Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Поташкинская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано:
Заместитель руководителя по УВР
МБОУ «Поташкинская СОШ»
Белоногова Л.А.
26.08.2025
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
/П.Ю. Русинов/
Приказ №139-од от 26.08.2025г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности
«Юнармия»
Возраст учащихся: 14-17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель
Горбунов С.Н.
Педагог дополнительного
образования
Поташка
2025 год
1
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
учебного объединения «Юнармия» имеет социально-гуманитарную
направленность базового уровня и способствует формированию у подростков
и молодѐжи готовности и практической способности к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.
Программа объединения дополнительного образования «Юнармия»
разработана на основе НПА:
2
3
Актуальность и новизна программы обусловлена рядом факторов:
- нацеленностью на развитие патриотизма;
- целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ;
- формированием здорового образа жизни;
- необходимостью развития духовно-нравственных ценностей
обучающихся.
Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и
родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей
формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые
для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует
личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья,
профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в
обществе.
Отличительные особенности программы
В настоящее время, в связи с первоначальным этапом становления
юнармейского движения, подобных дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ фактически не существует, поэтому данная
программа в этом аспекте является уникальной.
Программа также обладает отличительными чертами по форме
организации учебного процесса:
1) Особенность, которая касается участников:
Участниками юнармейских отрядов могут быть обучающиеся от 12 до
14 лет;
Участие в мероприятиях, проводимых юнармейским отрядом, и выход
из объединения является добровольным.
2) Особенность, которая касается принципов реализации программы:
Содержание и материал программы спланированы по принципу
дифференциации в соответствии с уровнями сложности, а также
требованиями Санитарных правил СП 2.4.3648-20 и могут быть усложнены
или упрощены.
Основной формой организации образовательного процесса являются
теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и
тактические учения. Основными методами выступают показ и упражнение
(тренировка).
Адресат программы
Данная программа предназначена для подростков 14-17 лет. В этом
возрасте учащийся ощущает свою принадлежность и причастность к
определѐнной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении
старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую
систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта
сложная работа вызывает у подростка яркий эмоциональный отклик. В этот
период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические
чувства.
В этот период следует учитывать, что именно в подростковом возрасте
возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается
4
самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также в
этом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной
деятельности: увеличивается объѐм внимания, памяти, происходит развитие
наблюдательности.
Подростки
отличаются
неустойчивостью
в
психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью характера, поэтому
предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств личности.
Индивидуальный подход предполагает учѐт особенностей возраста, типа
нервной деятельности, темперамента, характера.
В работе с каждым участником программы педагогу следует найти ту
психологическую установку в обучении, которая даѐт возможность
преодолевать им противоречия своего характера, различные трудности на
жизненном пути.
Срок освоения, уровни и объем программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юнармия» рассчитана на 1 год обучения.
Продолжительность составляет 70 часов (2 часа в неделю, по 40 минут,
перерыв между учебными занятиями 10 минут)
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения - очная.
Формы занятий: фронтальная, групповая.
В учебном классе (кабинете Юнармии):
• теоретические занятия и исследовательские работы;
• семинары, практикумы, конференции;
• просмотр учебных кинофильмов и видеоматериалов;
• изучение биографической и специальной литературы;
• инструктаж;
В спортзале:
практические занятия по строевой подготовке, физической подготовке и
военно-спортивным дисциплинам, подготовка к сдаче норм ГТО,
Выездные мероприятия:
• встречи с участниками событий локальных конфликтов и экспертами в
области военно-патриотического воспитания;
• тренинги по подготовке к военно-спортивным играм;
• туристические походы (полевые выходы) и экскурсии;
• участие в школьных и городских военно-спортивных соревнованиях;
• участие в вахтах памяти, уход за памятными местами.
Основной формой организации образовательного процесса являются
теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и
тактические учения.
Основные методы – показ и упражнение (тренировка).
5
Режим занятий
Занятия проводятся в разновозрастной группе.
Продолжительность учебного часа – 40минут.
№ Название программы
Дни недели
Время
занятий
15.00-15.40
1 Юнармия
пятница
15.50-16.30
Помещение
ЦДИ,
спортзал,
стадион
Реализация спортивных мероприятий, запланированных в рамках реализации
программы, проводится в рамках школьного спортивного клуба «Олимпиец».
