Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Поташкинская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано:
Заместитель руководителя по УВР
МБОУ «Поташкинская СОШ»
Белоногова Л.А.
30.08.2025
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
/П.Ю. Русинов/
Приказ №140-од от 30.08.2025
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«ИГРАЕМ В ТЕАТР»
Художественная направленность
Возраст учащихся: 6,5-15 лет
Срок реализации: 1 год
Бархаева Резеда Рамазановна
педагог дополнительного образования
д.Артя-Шигири
2025
Раздел 1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Играем в театр» (далее - Программа) имеет художественную
(профиль)
направленность, направлена на развитие эстетических и творческих
программы
способностей средствами театрального искусства.
Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез
Актуальность
художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и
программы
сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале
отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия
окружающего мира, фантазии, воображения, памяти, познавательных
процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию
с ними.
Актуальность определяется необходимостью формирования у
обучающихся качеств, которые станут залогом их успешности в
будущем: выразительности, умения излагать свои мысли, эмоциональной
устойчивости, ответственности и трудолюбия.
Содержание данной программы рассчитано на учащихся 1-9 классов.
Отличительные
Театр как вид искусства является средством познания жизни, но и
особенности
школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего
программы
поколения.
Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир
прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию,
активизируют мышление и познавательный интерес, а главное –
раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической
адаптации ребенка в коллективе.
В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои
способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и
сказочным событиям.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи,
танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой
воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он
помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать
свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной
близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные
эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют
развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей,
которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и
взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.
Программа рассчитана на обучающихся 6,5-15 лет.
Адресат
программы
68 часов.
Объем
программы
Формы
Виртуальная экскурсия ознакомительная («Театр снаружи и внутри»).
обучения и
Беседы:
виды занятий
Ознакомительная;
Беседа-диалог (обсуждение эпизодов).
Чтение художественной татарской литературы.
Игры:
1. общеразвивающие;
2. театральные;
3. на действия с воображаемыми предметами или на память
физических действий;
4. творческие игры со словом;
5. игры и упражнения на опору дыхания;
6. на превращения;
7. коммуникативные;
8. игры-драматизации;
9. с использованием скороговорок, считалок для развития речевого
аппарата;
10. игры и упражнения на речевое дыхание, на расширение
диапазона голоса;
11. релаксационные упражнения и этюды.
1 год обучения.
Срок освоения
программы
Режим занятий
Занятия проводятся согласно расписанию.
1.2. Цель и задачи программы
развитие творческих способностей и эмоционально-личностной
Цель
сферы обучающихся, овладение навыками общения посредством
театрального искусства.
образовательные (предметные): помочь обучающимся овладеть
Задачи
навыками
общения
и
коллективного
творчества;
развить
индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности;
обучить саморегуляции и самоконтролю; развивать чуткость к
сценическому искусству; знакомить детей с терминологией театрального
искусства.
метапредметные: развить внимание, фантазию, память, воображение,
наблюдательность, активизировать ассоциативное и образное мышление;
развить способность создавать образы с помощью жеста и мимики; учить
пользоваться
интонациями,
выражающими
разнообразные
эмоциональные состояния;
личностные: развивать личностные качества: отзывчивость, доброта,
целеустремленность, добросовестность, любознательность; развивать
познавательную и эмоционально-личностную сферу.
1.3. Содержание программы
Учебно – календарный план
№
Название раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Практика
1
Вводное занятие.
Формы аттестации,
контроля
1
1
-
беседа
4
2
2
опрос,
Знакомство с театральным
объединением.
2
История театра. Театр
как вид искусства.
- Эволюция театра.
- Знакомство с
произведениями татарских
самостоятельные
импровизации.
драматургов.
-Упражнения, игрыимпровизации, творческие
задания.
3
Основы театральной
культуры
3
2
1
анализ практической
деятельности,
анализ работы своей и
товарищей.
5
2
5
исполнение каждым
воспитанником работ из
своего чтецкого
репертуара, анализ
выполненной работы.
3
1
3
Танцевальная
композиция на
предложенную тему,
этюды.
50
5
45
Анализ пьесы,
- Многообразие
выразительных средств в
театре. «Бессловесные
элементы действия», «Логика
действий» и т.д.
- Тренинги на внимание,
память, мышление.
-Упражнения на овладение и
пользование словесными
воздействиями, этюды.
- Упражнения на
выразительность мимики.
4
Сценическая речь
- «Роль чтения вслух в
повышении общей
читательской культуры».
«Основы практической
работы над голосом»
- Упражнения на тренировку
силы голоса, диапазона
голоса, тембра, дикции.
5
Ритмопластика
- Пластическая
выразительность актера.
Танцевальная импровизация.
6
Работа над пьесой
- Анализ пьесы, чтение и
обсуждение. Образы героев.
составление эскизов,
Показ спектакля.
- Выразительное чтение по
ролям. Определение
сквозного действия роли.
- Репетиции.
8
Итоговое занятие.
- Подведение итогов за
прошедший год.
2
1
2
Самоанализ
деятельности.
- Планы на будущий год.
