03.08.2023
1. Описывайте поведение и усилия, проделанные ребенком, а не оценивайте его в общем.
Фразы типа "Хорошая девочка" или "Хорошая работа" не обеспечивают ребенка конкретной информацией, которая поможет ему дальше развиваться в желаемом направлении. Вместо этого скажите, что вы видите, избегая оценочных слов. Например: "У тебя в рисунке много ярких цветов" или "Ты построил такую высокую башню".
Даже простое "Ты это сделал!" обеспечивает ребенку знание о том, что вы заметили его усилия, но при этом вы не выставляете ему отметок.
2. Ученые считают, что любое позитивное внимание к желаемому поведению дает весьма неплохой эффект.
Поощрительные описания типа "я видел, как долго ты собирал этот пазл" или "Ого! Ты дал брату поиграть своей новой игрушкой" говорят ребенку о том, что родители ценят его усилия, попытки наладить общение и взаимопонимание. Многое зависит от тона, каким это сказано.
3. Избегайте хвалить ребенка за то, что не стоило ему никаких усилий или за решение задач, в которых в принципе невозможно допустить ошибку.
Это не значит, что нужно говорить "Ну, с этим и любой младенец справится!", просто не хвалите, потому что это может побудить ребенка избегать трудных заданий.
4. Будьте осторожны, когда хотите похвалить ребенка, который только что пережил неудачу или допустил ошибку.
Похвалы, типа "Отлично. Ты сделал все, что мог", часто воспринимаются, как жалость. Такое поощрение может укрепить веру ребенка в то, что он допустил ошибку из-за своих ограниченных возможностей или интеллекта (и тут делу не поможешь), а не из-за недостаточных усилий (а тут вполне есть над чем работать).
В то же время сказать ребенку "Старайся лучше!" не означает дать ему конкретную информацию, как же именно стараться. Лучше прибегнуть к конструктивной похвале и конкретно указать, что же именно удалось ребенку в этот раз. Например, "Ты упустил мяч, но в этот раз ты его почти поймал".
5. Похвала должна быть честной.
Она действительно должна отражать реальные усилия ребенка по достижению цели. Нет смысла говорить "Я знаю, ты старался", если он неделю перед контрольной бил баклуши.
Завышенная похвала обесценивает поощрения в принципе.
6. Смотрите, подходит ли ребенку то, чем он занимается.
Да, конечно, поощрение должно поддерживать и стимулировать интерес ребенка к желательной активности. Но если вам приходится непрерывно в огромных дозах хвалить и поощрять, чтобы поддержать интерес ребенка к этой деятельности, подумайте, подходит ли она ему.
Речь не идет о тех видах деятельности, которые вы считаете обязательными для жизни и развития ребенка. Но если их слишком много (или слишком мало), пересматривайте иногда список.
7. Не обесценивайте похвалы.
Похвала вполне может войти в привычку. Если ребенок реально вовлечен в какое-то дело и ему вполне достаточно собственной мотивации, похвала тут совершенно лишняя.
Все равно, как вы будете сидеть напротив и умильно говорить: "Ну как же ты прекрасно ешь шоколад!".
8. Думайте о том, чего хотел достичь сам ребенок.
Например, если ваш ребенок наконец-то выговорил слово "печенька" вместо того, чтобы кричать в экстазе "Ты сказал "печенька"! Милый, ты слышал, он сказал "печенька"!", дайте ребенку печенье, ведь он затратил столько усилий, чтобы получить желаемое, и именно печенье должно стать его поощрением.
Старайтесь понять ребенка и помочь ему выразить то, что он пытается выразить. Это будет для него лучшей похвалой.
9. Избегайте похвалы, которая сравнивает ребенка с другими.
На первый взгляд сравнивать достижения ребенка с успехами его сверстников может показаться неплохой идеей. Исследования даже показывают, что такое сравнение может повышать мотивацию ребенка и удовольствие от выполнения задания.
Но ребенок может стать настолько помешанным на "победах", что будет всеми силами избегать незнакомых областей, где он не может сразу стать победителем. Соответственно, он перестает учиться и развиваться. Зачем связываться с неизвестностью и рисковать провалом?
Сравнительная похвала не готовит ребенка к встрече с неудачей. Вместо того, чтобы учиться на своих ошибках, такие дети пасуют перед лицом поражения и чувствуют полную беспомощность.
10. Избегайте хвалить ребенка за какие-то и так присущие ему качества – красоту, острый ум, умение быстро находить контакт с людьми.
Дети, которых хвалили за их качества, например, интеллект:
- Чаще сдаются после одного поражения;
- Чаще снижают уровень выполнения заданий после поражения;
- Чаще неадекватны в оценке своих достижений.
- Более того, любую неудачу они склонны воспринимать, как доказательство собственной тупости.
Очень важно понимать, что у ребенка разные потребности на разных этапах развития.
Маленькие дети остро нуждаются в одобрении и поддержке. Был проведен эксперимент, который подтвердил (кто бы сомневался?), что трехлетки гораздо активнее рискуют и изучают новые виды деятельности, если матери в возрасте двух лет поощряли их попытки к независимости.
Старшие дети с большим недоверием относятся к нашим попыткам их похвалить. Они очень чувствительны к тому, почему и зачем мы их хвалим. И склонны подозревать нас в манипуляциях или снисходительности (похвала свысока).
- Итак, если кратко подытожить рекомендации ученых, получится следующее:
- Будьте конкретны;
- Будьте искренни;
- Поощряйте новые виды деятельности;
- Не хвалите за очевидное;
- Хвалите за усилия и поощряйте удовольствие от самого процесса.
А от себя добавлю. Рекомендую широко пользоваться здравым смыслом и, переварив эту информацию, использовать то, что подходит именно вам. Суть любых знаний в расширении выбора. И, возможно, зайдя в родительский "тупик", вы вспомните что-то из прочитанного и захотите расширить свой репертуар.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.08.2023
Дата обновления: 27.08.2023
Дата публикации: 03.08.2023