Цель и задачи программы
Цель – совершенствование системы военно-патриотического и
нравственного воспитания подрастающего поколения.
Основные задачи:
реализация государственной молодежной политики Российской
Федерации;
воспитание у молодежи чувства патриотизма, приверженности идеям
интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия
идеологии экстремизма;
воспитание у юных граждан уважения к Вооруженным Силам России,
формирование положительной мотивации к прохождению военной службы и
всесторонняя подготовка юношей к исполнению воинского долга;
изучение истории страны и военно-исторического наследия
Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и
выдающихся людях «малой» Родины;
пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки
и выносливости, организация здорового досуга учащихся;
активное приобщение подростков и молодежи к военно-техническим
знаниям и техническому творчеству;
развитие в подростковой и молодежной среде ответственности,
принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на
основе присущей российскому обществу системы ценностей;
6
Учебный план
Темы модуля
Кол-во часов
Теор Прак
ия тика
Раздел: I. Подготовка по основам военной службы
24
1. Модуль. Строевая подготовка
2. Модуль. Огневая подготовка
3. Модуль. Уставы Вооруженных Сил
4. Топография и ориентирование
5. Действия в экстремальных и чрезвычайных
ситуациях
Раздел II. Военно-спортивная подготовка
24
1.Физическая подготовка
2. Военно-спортивные игры
Всег
о
1
1
2
2
4
4
2
3
5
5
4
5
Зачет
Зачет,
Тест
Зачет
1
3
4
тест
1
7
8
8
1
7
зачет
Сорев
нован
ие
сорев
нован
ие
3. Туристическая подготовка
8
2
7
Раздел III. Интеллектуальное развитие в игровой деятельности
12
1. Интеллектуальные игры
2
10
12
Раздел IV. Духовно-нравственное воспитание
12
1. Исследовательская деятельность
7
2
4
2. Краеведение
Итого
Форм
а
аттест
ации
2
36
4
38
6
70
Конку
рс
проек
т
зачет
Содержание учебного плана
I Раздел. «Подготовка по основам военной службы»
1. Модуль «Строевая подготовка»
Теория. Строевые приемы и движение без оружия. Общие положения о
выполнении строевых приемов. Общие положения о строях и управлении
7
ими: строй, шеренга, фланг, тыл, интервал, дистанция, двухшереножный
строй, колонна, походный строй.
Практика. Команды, подаваемые на строевой подготовке. Предварительные
и исполнительные команды. Тренировки строевых приемов. Строевая
стойка, строевой шаг, перестроение, повороты на месте и в движении,
приветствие, подход и отход от начальника.
2. Модуль «Огневая подготовка»
Теория. История создания стрелкового оружия.
Практика. Устройство и назначение автомата Калашникова АК-74 М.
Назначение, устройство пневматического оружия. Принцип действия.
Хранение. Техника стрельбы из пневматического оружия.
Основные упражнения по стрельбе из пистолета, винтовки М-512.
Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки.
3. Модуль. «Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации»
Теория. История создания в России воинских уставов. Виды уставов
их
назначение.
Практика. Военная форма одежды и знаки различия. Воинские звания.
Ритуал приведения военнослужащих к военной присяге, клятва юнармейца.
Военная присяга – клятва воина на верность Родине - России. Размещение и
быт военнослужащих.
4. Модуль. «Топография и ориентирование»
Теория. Определение сторон горизонта по местным предметам и с помощью
компаса.
Практика.
- топографические карты и уставные обозначения на картах, масштаб карт;
- ориентирование по топографическим картам, схемам, планам- легендам;
- ориентирование без карты.
5. Модуль «Действия в экстремальных и чрезвычайных ситуациях»
Теория. Как обезопасить себя:
- от грабежа, разбоя, уличных краж;
- при угрозе насилия, нападения;
- защита от мошенничества (кибермошенничества);
Практика. Алгоритм вызова скорой помощи, порядок осмотра
пострадавшего, оказания первой доврачебной медицинской помощи при:
травмах в ДТП, поражении электрическим током, вывихах, ушибах,
переломах, остановке кровотечения повязки, наложение жгута),
иммобилизация и транспортировка пострадавших, при остановке дыхания и
сердца, асфиксии (удушении), травматическом шоке.
