ДООП ДЮП

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Поташкинская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Заместитель руководителя по УВР
МБОУ «Поташкинская СОШ»
Белоногова Л.А.
30.08.2025

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
/П.Ю. Русинов/
Приказ №139-од от 26.08.2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Дружина юных пожарных»

Возраст обучающихся – 10-15 лет
Срок реализации программы – 2 года

Автор-составитель:
Горбунов Сергей Николаевич
педагог дополнительного
образования

с. Поташка
2025 год
1

Содержание:
1.
2.
3.
4.
5.

Пояснительная записка .............................................................. 3
Учебно-тематический план ........................................................ 11
Содержание программы .............................................................. 24
Методическое обеспечение программы .....................................32
Список литературы ....................................................................... 34

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеразвивающая образовательная программа «Дружина юных
пожарных» составлена и разработана в соответствии с требованиями
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ
от 29.12.2012), Концепцией развития дополнительного образования детей
(утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726), Приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от
29.08.2013-Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам», с требованиями «Санитарно-эпидемиологических правил и
норм СанПиН 2.4.2.2821-10» (постановление Главного государственного
санитарного врача РФ 29.12.2010 г. N 189, в редакции изменений №1, утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.06.2011
№85,
изменение
№2
утв.Постановление
Главного
государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72, далее СанПиН
2.4.2. 2821-10), ФГОС ООО.
Человек постоянно подвергается воздействию различного рода
опасностей: в быту, на производстве, в пути, на отдыхе и в других условиях.
Не проходит дня, чтобы средства массовой информации не сообщили об
очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии или криминальном
происшествии, повлекшим за собой гибель людей или громадный
материальный ущерб. Мы очень часто думаем, что причины наших бедствий
скорее в невезении, в трагических стечениях обстоятельств или просто в
несчастливых совпадениях. Но каждодневная жизнь свидетельствует об
обратном: чаще всего мы сами виноваты в своих несчастиях, когда по тем
или иным причинам что-то не учитываем, не предусматриваем, а чаще,
просто пренебрегаем элементарными правилами самосохранения. Особенно
это касается соблюдения правил противопожарной безопасности.
Проблема детской шалости с огнем возникла не случайно, она
обусловлена большими человеческими и материальными потерями, а также
устойчивой динамикой нарастания негативных явлений, что подчеркивает
неэффективность проводимой с детьми разъяснительной работы в
образовательных организациях. Борьба с огнем требует от человека больших
усилий. Поэтому в работе по противопожарной безопасности особое
внимание следует уделять воспитанию морально - психологических качеств
школьников, необходимых для подготовки пожарных. Дети получают
необходимые знания по правилам и мероприятиям пожарной безопасности в
жилых зданиях, школах, умение проверять соблюдение противопожарного
режима в школе. Программа позволяет выработать в детях стремление
получить знания, практические навыки осторожного пользования огнѐм,
электроприборами и другими предметами, вызывающими пожар. Участие в
программе дает возможность воспитанникам стать более внимательными,
сильными и ответственными за личную безопасность, безопасность
окружающих и за сохранение окружающей среды. Важной особенностью
3

программы является ознакомление обучающихся с организацией системы
профилактической работы по пожарной безопасности в крае, городе, районе.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы
«Дружина юных пожарных»
Дополнительная общеразвивающая программа «Дружина юных
пожарных» имеет социально-гуманитарную направленность и отражает
государственную и общественную потребность в формировании новой
культуры безопасности детей и подростков. Это делает данную программу
актуальной в современных условиях.
Программа направлена на формирование у обучающихся алгоритма
безопасного поведения и умения практически применять полученные знания
и навыки для решения опасных жизненных ситуаций. Кроме того, в
программе заложены воспитательные и развивающие цели и задачи,
направленные на формирование социально-активной личности с четкой
гражданско-патриотической позицией.
Программа предназначена для преподавателей - организаторов Основ
безопасности жизнедеятельности, педагогов учреждений дополнительного
образования, работающих или желающих работать в этом направлении.
Программа «Дружина юных пожарных», призвана обогатить объем
знаний, умений и навыков детей в вопросах пожарной безопасности, само- и
взаимопомощи в экстремальных ситуациях, популяризовать здоровый и
безопасный образ жизни, способствовать их личностному росту, а также
возможному профессиональному самоопределению.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
дополнительной общеразвивающей программы
«Дружина юныхпожарных»
Новизна программы «Дружина юных пожарных» заключается в
интеграции образовательных программ общего и дополнительного
образования. Программа является логическим, более углубленным
продолжением школьного курса протипожарной безопасности в рамках
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», дающим возможность
расширить спектр теоретических вопросов и значительно увеличить
практическую подготовку, а также полноценно вовлечь воспитанников в
пропагандистскую деятельность.
Опыт показывает, что чем больше разносторонней информации,
практических навыков получает ребенок, тем серьезней его подготовка ко
всевозможным экстремальным ситуациям, тем выше его эмоциональноволевая устойчивость.
Актуальность общеразвивающей программы «Дружина юных
пожарных» не подлежит сомнению. Проблема обучения детей безопасному
образу жизни, особенно в рамках противопожарной безопасности имеет
важное государственное значение. В сложной социально-экономической
обстановке, в процессе неуклонной урбанизации, увеличения количества
стихийных бедствий подверженность детей различным опасностям
4

постоянно возрастает. Участие в программе обеспечивает формирование у
обучающихся активной деятельностной позиции, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях, умений применять меры,
направленные на предупреждение возникновения пожара, меры пожарной
профилактики и мероприятий по локализации и полного прекращения
пожара. А также позволяет привлечь воспитанников к организации
пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся.
Опыт реализации программы «Дружина юных пожарных» позволяет
считать ее исключительно полезной с точки зрения подготовки детей к
современным реалиям жизни.
Данная общеобразовательная программа педагогически целесообразна,
т. к. при ее реализации затрагивается различные аспекты учебной и
воспитательной
жизни
школьного
сообщества,
способствующие
формированию активной гражданской позиции, воспитанию патриотизма,
толерантного отношения к окружающему миру, привитию навыков
профессиональной деятельности, формированию потребности в здоровом
образе жизни и т.д. Благодаря этому происходит удовлетворение
индивидуальных запросов обучающихся, овладение систематическими
знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и
результативной деятельности, формирование у подростков зрелых
социальных компетенций и гражданских ценностных установок,
соответствующих их действительным и проектируемым социальным ролям,
формирование у обучающихся ценностей здорового и безопасного образа
жизни, устойчиво определяющих их поведение по отношению к себе и
окружающему миру, формирoвание умения действовать в конкретной
опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.
Решение задач программы позволяет реализовать все направления
работы по обеспечению пожарной безопасности - профилактику,
профориентацию,
вовлечение
учащихся
в
социально-значимую
деятельность. Именно в рамках работы ДЮП наиболее полно достигается
привлечение учащихся к пожарно-профилактической работе, к
систематическому обучению в области пожарной безопасности, к
различным видам творческой деятельности (декоративно-прикладное
искусство, художественная самодеятельность, агитационная работа с
младшими школьниками). В составе ДЮП дети получают возможность
выхода на различные мероприятия, соревнования и фестивали, детских
общественных организаций различного уровня.
В процессе реализации программы у ребенка формируется набор
компетенций необходимых для осуществления универсальных действий:
-личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственноэтическая позиция);
-регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование,
контроль, коррекция, оценка);
-познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия
постановки и решения проблем);
5

