Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Поташкинская средняя общеобразовательная школа» СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Поташкинская СОШ» протокол от 26.09.2020 № 2 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Поташкинская СОШ» ____________________Русинов П.Ю. Приказ № 183-од от 26.09.2020г. СОГЛАСОВАНО с учетом мнения общешкольного родительского собрания протокол от 26.09.2020 № 1 ПРОГРАММА ПО РОДИТЕЛЬСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «МЫ вместе» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Поташкинская средняя общеобразовательная школа» с.Поташка 2020 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Воспитание требует терпения...Но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания». Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные (представленные деятельностью образовательных учреждений) и семейные стороны воспитания. Социальное партнѐрство школы с семьѐй (педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ «Об образовании) перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность. Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав поддержку альтернативной системе обучения. В настоящее время семья в Российской Федерации переживает противоречивое и сложное состояние: Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.). Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье, утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.). Наблюдается тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фонв семье. Серьезной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов –от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворенность качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.). В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребѐнка. Все это обуславливает необходимость педагогического просвещения (обучения) родителей. Цель программы: содействие педагогическому образованию родителей как способ оказания им помощи в преодолении социокультурных и психолого-педагогическихпроблем, связанных с воспитанием детей. - - - Задачи: Пропаганда и возрождение семейных традиций; формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей; Пропаганда здорового образа жизни; Информационное, методическое сопровождение педагогического образования родителей, обеспечивающее формирование активной педагогической позиции; вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры; - Расширение спектра форм и видов деятельности работы с родителями; - Педагогическое самообразование родителей; оказание психологической помощи в преодолении внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком - Создание условий для развития и укрепления семейных ценностей и толерантного отношения друг к другу; Активизация деятельности родительских комитетов и Совета школы. - В основу программы легли важнейшие принципы повышения педагогической культуры родителей Принципы: 1.Принцип систематичности и последовательности. Программа представляет собой целенаправленное систематическое педагогическое просвещение родителей, руководство педагогическим самообразованием родителей и вовлечение их в деятельность по воспитанию детей. Систематичность и последовательность предполагает единство и преемственность всех звеньев программы, при этом то или иное структурное звено является продолжением предыдущего. 2. Принцип единства общественного и семейного воспитания. С учетом этого принципа строится содержание программы, даются практические задания, распределяются поручения среди родителей, что оказывает существенное влияние на работу школы с семьями учащихся. 3. Принцип оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм повышения педагогической культуры родителей. Суть этого принципа в том, что коллективную работу родителей по освоению педагогических знаний и умений продолжает соответствующая работа с группами родителей (по классам), а также индивидуальная работа с отдельными семьями. И наоборот: индивидуальная и групповая работа способствует плодотворному участию родителей в коллективной работе по освоению необходимых знаний, умений для достижения более высоких результатов в обучении и воспитании детей. Срок реализации программы –2020 –2025 уч.