имеет право:
самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и
педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и
разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с
учетом контекстных условий деятельности;
вносить на рассмотрение администрации МБОУ «Поташкинская СОШ», педагогического
совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся
совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности, как
от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся;
участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов МБОУ «Поташкинская
СОШ» в части организации воспитательной деятельности в МБОУ «Поташкинская СОШ»
и осуществления контроля ее качества и эффективности;
самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных
мероприятиях;
использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру МБОУ «Поташкинская
СОШ»при проведении мероприятий с классом;
получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от
руководства
и
органов
государственно-общественного
управления
в МБОУ «Поташкинская СОШ» для реализации задач по классному руководству;
приглашать в МБОУ «Поташкинская СОШ» родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся для обсуждения вопросов, связанных с осуществлением
классного руководства;
давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и
проведении воспитательных мероприятий;
посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с
целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом
обучающихся класса;
защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае
несогласия с оценками деятельности со стороны администрации МБОУ «Поташкинская
СОШ», родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других
педагогических работников;
повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики
воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
5. Организация деятельности классного руководителя
Деятельность классного руководителя с классом и отдельными его обучающимися строится в
соответствии с данным Положением.
5.1. Классный руководитель ежедневно:
- определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся, выясняет причины их
отсутствия или опоздания,
- проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости
учебных занятий;
- организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в
случае возникновения девиации в их поведении.
5.2. Классный руководитель еженедельно:
- осуществляет внеурочную деятельность: «Разговоры о важном», «Россия – мои горизонты»
- организует работу с родителями/законных представителей обучающихся;
- проводит работу с учителями-предметниками работающими в классе;
- анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных обучающихся.
5.3. Классный руководитель в течение учебной четверти:
- участвует в работе методического объединения классных руководителей;
- проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть;
- проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;
- проводит классное родительское собрание;
5.4. Классный руководитель ежегодно:
- составляет план воспитательной работы в классе;
- анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности
учащихся в течение года.
5.5. В целях обеспечения четкой организации деятельности школы проведение досуговых
мероприятий (экскурсионных поездок, турпоходов), не предусмотренных планом школы и
годовым планом классного руководителя, не допускается.
5.6. Организует классные родительские собрания.
5.7. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных
мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий.
Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно.
5.8. При проведении внеклассных мероприятий в школе и вне школы классный
руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей. О проведении внеклассных
мероприятий в школе и вне школы классный руководитель в письменном виде уведомляет
администрацию школы не менее чем за 3 дня до мероприятия.
6. Документация классного руководителя
Классный руководитель ведет следующую документацию:
план воспитательной работы;
характеристики на обучающихся (по запросу!).
7. Критерии оценки работы классного руководителя
7.1. Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на
основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
7.2. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в
своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их
гражданской зрелости).
7.3. Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций
классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие
с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе и другими
участниками
образовательной
деятельности,
а
также
учебно-вспомогательным
персоналом образовательной организации, родителями (их законными представителями)
обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию
обучающихся).
7.4. Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате которого в
равной степени достаточно высоки показатели по обеим группам критериев.
7.5. Слагаемыми эффективности работы классного руководителя являются положительная
динамика в:
- состоянии психологического и физического здоровья обучающихся класса;
- степени сформированности у обучающихся понимания значимости здорового образа
жизни;
- уровне воспитанности обучающихся;
- процент посещаемости учебных занятий и внеурочных мероприятий;
- уровень сформированности классного коллектива;
- процент занятости обучающихся в различных формах внеурочной деятельности;
- степени участия классного коллектива в работе органов ученического самоуправления.
8. Ответственность классного руководителя
8.1. Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во
время воспитательных мероприятий с классом.
8.2. Классный руководитель за неисполнение своих обязанностей несёт административную
ответственность и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
8.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и
психическим насилием над личностью обучающегося, классный руководитель может быть
освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и
Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
8.4. За виновное причинение школе или участникам образовательной деятельности ущерба в
связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель
несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и
гражданским законодательством.
9. Механизмы стимулирования классных руководителей
9.1. Материальное стимулирование выражается в форме ежемесячных выплат и является
обязательным условием возложения на педагогов с их письменного согласия этого
дополнительного вида деятельности.
9.2.
Нематериальное
стимулирование
формируется
по
направлениям:
10.3. Организационное стимулирование, направленное на создание благоприятных условий
деятельности для осуществления классного руководства, включая:
- создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов воспитательной
деятельности между собой и администрацией;
создание системы наставничества и организацию методического объединения
педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
- организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом дополнительных задач
по классному руководству.
9.2.2. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию решений,
участию в управлении коллективом, делегирование важных полномочий и создание условий для
профессионального развития и роста, включая:
- наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя методического
объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
- предоставление возможности участия в конкурсах профессионального мастерства с целью
развития личностной и профессиональной самореализации;
- предоставление возможности повышения квалификации, участия в стажировках,
вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного характера.
9.2.3. Психологическое стимулирование, предполагающее использование разных механизмов
создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, в том числе с
учетом интересов всех педагогических работников, осуществляющих классное руководство,
включая:
- создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между
участниками образовательных отношений;
- организацию консультаций и создание условий для психологической разгрузки и
восстановления в школе или вне ее для профилактики профессионального выгорания в связи с
осуществлением педагогическими работниками классного руководства.
9.2.4. Моральное
стимулирование
педагогических
работников,
обеспечивающее
удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива, администрации
образовательной организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся и социума с использованием всех форм поощрения деятельности по классному
руководству, включая:
- публичное признание результатов труда педагогических работников, осуществляющих
классное руководство, в виде благодарности с занесением в трудовую книжку, награждения
почетными грамотами и благодарственными письмами различного уровня.
- размещение информации об успехах социально-значимой деятельности педагогических
работников, осуществляющих классное руководство, в СМИ и на официальном сайте школы;
- информирование родительской общественности о достижениях, связанных с
осуществлением педагогическими работниками классного руководства.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о классном руководстве является локальным нормативным актом.
10.2.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
10.3.
Положение о классном руководстве принимается на неопределенный срок.
Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1.
настоящего Положения.
10.4.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.