ДООП Краеведение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Поташкинская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Заместитель руководителя по УВР
МБОУ «Поташкинская СОШ»
___________Белоногова Л.А.
26.08.2025

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:______________
/П.Ю. Русинов/
Приказ №138-од от 26.08.2025г.

Дополнительная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности

«Краеведение»
Возраст обучающихся: 8-12 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель:
Путилов С.Д.

с.Поташка
2025 год
1

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка …………………………………………………. 3-9
2. Учебный план
1 года обучения ……………………………………………………. 10
2 года обучения ……………………………………………………. 12
3. Содержание учебного плана
1 года обучения ……………………………………………………. 10-11
2 года обучения …………………………………………………….13-14
4. Календарный учебный график
1 года обучения ……………………………………………………. 15-19
2 года обучения ……………………………………………………..20-25
5. Методическое, дидактическое и материально-техническое
обеспечение реализации программы …………………………………... 24-29
6. Список литературы ……………………………………………………… 29-30

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Краеведение» относится к
туристско-краеведческой направленности, предназначена для изучения основ
краеведения, что позволяет обучающимся МБОУ «Поташкинская СОШ» расширить
свой кругозор и с любовью относится ко всему, что их окружает.
Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие
знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает
характеристику основных объектов природы, населения. Сильной стороной программы
является её прикладная направленность. Реализация регионального компонента
ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от
непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.
Обучающиеся не только самостоятельно изучают особенности краеведения с
помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения
практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают
явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Новизна данной дополнительной общеразвивающей программы является то, что
установление причинно-следственных связей в окружающем мире проходит на
многообразном материале природы, истории и культуры родного края: района
проживания (д.Березовка), Артинского района, Свердловской области.
Содержание данной программы отражает комплексно-системный подход к
изучению родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный,
многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого
государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные,
экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие
состояние родного региона, в их взаимодействии. Это наиболее эффективный путь
формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы
социальных, культурных и экологических взглядов, ценностного отношения учащихся
к родному краю, как на эмоциональном, так и на рациональном уровне.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы состоит в
том, что в связи со значительной утратой нашим обществом традиционно российского
патриотического сознания, большое значение приобретает использование сведений о
героических событиях отечественной истории, достижениях края, города в науке,
культуре, производстве, как основы для патриотического воспитания подрастающего
поколения. Воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитать в них
нравственность и патриотизм. Чтобы считаться патриотом, мало любить свой край и
гордится им, надо глубоко знать его историю. Только знания сделают нашу любовь к
родному городу и краю деятельной, позволят сохранить и развить лучшие его
традиции. Таким образом, воспитание любви к «малой родине» — одна из основных
задач современного образования. В связи с этим была разработана программа
3

«Краеведение», являющаяся продолжением системы патриотического воспитания
детей и подростков на территории.
Программа является актуальной и потому, что вопросы гражданскопатриотического направления остаются на сегодняшний день самыми главными.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Популяризация краеведческих знаний, формирование у обучающихся целостного
представления о регионе, сохранение и развитие социально-экономических и
культурных достижений и традиций, эффективное функционирование системы патриотического воспитания детей и подростков по отношению к родному краю и городу.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Обучающие

Формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за
героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края.

Формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний,
умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать
информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное
и практическое значение.

Формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать
их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой
ситуации.

Формирование элементов творческой деятельности.
Развивающие

Развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся.

Формирование нравственной основы личности, повышение уровня
духовной культуры.

Развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей
роли в жизни родного края.

Развитие внимания к собственной речи и речи собеседника.

Развитие образного и логического мышления.
Воспитывающие

Осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нём;

Формирование уважительного отношения к своему родному краю, его
природе и культуре, истории и современной жизни;

Воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим
памятникам, объектам природы.
При составлении программы использованы принципы:
4

1.Принцип гуманизации:
- использование личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку для
оптимальной возможности усвоения данной программы;
- варьирование темпов прохождения программ в зависимости от уровня обученности
ребенка и группы в целом.
2. Принцип разноуровневости базируется на:
- движении и личности ребенка;
- на развитии индивидуальности обучающегося;
- на праве выбора обучающихся;
- на сочетании требований педагога и желания ребенка.
Содержание занятий дифференцированно, с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей и подростков. В ней отражены условия для
индивидуального творчества, а также для раннего личностного и профессионального
самоопределения детей, их самореализации и саморазвития. Приведенный в программе
перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом
в зависимости от желаний, интересов воспитанников. Теоретические и практические
занятия проводятся с использованием наглядного материала (чертежи, схемы, готовые
модели, плакаты по космическому моделированию, видеосюжеты).
Отличительные особенности данной дополнительной программы призвана дать
достаточно полное и целостное представление территории и границы Нижнекамского
района. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы
организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков
работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и
учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами,
средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также
художественной литературой.
Изучение краеведения в детском объединении является одним из основных
источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитания любви к
нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную
педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом
воспитании.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него
элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу
надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других
народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и
традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим
своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю,
культуру своего края.
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в
нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование
характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования
нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине
5

подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли.
Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность
восполнить пробелы в нравственном воспитании обучающихся, которые возникли в
последнее время.
Программа составлена с учетом национально-регионального компонента и
профилактики здорового образа жизни, а также включения авторского тематического
образовательного модуля «Дорожная безопасность», рассчитанный на 6 часов.
Возраст детей. Программа «Краеведение» рассчитана для детей от 8 до 12 лет.
Программа может корректироваться в процессе работы с учетом возможностей
материально-технической базы, возрастных особенностей обучающихся, их
способностей усваивать материал.
Количество членов детского объединения – 1 года обучения - 15 человек.
Группы первого года обучения формируются из учащихся 8-12 лет.
Количество членов детского объединения 2 года обучения – 12 человек. Группы
второго года обучения формируются из учащихся 8-12 лет, обладающих знаниями и
умениями в объеме программы первого года обучения.
Сроки реализации. Рассчитана на 2 года обучения.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся два раза в неделю: по 2 часа для
первого года обучения, общим объемом 144 часа в год; для второго года обучения по 3
часа, общим объемом 216 часов в год с 10-минутным перерывом между занятиями.
Программа предусматривает организацию активных форм проведения занятий с
обучающимися. Это и традиционные занятия с применением иллюстративных и
интерактивных презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых
творческих работ, тематические консультации. А также устные журналы, диспуты,
выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины,
тематические и обзорные экскурсии, выход в театры и библиотеки города.
Диагностика результативности и качества освоения программы.
Для оценки результативности дополнительной общеразвивающей программы
«Краеведение» применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды
контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале
учебного года.
Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и
методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела
программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством
выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению
работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и
отрицательные стороны работы, корректируются недостатки.
Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты,
кроссворды, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют,
6

стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания,
умения, навыки.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года.
Формы оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки:
защита и презентация мини–проекта «Мое родословное древо», итоговое тестовое
задание «Я в этой деревне живу, я эту деревню знаю».
Предполагаемый результат реализации программы
На предметном уровне
К концу первого года обучения обучающийся будет
Научится:
- краткую историю рождения деревни Березовка, Артинского района, города
Екатеринбурга и его государственную символику;
- основные исторические, архитектурные и культурные достопримечательности;
- основные отрасли промышленности;
- основные сферы занятости жителей города и возможности получения
соответствующего образования;
- этапы организации проектной деятельности;
- особенности сезонных изменений природы, характерных для местности проживания;
- названия водоёмов области их значение и способы охраны;
Получит возможность научиться:
- находить на карте площади и проспекты;
- находить на улицах города социально-значимые объекты;
- использовать различные справочные издания и литературу для поиска
познавательной информации;
- организовать самостоятельную поэтапную творческую работу.
На личностном уровне
- проявлять активность, готовность к выдвижению идей и предложений;
- проявлять силу воли, упорство в достижении цели;
- владеть навыками работы в группе;
- понимать ценность здоровья;
- уметь принимать себя как ответственного и уверенного в себе человека.
На метапредметном уровне
- выделять главное;
- понимать творческую задачу;
- работать с дополнительной литературой, разными источниками информации;
- соблюдать последовательность;
- работать индивидуально, в группе;
- оформлять результаты деятельности;
- представлять выполненную работу.
7

На предметном уровне
К концу второго года обучения обучающийся будет
Научится:
- историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий,
традициях и культуре;
- замечательных людей своего населенного пункта;
- историю своей семьи;
- природу родного края,
- необходимость бережного отношения к природному, историческому, культурному
наследию, сохранению исторической памяти.
Получит возможность научиться:
- описывать основные этапы развития населенного пункта;
- систематизировать информацию о родном крае, о своей семье;
- проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам, подбирать
литературу по заданной теме и пользоваться различными источниками краеведческой
информации;
- определять географические координаты и границы населенного пункта;
- оформлять памятки, буклеты, презентации, газеты и др.
На личностном уровне
- объяснять, что такое Краеведение, что оно изучает;
- называть и объяснять значение государственной символики РФ, Артинского района,
г.Екатеринбурга;
- ориентироваться на карте, называть соседей нашей республики, знать - историю
заселения нашего края;
- зная архитектуру района, рассказать об истории края;
- знать знаменитых людей края и их роль в истории края;
- наблюдать и выделять характерные особенности промышленных предприятий
города;
- соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного
движения;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- добросовестно выполнять обязанности обучающихся дворца;
- ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью педагога;
- анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из
разных источников информации;
- создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью
взрослых или самостоятельно.
На метапредметном уровне
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
8

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Ожидаемые результаты и способы их проверки. Освоение курса, помимо
посещения коллективных занятий, предполагает выполнение домашних заданий. Это
всевозможные практические и творческие задания, предусмотренные в рабочей
тетради после изучения конкретных тем. Изучение дополнительной литературы, поиск
иллюстративного материала и фотоматериалов. А также выполнение письменных
творческих и проектных работ.
Оценка знаний и умений учащихся проводится с помощью анализа тестовых
контрольных, письменных творческих и проектных работ, диагностических заданий. А
также оценивается активность участия в парных, групповых и коллективных работах.
Изучение курса завершается комплексным контрольным тестом, который включает
вопросы по всем темам и разделам программы, а также совокупность самостоятельно
выполненных творческих работ.
Формы подведения итогов: наблюдение, беседа, фронтальный опрос,
контрольная работа, практикум, самостоятельная работа. Участие обучающихся в
краевых научно-практических конференциях, конкурсах, выставках. Открытое занятие
для родителей, защита рефератов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№
Название раздела, темы
п/п
1.
Введение
2.
Историческое краеведение
3.
Науки о крае. Наш
любимый город
Екатеринбург, п.Арти,

Количество часов
Формы аттестации/
Всего
Теория
Практика контроля
2
12
14

2
6
8

6
6

Опрос
Игра «Мой край»
Конкурс рисунков и
проектов «Наш
город/район/деревня»
9

4.

