Анализ деятельности РМО

09.06.2023

В 2022-2023 учебном году функционировали 24 РМО практически по всем направлениям деятельности. Руководство РМО осуществляют 29 руководителей. По сравнению с прошлым годом произошло увеличение количества РМО – введено РМО дефектологов.

 

В 2022-2023 учебном году работали 6 вновь назначенных руководителя РМО:

1) русский язык – Козионова Наталья Сергеевна (Сажинская СОШ);

2) математика – Шевалдина Наталья Васильевна (Артинский лицей);

3) география – Токарева Татьяна Владимировна (Артинская СОШ № 1) – вернулась, отдохнув 1 год;

4) физика – Мигачев Андрей Евгеньевич (Артинская СОШ № 1);

5) РМО психологов – Омелькова Татьяна Дмитриевна (Артинская СОШ № 6);

6) РМО дефектологов – Аристова Галина Александровна (Артинская СОШ № 6).

 

Кураторство РМО осуществляют специалисты Управления образования и методисты КЦССО:

- Желтышева И.В. – руководители РМО

- Кошкина Л.И. – 4 РМО (русский язык, математика, ОРКСЭ, ОВЗ)

- Сташкина С.С. – 1 РМО (история и обществознание)

- Сагацких Т.В. – 4 РМО (география, химия и биология, физика, информатика)

- Шадрина Т.Р. – 3 РМО (ОБЖ, иностранный язык, технология)

- Бодунова Е.Ф. – 4 РМО (физическая культура, инструкторы по физической культуре ДОУ, классные руководители 5-8 кл. и 9-11 кл.)

- Щапова Н.Ю. – 2 РМО (дошкольного образования и учителей начальных классов). Фактически 6 площадок.

- Зыкова М.П. – 3 РМО (библиотекари, ИЗО, музыка)

- Рухмалева Н.А. – 3 РМО (психологи, логопеды, дефектологи).

 

Методические объединения возглавляют самые опытные специалисты разных школ и детских садов.

Артинский лицей – 9 педагогов, в прошлом году было 12;

Артинская СОШ № 1 – 6 педагогов, в прошлом году было 5;

Артинская СОШ № 6 – 3 педагога, в прошлом году было 2;

Сажинская СОШ – 1 педагог, в прошлом году не было;

Манчажская СОШ – 2 педагога, показатель стабильный;

Сухановская СОШ – 1 педагог, показатель стабильный;

Куркинская СОШ – 1 педагог, показатель стабильный;

Д/сад «Радуга» - 3 педагога, показатель стабильный;

Д/сад «Сказка» - 2 педагога, показатель стабильный.

 

Анализ посещаемости РМО показал, что самые многочисленные РМО воспитателей детских садов, классных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей математики, русского языка, ОРКСЭ, биологии, химии, физкультуры, ОБЖ, физики, музыки, изобразительного искусства, учителей коррекционных классов, психологи, логопеды.

70-80% посещаемость показывают РМО учителей английского языка, начальных классов, географии.

Менее 70% посещаемость РМО учителей информатики, технологии, дефектологи.

В целом посещаемость РМО остается стабильной - 70% педагогов активно посещают профессиональные площадки. 

 

На заседаниях методических объединений преобладают деятельностные формы работы: это конкурсы для детей и педагогов, мастер-классы, секционные площадки, практикумы по решению задач и др., что позволило уйти от монолога к расширенному, профессиональному диалогу и взаимодействию.  

Отмечаем выполнение планов РМО в части обязательных встреч с коллегами не менее 4-х раз в год, проведения конкурсных мероприятий. Практически все руководители РМО обеспечили выполнение данных задач.  

Деятельность РМО строится на основе задач, поставленных в рамках августовских мероприятий. Эти же задачи по методическому сопровождению системы образования стали основой годового плана, утвержденного 31 августа 2022 года (Приказ №186-од).

В 2022-2023 учебном году РМО работали над темой «Повышение качества образования через внедрение современных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС».