II Раздел. «Военно - спортивная подготовка».
Физическая подготовка к военной службе.
1. Модуль «Общая физическая подготовка»
Теория. Общеразвивающие упражнения.
Практика.
1.1. Упражнения для рук и плечевого пояса.
1.2. Упражнения для рук, мышц шеи. Упражнения со скакалкой, гантелями.
8
1.3. Элементы акробатики. Подвижные игры, эстафеты. Гимнастические
упражнения. Лыжный спорт. Спортивные игры: баскетбол, футбол.
1.4. Упражнения для развития выносливости и быстроты, силы.
1.5. Бег на 60, 100 м.
1.6. Подтягивание на перекладине.
1.7. Обучение приѐмам самостраховки, приѐмам самообороны.
1.8. Знакомство с комплексом упражнений ГТО.
2. Модуль «Военно-спортивные игры»
Теория. Основные понятия.
Практика.
2.1. Смотр-конкурс Песни и строя.
2.2. Военно-спортивная игра «Защитник Отечества».
Поэтапное выполнение маршрута на пересеченной местности, которое
включает в себя следующие этапы: командный Пейнтбол, Помощь
пострадавшему в зоне ЧС, Пожарный, Метание гранаты, Переправа, Минное
поле, Строевая, Рукопашный бой, Сборка/разборка АК -74, Стрельба,
Интеллектуальный.
2.3. Военно-спортивная игра «Победа» состоит из следующих этапов: «Готов
к строевой!», «Ратные страницы истории», «Медицинская подготовка»,
физическая подготовка (подтягивание на перекладине, рукопашный бой),
огневая подготовка (стрельба из пневматической винтовки, сборка-разборка
автомата Калашникова), творческий конкурс.
3. Модуль «Туристическая подготовка»
Теория. Техника пешеходного туризма без специального туристического
снаряжения.
Практика.
- передвижение и преодоление препятствий: скорость, дистанция,
преодоление подъемов, склонов, спусков, переправа через водные преграды и
болотистую местность
- определение расстояния и высоты объекта на местности, на карте. Понятие
топографии;
- ориентирование по местным предметам, по компасу, по карте;
- практические занятия: разведение костра, установка палатки, снаряжение
рюкзака в поход, вязание узлов;
III Раздел. «Интеллектуальное развитие в игровой деятельности»
Теория. Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом
возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием
всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и
обучения.
Практика.
Медиавикторина «Я, патриот!».
Командная игра «Я, патриот!» проводится на знание истории ратных страниц
Отечества, Великой Отечественной войны, памятных событий из истории
родного края. Представляет собой интерактивную медиавикторину из 20
вопросов, разных уровней сложности, составленных по определенным
9
правилам и требующие точных знаний. Рекомендуются участие юнармейцев
в различных интеллектуальных играх, проводимых на различных
мероприятиях в городе и организациями: музеями, библиотеками, центрами
досуга и творчества, дистанционные олимпиады, творческие интернет конкурсы.
Интеллектуальный тренинг.
Проводится с целью научить юнармейцев разгадывать различные
интеллектуальные задачи, шарады, кроссворды, логические головоломки,
ребусы, учить работать в команде, использовать коллективное мышление.
IV Раздел. «Духовно-нравственное воспитание»
1. Модуль «Исследовательская деятельность»
Теория. Методы исследования информации.
Практика. Темы исследовательских работ «Память поколений – дни
воинской славы России»:
Великие полководцы, маршалы Победы, конструкторы – оружейники,
спортсмены.
После завершения исследования юнармейцы защищают свою тему и
представляют свой проект защиты: тематический плакат, боевой листок,
презентация, видеоролик.
2. Модуль «Краеведение»
Теория. Родной край. Его природные особенности, история, известные
люди.
Практика. Амурцы – герои Великой Отечественной войны, Герои Труда,
известные ученые, писатели, поэты, труженики. Административно деление
области. Промышленность. Памятник истории и культуры. Экскурсия в
краеведческий музей.