-коммуникативные (планирование и реализация сотрудничества,
полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами
коммуникации и т. д.).
Программа представляет собой систематизированное и
последовательное изложение целей, задач, принципов, направлений, форм,
методов и т. д., все направления работы органически связаны между собой.
Цель и задачи дополнительной общеразвивающей
программы «Дружина юных пожарных»
Цель

формирование личности безопасного типа способной к дальнейшему
процессу
самопознания,
самовоспитания,
самосовершенствования,
самоспасения и спасения других.
Задачи
Образовательные:
- способствовать овладению практических компетенций в области пожарной
безопасности;
- дать систему знаний, умений и навыков в рамках программы;
- формировать навыки безопасного поведения в современном мире.
Развивающие:
- развивать и совершенствовать морально-психологическое состояние
подростков;
- развивать и совершенствовать физическое развитие подростков.
Воспитательные:
- формировать твердую гражданскую позицию, патриотизм;
- формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной
и общественной безопасности.
- формировать потребность в здоровом образе жизни.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Дружина юных пожарных»
Программа адресована детям и подросткам 12-15 лет с учетом
дифференцированного подхода к возрасту обучающихся и уровню их
подготовки.
Сроки и условия реализации дополнительной общеразвивающей
программы «Дружина юных пожарных»
Программа рассчитана на 3 года и предполагает прохождение трех этапов:
- I этап - предварительная подготовка -70 часов;
- II этап - начальная специализация -70 часов;
- III этап - углубленная подготовка -70 часов.
В объединение принимаются все желающие, в возрасте от 12 до 15
лет на основании письменного заявления родителей и наличии
медицинского допуска к занятиям.
По мере прохождения педагог может изменить программу, используя
ее как полностью, так и отдельными блоками по направлениям, исходя из
6

своего опыта, специализации, а также возможностей и достижений
воспитанников.
В течение года воспитанники принимают активное участие в
мероприятиях и соревнованиях, с целью приобретение опыта
практической деятельности. С этой же целью после каждого года
обучения за рамками учебных часов планируется участие в выездных
профильных сменах.
Программа не является догматическим документом, она открыта для
внесения корректив и дополнений, в ходе ее реализации предусматривается
постоянный анализ процесса выполнения ее разделов.
Данная программа может быть эффективно реализована при
взаимодействии нескольких факторов.
Научно – теоретическое обеспечение:
- систематические исследования мотиваций различных слоев общества
в плане воспитания подрастающего поколения;
- диагностика потребностей, интересов обучающихся;
- использование результатов исследования с целью оптимизации и
корректировки программы с учетом новых явлений и тенденций в
современном обществе.
Организационно-методическое обеспечение:
- учебно - методические комплексы для учебных курсов;
- нормативно-правовая документация;
- методические пособия и рекомендации по организации деятельности
в рамках программы.
Материально-техническое обеспечение:
- наличие необходимых средств обучения и эффективное их
использование во время прохождения программы.
Ресурсное обеспечение:
- привлечение специалистов учреждений разного типа и уровня для
сотрудничества в рамках реализации программы.
Формы и режимы занятий в рамках реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Дружина юных пожарных»
В процессе реализации программы целесообразно использовать все
многообразие форм работы с детьми, таких как: лекции, семинары, игры,
соревнования, тренировки, практическая работа, конференции, экскурсии,
тренинги и т. д.
Организация занятий объединения «Дружина юных пожарных»
предполагает следующий режим:
- этап предварительной подготовки (1 год обучения) – 1 раз в неделю
по 2 учебных часа;
- этап начальной специализации (2 год обучения) – 1 раз в неделю по 2
учебных часа;
- III этап - углубленная подготовка (3 год обучения) – 1 раз в неделю
по 2 учебных часа.

7

Содержание программы определяется уровнем знаний детей, а также
продиктовано их интересами и наличием технических и материальных
возможностей образовательной организации.
Теоретическая подготовка в программе дается в объеме, необходимом
для осмысленного выполнения практической деятельности, как основного
вида деятельности.
Группы формируются из обучающихся имеющих склонность к
данному виду деятельности, в количестве 10-15 человек.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся
и условия перевода на следующий учебный год
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется по
каждой изученной теме. Содержание материала контроля определяется
педагогом на основании содержания программного материала. Текущий
контроль может проводиться в следующих формах: творческие работы,
срезовые работы, вопросники, тестирование, сдача нормативов.
Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов
обучения за определѐнный промежуток учебного времени – полугодие, год и
включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и
навыков. Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться в
следующих формах: творческие работы, тестирование, участие в
конференциях, олимпиадах, соревнованиях, сдача нормативов.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения
по дополнительной общеразвивающей программе. Итоговая аттестация
обучающихся может проводиться в следующих формах: творческие работы,
срезовые работы, вопросники, тестирование, участие в конференциях,
олимпиадах, соревнованиях.
Результаты итоговой аттестации обучающихся оцениваются таким
образом, чтобы можно было определить:
- насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной
общеразвивающей программы каждым обучающимся;
- полноту освоения дополнительной общеразвивающей программы;
- результативность самостоятельной деятельности обучающегося в течение
всех годов обучения.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объѐм знаний
100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные
термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у обучающегося объѐм усвоенных знаний составляет 7050%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объѐма знаний,
предусмотренных программой; ребѐнок, как правило, избегает употреблять
специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и
навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с
8