Тема очень широкая, поэтому были определены задачи, через которые планировалось достигать более высокого качества образования:

- Разработка распорядительных актов на уровне муниципалитета о проведении открытых методических мероприятий в образовательных организациях Артинского ГО;

- Развитие педагогических компетенций по формированию у обучающихся функциональной грамотности;

- Развитие педагогических компетенций по формированию личностных особенностей каждого ребенка в рамках реализации Рабочих программ воспитания;

- Развитие педагогических компетенций по использованию информационного контента в рамках образовательного процесса;

- Развитие методических компетенций педагогов.

Тема и задачи сформированы на основе выявленных проблемных зон 2021 года.

В 2022-2023 учебном году был изменен формат методической работы. Принято решение об утверждении Модели методического сопровождения в Артинском районе, которая была утверждена 31 августа 2022 г.

Основные мероприятия, которые вошли в Модель и план методической работы в Артинском ГО на 2022-2023 учебный год:

- Школьный и муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. По данному направлению вытроена Модель сопровождения одаренных детей на школьном и муниципальном уровнях, обеспечена работа организационного комитета на уровне Управления образования, организована секция на ЕМД по сопровождению одаренных детей на разных уровнях подготовки;

- Методическая неделя для детских садов. В этом году продолжена практика обмена опытом в течение недели, когда каждый детский сад района представлял свои наработки. Мероприятия прошли в период с 13 по 16 марта 2023 года. Тема методической недели: «Современный детский сад – тенденции развития образования, проблемы и пути их решения».

На протяжении 4 дней педагоги из детских садов представляли опыт по следующим направлениям: 

Тема: «Повышение качества образования через развитие инициативы у детей дошкольного возраста»;

Тема: «Реализация программы ранней профориентации и ее влияние на развитие личности ребенка»;

Тема: «Реализация программы по выявлению и сопровождению одаренных детей с раннего возраста и до школы»;

Тема: «Воспитательные проекты в условиях реализации ФГОС ДО».

Педагоги рассказали об использовании инновационных технологий в познавательном и творческом развитии детей дошкольного возраста, организации поисково-исследовательской и экспериментальной, проектной деятельности. Детские сады используют в образовательной практике такие формы совместной деятельности как квест-технологии, лэпбук, студия мультипликации, интеллектуальный клуб, применяют ИКТ в образовательном процессе. 

Муниципальная методическая неделя решала задачи консолидации педагогического сообщества района на установление социального партнерства педагогов ДОO района, развитие их творческого потенциала на основе обмена идеями, проектами, разработками, технологиями инновационной педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Участники методической недели отметили актуальность поднятых проблем, высокий уровень организации и проведения недели.

Педагоги подчеркнули необходимость дальнейшего методического сопровождения реализации ФГОС ДО, создания условий для повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов ДОO, обобщения и распространения инновационного опыта. 

 - Единый методический день для школ и организаций дополнительного образования. 01.04.2023 года на территории Манчажской СОШ прошло большое муниципальное мероприятие профессионально-педагогической направленности «Единый методический день». 

Участие приняли все школы района и организации дополнительного образования. Охват составил 190 человек.

В соответствии с Программой, утвержденной приказом Управления образования, организована работа пяти секций: 

- Секция № 1: «Качество образования- стратегия развития современной школы» (куратор – Артинская СОШ № 1);

- Секция № 2: «Междисциплинарный подход в формировании функциональной грамотности» (куратор – Артинский лицей);

- Секция № 3: «Новые воспитательные технологии и современные тенденции воспитания в школе» (куратор – Манчажская СОШ);

- Секция № 4: «Участие обучающихся во Всероссийской Олимпиаде школьников, как ресурс повышения качества образования» (куратор – Артинская СОШ № 6);

- Секция № 5: «Путь к профессии начинается с детства: организация профориентации и сопровождения профессионального самоопределения воспитанников и обучающихся в условиях сельской школы» (куратор – Сажинская СОШ). 

Можно ли начинать профориентацию с детского сада? Как развить в ребенке умение адаптироваться в жизни? Как смотивировать ребенка, родителя и педагога на участие в олимпиадах? Что нового ждет систему образования в воспитательной работе? На эти и другие вопросы ответили спикеры, работающие в каждой секции. 