Планируемые результаты программы
умение творчески использовать средства физической культуры в
организации здорового образа жизни; оздоровление организма ребенка,
закаливание, снижение уровня заболеваемости обучающихся, привитие
навыков здорового образа жизни;
развитие интереса к воинским специальностям и формирование
желания получить соответствующую подготовку; выработку у детей
строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и
быстро выполнять воинское приветствие;
умение уверенно выполнять строевые приемы на месте и в движении,
выполнять воинское приветствие, выходить из строя и становиться в строй,
подходить к начальнику и отходить от него;
умение правильно действовать в строях взвода и роты в пешем
порядке;
умение выполнять обязанности командиров перед построением и в
строю, правильно управлять строем вербальными средствами; знания об
особенностях воинского коллектива;
10
знание истории, видов и типов российского стрелкового и спортивного
оружия; знание правил безопасного поведения при обращении с оружием и
боеприпасами во время стрельбы; знание основных правил стрельбы;
знание материальной части пневматического и малокалиберного
оружия, техники безопасности при заряжании, изготовке и стрельбе;
знание правил поведения в тире, команды, подаваемые при
проведении стрельб и их выполнение; знание боевых возможностей и
устройство изучаемых образцов вооружения; умение обслуживать, чистить,
смазывать и ставить на хранение пневматическую винтовку и АК;
умение стрелять по мишеням из различных положений, корректировать
стрельбу; умение анализировать результаты своей стрельбы;
знания о сущности тактики, характеристике современного боя, видах
боевых действий; знание принципов взаимодействия членов подразделения;
знания об условиях, обеспечивающих выполнение боевой задачи;
умение правильно анализировать сложившуюся ситуацию и делать
обоснованные выводы из ее оценки;
знание характера поражений здоровья, особенностей оказания
медицинской помощи; умение правильно и своевременно оказать
медицинскую помощь пораженным;
знание медицинского имущества и умение ими пользоваться при
оказании первой помощи пострадавшим;
знание и умение применять правила эвакуации и транспортировки
раненых и пораженных;
высокие показатели по уровню медицинской подготовки во время
соревнований разного уровня: от внутришкольных до региональных и
всероссийских;
знание анатомических особенностей подростка и юноши, соблюдение
правил личной гигиены и борьба с вредными привычками;
самостоятельно лечить несложные ранки, натертости, царапины;
уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при
ожогах, удушье, утоплении, отравлении;
знать и правильно выполнять все способы остановки кровотечений
(капиллярного, венозного, артериального);
уметь наложить асептическую повязку на любую часть тела;
сделать из подручных средств иммобилизирующий инструмент при
переломах конечностей; уметь оказать помощь при переохлаждениях и
утоплениях, ожогах и отравлениях, проводить реанимационный комплекс.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Календарный учебный график
Режим
организации
занятий
по
данной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
определяется
календарным учебном графиком и соответствует нормам Постановления
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
11
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20
утвержденным к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций»
Тема занятия
№ Колич
Форма
п/п ество
контроля
часов
1
1
опрос
Строевые приемы и движение без оружия.
Общие положения о выполнении строевых
приемов
2
1
Наблюдение
Команды, подаваемые на строевой
подготовке
3
1
Предварительные и исполнительные
команды
Наблюдение
4
1
Тренировки строевых приемов
Наблюдение
5
1
Зачет
6
1
Строевая стойка, строевой шаг,
перестроение, повороты на месте и в
движении, приветствие, подход и отход от
начальника
История создания стрелкового оружия
7
1
Наблюдение
8
1
Устройство и назначение автомата
Калашникова АК-47М. Принцип действия.
Хранение
Техника стрельбы из пневматического
оружия
9
1
Основные упражнения по стрельбе из
пистолета, винтовки М-512
Наблюдение
10
1
Соревнование по стрельбе из
пневматической винтовки
соревновани
е
11
1
История создания в России воинских уставов Наблюдение
12
1
История создания в России воинских уставов опрос
13
1
Виды уставов и их назначение
Наблюдение
14
1
Военная форма одежды и знаки отличия.
Воинские звания
Тестировани
е
15
1
Военная присяга – клятва воина на верность
Родине.
