Гаджетомания

23.08.2023

Главный вопрос, который родители должны задать сами себе: "Кто приучил?" Сложно признавать свою вину, но сделать это необходимо!


Порой родители не всегда отслеживают, как сами приводят сына или дочь к этой зависимости, знакомя своих детей с гаджетом еще в раннем возрасте, с гаджетами, в которых намного больше функций, чем необходимо ребенку. 


И причин, по которым родители самостоятельно вручают детям смартфоны, несколько.


Первая причина – это занять ребенка, чтобы он не мешал родителю заниматься своими делами(готовка, уборка, работа и тд), ведь с гаджетом ребенок сидит, играет и никого не трогает.


Вторая причина – занять ребенка гаджетом, чтобы быстро и без истерик накормить его, одеть, подстричь ему ногти и т.д. Но проходит время, и родители уже возмущаются, что ребенок сам себя занимает и развлекает исключительно гаджетами.


Возникает вопрос: "А зачем ребенку крутой телефон или планшет? Зачем ему "айфон"?"


Зачастую родители говорят, что это некий способ сближения ребенка с одноклассниками и сверстниками; что если у его сверстников хорошие телефоны, в которые они играют, то с кнопочным  он будет изгоем….

И далее именно эти телефоны приводят детей и их сверстников к зависимости. Стоит ли это того? Ведь, если завтра кто-то из сверстников принесет наркотики или сигареты, родители не пойдут покупать своим такое же, чтобы их сын был на одном уровне с друзьями.


Начать работу над возникающими трудностями нужно именно с того, чтобы увидеть и признать именно свою ответственность в этой ситуации, а не обвинять ребенка.


Увлечение компьютерными играми само по себе не опасно. Но когда оно переходит в зависимость? 


Основные признаки того, что ваш ребенок – игроман или жертва интернет-зависимости:


* Он стал меньше общаться на отвлеченные темы. Все разговоры - вокруг любимой игры.

* Его не интересует учеба, он перестал посещать секции, или делает это крайне неохотно.

* Все свободное время ребенок проводит за компьютером. Любые попытки заставить его выключить технику приводят к скандалу. Попытки родителей ограничить время за монитором вызывают у ребенка приступы плача, ярости, истерики.

* Ребенок стал более раздражительным, у него часто и без причины меняется настроение – от возбужденности он легко переходит к депрессивной хандре.

* Он не умеет контролировать свое время, проведенное за компьютером. Говорит, что поиграет два часа, а просидеть может гораздо дольше.

* Ребенок перестал следить за собой: без напоминаний он может забыть умыться, почистить зубы, переодеться.

* У него не осталось друзей. Он почти ни с кем не общается.

* У вашего ребенка «пробелы в памяти». Страдает краткосрочная память, он может не вспомнить, что говорил или обещал несколько часов назад.


Если вы в этом списке обнаружили хотя бы три совпадения, это повод принять срочные меры. В интернете можно найти специальные тесты, позволяющие после заполнения анкеты понять, насколько велик риск развития компьютерной зависимости. Они во многом субъективны, и не позволяют провести стопроцентную диагностику, но общее представление о проблеме составить можно.


Не секрет, что различные исследования уже выявили негативные эффекты раннего приобщения к цифровым устройствам: недоразвитие социальных навыков, проблемы с концентрацией внимания, памятью, эмоциональной и коммуникативной сферой. 


Дети с высоким уровнем тревожности часто «подсаживаются» на героические компьютерные игры. Им нравится идентифицировать себя с всемогущим персонажем игры, который одной левой убивает полчища монстров. В этом случае ребенок как бы компенсирует недостаток смелости и решительности в реальности.


Разработчики игр все это отлично знают, и с каждым годом все более совершенствуют свой продукт – качественный звук, 3D- графика, эффект присутствия… Все создается для того, чтобы внутри игры человек чувствовал себя «по-настоящему». 