Педагоги поделились опытом применения педтехнологий по развитию у обучающихся функциональной грамотности; представили лайфхаки, полезные советы, рекомендации для педагогов, осуществляющих классное руководство, помогающие решать воспитательные задачи; провели мастер-классы по мотивации педагогов, родителей и обучающихся на участие в конкурсах и олимпиадах, предъявили опыт работы по подготовке обучающихся к успешному участию во Всероссийской Олимпиаде Школьников на разных этапах; представили систему профориентационной работы от дошкольного уровня до выпуска в СПО или ВУЗ, в том числе через проектную деятельность и индивидуальные маршруты обучающихся. 

- Организация деятельности Координационного совета по внедрению ФГОС ОО. ФГОС постоянно обновляется, внедряются ФГОС для детей с ОВЗ, ФГОС СОО, поэтому Координационный совет, созданный еще в 2012 году (ему уже 11 лет), продолжает работу. В состав Координационного совета входят специалисты Управления образования, все методисты КЦССО, руководители и заместители руководителей ОО. Решения Координационного совета рассматриваются начальником Управления образования и принимаются решения по развитию и совершенствованию системы образования в Артинском ГО;

- Организация деятельности Ресурсных центров в Артинском ГО. Третий год на территории Артинского ГО работает РЦ по реализации ФГОС СОО на базе Артинского лицея. Имеются результаты: на уровне всех школ разработаны и внедрены в образовательный процесс интересные, актуальные социальные практики, разработаны нормативные документы по ФГОС СОО.

Кроме того, решением Координационного совета по ФГОС уже два года организована работа Ресурсного центра по внедрению обновленных стандартов на базе Артинской СОШ № 1. Благодаря работе РЦ во всех ОО разработаны нормативные документы, определен регламент внедрения обновленных ФГОС, разработаны дорожные карты по переходу. С 1 сентября 2023 года все ОО переходят на обновленные стандарты с 1 по 10 класс. Решение о продолжении работы РЦ будет приниматься на Координационном совете.     

- Проведение муниципальных конкурсов профессионального мастерства. В Год педагога и наставника на уровне муниципалитета реализуется профессионально-педагогический проект «Профессиональны образования-2023». В состав проекта вошли муниципальные конкурсы «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагог дополнительного образования-2023», «Управленческая команда-2023». Успешная реализация данного проекта завершена в мае 2023 года.   

Учителем года стала – Бархаева Ф.Ш., учитель русского языка Артя-Шигиринского филиала Поташкинской СОШ;

Воспитателем года стала – Серебренникова М.В., музыкальный руководитель детского сада «Радуга»;

Педагогом дополнительного образования стал – Щапов М.В., педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования;

Лучшей управленческой командой стала команда Артинского лицея.

По сравнению с прошлым годом увеличилось количество муниципальных конкурсов с 3-х до 5-ти.

За последние три года значительно увеличилось количество педагогов, участвующих в конкурсах на разных уровнях.

Если в прошлом году мы говорили о рекордном участии 80-ти педагогов, то в этом году их уже 97.

Особую гордость вызывают победители и призеры областных и всероссийских конкурсов:

- Педагоги МАОУ «Староартинская СОШ», которые стали лауреатами областного конкурса «За нравственный подвиг учителя» - Баранникова Ольга Леонидовна и Паначева Наталья Павловна;

- Каюмов Дамир Гаптулянович стал победителем регионального этапа конкурса «Лучший учитель родного языка и литературы Российской Федерации-2022 года», а в этом году он получил знак отличия «Почетный наставник».

- МБОУ «Поташкинская СОШ» стала победителем в Областном конкурсе организаций, реализующих программы туристско-краеведческой направленности и получили грант в 150 000 руб.

- Команда Артинского лицея стали победителями Свердловской области и финалистами в конкурсе «Флагманы образования. Школа».Хочу такой сайт

- Команда Управления образования стала полуфиналистом конкурса «Флагманы образования. Муниципалитет» и представляла Свердловскую область в полуфинале конкурса в г.Москва.

- Бархаева Фидания Шайхулловна (Артя-Шигиринская школа – филиал Поташкинской СОШ) стала призером областного конкурса «Воспитать человека» и призером областного конкурса «Лучший учитель родного языка-2023» (как учитель родного русского языка). А также победителем областного конкурса на лучшую методическую разработку классного руководителя по воспитательной деятельности.