Наблюдение
12
опрос
Наблюдение
16
1
Определение сторон горизонта по местным
предметам и с помощью компаса
Наблюдение
17
1
Топографические карты и уставные
обозначения на картах, масштаб карт
опрос
18
1
Ориентирование по топографическим
картам, схемам, планам-легендам
опрос
19
1
Ориентирование без карты
опрос
20
1
Как обезопасить себя
опрос
21
1
Алгоритм вызова скорой помощи, порядок
осмотра пострадавшего
опрос
22
1
опрос
23
1
Оказание первой доврачебной помощи при
травмах ДТП, поражении электрически
током
Оказание первой доврачебной помощи при
вывихах, ушибах, переломах
24
1
Общеразвивающие упражнения. Основы и
правила
опрос
25
1
Упражнения для рук и плечевого пояса,
мышц шеи
26
1
Элементы акробатики.
27
1
Упражнения для развития выносливости и
быстроты, силы
28
1
Бег на 60, 100 метров
29
1
Подтягивание на перекладине
30
1
Обучение приемам самостраховки,
самообороны
31
1
Соревнование по волейболу
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
опрос
32
1
Основные понятия военно-спортивных игр
13
опрос
Подготовка к смотру «Песни и строя»
33
1
34
1
Подготовка к смотру «Песни и строя»
35
1
Подготовка к смотру «Песни и строя»
36
1
Смотр «Песни и строя»
37
1
Подготовка к военно-спортивной игре
«Победа»
38
1
Подготовка к военно-спортивной игре
«Победа»
39
1
Воено-спортивная игра «Победа»
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
опрос
40
1
Техника пешеходного туризма без
специального туристического снаряжения
41
1
Техника пешеходного туризма без
специального туристического снаряжения
опрос
42
1
Передвижение и преодоление препятствий:
скорость, дистанция, преодоление подъемов
43
1
Передвижение и преодоление препятствий:
скорость, дистанция, преодоление подъемов
44
1
Определение расстояния и высоты объекта
на местности.
45
1
Ориентирование по местным предметам, по
компасу, по карте
46
1
Установка палатки
47
1
Снаряжение рюкзака в поход, вязание узлов
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
14
48
1
Игра – основной вид деятельности
подростков и детей
Опрос
49
1
Виды игр. Что такое интеллект?
опрос
50
1
Подготовка к командной игре «Патриот»
51
1
Подготовка к командной игре «Патриот»
52
1
Подготовка к командной игре «Патриот»
53
1
Подготовка к командной игре «Патриот»
54
1
Командная игра «Патриот»
55
1
Подготовка к интеллектуальному тренингу
56
1
Подготовка к интеллектуальному тренингу
57
1
Подготовка к интеллектуальному тренингу
58
1
Интеллектуальный тренинг
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
тестирование
59
1
Методы исследования информации
60
1
Выбор тем исследовательских работ
61
1
Подготовка исследовательских работ
62
1
Подготовка исследовательских работ
63
1
Подготовка исследовательских работ
15
Опрос
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
64
1
Защита проектов
65
1
Родной край. Его природные особенности,
история, известные люди
66
1
Родной край. Его природные особенности,
история, известные люди
опрос
67
1
Административное деление области
опрос
68
1
Промышленность
опрос
69
1
Памятники истории и культуры
опрос
70
1
Итоговое занятие
опрос
Анализ
выполнения
упражнений
опрос
Условия реализации программы
Материально-технические
Занятия проводятся в кабинете ЦДИ, оборудованный интерактивной панелью
с выходом в интернет, ноутбуком, нетбуками, МФУ, принтером 3D,
видеокамерой.
Также для проведения строевой и физической подготовки предусмотрены
занятия в спортивном зале и на полосе препятствий на пришкольной
площадке.
Кадровое обеспечение
- Данилов Николай Владимирович, педагог дополнительного образования,
без категории. Стаж работы – 3 года. Педагог обладает знаниями
различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности
учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ
соответствующей направленности, проходил службу в рядах Российской
армии. Знает методы, приемы и способы формирования благоприятного
психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества
учащихся. Понимает мотивы поведения учащихся, их образовательные
потребности и запросы. Пройдены КПК по теме «Профессиональнопедагогическая компетентность педагога дополнительного образования в
условиях ФГОС» (72 часа, ООО «Высшая школа делового
администрирования»).