оборудованием и снаряжением самостоятельно, не испытывает особых
трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
- средний уровень – у обучающегося объѐм усвоенных умений и навыков
составляет 70-50%; работает с оборудованием и снаряжением с помощью
педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень - ребѐнок овладел менее чем 50%, предусмотренных
умений и навыков; испытывает серьѐзные затруднения при работе с
оборудованием и снаряжением; ребѐнок в состоянии выполнять лишь
простейшие практические задания педагога.
Одним из основных показателей реализации программы является
результативное участие
обучающихся в различных конкурсах,
соревнованиях, слетах и т. д. Ребенок учится понимать необходимость успеха
для себя и создавать ситуации успеха для других. Программы соревнований,
как правило, состоящие из большого числа различных конкурсов,
представляют собой разнообразие дел, в которых может проявить себя
каждый
подросток,
и
являются
своеобразным
педагогическим
проектированием недостающих зон развития каждого ребенка в различных
видах деятельности. Участие в соревнованиях позволяет ребенку
сформировать адекватную самооценку, развить волевые качества,
самоопределиться в мире увлечений и профессий, продемонстрировать свои
знания, умения, навыки и опыт, воспитать эстетический вкус, развить
коммуникативные способности, приобрести навык совместной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация программы при условии оптимистического сценария
развития позволит достичь следующих результатов:
- моральная и физическая готовность обучающихся к действиям в
различных экстремальных ситуациях;
- приобретение практических навыков поведения в экстремальных
ситуациях, таких как использование приобретенных знаний и умений в
практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения личной
безопасности, а также формирование опыта успешных действий по
профилактике, минимизации последствий, преодолению опасных и
экстремальных ситуаций;
- сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и
общественной безопасности;
- устойчивое морально-психологическое состояние и физическое развитие
подростков.
- самореализация участников программы;
- возможное самоопределение участников программы в выборе будущей
профессии.
Основными критериями оценки
эффективности
учебновоспитательного процесса программы являются:
практическо-результативный
определяет действенность учебно-воспитательного процесса в плане
обеспечения реального влияния на подрастающее поколение, после чего в
его деятельности происходят конкретные позитивные изменения;
9

оптимально - деятельностный
определяет соответствие задач, содержание, форм, средств воспитания и
обучения интересам и особенностям современной молодежи;
реализационно - целевой
определяет готовность ребенка правильно ставить и творчески решать
конкретные задачи, находить конкретные пути для достижения поставленных
целей.

10

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1- й год обучения
I этап Программы – этап предварительной подготовки.
На данном этапе учащиеся занимаются в группах 1 года обучения,
возраст занимающихся 11- 12 лет.
Учебный план и программа первого года занятий предусматривают
обучение ребят азбуке выживания. Сообщение им начальных сведений по
организационным вопросам, основных сведений о своем крае, элементарных
понятии об ориентировании на местности, знаний основ топографии,
гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах, а
также правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях.
В прохождении многих тем программы полезно использовать игровую,
соревновательную форму, которая даст возможность ребятам как-то

11

проявить свои знания и умения: решение задач на сообразительность,
упражнения по топографии, конкурсы, викторины по краеведению,
соревнования на местности по технике пешеходного туризма и
ориентированию.
Разделы тематического плана вовсе не обязательно изучаются в той
строгой последовательности, как они изложены. Кроме того, во второй
половине каждого занятия планируется практическая работа ребят
(упражнения, тренировки, организационные дела по подготовке к
предстоящим сборам, выездам или соревнованиям).
Практические занятия позволяют лучше усвоить теоретический блок
каждого раздела Программы, чтобы собственный опыт практических
действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя.
На этапе предварительной подготовки педагог решает следующие задачи:
 дать основы истории пожарного дела;
 ввести в основы профессии пожарного;
 познакомить воспитанников с условиями возникновения процесса
горения, а также причинами возникновения природных и техногенных
пожаров;
 познакомить воспитанников с первичными средствами пожаротушения,
огнетушителями, знаками пожарной безопасности;
 дать основы действий в условиях возникновения пожара;
 познакомить воспитанников с видами, средствами и формами
профилактики пожаров;
 обучить основам пожарно-технической подготовки;
 дать основы психологии экстремальных ситуаций.
 заниматься разносторонней общей физической подготовкой и начальным
развитием физических качеств;
 развить ловкость, выносливость, координацию в подвижных играх,
эстафетах;
 привить интерес к регулярным занятиям спортом, воспитать
дисциплинированность, аккуратность и старательность;
 принимать активное участие в соревнованиях.
Каждый год обучения начинается с инструктажа по технике
безопасности.
Годовая нагрузка -70 часов.
На данном этапе учебная нагрузка распределена следующим образом:
Учебный план.
№
п\п
1
2
3

тема
Человек и огонь
История пожарной
охраны России
Пожар. Причины
возникновения пожара
12

теория

практика

всего

2
2

2

2
4

2

2

4

4
5
6
7
8
9
10
11
12

Первичные средства
пожаротушения
Правила поведения при
пожаре
Виды огнетушителей
Знаки противопожарной
безопасности
Лесные пожары
Профилактика пожаров в
разное время года
Психология
экстремальных ситуаций
Пожарно-прикладной
спорт
Общая физическая
подготовка

Всего:

13

4

4

8

2

4

6

4
2

4
2

8
4

2
2

2
2

4
4

2

2

4

4

8

10

2

8

10

30

40

70

Рабочая программа 1-го года обучения
№
п\п
1

Название разделов и тем
Человек и огонь

2

История пожарной охраны
России

3

Пожар. Причины
возникновения пожара

4

Первичные средства
пожаротушения

5

Правила поведения при
пожаре

6

Виды огнетушителей

Теоретические занятия
Роль огня в развитии человеческого общества.
Символ огня в религии, мифологии, культуре
народов мира. Легенда о Прометее.
Олимпийский огонь – символ мира. Огонь в
быту и промышленности. Огонь - стихийное
бедствие.
Пожары в деревянных городах и селениях в
древней Руси. Учреждение в Москве в 1504 году
пожарно-сторожевой охраны. Указ Петра I о
пожарной безопасности. Развитие пожарной
охраны после Октябрьской революции. Пожарная
охрана в годы Великой Отечественной войны.
Современное состояние противопожарной
службы. Профессия пожарного.
Определение пожара. Термины «горение» и «очаг
пожара». Явления, сопровождающие горение.
Горючие и негорючие вещества. Причины
возникновения пожара. Поражающие факторы
пожара. Последствия пожаров.
Самые доступные средства пожаротушения песок и вода. Шанцевый инструмент – лопата,
топор, лом, багор. Необходимый комплект
пожарного щита. Внутренние пожарные краны.
Способы прекращения горения понижением
температуры, ограничением доступа кислорода.
Действия при пожаре. Необходимость вызова
пожарной охраны по телефону «01». Как
правильно сообщить о пожаре. Опасность паники.
Как обеспечить собственную безопасность.
Огнетушитель - универсальное и доступное
средство пожаротушения. Виды огнетушителей.
Особенности огнетушащего действия. Правила