С января по декабрь 2022 года прошли 23 областных конкурса. Наши педагоги приняли участие в 13-ти их них. В 2023 году (с января по май) прошло 15 конкурсов, наши педагоги приняли участие в 10-ти из них.

- Заседания районных методических объединений по важнейшим вопросам внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, позволяющих повышать качество образования обучающихся, вопросам сопровождения детей, имеющих дефициты, а также формированию необходимых компетенций педагогов по достижению высоких результатов;

- Посещение открытых уроков стало ключевым мероприятием 2022-2023 учебного года. В этом году возобновлена практика данного вида методического контроля. На основании приказа Управления образования Администрации Артинского городского округа от 31 августа 2022 года № 187-од «Об утверждении Модели методического года 2022-2023», в период с 1 октября 2022 г. по 3 марта 2023 г. проведены открытые уроки во всех школах Артинского городского округа.

Основная роль по подготовке анализа открытых уроков отводилась руководителям районных методических объединений. Руководителям РМО удалось посетить 50% уроков. Остальные уроки посещали сотрудники Управления образования, завучи и педагоги школ района, всего посещено 70% педагогов. В марте проведено заседание руководителей РМО, где каждый представил анализ выездных мероприятий.

В целом руководителями РМО отмечается, что педагоги добросовестно подошли к открытым урокам, отмечается доброжелательность и приветливость.

При рассмотрении компетентностных подходов к уроку отмечается, что педагоги проводят уроки в соответствии с требованиями ФГОС, применяют разнообразные приёмы и методы активизации познавательной деятельности учащихся, особенно в начальных классах. Учителя хорошо владеют теорией и методикой преподавания. На уроках используют наглядные пособия и раздаточный материал, интерактивное и мультимедийное оборудование (компьютерные презентации).

Отмечается, что учителями уделялось внимание на уроках и воспитательному компоненту (в основном профориентационной направленности).

Педагоги достаточно хорошо владеют понятийным аппаратом и символическим языком. Содержание уроков включает творческие и исследовательские задания (лабораторные и практические работы) соответствующие возрастным особенностям детей, ориентированных на интересы и склонности обучающихся.

В ходе уроков отражены разнообразные формы деятельности обучающихся. Учителя организуют работу индивидуальную, в парах, группах и т.д. Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.

На этапе рефлексии наблюдается обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока. Домашнее задание составляется учителями с учетом индивидуальных особенностей детей, предлагается возможность выбора (разные уровни сложности). Однако не у всех педагогов это получается.

Рядом педагогов применялась организация межпредметной связи с другими предметами, что повышает ценность урока.

Педагогами используются различные формы взаимодействия с детьми: квест - игра, кафе и т.д. Около 40% педагогов используют и новые технологии, такие как сингапурские технологии (прием встречи и объяснения материала), компьютерные технологии (быстрая проверка полученных знаний с помощью программного обеспечения).

Руководители РМО отмечают, что учителя работают над смысловым чтением, работая с текстом на разных уроках.

В рамках уроков прослеживается и подготовка к ГИА, через задания, которые имеются в КИМах.

Вместе с тем, руководителями РМО отмечаются и проблемные моменты.

В Артинском городском округе есть педагоги (порядка 30%), которые проводят уроки в устаревшей «традиционной форме».

Отмечается больше теоретический, чем системно-деятельный подход педагогов к уроку.

Система оценивания не имеет единых подходов, поэтому педагоги, зачастую, не озвучивают оценки на уроке.

При проведении открытого урока педагоги старались показать всё, чем владеют, поэтому не представлялось возможным оценить качество полученной детьми информации на предыдущих уроках.

Трудности вызывает и соблюдение этапов урока, особенно «Целеполагание» и «Оценивание». Перед детьми не всегда ставится деятельностная цель, т.е. что они научатся делать, а также часто не ставится и обучающая цель – что усвоят дети, с какими знаниями уйдут с урока.

В большинстве учителя не используют инновационные технологии, которые рекомендуются к использованию новыми ФГОС. Это технологии командной работы, такие как:

- технология смешанного обучения (приемы: «ротация станций», «смена рабочих зон», «перевернутый класс»);

- методы группового познания (бригадный метод, метод «пилы», аквариумное обсуждение, мозговой штурм, полилог).

