Физика вокруг нас 2022

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности по физике
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения курса внеурочной
деятельности
Предметные
Метапредметные
Личностные

уметь пользоваться
методами научного
исследования явлений природы;

проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты;
-обрабатывать
результаты
измерений;

представлять результаты измерений с помощью
таблиц, графиков и формул;

обнаруживать
зависи-мости между физическими
величинами;

объяснять
полученные результаты и делать
выводы;
-оценивать
границы
погрешностей
результатов
измерений;

уметь применять
теоретические знания по физике
на практике;

решать физические
задачи
на
применение
полученных знаний;

выводить из
экспериментальных фактов и
теоретических моделей
физические законы;

уметь докладывать о
результатах своего исследования;

участвовать в
дискуссии, кратко и точно
отвечать на вопросы;

использовать
справочную литературу и другие
источники информации.

Р. –уметь работать по
предложенным
инструкциям;
умение
излагать мысли в четкой
логической
последовательности;
анализировать
собственную
работу:
соотносить
план
и
совершенные
операции,
выделять
этапы
и
оценивать меру освоения
каждого,
находить
ошибки, устанавливать их
причины.
П. – ориентироваться в
своей системе знаний:
отличать новое от уже
известного;
перерабатывать
полученную информацию,
делать
выводы
в
результате
совместной
работы всего класса; уметь
анализировать явления
К. – уметь работать в
паре
и
коллективе;
эффективно распределять
обязанности.

2

-развивать познавательные
интересы,
интеллектуальные
и
творческие
способности
учащихся;
мотивировать
свои действия; выражать
готовность
в
любой
ситуации поступить в
соответствии с правилами
поведения;
воспринимать
речь
учителя
(одноклассников),
непосредственно
не
обращенную к учащемуся;
-оценивать собственную
учебную
деятельность:
свои
достижения,
самостоятельность,
инициативу,
ответственность, причины
неудач.

Содержание внеурочной деятельности по физике «Физика в задачах и экспериментах»
7 класс
№

1.

Название раздела
(темы)
Первоначальные
сведения о строении
вещества
Взаимодействие тел

2.

3.

Давление. Давление
жидкостей и газов

4.

Работа и мощность.
Энергия

№ Название раздела
(темы)
1. Физический метод
изучения природы:
теоретический и
экспериментальный
2. Тепловые явления и
методы их
исследования

3.

Электрические
явления и методы их
исследования

4.

Электромагнитные
явления

5.

Оптика

Содержание учебного предмета, курса
Цена деления измерительного прибора. Определение цены деления
измерительного цилиндра. Определение геометрических размеров
тела. Изготовление измерительного цилиндра. Измерение
температуры тела. Измерение размеров малых тел. Измерение
толщины листа бумаги.
Измерение скорости движения тела. Измерение массы тела
неправильной формы. Измерение плотности твердого тела.
Измерение объема пустоты. Исследование зависимости силы
тяжести от массы тела. Определение массы и веса воздуха.
Сложение сил, направленных по одной прямой. Измерение
жесткости пружины. Измерение коэффициента силы трения
скольжения. Решение нестандартных задач
Исследование зависимости давления от площади поверхности.
Определение давления твердого тела. Вычисление силы, с которой
атмосфера давит на поверхность стола. Определение массы тела,
плавающего в воде. Определение плотности твердого тела.
Определение объема куска льда. Изучение условия плавания тел.
Решение нестандартных задач
Вычисление работы и мощности, развиваемой учеником при
подъеме с 1 на 3 этаж. Определение выигрыша в силе. Нахождение
центра тяжести плоской фигуры. Вычисление КПД наклонной
плоскости. Измерение кинетической энергии. Измерение
потенциальной энергии. Решение нестандартных задач.
8 класс
Содержание учебного предмета, курса
Определение цены деления приборов, снятие показаний.
Определение погрешностей измерений.
Определение удлинения тела в процессе изменения температуры.
Решение задач на определение количества теплоты. Применение
теплового расширения для регистрации температуры. Исследование
процессов плавления и отвердевания. Изучение устройства тепловых
двигателей. Приборы для измерения влажности воздуха.
Определение удельного сопротивления проводника. Закон Ома для
участка цепи. Решение задач. Исследование и использование свойств
электрических конденсаторов. Расчет потребляемой электроэнергии.
Расчет КПД электрических устройств. Решение задач на закон
Джоуля -Ленца.
Получение и фиксированное изображение магнитных полей.
Изучение свойств электромагнита. Изучение модели
электродвигателя. Решение качественных задач.
Изучение законов отражения. Наблюдение отражения и
преломления света. Изображения в линзах. Определение главного
фокусного расстояния и оптической силы линзы. Наблюдение
интерференции света. Решение задач на преломление света.
Наблюдение полного отражения света.
3

10класс
№
1.

Название раздела
(темы)
Магнетизм

2.

Электростатика

3.