Практические занятия
Оформление стенда «Огонь-друг, огонь - враг»

Посещение музея пожарной охраны, ПЧ № 3

Разработка презентации для младших
школьников по противопожарной безопасности

Тематическая викторина

Правила поведения при пожаре в школе и дома,
пути эвакуации
Работа с огнетушителями разных видов

7

Знаки противопожарной
безопасности

8

Лесные пожары

9

Профилактика пожаров в
разное время года

10

Психология экстремальных
ситуаций

11

Пожарно-прикладной спорт

12

Общая физическая
подготовка

пользования огнетушителями и способы
применения.
Значение знаков безопасности для профилактики
пожаров. Группы знаков безопасности.
Отличительные особенности каждой группы
знаков пожарной безопасности. Места установки
знаков безопасности
Экономическая и экологическая опасность
лесных пожаров. Виды лесных пожаров:
верховой, низовой, подземный. Активные и
пассивные методы борьбы с лесными пожарами.
Способы тушения лесных пожаров.
Профилактика лесных пожаров.
Пожарная опасность в разное время года.
Профилактика пожаров среди населения

Негативные психические состояния в
экстремальных ситуациях - страх, паника,
ужас, отчаяние и способы борьбы с ними
Изучение правил проведения соревнований по
пожарно-прикладному спорту
Краткие сведения о строении организма
человека. Влияние физических упражнений на
укрепление здоровья и предотвращение
травматизма.

14

Тестирование на знание знаков пожарной
безопасности

Радиальный выход в ленточный бор.
Изготовление листовок «Берегите лес от
пожара!»

Изготовление листовок о правилах пожарной
безопасности и их распространение в школе и
микрорайоне
Психологический тренинг
Тренировки на базе ПЧ № 2
Комплекс упражнений на развитие скорости,
выносливости, силы.

2- й год обучения

II этап Программы – этап начальной специализации.
На данном этапе учащиеся занимаются в группе 2 года обучения,
возраст занимающихся 13-14 лет.
Учебный план и программа второго года обучения предусматривают
дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний,
полученных на первом году занятий, дальнейшее накопление опыта,
совершенствование навыков и умений, необходимых каждому участнику
Программы.
Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам,
ребята глубже знакомятся с историей пожарной охраны России и Алтайского
края, углубляют знания правил безопасного поведения при угрозе и во
время возникновения пожара, детальнее изучают вопросы организации
пожарной профилактики в России, меры пожарной безопасности в жилых
домах и на производстве, действий в условиях возникновения пожара,
психологию экстремальных ситуаций и т. д.
Здесь особенно важно не только научить ребят, привить им те или иные
умения и навыки, но и морально подготовить их к преодолению любых
трудностей, к умению брать на себя большую часть работы, воспитать
готовность каждого в любой момент прийти на помощь товарищу.
Значительное внимание в программе второго года занятий уделяется
противопожарному режиму в школе.
На этапе начальной специализации педагог решает следующие задачи:
 познакомить воспитанников с добровольными пожарными организациями
России;
 обучить действиям в экстремальных ситуациях;
 углубить знания по противопожарной безопасности;
 ознакомить с различными видами пожарных классификаций;
 ознакомить с основами организации пожарной профилактики;
 научить работать со специальным снаряжением и техникой;
 дать основы решения пожаро-технических задач;
 содействовать укреплению здоровья и гармоничному развитию функций
организма занимающихся;

способствовать развитию ловкости, выносливости, координации в
подвижных играх, эстафетах;

ознакомить с психологическими основами выживания в экстремальных
ситуациях;

содействовать регулярному участию в соревнованиях и конкурсах
различного уровня.
Годовая нагрузка –70 часов .
На данном этапе учебная нагрузка распределена следующим образом:

Учебный план.
№ п\п

Теория

Практика

Всего

2
2

2
2

4
4

2
2
2
2

6
2
2
2

8
4
4
4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

11

Добровольные пожарные организации
Организация противопожарной
профилактики
Первая помощь при ожогах
Противопожарный режим в школе
Системы пожарной сигнализации
Классификация зданий по степени
огнестойкости
Предупреждение пожаров в жилых
домах
Предупреждение пожаров на
предприятиях
Меры ППБ при пользовании
отопительными и
электронагревательными приборами
Автоматические установки
пожаротушения
Психология экстремальных ситуаций

2

4

6

12

Пожарно-прикладной спорт

2

8

10

13

Общая физическая подготовка

2

8

10

26

44

70

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10

Тема

Всего:

16

Рабочая программа 2-го года обучения
№
п/п
1

Названия разделов и тем
Добровольные пожарные
организации

2

Организация
противопожарной
профилактики

3

Первая помощь при ожогах

4

Противопожарный режим в
школе

5

Системы пожарной
сигнализации

6

Классификация зданий по
степени огнестойкости

7

Предупреждение пожаров в
жилых домах

Теоретические занятия
Всероссийское добровольное пожарное
общество. Структура, задачи, сфера
деятельности ВДПО. Добровольные пожарные
дружины – ДПД. Структура ДПД и ее роль в
предупреждении и тушении пожаров
Что такое пожарная профилактика. История
пожарной профилактики. Отдел надзорной
деятельности. Пожарные посты и дозоры.
Противопожарные мероприятия в период
длительной засухи. Средства массовой
информации и профилактики пожаров.
Ожог, виды и степени ожогов. Правила
оказания первой помощи при ожогах
Правила пожарной безопасности в школе. План
эвакуации. Средства огнетушения. Ответственные
за соблюдение правил пожарной безопасности в
школе. Роль дружин юных пожарных в
соблюдении противопожарного режима в школе.
Назначение систем пожарной сигнализации.
Места установки. Устройство пожарной
сигнализации. Виды пожарных извещателей.
Приемные станции.
Виды зданий и их основные элементы. Понятие
огнестойкости строительных конструкций и
зданий. Наиболее пожароопасные строительные
материалы. Эвакуационные пути.
Противопожарный режим в жилом доме.
Недопустимость применения открытого огня для
различных работ и нужд, эксплуатации
неисправных электронагревательных приборов,

Практические занятия
Экскурсия в Алтайское краевое отделение
Общероссийской общественной организации
«Всероссийское добровольное пожарное
общество»
Изготовление листовок «Соблюдайте правила
пожарной безопасности».

Алгоритм оказания первой помощи при ожогах
различной степени тяжести
Подготовка и проведение пожарной эвакуации
в школе

Составление плана и схемы пожарной
сигнализации.
Работа со схемами и чертежами.