5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.

д.Березовка
Изучение
археологического
наследия
История образования
нашего края
История заселения и
освоения территории
Памятники культуры
Изучение родного края

Военно-патриотическое
наследие
Промышленные
предприятия
Туристические
возможности нашего края
Итоговое занятие
Всего

14

8

6

Практическая работа

12

8

4

12

8

4

Конкурс на лучшую
сказку
Участие в конкурсах

14
18

8
10

6
8

8

6

2

28

18

10

Занятие-зачет
Оформление и
защита проекта
«Генеалогическое
древо»
Викторина «История
в лицах»
Реферат

8

4

4

Практическая работа

2
144

86

2
58

Отчетная выставка

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство детей с планом работы д/о «Краеведение», с видами общественно
полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать
воспитанники. Приборы, материалы, техника безопасности, знакомство с
инструментами.
Раздел 2. Историческое краеведение.
Теория: Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Музеи.
Практика: знакомство с краеведческими объектами. Фотографирование, зарисовки.
Экскурсии в школьный и городской музеи, музей народного образования.
Раздел 3. Экскурсии по городу Екатеринбургу, п.Арти, д.Березовка. Науки о крае.
Теория: Знакомство воспитанников с науками о крае. Видеоэкскурсии по городу
Екатеринбургу. Знакомство с улицами, скверами, промышленными предприятиями и
учреждениями, учебными заведениями и спортивными сооружениями.
Практика: практические занятия «Рисуем мир» с использование природного
материала.
Раздел 4. Изучение археологического наследия.
10

Теория: Археология как наука. Древнейшая история края. Археологические объекты.
Их изучение и охрана.
Практика: знакомство с археологическими объектами, изучение атласа Свердловской
области, изготовление наглядных пособий.
Раздел 5. История образования нашего края.
Теория: Край родной. История становление и образования.
Практика: изучение атласа, изготовление наглядных пособий.
Раздел 6. История заселения и освоения территории. Народы, заселяющие территорию.
Теория: История заселения и освоения территории. Народы, заселяющие территорию.
Практика: экскурсии в краеведческие музеи.
Раздел 7. Памятники культуры.
Теория: Памятники культуры и их значение: научное, историческое и художественное.
Архитектурные памятники прошлого родного края. Творчество народа. Охрана
памятников культуры.
Практика: знакомство с памятниками культуры их зарисовка.
Раздел 8. Изучение родного края.
Теория: Семья. Традиционная крестьянская семья. Взаимоотношения в семье. Вещевой
ряд: подлинные предметы интерьера крестьянской избы. Территории и границы
Артинского района. Рельеф и природные условия. Екатеринбург/Арти/Березовка
сегодня и перспективы развития.
Практика: оформление и защита проекта «Генеалогическое древо». Знакомство с
памятными местами района. Фотографирование и зарисовки. Изучение рельефа
местности. Встречи с представителями науки и культуры.
Раздел 9. Военно-патриотическое наследие.
Теория: Знатные земляки – герои войны и труда. Изучение и охрана памятников,
связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость
Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музеи боевой и
трудовой славы г.Екатеринбург. Экскурсия к Вечному огню г.Екатеринбург.
Фотографирование и зарисовка.
Раздел 10. Промышленные предприятия муниципального района.
Теория: Географическое положение. Разнообразие. Историко-географический обзор
предприятий. Экология и промышленность. Занятость населения.
Практика: составление картосхемы промышленного района. Экскурсии на заводы и
предприятия г.Екатеринбург.
Раздел 11. Туристические возможности нашего края.
11

Теория: Географическая и экономическая характеристика края. Географическое
положение, растительный мир. Экскурсионные объекты.
Практика: работа со справочными материалами. Экскурсии.
Раздел 12. Итоговое занятие.
Практика: отчетная выставка работ. Подведение итогов работы за учебный период.
Учет результатов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теория

Практика

Формы аттестации/
контроля

1.

Введение

3

3

-

2.

Моя малая родина

15

6

9

3.

Древнейшая история края

24

12

12

4.

Артинский район (история,
рельеф, полезные
ископаемые, водные
ресурсы, растительность,
промышленность, сельское
хозяйство, животный мир,
ремёсла)

42

12

30

5.

Известные люди

24

12

12

6.

Народные традиции

30

12

18

7.

Индивидуальная работа.
Проектно –
исследовательская
деятельность

72

12

60

Участие в конкурсах

8.