год Исполнители -педагогический коллектив Соисполнители – обучающиеся, родители (законные представители) Программа реализуется педагогическим коллективом, контроль за исполнением Программы осуществляется администрацией школа; промежуточные и итоговые результаты обсуждаются на педагогических советах, родительских собраниях, совещаниях при директоре. Этапы реализации программы: Организационный (сентябрь 2020г. – сентябрь 2025г.) 1. Формирование творческой группы педагогов, учащихся, родителей по разработке программы; 2. Определение «поля проблем» в работе с родителями; 3. Поиск новых эффективных форм взаимодействия с родителями; 4. Разработка Программы работы с родителями. Деятельностный(октябрь 2020г. – октябрь 2025 г.) 1. Мотивация участников образовательного процесса на предстоящую деятельность (педсовет, классные родительские собрания, круглые столы, работа общешкольного родительского комитета, анкетирование); 2. Составление плана работы по годам; 3. Деятельность педагогов, учащихся, родителей по реализации программы; 4. Мониторинг работы с родителями. Обобщающий (ноябрь – декабрь 2025г.) 1. Анализ полученных результатов, выявление проблем и противоречий, постановка целей и задач на последующий период деятельности; 2. Обобщение опыта, определениенаправлений дальнейшей деятельности. Направления реализации программы «Мы вместе» 1. 2. 3. 4. 5. Информационно – просветительская деятельность Профилактическая работа Организационная деятельность Консультационная деятельность Досуговая и совместная деятельность Формы работы: o классные родительские комитеты; o педагогическое просвещение родителей; индивидуальная работа с проблемной семьей; совместный досуг; спортивные праздники, Дни здоровья, соревнования; o совместные походы, экскурсии, o классные родительские собрания; o родительский всеобуч; o круглый стол для родителей; o буклеты, рекомендации в помощь родителям; o индивидуальная работа классных руководителей с родителями детей разных категорий (дети –инвалиды, опекаемые, дети из многодетных семей, дети с ОВЗ, дети из «группы риска»); o подворный обход семей, рейды «Подросток», «Семья»; o благотворительные акции; o традиционные праздники; o конкурсы различного уровня и разной направленности; Нетрадиционные формы работы: o в семейном кругу (анкетирование родителей, индивидуальная помощь семьям через консультации, демонстрация материалов, встреча с врачами); o семейное письмо (встреча с родителями и обсуждение проблем семейного воспитания); o день добрых дел (совместная трудовая деятельность педагогов, родителей и детей); o дискуссионный клуб (обсуждение проблем воспитания школьников); Управление, контроль. Программа родительского просвещения «Мы вместе» носит долгосрочный характер. План мероприятий корректируется ежегодно. Управление и контроль за реализацией программы осуществляет педагогический совет, совместно общешкольным родительским комитетом. Координатором программы является заместитель директора по УВР. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляет социальный педагог. Реализация программы родительского просвещения «Мы вместе» предполагает апробацию различных форм работы с родителями, диагностического материала, организацию курсов для родителей. Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность 1.Удовлетворенность родителей предоставляемым уровнем психолого-педагогического и правового просвещения. 2. Мониторинг ценностных ориентаций учащихся. 3. Отслеживание результативности работы с родителями. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ «МЫ ВМЕСТЕ» Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальным ядром общего образования, а также рядом других источников. Специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение воспитательного потенциала современной семьи; фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания. В качестве исходной диагностики рекомендуем выявить уровень потребности родителей в психолого-педагогических знаниях (методика Р.В. Овчаровой), уровень педагогической компетентности и удовлетворенности родителей (методика И.А. Хоменко). По итогам диагностических процедур определяется необходимое содержание родительского образования (теоретический модуль), наиболее продуктивные формы его организации, а также осуществляется подбор необходимого инструментария, способствующего раскрытию заявленных родителями тем. В процессе совместного обсуждения со специалистами образовательного учреждения заявленные родителями темы распределяются между узкими специалистами (педагог-психолог, социальный педагог и др.) и, по согласованию, со специалистами внешнего социума (врач-нарколог, секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалисты по работе с молодежью и семьей и т.д.). В работе с педагогическими кадрами ключевыми моментами являются изучение нормативно-правовых основ взаимодействия образовательного учреждения с семьей в вопросах воспитания подрастающего поколения и овладение содержанием педагогической диагностики семьи и учащихся. На этом этапе важно учитывать границы профессиональной компетентности классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, что обеспечивает необходимость профессиональной интеграции и создает основу для четкого разграничения полномочий специалистов группы поддержки. Специалистам образовательного учреждения, работая с родителями, рекомендуется соблюдаться принципы организации и проведения социально-педагогического тренинга (добровольность участия, компетентность ведущего и т.