ВСЕГО:
68
14
58
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие «Разрешите представиться» - 1 час
Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как
видом искусства.
Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями.
Форма проведения занятия – презентация коллектива.
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.
Форма подведения итогов: беседа.
2. История театра. Театр как вид искусства - 4 часа
2.1. Первоначальные представления о театре как виде искусства - 2 часа
Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в
жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства:
драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол,
радио- и телетеатр.
Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся.
Просмотр театральных постановок драматического театра им.Г.Камала г.Казани. Игры «Театр
в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр.
Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся,
приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».
Формы проведения занятий: занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: фотографии, видеосюжеты
Форма подведения итогов: опрос,устный ответ, самостоятельные импровизации.
2.2. Театр – искусство коллективное - 2 часа
Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного
творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».
Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных
профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.
Формы проведения занятий: заочная экскурсия по театральным цехам.
Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: фотографии, видеосюжет.
Форма подведения итогов: устные ответы
3. Основы театральной культуры - 3 часа
3.1. Многообразие выразительных средств в театре - 1 час
Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и
шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство
актера.
Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить».
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
3.2. Значение поведения в актерском искусстве - 1 час
Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего
поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий
(одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду
играть один…»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое
(индивидуально, с помощниками).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация.
3.3. Бессловесные и словесные действия - 1 час
Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные
действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст.
Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений - тренингов, упражнение: «Я
сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи,
картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.
4. Сценическая речь – 5 часов
Художественное чтение как вид исполнительского искусства - 5 часов
Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической
работы над голосом. Литературное произношение.
Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного
управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью».
Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым
аппаратом.
Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом.
5. Ритмопластика – 3 часа
5.1. Движения актера - 1 ч
Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического
аппарата. Техника безопасности.
Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер»,
«Пружина», «Кошка лезет на забор».
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод взаимообучения.
Дидактический материал:
Форма подведения итогов: этюды
5.2. Обучение танцевальной импровизации - 2 ч
Теория: татарский народные танцы
Практическая работа: Основные позиции рук, ног, постановка корпуса. Разучивание
основных элементов татарского народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с
притопом, веревочка, ковырялочка. Разучивание их основных элементов.
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод
взаимообучения.
Дидактический материал:
Форма подведения итогов: танцевальная композиция на заданную тему.
6. Работа над пьесой – 50 часов
6.1. Пьеса – основа спектакля - 8 ч
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка,
кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение
основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение
главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение
жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле
спектакля.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания,
метод импровизации.
Дидактический материал: тексты
Форма подведения итогов: анализ пьесы
6.2. Текст-основа постановки - 8 часов
Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа.
Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу. Создание
речевых характеристик персонажей через анализ текста, выразительное чтение по ролям,
расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий,
отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная
работа по ролям
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: эвристический, проблемный
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: проигрывание сюжета
6.3. Театральный грим - 2 часа
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов
достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы
накладывания грима.
Практическая работа: Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание
грима воспитанниками друг другу.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем, тональный крем, помада,
пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: создание эскизов грима.
6.4 Театральный костюм - 4 часа
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и
характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.
Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: подобранный костюм к образу.
6.5. Репетиционный период - 28 часов
Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом ,
репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным оформлением, сводные репетиции,
репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение
премьерного спектакля.
8. Итоговое занятие – 2 часа
Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность; превращение и
оправдание предмета, позы.
Форма проведения занятия: беседа, вопрос-ответ.
Приёмы и методы: создание ситуации достижения и успеха.
Дидактический материал: текст викторины.
Формы подведения итогов: самоанализ деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и
заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
научатся:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всѐ получится», «Я ещѐ многое смогу».
Познавательные УУД:
пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить
сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов,
подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнѐров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к
общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актѐрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение)
Ожидаемые результаты.
В конце обучения дети должны уметь:
Дать краткое словесное описание внешности и основных черт характера каждого члена
группы.
Найти оправдание любой произвольной позе (бытовое и в пределах сюжета).
Узнавать каждого члена группы с закрытыми глазами на ощупь и по голосу.
Равномерно распределять свои движения в определенном ритме на определенный счет.
Снимать наиболее значительные физические зажимы.
Описывать эмоции, испытываемые героем этюда или художественного произведения, и уметь
дать им приблизительное истолкование.
Переключаться с одного ритма на другой по сигналу педагога, не прерывая движения.
Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Делать 3 артикуляционных упражнений.
Овладеть 3 дыхательными упражнениями и уметь выполнять их индивидуально и в группе.
Произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Выразительно прочитать наизусть диалог, произнося слова правильно, четко и с нужными
интонациями.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный - учебный график
Дата начала Дата
Всего
Количество Режим занятия
обучения окончания
учебный
учебных
обучения
недель
часов
1 сентября 31 мая
34
68
в неделю 2 занятия
по 45 мин.
2.2 Условия реализации программы
Занятия проводятся с детьми до15 человек.
Для полноценной реализации данной программы необходимы определенные условия работы:
возможность использования на занятиях элементы театрального костюма, реквизита,
декораций. Для спектакля необходимы: аппаратура для музыкального оформления;
театральные костюмы, маски, парики.