Итоговое занятие

6

3

3

Отчетная выставка
работ. Зачет

216

72

144

Итого

Занятие-беседа
Викторина «Наш
край родной»
Викторина «Знаешь
ли ты свой город»;
Проект «Реки Урала»
Проекты
«Живой
символ района»;
Викторины
«Что?
Кто? Где? Когда?»,
«На лучшего знатока
края», «Почемучек»,
конкурс кроссвордов
Оформление
и
защита проекта
Проект «Наш дом»
(нарисовать дом
своей мечты).
Конкурс на лучшую
работу

12

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Беседа о правилах поведения обучающихся, ТБ и ПДД. Знакомство детей с
планом работы д/о «Краеведение», с видами общественно полезного труда, с
массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать обучающиеся. Приборы,
материалы, техника безопасности, знакомство с инструментами.
Раздел 2. Моя малая родина.
Теория: Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Моё село – моя малая
родина. Мой дом. Жилище. Особенности деревянной архитектуры. Музеи. Внутренне
убранство дома. Части дома: красный угол, печной угол, горница. Семья.
Традиционная крестьянская семья. Взаимоотношения в семье. Вещевой ряд:
подлинные предметы интерьера крестьянской избы.
Практика: знакомство с краеведческими объектами. Фотографирование, зарисовки.
Экскурсии в школьный и городской музеи, музей п.Арти.
Раздел 3. Древнейшая история края. Экскурсии.
Теория: Науки о крае. Где мы живем. Знакомство воспитанников с науками о крае.
Видеоэкскурсии по городу Екатеринбургу. Знакомство с улицами, скверами,
промышленными предприятиями и учреждениями, учебными заведениями и
спортивными сооружениями.
Практика: конкурс рисунков «Рисуем город» с использование природного материала.
Раздел 4. Артинский район (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы,
растительность, промышленность, сельское хозяйство, животный мир, ремёсла).
Теория: История заселения нашего края. Археология как наука. Древнейшая история
края. Археологические объекты. Их изучение и охрана. Географическое положение
нашего края. Край родной на карте России. Изучение археологического наследия.
Практика: знакомство с археологическими объектами, изучение атласа Урала,
изготовление наглядных пособий.
Раздел 5. Известные люди.
Теория: Знатные земляки – герои войны и труда. Изучение и охрана памятников,
связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость
Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музеи боевой и
трудовой славы. Экскурсии. Фотографирование и зарисовка.
Раздел 6. Народные традиции. История заселения и освоения Урала. Народы
заселяющие территорию.
Теория: История заселения и освоения территории. Народы, заселяющие территорию.
Практика: экскурсии в краеведческие музеи.
13

Раздел 7. Индивидуальная работа. Проектно – исследовательская деятельность
Теория: Семья. Территории и границы Артинского района. Рельеф и природные
условия. Нижнекамск сегодня и перспективы его развития. Памятники культуры и их
значение: научное, историческое и художественное. Архитектурные памятники
прошлого родного края. Творчество народа. Охрана памятников культуры.
Практика: Оформление и защита проекта «Генеалогическое древо». Знакомство с
памятными местами района. Фотографирование и зарисовки. Изучение рельефа
местности. Встречи с представителями науки и культуры.
Раздел 8. Итоговое занятие.
Практика: отчетная выставка работ. Подведение итогов работы за учебный период.
Зачет.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Мес
яц

Чис
ло

1.

09

05

2.

09

07

3.

09

12

4.

09

14

5.

09

19

6.

09

7.

Время
прове
дения
заняти
я
14.0015.30
14.0015.30

Форма
занятия
Беседа

Кол
ичес
Тема занятия
тво
часо
в
2
Вводное занятие

Беседа

2

14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30

Экскурси
я
Лекция

21

09

8.

Форма контроля

Опрос
Задание

2

Историческое краеведение.
Активное обживание
человеком берегов Арти
Экскурсия в музей

2

Книгопечание.

Задание

Экскурси
я

2

Задание

14.0015.30

Лекция

2

26

14.0015.30

Экскурси
я

2

09

28

Лекция

2

9.

10

03

14.0015.30
14.0015.30

Экскурси
я

2

10.

10

05

14.00-

Занятие-

2

Характеристика основных
объектов природы,
населения,проблемы от
местного, республиканского
уровней до Российского
Прикладная направленность
краеведения. Самый древний
город Урала
Видеоэскурсия по
промышленным предприятиям
города Екатеринбурга
Наука о крае. Исторические
события
Наш любимый город, поселок,
деревня. Видеоэкскурсия по
Екатеринбургу
Знакомство с историей нашего

Тест

Задание
Игра «Мой
край»
Задание
Задание
Задание
14

15.30
11.

10

10

14.0015.30

12.

10

12

14.0015.30

13.

10

17

14.0015.30

14.

10

19

14.0015.30

15.

10

24

16.

10

26

14.0015.30
14.0015.30

17.

10

31

18.

11

02

19.

11

07

20.

11

09

21.

11

14

22.

11

16

23.

11

21

24.

11

23

25.

11

28

26.

11

30

27.

12

05

28.