16
Информационное обеспечение
Название сайта
Совет безопасности РФ
Министерство внутренних дел РФ
МЧС России
Министерство
здравоохранения
и
соцразвития РФ
Министерство обороны РФ
Министерство образования и науки РФ
Министерство природных ресурсов РФ
Федеральная служба железнодорожных
войск РФ
Федеральная
служба
России
по
гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды
Федеральный надзор России по ядерной
и радиационной безопасности
Русский образовательный портал
Энциклопедия безопасности
Личная безопасность
Образовательные ресурсы ИнтернетаБезопасность жизнедеятельности
«Мой компас» (безопасность ребѐнка)
Электронный адрес
http://www.scrf.gov.ru
http://www.mvd.ru
http://www.emercom.gov.ru
http://www.minzdrav-rf.ru
http://www.mil.ru
http://mon.gov.ru/
http://www.mnr.gov.ru
http://www.fsgv.ru
http://www.mecom.ru/roshydro/pub/r
us/index.htm
http://www.gan.ru
http://www.gov.ed.ru
http://www.opasno.net
http://personal-safety.redut-7.ru
http://www.alleng.ru
http://moikompas.ru/compas/bezopas
nost_det
Информационно-методическое издание http://www.schoolдля преподавателей ОБЖ-МЧС России obz.org/topics/bzd/bzd.html
Безопасность. Образование. Человек. http://www.bezopasnost.edu66.ru
Информационный портал ОБЖ и БЖД:
Всѐ о безопасности жизнедеятельности
Безопасность
и выживание
в http:// www.hardtime.ru
экстремальных ситуациях
Методические материалы.
Формы, методы и средства обучения
Практические занятия проводятся в подразделениях с целью
закрепления и совершенствования юнармейцами ранее приобретенных
навыков и умений, отработки коллективных действий, а также для сплочения
коллектива.
В практике обучения
применяется известный принцип: «Делай, как я». Следовать образцовому
примеру, проявляя творческий подход, - самый короткий путь овладения
воинским мастерством.
Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим
занятиям и проводятся с целью отработки воспитанниками техники
выполнения приемов и способов действий личного состава (подразделений) в
17
определенных условиях обстановки. Приемы и способы действий могут
отрабатываться путем их повторения. Переход к выполнению очередного
вопроса осуществляется только после того, как отрабатываемые приемы и
способы действий поняты и выполняются четко и правильно. Для каждого
учебного вопроса создается тактическая обстановка.
Тактические занятия – имеют целью отработать приѐмы и способы
боевых действий в составе отделения, а также научить командиров уверенно
командовать подразделениями. В ходе занятий учебные вопросы
отрабатываются
в
единой
тактической
обстановке,
строгой
последовательности во времени и темпе, присущем характеру изучаемого
вида боевых действий.
При
организации
образовательного
процесса
программа
предусматривает рациональное сочетание традиционных форм и методов
проведения занятий и инновационных технологий.
При формировании теоретических знаний используются следующие
виды занятий: устное изложение учебного материала, обсуждение
изучаемого материала, беседы, показ (демонстрация), упражнение
(тренировка), практическая и самостоятельная работа, встречи, с
использованием видеоматериалов.
Устное изложение учебного материала применяется при
ознакомлении юнармейцев с основными положениями уставов и других
документов, тактико-техническими данными, устройством вооружения и
военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий
подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде
объяснения, рассказа или лекции.
Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления,
закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на
занятиях по специальной подготовке. Оно осуществляется в ходе бесед,
классно-групповых занятий.
Беседа представляет собой способ усвоения знаний юнармейцами путѐм
ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения
логически связанных между собой теоретических и практических задач.
Классно-групповое занятие во многом напоминает развѐрнутую беседу.
Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нѐм более
основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы,
а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщение и выводы,
углубляют и расширяют свои знания.
Кроме этого, используются активные игровые формы деятельности
состязательного характера: турнир, КВН, викторина, дискуссия, игра на
развитие внимания, памяти, наблюдательности, глазомера, которые
активизируют познавательную деятельность учащихся, а также создают на
занятиях обстановку соревнования и состязательности.