Алгоритм действий при пожаре в жилом доме

8

Предупреждение пожаров на
предприятиях

9

Меры ППБ при пользовании
отопительными и
электронагревательными
приборами

10

Автоматические установки
пожаротушения

11

Психология экстремальных
ситуаций

12

Пожарно-прикладной спорт

13

Общая физическая
подготовка

использование газовых плит для обогрева
помещения, оставление без присмотра
включенных электрических приборов, сжигание
мусора рядом со зданием. Сколько стоит пожар?
Противопожарный режим на предприятии.
Противопожарные требования к помещениям и
территории. Особенности противопожарных
требований к различным видам производств.
Пожарная безопасность на объектах массового
пребывания людей. Правила поведения при
возникновении пожара. Действия в случае
обнаружения пожара.
Виды отопительных приборов. Правила
эксплуатации отопительных приборов.
Профилактическое обслуживание отопительных
приборов. Виды электронагревательных приборов
и степень их пожароопасности. Короткое
замыкание. Правила пользования
электроприборами.
Основные сведения об автономных установках
водяного пожаротушения. Разновидности
установок автоматического пожаротушения.
Назначение и места установок.
Негативные психические состояния в
экстремальных ситуациях - страх, паника, ужас,
отчаяние и способы борьбы с ними
Тактика преодоления 100-метровой полосы
препятствий, подъема по штурмовой лестнице
Значение регулярной общей физической
подготовки в укреплении здоровья и подготовке
к соревнованиям.

18

Игра «Запомни каждый гражданин – пожарный
номер 01!»

Игра – викторина «Найди ошибку»

Игра «Осторожно, огонь»

Психологический тренинг
Тренировки на базе ПЧ №2
Комплекс упражнений на развитие
выносливости, быстроты, ловкости, гибкости.

Учебный план
III
этап Программы – этап углубленной подготовки.
На этапе углубленной подготовки учащиеся занимаются в
года обучения, возраст занимающихся 14 - 15лет.
На данном этапе перед педагогом ставятся следующие задачи:

группе 3


достичь высокого уровня подготовки;

познакомиться с законодательством в области пожарной безопасности;

освоить сложные элементы работы со специальным
оборудованием
и снаряжением;

освоить навыки поисково-спасательных работ;

освоить резервные возможности организма;

научить решать пожаро-технические задачи повышенной сложности;

совершенствовать пожарную тактику;

совершенствовать базовую психологическую подготовку, формировать
состояние готовности к различным экстремальным ситуациям, а также к
соревнованиям,
самонастройке,
саморегуляции,
сосредоточению
и
мобилизации;

расширить пропагандистскую деятельность в вопросах пожарной
безопасности

развивать активную соревновательную практику, способствовать
популяризации
Всероссийского
детско-юношеского
общественного
движения «Юный пожарный».
На данном этапе учебная нагрузка распределена следующим образом:
Годовая нагрузка – 70 часов.

Примерный учебный план
№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12

13
14
15

тема

теория

практика

всего

Законодательство РФ в
области пожарной
безопасности
Процесс горения, способы
его прекращения
Классификация и статистика
пожаров
Пожарная тактика и тушение
пожаров
Пожарная техника
Противопожарное
оборудование
Боевая одежда и снаряжение
пожарного
Организация и руководство
тушения пожара
Боевые действия пожарного
подразделения при тушении
пожаров
Боевое развертывание
пожарной техники
Действия пожарных при
спасении людей
Особенности тушения
пожаров в различных
условиях
Психология экстремальных
ситуаций
Пожарно-прикладной спорт

2

1

3

2

2

4

2

1

3

2

2

4

2
2

2
2

4
4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

1

3

2

1

3

2

2

4

1

10

11

Общая физическая
подготовка

1

10

11

28

42

70

Всего:

20

Рабочая программа 3-го года обучения
№ п/п
1

Названия разделов и тем
Законодательство РФ в
области пожарной
безопасности

2

Процесс горения, способы
его прекращения

3

Классификация и статистика
пожаров

4

Пожарная тактика и тушение
пожаров

Теоретические занятия
Обеспечение пожарной безопасности – одна из
важнейших функций государства. Общие
положения и основные понятия закона.
Пожарная охрана в законе о пожарной
безопасности. Полномочия государства и
местных органов самоуправления в области
пожарной охраны. Обеспечение пожарной
безопасности. Права и обязанности,
ответственность в области пожарной охраны.
Треугольник горения. Полное и не полное
горение. Цвет и запах дыма. Основные способы
прекращения горения. Классификация и общие
сведения об основных огнетушащих средствах,
свойства воды, необходимые для прекращения
горения. Область и условия применения
способов прекращения горения для
пожаротушения.
Возникновение и развитие пожара. Очаг
возгорания. Классификация пожаров. Основы
статистики. Анализ и обработка статистических
данных. Статистика пожаров по России и
Алтайскому краю.
Пожарная тактика и ее задачи. Роль и общие
обязанности пожарных при выполнении
основной боевой задачи на пожаре. Виды боевых
действий. Понятие о разведке пожара, ее цели и
задачи. Действия по проведению разведки,
отысканию людей в задымленных помещениях.
Правила эвакуации людей и имущества на
пожаре. Определение путей эвакуации. Понятие
локализации и ликвидации пожара.

Практические занятия
Викторина «Знай и уважай закон»

Тестирование по теме

Практикум «Классифицируем пожары».

Просмотр учебного фильма и его обсуждение

5

Пожарная техника

6

Противопожарное
оборудование

7

Боевая одежда и снаряжение
пожарного

8

Организация и руководство
тушения пожара

9

Боевые действия пожарного
подразделения при тушении
пожаров

История пожарных автомобилей. Виды
пожарных автомобилей: основные и
вспомогательные. Назначение и использование
основных и вспомогательных пожарных
автомобилей.
Специальная техника: пожарные катера и
корабли, пожарные поезда и дрезины, пожарные
самолеты т вертолеты. Назначение и устройство
пожарных мотопомп. Назначение пожарных
рукавов, рукавного оборудования и стволов.
Газодымозащитные устройства, генераторы
высокократной пены, пожарные лестницы,
механизированный ручной инструмент.
Назначение боевой одежды пожарного.
Теплоотражательный костюм. Пожарная каска.
Спасательный пояс с карабином. Ручной
пожарный инструмент. Кислородноизолирующий противогаз КИП-8. Правила
работы в изолирующих противогазах в
задымленных помещениях. Пост безопасности и
контрольно-пропускной пункт при работе в
изолирующих противогазах.
Основы управления силами и средствами на
пожаре. Оценка обстановки и выяснение задач.
Боевые позиции и участники на пожаре.
Оперативный штаб на пожаре. Понятие о
решающем направлении при тушении пожара.
Выезд по тревоге и следование пожарного
подразделения к месту пожара. Разведка пожара.
Спасение и эвакуация людей из горящих зданий
и сооружений. Боевое развертывание:
подготовка, предварительное развертывание.
Определение боевых участков на пожаре,
способы подачи огнетушащих средств. Создание
водяных завес для защиты людей от огня. Пути и
способы прокладки рукавных линий.