д.), а также должны учитываться социальный опыт родителей. Специалисты группы поддержки, организуя занятия с родителями, должны использовать активные формы проведения занятий (тренинг, занятия с элементами тренинга, анализ проблемных ситуаций, беседа-диалог и др.). Также считаем целесообразным обозначить ряд позиций, направленных на повышение результативности реализации данной программы: - индивидуальный подходк каждой семье и каждому ребенку: по мере выявления в классе детей из дисфункциональных семей на них можетбыть составлена индивидуальная программа социально-педагогической поддержки с учетом возможностей кадрового потенциала образовательного учреждения. Причем в составлениисамой программы, по возможности, должны принимать участие родители и сам ребенок.Индивидуальная программа постоянно контролируется и должна бытьоткрытой для дальнейшей коррекции; - «открытость» семьи как системы, подразумевающая разнообразие социальных связей вне семьи. Очень важно, чтобы детям была предоставлена возможность социальных контактов в реальной жизни. Любая совместная общепринятая деятельность (в том числе и игровая) способствует успешной социализации. Кроме того, самовосприятие детей из дисфункциональных семей будет иным при отсутствии «закрытости» семьи как системы; - вовлечение в совместную деятельность: совместные мероприятия детей и взрослых оказывают положительное воздействие на формирование у общества положительного социального отношения к семье, и в тоже время оказывает позитивное влияние на протекание процесса социализации детей. Исходя из сказанного выше, обозначим основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей: - паспортизация семей и детей группы «социального риска»; - составление характеристик данной категории семей; - организация углубленной диагностики (педагогической, социально педагогической и психологической) по комплексному изучению семьи и детей, воспитывающихся в ней; - использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с детьми и семьей данной категории; - повышение педагогической компетентности родителей и воспитательного потенциала семьи, воспитание ответственного родительства через разработку классными руководителями программ родительского образования для каждого класса, построенных с учетом результатов диагностики, особенностей социума; - организация совместной социально значимой деятельности и досуга родителей и детей; - выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, повышения престижа функционально состоятельных семей; - оказание практической поддержки родителям в повышении их педагогической компетентности, воспитательного потенциала семьи и воспитании ответственного родительства; - активное включение родителей в процесс формирования социального опыта у детей, коммуникативных навыков и умений, гармонизации родительско -детских отношений, формирования и развития культуры семейных отношений; - профессиональная интеграция специалистов образовательного учреждения в организации социально-педагогической поддержки детей данной группы семей, а также в реализации комплексного сопровождения ребенка и его семьи в процессе ресоциализации. Специалисты образовательного учреждения (учителя, социальный педагог, педагогпсихолог и другие), родители и учащиеся являются непосредственными субъектами реализации намеченной программы, а родители, кроме того, одним из заказчиков образовательных услуг. Отбор материала для программы подчинен ряду условий: 1) родительское образование (обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе) базируется на практикоориентированном (от запроса родителей по результатам входящей диагностики) изучении психолого-педагогических особенностей личностного развития ребенка, знание которых является одной из составляющих воспитательного потенциала семьи, в формате лекции, проблемно-ориентированного семинара с элементами социально-педагогического тренинга и др.. Данное условие органично вписывается в требования ФГОС; 2) материал, отобранный для изучения, должен быть интересен родителям и доступен их восприятию, отвечать их запросам к организатору занятий, соответствовать возрастным особенностям детей; 3) учебные занятия с родителями должны соответствовать целевому ориентиру программы, способствовать решению обозначенных в ней задач; 4) программа повышения воспитательного потенциала семей предполагает вариативность использования содержания, форм и методов работы на занятии. Условия реализации