12

07

14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30

14.0015.30

практику
м
Лекция

поселка и деревни
2

Занятиепрактику
м
Лекция

2

Занятиепрактику
м
Лекция

2

Занятиепрактику
м
Лекция

2

Занятиепрактику
м
Лекция

2

Занятиепрактику
м
Лекция

2

Знакомство с улицами,
скверами, промпредприятиями
и учреждениями п.Арти,
Березовки, Екатеринбурга
Знакомство с учебными
заведениями и
спортсооружениями
Изготовление наглядных
пособий. Составление
кроссворда
Конкурс рисунков “Рисуем
мир”

Задание

Задание
Задание
Конкурс
рисунков

Изучение археологического
наследия.
Уральские поселения

Задание

Знакомство с
археологическими объектами
Археология как наука.
Древнейшая история края

Задание

Задание

2

Археологические объекти. Их
охрана и изучение
Археологический памятники

2

Изучение атласа Урала

Задание

Занятиепрактику
м
Лекция

2

История образования нашего
края

Задание

2

Край родной Урал

Занятиепрактику
м
Лекция

2

Древнейшие народы, имеющие
одинаковые названия с
названиями рек нашего края
Исторические места

Задание

Беседа

2

Задание

Лекция

2

Занятиепрактику

2

История становления и
образования Урала
Изготовление наглядных
пособий. С любовью в мир
прекрасный Декоративноприкладное творчество
История заселения и освоения
территории

2

2

2

2

Задание

Задание

Задание

опрос

Задание

Задание

Задание
15

29.

12

12

14.0015.30
14.0015.30

30.

12

14

31.

12

19

32.

12

21

33.

12

26

34.

12

28

35.

01

09

14.0015.30

36.

01

11

14.0015.30

37.

01

16

14.0015.30

38.

01

18

14.0015.30

39.

01

23

40.

01

25

14.0015.30
14.0015.30

41.

01

30

42.

02

01

43.

02

06

44.

02

08

45.

02

13

46.

02

15

47.

02

20

14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30

14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30

м
Лекция

2

Что возникло раньше: Урал
или?
Народы, заселяющие
территорию Урал

Задание

Занятиепрактику
м
Лекция

2

2

Екатеринбург и его судьба.

Задание

Занятиепрактику
м
Лекция

2

Экскурсия в краеведческий
музей школы

Сочинение

2

Задание

Занятиепрактику
м
Лекция

2

П.Арти. Что означает название.
Его история и судьба
Памятники культуры. Охрана

Задание

Занятиепрактику
м
Беседа

2

Значение памятников
культуры: научное и
историческое
Архитектурные пямятники
прошлого родного края

Задание

Занятиепрактику
м
Лекция

2

Творчество народа. Охрана
памятников культуры.
Современность
Знакомство с памятника
культуры Урала

Задание

Занятиепрактику
м
Беседа

2

Зарисовка памятников
культуры Урала
Места, связанные с жизнью
известных людей

2

Изучение родного края

Задание

Лекция

2

Задание

Беседа

2

Занятиепрактику
м
Экскурси
я
Лекция

2

Территория и границы
Артинского района
Знакомство с памятными
местами
Значение уральских купцов.
Традиции меценатства

Задание

Занятиепрактику
м

2

Фотографирование и
зарисовки. Экскурсии
Рельеф и природные условия.
Перспективы развития Урала
Изучение рельефа местности

2

2

2

2
2

Задание

Задание

Задание

Задание

Задание

Задание
Задание

Задание
Задание

16

Беседа

2

Занятиепрактику
м
Лекция

2

Занятиепрактику
м
Беседа

2

14.0015.30
14.0015.30

Лекция

2

Беседа

2

22

14.0015.30

2

03

27

57.

03

29

14.0015.30
14.0015.30

Занятиепрактику
м
Лекция

2

58.

04

03

Занятиепрактику
м
Лекция

59.

04

05

2

60.

04

10

Занятиепрактику
м
Беседа

61.

04

12

Лекция

2

62.

04

17

Беседа

2

63.

04

19

64.

04

24

65.

04

26

66.

05

03

Занятиепрактику
м
Экскурси
я
Экскурси
я
Лекция

67.

05

08

Занятиепрактику

2

48.

02

22

14.0015.30
14.0015.30

49.

02

27

50.

03

01

51.

03

06

52.

03

13

14.0015.30

53.

03

15

54.

03

20

55.

03

56.

14.0015.30
14.0015.30

14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30

Отросли хозяйства, потерявшие
былую славу (рыбоводство)
Встреча с представителями
науки и культуры

Задание

Военно-патриотическое
наследие
Встреча с ветеранами войны и
труда

Задание

Изучение и охрана памятников,
связанных с историей борьбы
нашего народа за свою
независимость
Страницы военной истории

Задание

Промышленные предприятия
Артинского муниципального
района
Географическое положение.
Разнообразие

Задание

. Перспективы развития
территории
Составление картосхемы
района

Задание

Историко-географический
обзор предприятий
Развитие эвакуированных в
годы войны промышленных
предприятий на Урал
Основные вехи
индустриального развития
Экология и промышленность

Задание

Задание

2

Занятость населения в
промышленности
Просторы Урала

2

Видеоэкскурсии

Реферат

2

Видеоэкскурсии

Задание

2

Промышленный комплекс на
Урале
Уральские заводы

Задание

2

2

2

2

2

Задание

Задание

Задание

Задание

Задание

Задание
Задание
Задание

Задание

Задание

17

м
Экскурси
я

68.

05

10

14.0015.30

69.

05

15

05

17

Экскурси
я
Беседа

2

70.
71.

05

22

14.0015.30
14.0015.30
14.0015.30

Лекция

2

72.

05

24

14.0015.30

Занятиепрактику
м

2

Туристистические
возможности . Экскурсия в
музей боевой славы, к Вечному
огню
Фотографирование ветеранов
на параде Победы
Возможности туристичеие
нашего края
Географическая и
экономическая характеристика
края
Итоговое занятие

2

2

Тестирование

Защита проектов
Задание
Задание
Отчетная
выставка

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Мес
яц

Чи
сл
о

1.