22

Экскурсия в ПЧ № 3

Практическая работа с пожарными рукавами и
стволами.

Отработка норматива по надеванию боевой
одежды пожарного

Разбор и решение ситуационных задач.

Разбор и решение ситуационных задач.

10

Боевое развертывание
пожарной техники

11

Действия пожарных при
спасении людей

12

Особенности тушения
пожаров в различных
условиях

13

Психология экстремальных
ситуаций
Пожарно-прикладной спорт

14
15

Общая физическая
подготовка

Подготовка к боевому развертыванию,
предварительное и полное развертывание
отделений на автоцистерне. Боевое
развертывание отделения на автоцистерне с
подачей стволов без установки и с установкой
автомобилей на водоисточник. Установка
пожарной колонки на гидрант, пуск и
перекрывание воды. Боевое развертывание с
подачей максимально возможного количества
стволов на большие расстояния. Команды,
сигналы управления.
Поиск и спасение людей из задымленных
помещений. Эвакуация пострадавших. Оказание
первой медицинской помощи пострадавшим при
пожаре. Особенности спасения людей с верхних
этажей: использование пожарной лестницы,
автоподъемника, спускание на веревке. Вскрытие
конструкций для проведения эвакуации людей.
Особенности боевых действий при тушении
пожаров при недостатке воды, при низких
температурах в непригодных для дыхания среде,
в подвальных и чердачных помещениях.
Действия по тушению транспортных средств, в
метро на морских и речных судах. Тушение
пожаров на нефте- и газохранилищах,
трубопроводах.
Стрессоры экстремальных ситуаций

Практическая отработка боевого
развертывания

Тактика преодоления 100-метровой полосы
препятствий
Значение регулярной общей физической
подготовки в укреплении здоровья и
подготовке к соревнованиям.

Практические тренировки на базе ПЧ №2

23

Организация поисково-спасательных работ.
Эвакуация пострадавших. Алгоритм оказания
первой помощи.

Разбор и решение ситуационных задач.

Психологический тренинг

Комплекс упражнений на развитие
выносливости, быстроты, ловкости, гибкости.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
 Человек и огонь. Роль огня в развитии человеческого общества.
Символ огня в религии, мифологии, культуре народов мира. Легенда о
Прометее. Олимпийский огонь – символ мира.
 Огонь в быту и промышленности.
 Огонь - стихийное бедствие. Пожары – причина гибели людей,
материальных и культурных ценностей.
 Развитие цивилизации и пожароопасность.
 История пожарной охраны.
 Пожары в деревянных городах и селениях в древней Руси. Учреждение
в Москве в 1504 году пожарно-сторожевой охраны. Указ Петра I о
пожарной безопасности.
 Развитие пожарной охраны после Октябрьской революции. Пожарная
охрана в годы Великой Отечественной войны. Современное состояние
противопожарной службы.
 Профессия пожарный. Возникновение профессии пожарного.
 Цели и задачи пожарной охраны.
 Героизм и риск в работе пожарного. Разнообразие специальностей в
пожарной охране.
 Образ пожарного в литературе, кино, телевидении.
 Что такое пожар? Определение пожара. Термины «горение» и «очаг
пожара». Явления, сопровождающие горение.
 Горючие и негорючие вещества.
 Способы борьбы с огнем.
 Последствия пожаров: гибель людей, уничтожение жилых и
производственных зданий, материальных ценностей.
 Причины
возникновения
пожаров:
природные,
бытовые,
технологические. Природные причины- засуха и молнии, вызывающие
лесные пожары, извержение вулкана.
 Бытовые - неосторожное обращение с огнем, неправильное
пользование бытовыми отопительными и электронагревательными
приборами, детская шалость с огнем, умышленные поджоги.
 Технологические
производство
легковоспламеняющихся
и
взрывчатых веществ.
 Первичные средства пожаротушения. Самые доступные средства
пожаротушения- песок и вода. Шанцевый инструмент – лопата, топор,
лом, багор.
 Необходимый комплект пожарного щита.
 Внутренние пожарные краны.
 Способы
прекращения
горения
понижением
температуры,
ограничением доступа кислорода.
 Действия при пожаре.

 Необходимость вызова пожарной охраны по телефону «01».
Как
правильно сообщить о пожаре.
 Опасность паники. Как обеспечить собственную безопасность.
 Огнетушитель- универсальное и доступное средство пожаротушения.
Виды огнетушителей. Особенности огнетушащего действия.
 Правила пользования огнетушителями и способы применения.
 Правила пожарной безопасности в жилых домах, квартире.
 Способы устранения небольших очагов возгорания.
 Поведения во время пожара в квартире и подъезде. Недопустимость
любой шалости с открытым огнем.
 Как правильно сообщить о пожаре в своей квартире, подъезде.
 Что такое пожарная профилактика.
 Формы и методы пожарной профилактики.
 Пожарные посты и надзоры.
 Знаки безопасности.
 Значение знаков безопасности для профилактики пожаров. Группы
знаков безопасности.
 Места установки знаков безопасности. Игра «Знаки безопасности».
 Лесные пожары.
 Способы борьбы с лесными пожарами.
 Способы тушения лесных пожаров.
 Профилактика лесных пожаров.
 Пожарная опасность в летний период.
 Правила разведения костров в лесу и на открытой местности.
 Что нужно делать при обнаружении возгорания сухой травы в лесу или
около деревянных построек.
 Добровольные пожарные общества – ДПО. Всероссийское
добровольное пожарное общество. Структура, задачи, сфера
деятельности ВДПО. Добровольные пожарные дружины – ДПД.
Структура ДПД и ее роль в предупреждении и тушении пожаров.
 Что такое пожарная профилактика. История пожарной профилактики.
 Отдел надзорной деятельности. Пожарные посты и дозоры.
Противопожарные мероприятия в период уборки урожая и длительной
засухи.
 Средства массовой информации и профилактики пожаров.
 Противопожарный режим в школе. Правила пожарной безопасности в
школе. План эвакуации.
 Средства огнетушения.
 Роль дружин юных пожарных в соблюдении противопожарного
режима в школе.
 Назначение систем пожарной сигнализации. Места установки.
Устройство пожарной сигнализации.
 Виды пожарных извещателей. Приемные станции.
25