Детская психика более лабильна, их легче увлечь, чем взрослых, они быстрее верят в происходящее. Именно поэтому на каждого взрослого, страдающего компьютерной зависимостью, в нашей стране сейчас приходится более 20 детей с такой же проблемой.


Что происходит на самом деле? Ребенок перестает воспринимать мир таким, как раньше. По мере развития компьютерной зависимости, он утрачивает лучшие человеческие качества – сопереживание, любовь, честность.


Больше всего зависимости от гаджетов подвержены:

* Дети, страдающие от дефицита внимания. Родители уделяют им недостаточно времени, а потом и сверстники их игнорируют. Лучшая профилактика в этом случае – любовь и участие в жизни ребенка.

* Дети-холерики и дети-меланхолики. Их мировосприятие является особенным, и без компьютеров. Ребята с такими темпераментами легче других «вживаются» в предлагаемые обстоятельства.

* Дети из «проблемных» семей. Речь идет о семьях, где практикуется домашнее насилие: скандалы, побои, принуждение к чему-либо. И даже, если жертвой насилия является другой член семьи, ребенок будет психологически стремиться совершить побег из этой, некомфортной реальности в иную. Почему бы не в виртуальную? То же касается и семей, где недавно произошел развод родителей, и ребенку пока еще трудно принять перемены.

* Ребенок, не приученный беречь время. Если малыша с детства не научили рационально распоряжаться своим временем, то к 10-12 годам у него появляется слишком много свободных минут и часов. Он искренне полагает, что обязанность убрать комнату или вынести мусор можно отложить на потом. В виртуальности куда интересней проводить время. Без родительского контроля такой ребенок не будет хлопотать по хозяйству, но за компьютер будет садиться с большим удовольствием.

* Дети, страдающие комплексами. Девочке, которой не нравится собственная внешность, в компьютерной игре выпадает шанс стать красавицей-воительницей. Застенчивому и робкому мальчику удается побыть героем-победителем. Игра заполняет пустоты в душе ребенка, и постепенно он перестает быть собой, а становится персонажем игры.


Наибольшая опасность гаджетов в юном возрасте заключается в том, что в этот период развиваются основные функции мозга – внимание, память, мышление, воображение, речь, развитие моторики и тд. Кроме того, на экране гаджета или компьютера слишком быстро мелькают кадры и не дают зрителю сфокусироваться и осмыслить информацию.


Ребенок становится «пунктом приема любой информации без ее осмысления», а в 6-7 лет родители начинают тревожиться, что ему трудно сосредоточиться, выстроить сюжет, он становится рассеянным. Почему? Потому что с ранних лет он привыкает к мельканию, его внимание не тренировано, мышление не развивается, воображения нет, память не тренируется.


Гаджетовая зависимость может привести к весьма плачевным последствиям:

* Социальная изоляция, отсутствие у ребенка умения общаться и договариваться.

* Нервные и психические расстройства личности – психоз, клиническая депрессия, истерия, шизофрения.

* Сложности с обучением, отсутствие мотивации.

* Ассоциальное поведение, отсутствие понимания границ дозволенного, в том числе и закона. Как следствие – ребенок может стать преступником.

* Заболевания: гастрит, нарушение осанки,геморрой, синдром хронической усталости, истощение всего организма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, миопия, глаукома, «синдром сухого глаза», дальнозоркость, дисплейный синдром.Хочу такой сайт


Как помочь ребенку?


Существует несколько способов помочь ребенку избавиться от зависимости. Но следует учитывать степень пристрастия. В некоторых случаях родители могут помочь своему чаду самостоятельно, а в некоторых нужна помощь специалистов.Хочу такой сайт


Что делать?

Шаг 1: Пересмотреть отношения

Во время консультации я спрашиваю: как строится ваша жизнь, сколько времени вы проводите вместе с ребенком? 80% родителей отвечают, что они каждый день вместе делают уроки и по выходным гуляют в парке, ходят в кино или в гости. Но это не совместная деятельность! 