09

05

2.

09

07

3.

09

12

4.

09

14

5.

09

19

6.

09

21

7.

09

26

8.

09

28

9.

10

03

10.

10

05

11.

10

10

Время
проведе
ния
занятия
16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20

16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20
16.00-

Форма
занятия
Беседа

Кол
ичес
Тема занятия
тво
часо
в
3
Вводное занятие

Лекция

3

Моя малая родина

Экскурсия

3

Лекция

3

Занятиепрактикум

3

Занятиепрактикум
Лекция

3

Вещевой ряд: подлинные
предметы интерьера
крестьянской избы
Историческое краеведение
как наука
Видеоэкскурсия. Внутреннее
убранство дома. Части дома:
красный угол, печной угол,
горница
Знакомство с краеведческими
объектами.
Древнейшая история края

Экскурсия

3

Лекция

3

Занятиепрактикум
Лекция

3

3

3

Видеоэскурсия по городу
Екатеринбургу
Знакомство воспитанников с
науками о крае.
Знакомство с историей
нашего города
Знакомство с улицами,

Форма
контроля
Опрос
Задание
Опрос
Задание
Задание

Задание
Задание
Тест
Задание
Задание
Задание
18

18.20

12.

10

12

16.0018.20

Занятиепрактикум

3

13.

10

17

16.0018.20

Лекция

3

14.

10

19

16.0018.20

Занятиепрактикум

3

15.

10

24

Лекция

3

16.

10

26

10

31

Занятиепрактикум
Лекция

3

17.
18.

11

02

11

07

Занятиепрактикум
Лекция

3

19.
20.

11

09

11

14

Занятиепрактикум
Лекция

3

21.
22.

11

16

11

21

24.

11

23

Занятиепрактикум
Занятие
практикум
Занятие
практикум

3

23.

16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20

25.

11

28

11

30

27.

12

05

Занятие
практикум
Занятие
практикум
Занятие
практикум

3

26.

16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20

28.

12

07

12

12

Занятие
практикум
Лекция

3

29.
30.

12

14

16.0018.20
16.0018.20
16.00-

Лекция

3

3

3

3

скверами,
промпредприятиями и
учреждениями
Екатеринбурга, Артей,
Березовки
Изготовление наглядных
пособий. Составление
кроссворда
Знакомство с учебными
заведениями и
спортсооружениями
Конкурс рисунков «Рисуем
мир», использование
природного материала
Артинский район
История заселения нашего
края.
Знакомство с
археологическими объектами
Археология как наука.
Древнейшая история края
Археологические объекти. Их
охрана и изучение
Рельеф, полезные
ископаемые
Водные ресурсы,
растительность
История образования нашего
края
Промышленные предприятия

Задание
Задание
Творческий
проект
Задание
Задание
Опрос
Задание
Задание
Задание
Задание
Опрос
Просмотр

Древнейшие народы,
имеющие одинаковые
названия с названиями рек
нашего края
Места на Урале

Задание

Задание

3

Сельское хозяйство,
животный мир, ремёсла
Изготовление наглядных
пособий “С любовью в мир
прекрасный” Декоративноприкладное творчество
Изготовление поделок на
конкурс
Известные люди

3

Знатные земляки – герои

3

3
3

Опрос

Задание

Защита проекта
Практическая
работа
Практическая
19

18.20
16.0018.20

Лекция

3

16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20

Занятиепрактикум
Экскурсия

3

Экскурсия

3

Лекция

3

11

16.0018.20

Занятиепрактикум

3

01

16

Лекция

3

38.

01

18

01

23

Занятиепрактикум
Лекция

3

39.
40.

01

25

01

30

Занятиепрактикум
Лекция

3

41.

16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20

42.

02

01

02

06

Занятиепрактикум
Лекция

3

43.
44.

02

08

02

13

Занятиепрактикум
Экскурсия

3

45.

16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20

46.

02

15

02

20

Занятиепрактикум
Лекция

3

47.

16.0018.20
16.0018.20

48.

02

22

16.0018.20

Лекция

3

49.

02

27

03

01

Занятиепрактикум
Лекция

3

50.

16.0018.20
16.00-

31.

12

19

32.

12

21

33.

12

26

34.

12

28

35.

01

09

36.

01

37.

3

3

3

3

3

3

3

войны и труда
Изучение и охрана
памятников, связанных с
историей борьбы нашего
народа за свою
независимость
Встречи с ветеранами войны
и труда
Экскурсии в музеи боевой и
трудовой славы
Экскурсия к Вечному огню

работа
Практическая
работа

Значение памятников
культуры: научное и
историческое
Презентация “Мой город
Екатеринбург/Арти/Березовка
”
Народные традиции

Опрос

История заселения и
освоения Урала
Народы заселяющие
территорию республики
Традиционные ремесла моего
края
Народные и
художественные промысли
края
Проект «Наш дом»
(нарисовать дом своей мечты)
Знакомство с памятными
местами
Значение Демидовых на
Урале Традиции меценатства
Фотографирование и
зарисовки. Экскурсия к дому
Стахеевой З.Я.
Мероприятие «Лен, ты мой
лен»
Проектно –
исследовательская
деятельность
Проектно –
исследовательская
деятельность
Встреча с представителями
науки и культуры
Военно-патриотическое

Сочинение
Практическая
работа
Беседа

Защита проекта
Задание
Задание
Задание
Задание
Задание
Задание
Задание
Задание
Презентации
Защита проекта
Задание
Задание
Задание
Задание
20

18.20
16.0018.20

Занятиепрактикум

3

51.