 Разнообразие
синтетических
и
искусственных
материалов,
применяемых при отделке и оформления интерьеров квартир. Бытовая
химия, аэрозоли, лакокрасочные материалы. Пожарная опасность
различных веществ.
 Противопожарный режим в жилом доме.
 Недопустимость применения открытого огня для различных работ и
нужд, эксплуатации неисправных электронагревательных приборов,
использование газовых плит для обогрева помещения, оставление без
присмотра включенных электрических приборов, сжигание мусора
рядом со зданием.
 Виды зданий и их основные элементы. Понятие огнестойкости
строительных конструкций и зданий.
 Наиболее пожароопасные строительные материалы. Эвакуационные
пути.
 Противопожарный режим на предприятии. Противопожарные
требования
к
помещениям
и
территории.
Особенности
противопожарных требований к различным видам производств.
 Пожарная безопасность на объектах массового пребывания людей.
Правила поведения при возникновении пожара. Действия в случае
обнаружения пожара.
 Открытый огонь – источник пожара. Недопустимость пользования
открытым огнем вблизи легковоспламеняющихся и горючих веществ.
 Осторожность в обращении с кострами. Правила разведения костров.
Содержание чердаков, подвалов, гаражей.
 Предупреждение пожаров от детской шалости с огнем. Статистика
пожаров по вине детей. Меры предосторожности от детской шалости с
огнем. Необходимость разъяснения детям опасности игр с огнем.
 Роль юных пожарных в предупреждении пожаров от детской шалости с
огнем.
 Меры пожарной безопасности при пользовании отопительными и
электронагревательными приборами. Виды отопительных приборов.
Правила эксплуатации отопительных приборов. Профилактическое
обслуживание отопительных приборов.
 Виды электронагревательных приборов и степень их пожароопасности.
Короткое замыкание. Правила пользования электроприборами.
Противопожарное водоснабжение. Свойства воды, важные для
тушения огня. Противопожарный водопровод высокого и низкого
давления.
 Водонапорные башни и резервуары. Насосно-рукавные системы.
Пожарный гидрант, внутренние пожарные краны.
 Основные
сведения
об
автономных
установках
водяного
пожаротушения.
Разновидности
установок
автоматического
пожаротушения. Назначение и места установок.
26

 Обеспечение пожарной безопасности – одна из важнейших функций
государства. Общие положения и основные понятия закона.
 Пожарная охрана в законе о пожарной безопасности. Полномочия
государства и местных органов самоуправления в области пожарной
охраны.
 Обеспечение пожарной безопасности. Права и обязанности,
ответственность в области пожарной охраны.
 Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
 Процесс горения. Треугольник горения. Полное и не полное горение.
Цвет и запах дыма.
 Основные способы прекращения горения. Классификация и общие
сведения об основных огнетушащих средствах, свойства воды,
необходимые для прекращения горения. 
 Классификация и статистика пожаров. Возникновение и развитие
пожара. Очаг возгорания.
 Основы статистики. Анализ и обработка статистических данных.
Статистика пожаров по России и Алтайскому краю.
 Пожарная тактика и ее задачи. Роль и общие обязанности пожарных
при выполнении основной боевой задачи на пожаре.
 Виды боевых действий. Понятие о разведке пожара, ее цели и задачи.
Действия по проведению разведки, отысканию людей в задымленных
помещениях.
 Правила эвакуации людей и имущества на пожаре. Определение путей
эвакуации.
 Понятие локализации и ликвидации пожара.
 Пожарный автомобиль. История пожарных автомобилей. Виды
пожарных автомобилей: основные и вспомогательные.
 Назначение и использование основных и вспомогательных пожарных
автомобилей.
 Противопожарное оборудование. Специальная техника: пожарные
катера и корабли, пожарные поезда и дрезины, пожарные самолеты и
вертолеты. Назначение и устройство пожарных мотопомп.
 Назначение пожарных рукавов, рукавного оборудования и стволов.
Газодымозащитные устройства, генераторы высокократной пены,
пожарные лестницы, механизированный ручной инструмент.
 Боевая одежда и снаряжение пожарного. Назначение боевой одежды
пожарного.
Теплоотражательный
костюм.
Пожарная
каска.
Спасательный пояс с карабином.
 Ручной пожарный инструмент. Кислородно-изолирующий противогаз
КИП-8. Правила работы в изолирующих противогазах в задымленных
помещениях.
 Пост безопасности и контрольно-пропускной пункт при работе в
изолирующих противогазах.
27

 Боевые действия пожарного подразделения при тушении пожаров.
Выезд по тревоге и следование пожарного подразделения к месту
пожара.
 Разведка пожара. Спасение и эвакуация людей из горящих зданий и
сооружений.
 Боевое развертывание: подготовка, предварительное развертывание.
Определение боевых участков на пожаре, способы подачи
огнетушащих средств. Создание водяных завес для защиты людей от
огня. Пути и способы прокладки рукавных линий.
 Поиск и спасение людей из задымленных помещений. Эвакуация
пострадавших.
 Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.
Особенности спасения людей с верхних этажей: использование
пожарной лестницы, автоподъемника, спускание на веревке.
 Основы управления силами и средствами на пожаре. Оценка
обстановки и выяснение задач. Боевые позиции и участники на пожаре.
 Оперативный штаб на пожаре. Понятие о решающем направлении при
тушении пожара.
 Боевое развертывание пожарной техники. Подготовка к боевому
развертыванию, предварительное и полное развертывание отделений
на автоцистерне. Команды, сигналы управления.
 Особенности тушения пожаров в различных условиях. Особенности
боевых действий при тушении пожаров при недостатке воды, при
низких температурах в непригодных для дыхания среде, в подвальных
и чердачных помещениях.
 Действия по тушению транспортных средств, в метро на морских и
речных судах.
 Тушение пожаров на нефте- и газохранилищах, трубопроводах.