Технические средства для реализации программы: ноутбук, проектор.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические
материалы:
иллюстративный и демонстрационный материал:
иллюстрации, репродукции к темам по истории театра;
иллюстрации по темам «Сценический костюм»
раздаточный материал:
карточки с упражнениями по теме «Практическая работа над голосом»;
карточки с заданиями к разделу «История театра»;
вспомогательные таблицы.
материалы для проверки освоения программы:
карточки с заданиями по разделам программы;
творческие задания;
кроссворды, викторины и др.
2.3. Формы аттестации
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе
занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, конкурсы, проводимые в школе;
итоговый – спектакли, фестивали.
2.4. Оценочные материалы
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами
контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего
контроля. Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие
способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление. При
анализе уровня усвоения программного материала обучающимися рекомендуется
использовать карты достижений обучающихся, где усвоение программного материала и
развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням:
максимальный – программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник
имеет высокие достижения (победитель международных, всероссийских, областных
конкурсов, района и т.д.);
средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;
участвует в смотрах конкурсах и др. на уровне школы, района
минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в
теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.
Педагогическая диагностика результатов освоения программы.
Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности театрального кружка
определяется с помощью диагностического комплекса, который предусматривает как
психологическую, так и педагогическую оценку развития навыков театрализованной
деятельности.
Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности:
- знание театральных терминов;
- речевая культура;
- эмоционально-образное развитие;
- основы изобразительно – оформительских деятельности;
- основы коллективной творческой деятельности.
Критерии психологической оценки развития навыков театрализованной деятельности:
- поведенческая активность;
- коммуникативно- речевые навыки;
- отношения с взрослыми;
- любознательность;
- стремление к общению в больших группах детей;
- желание стать лидером в группе;
- конфликтность, агрессивность.
Итоговая диагностика развития ребѐнка в процессе театрализованной деятельности
основана на работе Т.С. Комаровой. Ключевой метод отслеживания, наблюдение позволяет
выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы, скорректировать
дальнейшие планы, наметить перспективу работы всей группы и проведение индивидуальных
занятий.
Механизм оценки получаемых результатов
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на
результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию
коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1. Знание театральных терминов.
Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает
правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может
охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень (2 балла): интересуется театральной деятельностью; использует свои знания
в театрализованной деятельности.
Низкий уровень (1 балл): не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется
назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет
свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески
интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения, дает
словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может
охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень (1 балл): понимает произведение, различает главных и второстепенных
героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью
педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о
различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства
выразительности.
Средний уровень (2 балла): владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может
их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния, но использует различные
средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Основы изобразительно – оформительских деятельности.
Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создает эскизы к основам действиям спектакля,
эскизы персонажей и декорацией с учетом материала, из которого их будет изготавливать;
проявляет фантазию в изготовлении деклараций и персонажей к спектаклям для различных
видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе).
Средний уровень (2 балла): создает эскизы декораций, персонажей и основных действий
спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике - инструкции декорации из
различных материалов;
Низкий уровень (1 балл): создает рисунки на основные действиях спектакля; затрудняется в
изготовлении деклараций из различных материалов.
5. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами,
творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень (2 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в
коллективной деятельности.
Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над
спектаклем.
2.5. Методические материалы
Методическое обеспечение программы:
Возможные формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие,
практическое занятие, тренинг, игра (деловая, ролевая), праздник, мастерская, конкурс,
фестиваль, творческая встреча, репетиция и т.д.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на
занятиях:
фронтальный - одновременная работа со всеми детьми;
коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между
всеми детьми;
индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек);
коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация
результатов выполнения заданий и их обобщение;
в парах - организация работы по парам;
индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Дидактический материал: памятки, научная и специальная литература, видеозаписи,
аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.
Материально-техническое
обеспечение
реализации образовательной
программы: декорации, реквизит, костюмы, компьютер, тмультимедийный проектор.
специальная литература.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Список литературы для педагогов
Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина,
О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. –
160 с.
Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001 г.-270 с.
Корниенко
Н.А.
Эмоционально-нравственные
основы
личности:
Автореф.дис.на
соиск.уч.ст.докт.психол.наук / Н.А.Корниенко – Новосибирск, 1992. – 55 с.
Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.
Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород,
2003 г.
Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004.
– 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию,
классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный
центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 1996. - 79с.
Панфилов А.Ю., Букатов В.М. Программы. «Театр 1-11 классы». Министерство образования
Российской Федерации, М.: «Просвещение», 1995г.
Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных
коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил.
Литература для обучающихся и родителей
1. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-
333 с.
2. «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев) - Волгоград. Учитель, 2004г
Педагогическая оценка развития навыков театрализованной деятельности
Диагностическая карта
№ п/п
Фамилия
ребенка
имя Знание
театральных
терминов
Н.г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
К.г.
Речевая
культура
Н.г.
К.г.
Эмоционально Основы
-образное
изобразительноразвитие
оформительских
деятельности
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Итого
Основы
коллективной
творческой
деятельности
Н.г.
К.г.