программы обеспечиваются: - правом выбора руководителем образовательного учреждения программы (ряда программ) и технологии социально-педагогической помощи и поддержки учащихся в вопросах повышения воспитательного потенциала их семей; - возможностью создания собственной авторской программы занятий с родителями каждым педагогом, специалистом, предполагающим осуществлять ту или иную форму социально-педагогической помощи и поддержки младших школьников из цели и задач программы родительского образования, потребностей и задач конкретного образовательного учреждения, класса; - особенностями повышения воспитательного потенциала семей учащихся, имеющих детей разных возрастных групп (моно- и полинуклеарные семьи); - возможностями учителей по самостоятельной систематизации предлагаемого учебного материала для родителей; - методиками проведения учебных занятий с родителями, в зависимости от профиля и квалификации специалиста, проводящего занятия, и принципов, положенных им в основу цикла или целевого ориентира отдельной встречи с родителями. Для реализации разработанной программы обоснованы следующие технологии организации родительского образования: - непрерывное социально-психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания на разных стадиях развития семьи и ребенка; - привлечение, по возможности, всех членов семьи к участию в занятиях с использованием методик интерактивного включения родителей в решение учебных и жизненных задач, поставленных на занятии. Весь корпус учебного материала компонуется вокруг центральных проблем, связанных с закономерностями развития ребенка. Такое построение программы родительского образования обеспечивает последовательность изучения воспитательных явлений, обобщения, закрепления и углубления психолого-педагогических знаний родителей, а также обеспечивает формирование у родителей навыков: - педагогического взаимодействия с детьми, - анализа типичных проблем детско-родительских взаимоотношений и коррекции собственной родительской позиции при решении этих проблем, - профилактики девиантного поведения у детей; - создания единого воспитательного пространства «семья - образовательное учреждение - ребенок». В основу программы по родительскому образованию положена идея о необходимости разумного сочетания целенаправленного руководства развитием разных типов активности ребенка с включением каждого учащегося в активную разноплановую творческую деятельность. Стиль воспитания в семье определяется преобладанием тех или иных методов воспитания, однако важно в каждой семье учитывать возрастные особенности детей. Поэтому в программе делается акцент на необходимости организовывать воспитание с учетом психофизического развития и духовнонравственного становления детей. Реализация предлагаемой программы включает в себя ряд этапов. Во-первых, определение через диагностические процедуры потребности родителей в повышении воспитательного потенциала своей семьи и кадровых ресурсов образовательного учреждения для его организации, то есть реализовать на практике аналитикодиагностический этап (организационный этап). Во-вторых, в рамках реализации проектировочного этапа определить цели и задачи программы (под ними понимается конкретный и измеримый результат, определенный во времени, а также соответствующий возможностям и потребностям родителей), разработать ее содержания, подобрать соответствующие критерии успешной реализации программы повышения воспитательного потенциала семьи на практике. Таким образом, руководитель школы (директор) и его заместитель по воспитательной работе, социальный педагог, классный руководитель и педагог-психолог на этом этапе организации повышения воспитательного потенциала семьи должны четко определить: Что? Как? Зачем? будет преподаваться родителям. Затем – реализация самой программы (деятельностный этап). Опыт проведения занятий по программе показывает, что их эффективность достигается там, где коллективные формы (лекции, конференции, беседы, дискуссии и диспуты) сочетаются с групповой и индивидуальной работой (консультацией классных руководителей, педагогов - психологов, медицинских работников, социальных педагогов и др.), а сам процесс повышения воспитательного потенциала семьи – с активным включением родителей в воспитательную работу с детьми в классе и соседско-соседской общности, во взаимообмен опытом по семейному воспитанию, проведение педагогических практикумов с элементами социально-педагогического тренинга, разбор конкретных педагогических ситуаций и решение практических задач с родителями и их компетентным комментарием специалистов. И, наконец, на рефлексивном (обобщающий этап) этапе проводится совместная оценка полученных результатов реализации программы, внесение