28

Ожидаемые результаты
Результаты работы объединения подводятся, как правило, на конкурсах
и соревнованиях, которые являются игровой моделью реальных ситуаций.
В ходе реализации программы предполагается развитие у обучающихся
таких качеств, как: наблюдательность, внимание, умение сосредотачиваться,
развитие воображения, мышления, быстрота реакции, умение работать в
команде и т.д.
В результате освоения программы воспитанники должны достичь
следующих результатов:
Знать/понимать:



















что такое пожар,
основные причины пожаров
история пожарной охраны России
виды огнетушителей
первичные средства пожаротушения
знаки пожарной безопасности
организацию пожарной профилактики
структуру, задачи, сферу деятельности добровольных пожарных
организаций классификацию зданий по степени огнестойкости
противопожарное водоснабжение
автоматические установки пожаротушения
меры пожарной безопасности при использовании отопительными и
электронагревательными приборами
закон Российской Федерации о пожарной безопасности
ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
общие сведения о процессе горения
способы прекращения горения
классификацию пожаров
особенности тушения пожаров в различных условиях
признаки термического ожога, первую помощь;

Уметь:
 пользоваться всеми видами огнетушителей
 преодолевать полосу препятствий






действовать при пожаре
осуществлять противопожарный режим в школе
преодолевать полосу препятствий
составлять план эвакуации
составлять материалы по пожарной профилактике
29












составлять план и схему пожарной сигнализации
описывать свойства различных материалов
эвакуироваться из здания;
пользоваться всеми видами огнетушителей;
уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах
полученных во время пожара
преодолевать полосу препятствий.
выполнять команды по строевой подготовке.
использовать противопожарное оборудование
надевать боевую одежду и снаряжение пожарного
действовать при тушении пожара, при спасении людей

Использовать полученные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
 ведения здорового образа жизни;
 действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
 подготовки к профессиональной деятельности.
Личностные результаты освоения Программы:
 усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения при возникновения пожара;
 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
 формирование готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
 развитие правового мышления и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;

30

 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
 потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты освоения Программы:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей
защищѐнности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных
ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
безопасности жизнедеятельности, собственные возможности еѐ
решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учѐта
интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
 освоение приѐмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера, в том числе
оказание первой помощи пострадавшим;

31

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПИЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ Формы занятий

Приемы и методы организации учебновоспитательного процесса
Способ
организаци
и занятия*

1 Традиционное,
комбинированн
ое, лекция,
практическое,
поход,
экскурсия,
эстафета,
соревнование.

Словесный
Наглядный
Практическ
ий

Уровень
деятельности
обучающихся
*
Объяснительн
оиллюстративн
ый
Репродуктивн
ый Частичнопоисковый
Исследователь
ский

Форма
организации
деятельности
обучающихся*
Фронтальный
Коллективный
Индивидуальнофронтальный
Групповой
Коллективногрупповой
В парах
Индивидуальный

Дидактический
материал

Техническое
оснащение

Формы
подведения
итогов

Таблицы, схемы,
плакаты, картины,
фотографии,
дидактические
карточки, памятки,
специальная
литература,
раздаточный
материал,
видеозаписи,
мультимедийные
материалы,
компьютерные
программные
средства и т. д.

Компьютер,
мультмедийны
й проектор,
телевизор,
ЭОР,
специальное
снаряжение и
оборудование

Тестирование,
сдача
нормативов,
зачетов, участие
в соревнованиях,
конференциях,
творческие
работы.

Методы организации учебно-воспитательного процесса программы

*Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- Словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.).
- Наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(исполнение) педагогом, работа по образцу и др.).
- Практический (тренинг, упражнения, лабораторные работы и др.).

*Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую
информацию.
- Репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности.
- Частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом.
- Исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

*Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся занятия:
- Фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися.
- Коллективный - организация проблемно-поискового или творческого
взаимодействия между всеми детьми.
Индивидуально-фронтальный
- чередование
индивидуальных
и
фронтальных форм работы.
- Групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек)
- Коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами,
последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение.
- В парах - организация работы по парам.
- Индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
1. Атлас добровольного спасателя: Первая медицинская помощь на месте
происшествия. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. АСТ, Астрель, 2004
Библиотечка по защите населения в чрезвычайных ситуациях (выпуск 1, 2,). М.: Папирус, 1998.
2. Волович В. Г. Человек в экстремальных условиях среды.- М.: Мысль,
1989.
3. Гостюшин А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций.- М.: Зеркало,
1994.
4. Ильин В.В., Мешалкин Е.А. История пожарной охраны. М., Изд.
СПбГПУ, 2002.
5. Комова, М. В целях профилактики пожаров. Материал для проведения
занятий [Текст] / М. Комова, Г. Прытков // Основы Безопасности
Жизнедеятельности. – 2003. - № 11.- С. 8-10.
6. Марзоева Э. В. Методические рекомендации по организации профильной
смены «Дружина юных пожарных».- Всероссийский детский центр
«Океан», 2004.
7. Нарицын Н. Азбука психологической безопасности. - М.: Изд. «Русский
журнал», 2000.
8. Правила пожарной безопасности (ППБ01-03). - М.: ИНФРА-М, 2007.- 161
с. + 2 вкл.
9. Стемпиньска Я., Шаевски Т. Первая помощь при несчастных случаях в
экстремальных ситуациях.- М.: ФиС, 1998.
10. Цвилюк Г. Школа безопасности, или как вести себя в экстремальных
ситуациях.- М.: Образование, 1997.
Интернет - ресурсы
http://www.vniipo.ru/
“Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной
обороны"
http://www.sec4all.net/stat-all.html
сайт по безопасности
http://www.0-1.ru/
справочник пожарного
http://www.aha.ru/~zav777/
московская пожарная охрана
http://www.mchsrb.ru/fire/common.shtml
сайт МЧС
http://www.mchsrb.ru/fire/years.shtml
сайт «Пожарный»
http://www.fireman.ru/myzei/istor1/istor.htm
история пожарной охраны
34

http://www.fireman.ru/myzei/memor/s-p/memo.htm
книга памяти пожарных, погибших при исполнении служебного долга в
мирное время
http://www.fireman.ru/myzei/myz-tex.htm
музей пожарной техники и средств пожаротушения
http://www.mchsrb.ru/fire/recomend.shtml
рекомендации по пожарной безопасности
http://www.fireman.ru/bd/ppb/1p10.htm
действия при пожаре
Литература для обучающихся
1. Айзман, Р.И. Безопасность жизнедеятельности: Словарь-справочник /
Р.И.Айзман, С.В.Петров, А.Д.Корощенко. – Новосибирск, 2010. – 352 с.
2. Ваша безопасность в экстремальных ситуациях: Советы специалистов /
Ред. Елисеев А.М. – М.: Комитет по телекоммуникациям и средствам
массовой информации г. Москвы, 2006. – 139 с.
3. Рудаков, Д.П., Степанова, Е.А. Подготовка учеников и персонала школы в
области ГО и защиты от ЧС / Д.П.Рудаков, Е.А.Степанова // ОБЖ. Основы
безопасности жизни. – 2014. - № 1.- С.25-35.
4. Шинкарчук, С.А. Правила пожарной безопасности для школьников /
С.А.Шинкарчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011. – 64 с.: ил.
5. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» http://www.schoolobz.org
6. Основы безопасности жизнедеятельности http://0bj.ru/
7. Все о пожарной безопасности http://www.0-1.ru
8. Первая медицинская помощь http://www.meduhod.ru
9. Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru
10. Предупреждение чрезвычайных ситуаций http://www.hsea.ru

35

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».