Зачастую совместная занятость обычной семьи заканчивается на поездках к бабушке раз в неделю или прогулке в парке, но этого мало!

Первый шаг в борьбе – проанализировать отношения с ребенком: сколько времени вы проводите вместе каждый день и как вы общаетесь, доверяете ли друг другу, делитесь ли своими переживаниями, просите ли советов.


Если дитя уходит в гаджет, то, скорее всего, в семье нарушены отношения с родителями. Он чувствует себя одиноким, неинтересным, незначимым, а зачастую и несостоятельным, и самый лучший его друг – это электронное устройство.


При этом в компьютерных играх, в общении в социальных сетях ребенок, наоборот, чувствует себя общительным, сильным героем. Родители при этом теряют авторитет. И наступает ситуация, когда родители позвали ребенка в кино или в гости, а он говорит: "Не хочу, лучше в телефоне посижу".


На этой стадии "нездоровых" отношений с техникой психологи рекомендуют обращаться за помощью к специалисту и учиться по-новому выстраивать общение и отношения.


Воспитательная беседа-это отличный способ на самой начальной стадии зависимости. Он важен, чтобы понять причины пристрастия. Почему ребенку по ту сторону монитора лучше, чем с вами? Самая распространенная ошибка – начать читать лекции о вреде компьютера, скандалить и взывать к совести ребенка. Это все будет лишь раздражать его. Попробуйте стать «соратником».


Проведите вечер вместе с ребенком в его любимой игре. Поиграйте с ним, пообщайтесь. Пусть он расскажет вам обо всех персонажах и их возможностях. По ходу виртуальных приключений аккуратно выпытывайте у ребенка, почему ему нравится быть этим героем, а не другим? Зачем ему столько оружия? С кем он борется? Контакт будет налажен, возможно, не с первого раза. Но когда вы для себя поймете, что привлекает сына или дочь в игре, то сможете спланировать его досуг несколько иначе, включив в него то самое, недостающее.

Шаг 2: Найти замену

Как правило, самый популярный метод у родителей – это отобрать гаджет. Если решили следовать ему, то рекомендуется подумать о том, что дать взамен. "Нельзя у ребенка забрать удовольствие, не найдя приемлемой альтернативы. У любого ребенка есть уникальность, деятельность, которая его увлекает, от чего у него загорятся глаза. Это может быть творчество: поделки из дерева, робототехника или плавание, катание на картингах, фотография или слайды из фотографий. Представляете, как повысится самооценка ребенка!


В борьбе с гаджетами главное оружие – это родительская мудрость. Вы можете вместе сидеть и пользоваться популярными соцсетями, но искать там что-то развивающее и полезное. Например, знать, как делают ростовые цветы, как написать картину, как сделать правильное и красивое фото для аватарки и тд, а в последствии у вас и ребенка появится идея сделать такие же цветы, или фотокартину и тд,и подарить ее кому то из семьи. В этом случае гаджет объединит семью и поможет принести радость.

Шаг 3: Общаться вживую

В семье нужно завести семейное правило: пришел домой – отключи телефон. Например, известный бизнесмен Стив Джобс запрещал своим детям пользоваться гаджетами, а в семье Михалковых-Кончаловских было правило: приходя домой, все отключают сотовые телефоны и для связи используют только домашний телефон.


Что страшного – выпустить из рук на вечер телефон? И что произойдет, если мы увидим те или иные сообщения или пролистаем ленту новостей в соцсетях не вечером, а утром?

Шаг 4: Быть примером

У нас самих у многих зависимость от гаджетов, это и по родителям видно. Как и чем мы наполняем свой досуг? Какие у нас есть увлечения? Важно начать с себя и подумать, какой пример мы показываем своим детям.