корректив в ее содержание. Как же оценить результативность реализации программы и дальнейшие ее перспективы? Особая роль при любой форме организации повышения родительской компетентности отводится диагностике, опросам, анкетированию и тестированию учащихся, педагогов и родителей. Подведение итогов проведенных занятий с использованием разнообразного диагностического инструментария позволяет определить ее результативность, актуальность содержания для родителей, а также собрать необходимый материал для следующих занятий. Результаты диагностики помогают, прежде всего, классному руководителю и социальному педагогу понять необходимость коррекции движения в общей реализации программы (формулирование темы, определение целевого ориентира и формы занятия, осмысление поддержки родителей, младших школьников и т.д.). Выявленные в ходе таких социологических исследований запросы современной семьи соотносятся с основными направлениями научно-педагогического поиска школы в целом (в области воспитания и образования). Формируется коллектив специалистов (включая классного руководителя, социального педагога, педагога - психолога и др.), которые могут охватить всех учащихся класса и их родителей педагогической, социально- педагогической и психологической диагностикой, и, кроме того, компетентно и профессионально работать в дальнейшем с детско-родительской аудиторией. Таким образом, интеграция специалистов образовательного учреждения и семьи в процессе повышения педагогической компетентности семьи заключаются в: - классификации проблем семьи и школы в процессе реализации программы; - оценке состояния социальной ситуации развития ребенка и системы социальных связей, в которых он находится; - во владении экспресс-методиками для диагностики и педагогической, социальнопедагогической коррекции семейных отношений. Результаты реализации программы во многом зависят от того, насколько тщательно и продуманно ведется подготовка занятий, разнообразны формы и методы их проведения, своевременна информированность родителей о днях и темах занятий, тщательно подобран диагностический инструментарий Для проведения занятий с родителями составляется график занятий (расписание) с утвержденным директором школы определенным днем недели и временем проведения занятия для каждого класса (ответственный за составление расписания занятий по программе – заместитель директора по учебно-воспитательной работе). Однако для индивидуальных бесед и консультаций педагогов и специалистов различных школьных служб можно выделить другие дни недели. Консультационные часы также образовывают сетку расписания индивидуальных занятий и консультаций с родителями. Обо всех изменениях в расписании занятий и консультаций родителям сообщается на занятиях или в индивидуальном порядке. Обучение родителей проводится в удобное для их время, при этом не допускаются дополнительные перегрузки. Логика системного подхода к проблеме педагогического сопровождения семьи на уровне образовательного учреждения позволяет выделить ряд направлений, структурирующих деятельность по решению этой проблемы, в частности: - разработка содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимой педагогической компоненты в практику современного семейного воспитания; - реализация системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей (семьям, переживающим разные периоды развития; семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи; дисфункциональным семьям и т.д.); - разработка содержания повышения воспитательного потенциала семьи в рамках последовательных этапов: 1) диагностико-аналитический; 2) деятельностно-практический; 3) рефлексивно-оценочный; 4) социально-педагогическое сопровождение; - оценка кадрового обеспечения системы социально-педагогической поддержки младших школьников из дисфункциональных семей образовательного учреждения, определяющая разработку и осуществление повышения профессиональной компетентности педагогов и других специалистов для работы по ее организации; - учет и реализация возможностей образовательного учреждения по родительскому образованию и социально-педагогической поддержки через включение мер существующих и вновь создающихся программ регионального, муниципального и школьного уровней. В рамках этого аспекта деятельности в образовательных учреждениях осуществляется разработка собственных программ, созвучных содержанию региональных программ развития образования, иных адресных программ, комплексных программ социально-педагогической поддержки младших школьников из дисфункциональных семей; - управление системной организацией работ отдельных специалистов, работающих с семьей, эффективному содействию преодоления кризиса семейного воспитания. Управление системой дает возможность подготовить, привлечь к работе и объединить в решении общих задач содействия восстановлению и развития воспитательного потенциала семьи все службы и отдельных специалистов, работающих с родителями (и семьей в целом) в конкретных образовательных учреждениях, в том числе специалистов учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты на условиях социального партнерства. Таким образом, реализуя предлагаемую программу специалисты образовательного учреждения смогут создать условия для развития у родителей и повышения собственной профессиональной компетентности. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ 1. Современное законодательство в сфере семейной политики (Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административной ответственности, Семейный Кодекс Российской Федерации, Уголовный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ«Об основах системы профилактики безнадзорности...» и другие нормативные и правовые акты федерального и краевого уровня). 2. Профилактика жестокого обращения с детьми (понятие «жестокое обращение», причины и источники насилия над детьми, виды насилия и жестокого отношения с детьми, обзор программ помощи, профилактики и реабилитации детей. Семья как фактор жестокого обращения с детьми). 3. Технологии педагогической и социально-педагогической педагогической помощи и поддержки семьи в современных условиях (понятие, виды помощи и поддержки, командное взаимодействие в реализации помощи и поддержки учащихся и их семей). 4. Профилактика суицидального поведения детей и молодежи (понятие о суициде; виды суицида; факторы, способствующие суицидальному поведению; признаки надвигающегося предсуицида и суицида; семья и школа как фактор суицида; способы профилактики суицида). 5. Современная семья – какая она? (типология семей; семья как фактор девиаций ребенка; семья как фактор социализации и виктимности ребенка; позиция ребенка в современной семье; особенности организации работы с разными типами семей). Примечание: данные вопросы могут быть рассмотрены на общешкольном родительском собрании. План реализации программы родительского просвещения «Мы вместе» № 1 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Мероприятия Участники Дата Ответственные 2 3 4 5 Информационно-просветительская деятельность(Мы и информация) Оформление стенда «Для вас, В течение года Зам. директора по УВР, родители!», постоянное Педагог-организатор обновление информации Постоянное размещение В течение года Зам. директора по УВР, информации для родителей на классные школьном сайте руководители, социальный педагог, учитель-логопед Круглый стол для родителей и 5-11 март Администрация детей «Есть вопрос» с участием классы, школы администрации школы родители Индивидуальные консультации Регулярно, по Социальный для родителей, чьи дети установленному педагог, класс испытывают трудности в графику адаптации к учебной деятельности Просветительские семинары для Классные руков.,зам. родителей: директора по УВР - «Особенности адаптационного 5класс Сентябрь Кл.руководители периода» - «Закон РФ «Об образовании», 1- 11 классы Сентябрь Устав школы (права и обязанности родителей)» Семинары по правовому 8-9 Октябрь Социальный педагог просвещению родителей: *Знакомство родителей с Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Социальный педагог, *Знакомство родителей с мерами 5-9 В течение Специалисты ПДН наказаний за совершение Учебного года преступлений и правонарушений несовершеннолетними. Проведение единых дней 5-10 2 раза в год Социальный педагог, профилактики Работа родительского лектория 10. Тематические классные часы: *Откуда начинается мой род *Моя семья в фотографиях и воспоминаниях *Памятные даты моей семьи 1-11 В течение года, Зам. директора по УВР по особому плану 5 Первая классные четверть руководители Вторая четверть классные руководители Третья четверть классные руководители 6 7 *Мужчины нашего рода 8 *Традиции нашей семьи 9 *Школа моя и моих родителей 10-11 11. Тематические родительские собрания: *Процесс профессионального выбора. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны его родителей *Куда пойти учиться *Особенности обучения по ИУП (индивидуальным учебным планам) *Родительское собрание – круглый стол «Удовлетворенность обучением в школе» *Родительские собрания с приглашением учителейпредметников для информирования родителей о ситуации по преподаваемым предметам Дни открытых дверей Отчет директора на общешкольном собрании Родительское собрание «Знакомство с Положением о государственной (итоговой ) аттестацией выпускников, нормативно-правовыми документами, регламентирующими организацию и проведение ЕГЭ» 1 2 Третья четверть классные руководители Вторая четверть классные руководители Вторая четверть классные руководители 9 Первая четверть кл.