Содержание уроков, как правило, направлено на сдачу ГИА, а не на использование материала в жизни. Не используются технологии практического применения изученного материала, особенно на основных предметах – математика и русский язык. Можно сделать вывод, что не все учителя применяют в своей работе заложенные во ФГОС требования по развитию функциональной грамотности обучающихся.

Учителя физической культуры, технологии не всегда проводят инструктажи по безопасности при подготовке к непосредственному выполнению тех или иных заданий.

К сожалению, среди учителей отмечается и недостаток коммуникативных предметных компетенций.

Зачастую, при оценивании, не используется критериальный подход. Не всегда учитывается принцип дифференцированного обучения: нет заданий разного уровня сложности.

Рефлексия проводится только в конце урока, хотя в соответствии с ФГОС необходимо проводить после выполнения каждого этапа урока. (Этим достигается осознанность обучения).

Многие уроки оказались перенасыщенными методическими приемами, вследствие чего не достигается цель урока и выход за временные рамки.

Особенно проблемным вопросом стала контрольно-оценочная деятельность – проблема преодоления «универсальности» школьной отметки в оценивании предметных знаний и умений. Отсутствие опыта в оценивании метапредметных результатов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом педагоги Артинского городского округа знакомы с требованиями ФГОС и применяют современные методы работы в своей деятельности. Однако, порядка 30% педагогов, не учитывают в своей деятельности необходимый объем требований Стандарта.

Особую озабоченность вызывают такие моменты, как:

- не использование критериального оценивания;

- неумение оценивать метапредметные результаты;

- нежелание педагогов осуществлять деятельность в соответствии с современными требованиями ФГОС (соблюдение этапов урока, использование ИКТ-технологий, разнообразие средств и методов работы).

Данные проблемные вопросы станут основополагающими при подготовке к новому учебному году.

Руководителям образовательных организаций рекомендовано обеспечить внутришкольный контроль по теме критериального оценивания в 2023-2024 учебном году.

Руководителям РМО рекомендовано определить общую тему следующего учебного года «Технология критериального оценивания образовательных результатов обучающихся как средство успешной реализации обновленных ФГОС».

Методическому центру КЦССО рекомендовано определить задачи, направленные на выполнение методической темы 2023-2024 учебного года, связанные с решением вопросов по критериальному оцениванию.

Предлагается определить цель методического года 2023-2024:

Цель: Обеспечение достижения всеми педагогическими работниками Артинского ГО результатов успешной реализации ФГОС в части единой системы оценивания, через внедрение в образовательный процесс технологии критериального оценивания.

Задачи РМО на 2023-2024 учебный год:

- достижение 100%-го обучения педагогов на курсах повышения квалификации по технологии критериального оценивания;

- провести в рамках каждого РМО учителей-предметников семинары, мастер-классы, интерактивы по применению технологии критериального оценивания;

- методическому центру провести документарную проверку Положений об оценивании каждой ОО, с последующей выдачей рекомендаций ОО;

- обучить максимальное количество педагогов в качестве экспертов по проверке экзаменационных работ ОГЭ;

- провести открытые уроки педагогов, которые успешно используют технологию критериального оценивания в рамках образовательного процесса;

- руководителям РМО определить перечень педагогов, нуждающихся в помощи по критериальному оцениванию и посетить уроки данных педагогов;

- рекомендовать руководителям ОО обеспечить внутришкольный контроль для определения уровня подготовки педагогов по использованию технологии критериального оценивания, использования разнообразных ресурсов (в том числе ИКТ-технологий) на уроке.

- провести муниципальное методическое мероприятие по технологии критериального оценивания (одна из секций).

- руководителям РМО учителей-предметников определить перечень мероприятий, направленных на изучение и применение технологии критериального оценивания.

 

Исходя из тематики, цели и задач предлагается проект Модели методического года на следующий учебный год.

7 основных, уже традиционных, блоков:

Открытые уроки в период с октября по декабрь 2023 г. (с использованием нового формата – открытые уроки будут проводить ведущие учителя в своей области и направлены они будут на решение вопроса критериального оценивания). В рамках данного блока руководителям РМО предлагается посетить уроки тех педагогов, которые в 2022-2023 учебном году показали недостаточный уровень компетенции или тех, кого не удалось посетить в этом году (по отдельному плану руководителя РМО).