Показ (демонстрация) – наиболее эффективный путь обучения
юнармейцев разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой
совокупность приѐмов и действий, с помощью которых у обучаемых
18
создаѐтся наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные
представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ
применяется при изучении строевых приѐмов, физических упражнений,
действий с оружием.
Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается
многократное, сознательное и усложняющееся повторение определѐнных
приѐмов и действий в целях выработки и совершенствования у юнармейцев
навыков и умений. В ходе упражнений юнармейцы овладевают
практическими приѐмами использования и обслуживания вооружения и
военной техники, способами решения тактических, огневых задач,
выполнения строевых приѐмов и действий в пеших строях.
Практическая работа выполняется, как правило, после того, как будет
усвоен определѐнный объѐм знаний, навыков и умений. В ходе работы
усвоенное ранее закрепляется, компенсируется, совершенствуется.
Практическая работа проводится в составе отделения и взвода и поэтому
играет решающую роль в слаживании подразделений.
Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим
методом учѐбы юнармейцев. Метод самостоятельного изучения материала –
это совокупность приѐмов и способов, с помощью которых обучаемые без
непосредственного участия педагога закрепляют ранее приобретѐнные
знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами
самостоятельной работы являются работа с печатными источниками,
самостоятельные
тренировки,
коллективный
просмотр
учебных
видеофильмов.
Литература для учителя:
1. Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных
и контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр
внешкольной работы «Подросток». 2004г.
2. Брюнин А.И. Методическое пособие по мониторингу зрительной и
оперативной памяти юнармейцев. Оренбург – МАУДО «ЦВР «Подросток».
2008г.
3. Брюнин А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2009г.
4. Брюнин А.И. Методическое пособие по воздушно-десантной подготовке.
2009г.
5. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений).
– М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
6. Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX века
(Энциклопедия
военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с.
7. Гордиенко А.Н. Командиры второй мировой войны (Энциклопедия
военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с
8. Зяблинцева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника
разведчиков. Ростов н/Д: Феникс, 2006. -160с.
19
9, Луйк В.Э. Практическое пособие по реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военнопатриотическое воспитание).
10. Луйк С.С. Практическое пособие по реализации дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Юнармеец»,
культурно-эстетический блок I часть.
11. Наставление по физической подготовке в ВС и ВМФ (НФП – 2001).- М.:
Воениздат, 2001.
12. Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй мировой войне
(Энциклопедия военного искусства). - М.: Литература, 1998. – 480 с.
13. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий.
учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997.
14. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226
15. Петров В.В. Снайперы (Энциклопедия военного искусства). - Мн .:
Литература, 1997. – 624 с.
16. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с.
17. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат,
1994.
18. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс,
2000.
19. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с –
(Настольная книга будущего командира).
20. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. –
М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288.
21. Ревинв Е.В. Практическое пособие по реализации дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Юнармеец»,
культурно-эстетический блок II часть сборник сценариев военнопатриотических мероприятий).
22. Соколов Н. Военная символика (Энциклопедия военного искусства).
В.- Мн .: Литература, 1997. – 544 с.
23. Условные знаки топографических карт (справочник). – М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
24. Учебник сержанта ВДВ. – М.: МО РФ, ВДВ, 2007. – 592с.
25. Шубина Т.Г. Маршалы и адмиралы (Энциклопедия военного искусства). Мн .: Литература, 1997. – 608 с.
Список литературы для юнармейцев и родителей:
1. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений).
– М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
2. Кукушкин А.В. Воспоминания начальника разведки ВДВ. – Чита.:2014. –
100с.
3. Мохунов Г.А. Герои Оренбуржья. - Оренбург.: Издательский центр ОГАУ,
2013. – 375.
4. Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М.:
Воениздат, 1977.
20
5. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное
пособие. – М.: Воениздат, 1997.
6. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226с.
7. Полезные советы воину. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994.- 552с.
8. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат,
1994.
9. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие. – М.: Прогресс,
2000.
10. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с. –
(Настольная книга будущего командира).
11. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:
ООО
«Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288с.
12. Поповских П.Я., Сирота В.И. Учебник «Азбука разведчика». – Рыбинск.:
ОАО «Рыбинский Дом печати»,2014. - 384с.
21