руков., педагогпсихолог 10 Вторая четверть кл.руков., 9 Четвертая четверть Администрация 5-11 Четвертая четверть 5-11 В течение года Администрация, общешк. родит. комитет Кл.руководители 1-11 1-11 2 раза в год Октябрь-апрель Администрация Администрация 9.11 Сентябрь, январь, февраль Зам директора по УВР, кл.руководители Совместная деятельность (Мы в содружестве) Планирование воспитательной работы в классах с привлечением родителей 1-11 сентябрь Кл.руководители. зам. директора по УВР, педагог-организатор Привлечение родителей к проведению совместных 1 -11 сентябрь педагог-организатор, классные руководители мероприятий: *День знаний *День Учителя 1-11 октябрь *Концерт для бабушек и дедушек *Благотворительная ярмарка 1-4 3-11 октябрь октябрь *День матери -Единый классный час «Пусть всегда будет мама»; -Выставка рисунков «Милой мамочки портрет»; -Конкурс эссе «Материнская любовь» -Беседа с девочками «Разговор с будущими мамочками» -Вечер для мам «Да святится имя твое» *День рождения школы ноябрь 1-11 1-4 Классные руководители, педагогорганизатор Педагог-организатор, классные руководители педагог-организатор, кл.руковод. педагог-организатор кл.руковод.,учителя ИЗО, русского языка и литературы 7-9 8-11 9-11 1-11 ноябрь Зам.директора по УВР, педагогорганизатор кл.руковод. Администрация *Новый год 1-11 декабрь * «Мальчик-юноша-мужчина». Встреча отцов и сыновей *Праздничный концерт «Это мамочка моя» *Благотворительная ярмарка 5-11 февраль 1-4 март 5-11 апрель *День Победы 1-11 май *Выпускные вечера 9,11 июнь 3. Круглый стол «Толерантность в музыке, одежде, вкусах, политике и отношениях» 9-11 январь 4. Единый классный час «Секреты профессиональной успешности в информационном обществе» Классные часы по профориентации с приглашением родителей и специалистов 9-11 Январь педагог-организатор ,кл.руковод. педагог-организатор, кл.руковод педагог-организатор кл.руковод. педагог-организатор ,кл.руковод. педагог-организатор ,кл.руковод. педагог-организатор кл.руковод. Учителя обществознания, кл.руков.,председ. общешк. родит. комитета Кл.руководители, 1-11 Март (ежегодно) Зам.директора по УВР, кл.руковод., 5. 1. 2. Диагностика и мониторинг Опрос родителей учащихся 1-11 Сентябрь «Социологический портрет семей (ежегодно) МБОУ Поташкинская СОШ » Выявление и учет семей группы 1-11 В течение года социального риска 3. Здоровье ученика в режиме дня школы 1-11 В течение года 4. Правильное питание-залог хорошего здоровья 1-11 В течение года 5. Отслеживание эффективности реализации программы сотрудничества педагогов школы с родителями путем ее оценки педагогами и родителями 5-11 Сентябрь, май 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Социальный педагог, кл.руководители Социальный педагог Фельдшер ФАП, общешк. родит. комитет Директор, фельдшер ФАП, общешк. родит. комитет Зам. директора по УВР, председатель общешк. родит. комитета Организация работы родительских общественных организаций (Мы в действии) Выборы членов классных и 1-11 сентябрь Кл.руководители общешкольного родительских комитетов Заседания общешкольного 2 раза в год Директор, родительского комитета проедседательобщешк. родит. комитета Выборы комиссий сентябрь Председатель общешкольного родительского общешкольного родит. комитета комитета Выборы Совета школы, его октябрь Директор председателя. Заседания Совета школы 4 раза в год Директор Родительский всеобуч (Мы просвещаемся) Семейные социальные роли: как 1-4 октябрь воспитать помощника в семье. Молодежная субкультура: как 5-8 апрель эффективно поддержать в ребенке потребность самовыражения Традиционные семейные 9-11 октябрь ценности: как помочь подростку освоить эффективные семейные роли. Курение, алкоголизм и их влияние 9-е январь на развивающийся организм Социальная роль гражданина: как 8-11 В течение года помочь ребенку достичь успешности в обществе Роль матери и отца в жизни 1-7 февраль Социальный педагог, Кл.руков. социальный педагог классные руководители Фельдшер ФАП Кл.руководители Кл. руководители 7. 8. 9. ребенка Укрепление здоровья и физического развития старших подростков Этика и эстетика в быту и поведении старшеклассника Наказание и поощрение 10. Профилактика жестокого обращения с детьми 11. Телевидение и дети 12. Воспитание у младших школьников культуры поведения 13. Профилактика суицидального поведения 14. Роль чтения в развитии школьников 8-9 апрель Фельдшер ФАП 8-11 В течение года Кл.руководители 1-6 В течение года Кл. руководители, Соц.педагог 1-11 В течение года 1-9 1-4 В течение года В течение года 8-11 В течение года 2-7 В течение года социальный педагог Кл. руководители Учителя начальных классов Социальный педагог Педагог-библиотекарь