Шаг 5: Приучать к ответственности

Отвечая на вопрос, сколько времени ребенок может смотреть мультфильм или играть, важно учитывать возраст. Для детей до пяти лет безопасно смотреть мультфильмы в общей сложности от 5 до 15 минут в день. Пяти-шестилетнему дошкольнику не повредят полчаса в день, проведенные перед экраном или монитором, школьникам временные границы можно расширить от часа до полутора. При этом нужно совместно договариваться о временных рамках и учить ребенка самого отслеживать время.


Если мы – контролеры, постоянно говорим, к примеру, что час уже прошел, то мы становимся врагом номер один, а если что-то случится с контролером, например, мама уедет в командировку, ребенок круглые сутки будет играть? Я советую, в случаях нарушения договоренностей, говорить ребенку, как это влияет на ваши отношения, как ранят пустые обещания, и искать варианты как это можно исправить. Наша задача – показывать нашим детям, что их жизнь и отношения в их руках.


Рекомендации родителям

* Если вы обнаружили у ребенка компьютерную зависимость, не впадайте в панику. Вы можете испугать его своей реакцией и еще глубже загнать в отрешенное состояние. Проанализируйте ситуацию и составьте план выхода из нее.

* Не кричите, не обвиняйте своего ребенка. Он не виноват. В конце концов, не мы ли сами, дали ему однажды в руки гаджет, чтобы занять его на некоторое время? Возьмите ответственность на себя, и запаситесь терпением. Компьютерная зависимость быстро не отступает.

* Найти удачное время для беседы с вашим сыном или дочерью. Ищите причину его добровольного ухода в виртуальность.

* Предложите ребенку интересные способы провести досуг. Помните, они должны быть созвучны с причиной зависимости. Если робкий ребенок увлекся играми, чтобы почувствовать себя всесильным, отдайте его в секцию бокса, карате, организуйте прыжок с парашютом. Если подростку не хватает острых впечатлений в повседневности, предложите вместе в выходной пойти и поиграть в пейнтбол или принять участие в интерактивном квесте в реальности. Сейчас они распространены. Там ребенок сможет почувствовать себя все тем же героем, но уже по-настоящему. Если у сына или дочки проблемы с общением, запишите ребенка в театральную студию, на танцевальные курсы, куда угодно, где действует принцип «мы — команда».

* Ставьте перед зависимым ребенком цели. И постепенно приучайте его ставить цели самостоятельно и идти к ним.

* Не стоит запрещать ему садиться за компьютер или отбирать у него гаджет, пытаясь силой отучить от планшета. Это вызовет агрессию и обиду. А эти чувства не способствуют установлению контакта.

* Обозначьте ребенку круг его обязанностей. Уроки, уборка, выгул собаки, вынос мусора. Не бойтесь перегрузить его. От дел по хозяйству еще никто не умирал. Поощряйте за сделанное, но только не дополнительным временем за компьютером. Систему поощрений установите сами. Что это может быть? Небольшие деньги, которые ребенок сможет копить на кроссовки своей мечты или что-то другое, что ему хочется.

* Компьютерная зависимость стремительно молодеет. Если 10 лет назад ею страдали 14-16-летние подростки, то сейчас можно встретить мам, которые жалуются, что не могут выгнать из-за монитора своего 4-5 летнего малыша. Если ребенку еще нет 10 лет, постарайтесь строго дозировать время, проведенное в игре. Желательно, не более получаса в день. А лучше всего найти альтернативное занятие, компьютер не лучшая игрушка для маленьких детей.

* Будьте готовы меняться сами. Вместе с ребенком вы будете прыгать с парашютом, осваивать роликовые коньки, ходить на рыбалку или на танцы. Помните, что в одиночку ему с зависимостью не справиться.

* Не расслабляйтесь. Как при лечении алкоголизма или наркомании, у пациента могут случаться рецидивы, срывы. Вот-вот, казалось бы, удалось ребенка отвлечь от «танчиков» и «войнушки», но вы поссорились, и он снова отдаляется, пытаясь скрыться в игре.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.08.2023

Дата обновления: 27.08.2023

Дата публикации: 23.08.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».