03

06

52.

03

13

16.0018.20

Занятиепрактикум

3

53.

03

15

16.0018.20

Занятиепрактикум

3

54.

03

20

16.0018.20

Занятиепрактикум

3

55.

03

22

16.0018.20

Занятиепрактикум

3

56.

03

27

16.0018.20

Занятиепрактикум

3

57.

03

29

16.0018.20

Занятиепрактикум

3

58.

04

03

Лекция

3

59.

04

05

16.0018.20
16.0018.20

Занятиепрактикум

3

60.

04

10

16.0018.20

Занятиепрактикум

3

61.

04

12

16.0018.20

Занятиепрактикум

3

62.

04

17

16.0018.20

Занятиепрактикум

3

63.

04

19

16.0018.20

Занятиепрактикум

3

64.

04

24

16.0018.20

Занятиепрактикум

3

65.

04

26

16.0018.20

Занятиепрактикум

3

66.

05

03

16.0018.20

Занятиепрактикум

3

67.

05

08

16.0018.20

Занятиепрактикум

3

наследие
Проектно –
исследовательская
деятельность
Проектно –
исследовательская
деятельность
Проектно –
исследовательская
деятельность
Проектно –
исследовательская
деятельность
Проектно –
исследовательская
деятельность
Проектно –
исследовательская
деятельность
Проектно –
исследовательская
деятельность
Историко-географический
обзор предприятий
Проектно –
исследовательская
деятельность
Проектно –
исследовательская
деятельность
Проектно –
исследовательская
деятельность
Проектно –
исследовательская
деятельность
Проектно –
исследовательская
деятельность
Проектно –
исследовательская
деятельность
Проектно –
исследовательская
деятельность
Проектно –
исследовательская
деятельность
Проектно –
исследовательская

Задание
Задание
Задание
Задание
Задание
Задание
Задание
Задание
Задание
Задание
Задание
Задание
Задание
Реферат
Задание
Задание
Задание
21

68.

05

10

69.

05

15

70.

05

17

71.

05

22

72.

05

24

16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20
16.0018.20

деятельность
Защита проектов по темам

Занятиепрактикум
Экскурсия

3

Занятиепрактикум
Лекция

3
3

Фотографирование
исторических мест
Возможности туристические
нашего края
Мы хотим Вам рассказать…

Занятиепрактикум

3

Итоговое занятие

3

Защита
проектов
Презентации
Задание
Защита
проектов
Отчетная
выставка

МЕТОДИЧЕСКОЕ, ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Программа способствует становлению и развитию личности ребенка, расширяет
возможности гражданско-патриотического воспитания в процессе обучения, помогает
осознать роль личности в обществе.
На занятиях используются такие словесные, традиционные методы, как рассказ,
лекция, беседа. На их основе главным образом и создаются теоретические занятия.
Используются также традиционные наглядные методы, с широким
использованием дидактического материала, методических наработок (слайд и видео
фильмы, карты, схемы, музейные предметы, учебные пособия). Данный метод
развивает наблюдательность, повышает внимание к изучаемому материалу.
На занятиях используется метод создания проблемных ситуаций.
Автор программы имеет опыт экскурсионной работы с детьми в музее и
старается активно использовать в своей работе элементы музейной педагогики.
В программе используются, как традиционные, так и нетрадиционные методы
обучения и воспитания:
- Создание игровых ситуаций
- Социальных ролей
- Манипулирования с музейными предметами
Главнейшей задачей курса является развитие творческой активности детей.
Ведется групповая работа, широко используется вопросно-ответный метод.
В работе могут быть использованы следующие виды деятельности:
- Занятия в классе с музейными предметами
- Самостоятельная работа с музейными предметами
При освещении различных тем программы используются информативный,
объяснительно-иллюстративный, эвристический (частично-поисковый), проблемный,
опытническо-исследовательский методы. Они применяются в различных комбинациях
в зависимости от построения занятия и сложности рассматриваемой темы.
22

1.
Организация занятия в детском объединении «Краеведение» отвечает
следующим требованиям:

цель занятия определена содержанием образовательной программы;

учебный материал подобран в соответствии с целью и содержанием занятия;

эффективное использование времени с учетом всех структурных элементов
занятия;

сочетание всех форм работы: коллективной, индивидуальной, групповой и т.д.