Единый методический день для дошкольных образовательных организаций. Предлагается провести его на базе сельского детского сада с обязательным участием на профессиональных площадках представителей всех детских садов (январь-февраль). Тематику предлагается определить на заседании РМО старших воспитателей.

Единый методический день для школ и организаций дополнительного образования (март). Предлагается провести его на базе Артинского лицея (в обновленных условиях после капитального ремонта) по темам, которые будут определены на Координационном совете в октябре 2023 года.

Организация и проведение муниципальных профессиональных конкурсов, посвященных Году педагога и наставника. Проект «Профессионалы образования-2023» будет продолжен в новом учебном году. Предлагается в сентябре провести конкурс «Молодой учитель-2023», в октябре - конкурс «Эстафета поколений» на базе Артинской СОШ № 6. А также, в октябре провести конкурс «Лучший советник по воспитанию-2023». Муниципальные этапы конкурсов «Учитель года» и «Воспитатель года» пройдут традиционно, в установленные ИРО СО сроки, «Педагог дополнительного образования» - будет проведен в апреле-мае с обязательным участием педагогов, работающих в центрах «Точка роста».

Организация и проведение Всероссийской олимпиады школьников (по отдельному плану).

Организация работы Координационного совета по внедрению ФГОС и Ресурсных центров (по отдельным планам).

Непосредственно заседания районных методических объединений (по отдельным планам).

 

Все мероприятия будут проводиться в рамках Года педагога и наставника и объединены в единую Модель, которая планируется к утверждению приказом Управления образования в августе 2023 года.   

 

Исходя из приведенного анализа, мы видим, что в целом Модель методического года-2022-2023 реализована в полном объеме. Те задачи, которые мы ставили перед собой, выполнены.

Определены и проблемные точки, они связаны с критериальным оцениванием. Данные проблемы встанут в основу плана методической работы на 2023-2024 учебный год.

 

Кроме того, определены и основные направления деятельности системы образования на 2023-2024 годы.

Значимая роль в системе образования отводится Году педагога и наставника.

Особый акцент отводится патриотическому воспитанию детей и молодежи.

Остается в нашей работе (в том числе в воспитательной деятельности) и ранняя профориентация детей. Продолжается реализация муниципальной программы и модели по профориентации, а также с нового учебного года планируется Единая модель профориентации на уровне РФ, в которую войдет организация работы профильных классов (в нашем муниципалитете функционируют педагогические классы (АСОШ № 1, Артинский лицей), медицинский класс (АСОШ № 1), сельскохозяйственный класс (Сажинская СОШ) и планируется к открытию юридический класс на базе АСОШ № 6).

Продолжается работа по формированию функциональной грамотности детей (в том числе с уровня дошкольного образования).

Остаются актуальными вопросы защиты детей, безопасности Государства, формирования гражданско-патриотической культуры общества.

Цифровая трансформация системы образования - переход на новую, единую информационную систему ФГИС «Моя школа», организация работы в «Сферуме», ВК-Мессенджере.

Создание единого образовательного пространства. С 01.09.2023 года начинается внедрение единых ФОП, единых обновленных ФГОС, единого 5-дневного графика работы школ, единого каникулярного периода для всех школ и эксперимента по подготовке выпускников к ГИА во всех школах по единому учебному плану.

Создание благоприятных образовательных условий через участие в Нацпроекте «Образование», таких проектах, как создание центров «Точка роста» и в программе по капитальному ремонту. В новом 2024 году планируется капремонт в Артинской СОШ № 1 и центр «Точка роста» в Азигулово и Сухановке.

Таким образом, анализ деятельности РМО позволил определить проблемные точки в деятельности системы управления образованием и наметить основные направления, цели и задачи по достижению высокого качества в образовании обучающихся и преподавании педагогов.

  

Заместитель начальника Управления образования

Администрации Артинского городского округа                                       И.В. Желтышева

Просмотров всего: , сегодня:

Анализ.docx (скачать)

Дата создания: 23.08.2023

Дата обновления: 23.08.2023

Дата публикации: 09.06.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».