соответствие методов и приемов обучения теме и содержанию занятия.
2. Методы и приемы
Для успешной реализации данной программы используются современные
методы работы, которые помогают сформировать у учащихся устойчивый интерес к
данному виду деятельности:
- Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, метод
примера.
- Наглядные методы: иллюстрации, демонстрация образцов, просмотр карт,
фотографий, макетов.
- Практические методы: записи, рисование, работа с природным материалом,
аппликация, составление композиций.
Приемы работы:
- стимулирование познавательной деятельности;
- формирование опыта эмоционально-ценностных отношений у обучающихся,
интереса к деятельности и позитивному поведению, долга и ответственности;
- приемы контроля: тестирование, опрос, беседа;
- создание положительной мотивации у обучающихся.
Эмоциональные: ситуация успеха, поощрение и порицание, познавательная игра,
удовлетворение желания быть значимой личностью.
Волевые: формирование ответственного отношения воспитанников к получению
знаний.
Социальные: создание ситуаций взаимопомощи, заинтересованность в результатах
коллективной работы.
Познавательные: опора на субъективный опыт ребенка, решение творческих задач,
создание проблемных ситуаций.
Основным методом изложения теоретических сведений на практических
занятиях является рассказ. Содержание практических работ и виды моделей могут
варьироваться в зависимости от желания обучающегося и наличия материалов.
Учитывая возрастные особенности детей, занятия проводятся по принципу
«От простому к сложному». Для смены деятельности применяются элементы сюжетноролевой игры и динамические паузы, вводятся развивающие игры, способствующие
активизации познавательного процесса (мышления, внимания, воображения).
3. Формы организации учебной деятельности: беседа, самостоятельная
23

работа, работа коллективного творчества, обсуждение работ обучающихся, выставка
работ, практические занятия, конкурсы.
В основу всех форм учебных занятий заложены общие характеристики:
каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы
организации учебно-педагогической деятельности; любое занятие имеет определенную
структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов:
построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, когда тип
занятия соответствует его цели и задачам.
4. Условия реализации программы.
Техническое и материальное обеспечение:
1. Плакаты по охране труда и технике безопасности
2. Карты: России, Урала, Артинского района, д.Березовка
3. Плакаты Символы РФ, Свердловской области, Артинского района
4. Демонстрационная таблица «Грибы наших лесов»
5. Набор таблиц «Лекарственные растения Урала»
6. Рисунки народных национальных костюмов народов, проживающих на
территории Урала
7. Фотоальбом «Екатеринбург - столица Свердловской области»
8. Фотоальбом «Скульптурные памятники Екатеринбурга»
9. Набор открыток «Екатеринбург», «Артинский район»
10. «Лекарственные растения»
11. «Уральские монастыри»
12. Подборка для занятий «Почетные граждане п.Арти»
13. Раздаточный материал
1) Коллекция «Полезные ископаемые»
2) Подборки ребусов по темам:
-моя семья
-предприятия
-животные леса
-растения леса
3) Подборки кроссвордов по темам:
-мой город/поселок/деревня,
-времена года.
-животный и растительный мир
14. Подборки книг уральских писателей. Уральские народные сказки.
15. Дневники и тетради
16. Линейка
17. Простой карандаш
Методические разработки занятий:
1. Моя родословная.
2. Почему нашу столицу так назвали.
24

3. Из семейного архива.
4. Друзья здоровья.
5. Я здоровье берегу, сам себе я помогу.
6. Веселые старты.
7. Сказка о грибах.
8. Птицы нашего края.
9. Создание экскурсионного маршрута по Березовке.
10. Что такое музей?
11. Формы поверхности рельефа Артинского района.
12. Путешествие по лиственному лесу.
13. Путешествие в мир комнатных растений.
14. Городской и сельский транспорт.
15. Известные люди территории.
16. Путешествие по крупным городам Урала.
17. Наши земляки-участники ВОВ, Герои России.








Формы контроля:
диагностика знаний, умений, навыков обучающихся в результате текущего и
итогового контроля;
презентации проектов обучающихся;
выставки рисунков и фотографий обучающихся;
фотосессия исторических и памятных мест;
анкетирование и тестирование;
подготовка индивидуальных зачетных работ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога
1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.:
Владос, 2004. — 239 с.
2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для
преподавателей. — СПб: КАРО, 2004. — 368 с.
3. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред. сост. З.И.
Невдахина. — Вып. 3. — М.: Народное образование, 2007. — 416 с.
4. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы,
рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. — Волгоград: Учитель, 2008. — 250 с.
5. Бартенева М.И. К вопросу планировки и застройки Петербурга // Проблемы
русской и зарубежной архитектуры. — Л., 1988. — с.3—14.
6. Кириков Б.М. Петербургский модерн: Заметки об архитектуре // Панорама
искусств. — М., 1987. — Вып. 10. — с.99—148.
25

7. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного

образования детей // Дополнительное образование. — 2001, № 1. — с.30—31.
8. Строкова Т.А. Мониторинг качества образования школьника // Педагогика. —
2003, № 7. — с.61—66.
9.Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ».
10. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской
Федерации до 2020 года.
11. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного
образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного
образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму
Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
12. Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
13. СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введённые 20.06.2003 г. Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г. № 27с).
14. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей. (Письмо Министерства образования РФ от
18.06.2003 г. № 28-02-484/16).
15. Пугал Н.А. Экология и эстетика пришкольного участка //Школьные технологии
№ 3, 1998.
16. Широченко Н.И. проекты создают ученики. //Биология в школе № 6, 2000.
17. Кулев А.В. Исследовательская деятельность школьников на лабораторных
занятиях. //Биология в школе № 3, 1994.
18. Харитонов Н.П.Исследовательский подход к природе и жизни. //Внешкольник №
3, 2003.
19. Цыкало Е.С. Исследовательская деятельность школьников по биологии как
условие их творческого развития. // Дополнительное образование № 8, 2004
20. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.:
Просвещение, 2011.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».