Свет

Содержание учебного предмета, курса
Компас. Принцип работы Магнит. Магниты полосовые, дуговые.
Магнитная руда. Магнитное поле Земли. Изготовление магнита.
Решение качественных задач.
Электричество на расческах. Осторожно статическое электричество.
Электричество в игрушках. Электричество в быту. Устройство
батарейки. Решение нестандартных задач.
Источники света Устройство глаза. Солнечные зайчики. Тень.
Затмение. Цвета компакт диска. Мыльный спектр. Радуга в природе.
Лунные и Солнечные затмения. Как сломать луч? Как зажечь огонь?
Решение нестандартных задач.

Календарно тематическое планирование, 7 класс

1

Содержание

Кол-во
часов

Форма
занятия

Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
На базе Центра "Точка Роста"

1

беседа

I. Первоначальные сведения о строении вещества,21 ч
Экспериментальная работа № 3
эксперим
2
1 «Определение цены деления
ент
различных приборов».
На базе Центра "Точка Роста"
Экспериментальная работа № 4
эксперим
3
2 «Определение
ент
геометрических размеров
тел».
На базе Центра "Точка Роста"
практиче
4
Практическая работа № 1
4
«Изготовление
ская
работа
измерительного цилиндра»
эксперим
5
Экспериментальная работа № 3
3 «Измерение температуры
ент
тел»
6
Экспериментальная работа № 3
эксперим
4 «Измерение размеров малых
ент
тел».
Экспериментальная работа № 4
эксперим
7
5 «Измерение толщины листа
ент
бумаги»
Глава II. Взаимодействие тел, 36
3
эксперим
8
3
ент
9

Решение задач на тему
«Скорость равномерного
движения»

решение
задач

3

4

Использование
оборудования «Точка
роста»
Ознакомление с
цифровой
лабораторией "Точка
роста" (демонстрация
технологии измерения)
Линейка, лента мерная,
измерительный
цилиндр, термометр,
датчик температуры
Набор геометрических
тел

Дата

Экспериментальная работа
№7 «Измерение массы 1
капли
воды».
На базе Центра "Точка Роста"
Экспериментальная работа №
8 «Измерение плотности куска
сахара»
На базе Центра "Точка Роста"
Экспериментальная работа №
9 «Измерение плотности
хозяйственного мыла».
На базе Центра "Точка Роста"
Решение задач на тему
«Плотность вещества».
Экспериментальная работа №
10 «Исследование
зависимости силы тяжести от
массы тела».
Экспериментальная работа №
11 «Определение массы и веса
воздуха в комнате»
Экспериментальная работа №
12 «Сложение сил,
направленных по одной
прямой».
На базе Центра "Точка Роста"

3

эксперим электронные весы
ент

3

эксперим Линейка, лента мерная,
ент
измерительный
цилиндр, электронные
весы
эксперим Линейка, лента мерная,
ент
измерительный
цилиндр, электронные
весы
решение
задач
эксперим
ент

Экспериментальная работа №
13 «Измерение жесткости
пружины»
На базе Центра "Точка Роста"
18
Экспериментальная работа №
14 «Измерение коэффициента
силы трения скольжения».
На базе Центра "Точка Роста"
19
Решение задач на тему «Сила
трения».
III. Давление. Давление жидкостей
и газов
20
Экспериментальная работа №
15 «Исследование
зависимости давления от
площади поверхности»
21
Экспериментальная работа №
16 «Определение давления
цилиндрического тела». Как
мы видим?
22
Экспериментальная работа №
17 «Вычисление силы, с
которой атмосфера давит на
поверхность стола». Почему
мир разноцветный.
23
Экспериментальная работа №

3

10

11

12

13
14

15

16

17

3

3
3

3

эксперим
ент

3

эксперим Штатив, рычаг, линейка,
два одинаковых груза,
ент
два блока, нить
нерастяжимая, линейка
измерительная,
динамометр
эксперим Штатив с крепежом,
набор пружин, набор
ент
грузов, линейка,
динамометр
эксперим Деревянный брусок,
ент
набор грузов, механическая скамья,
динамометр
решение
задач

3

3
21ч
3

экспери
мент

3

экспери
мент

3

экспери
мент

3

экспери
5

24

25
26

18 «Определение массы тела,
плавающего в воде».
Экспериментальная работа №
19 «Определение плотности
твердого тела».
На базе Центра "Точка Роста"
Решение качественных задач
на тему «Плавание тел».
Экспериментальная работа №
20 «Изучение условий
плавания тел».
На базе Центра "Точка Роста"

IV. Работа и мощность. Энергия, 24ч
27
Экспериментальная работа №
21 «Вычисление работы,
совершенной школьником при
подъеме с 1 на 3 этаж»
28
Экспериментальная работа №
22 «Вычисление мощности
развиваемой школьником при
подъеме с 1 на 3 этаж»
29
Экспериментальная работа №
23 «Определение выигрыша в
силе, который дает
подвижный и неподвижный
блок».
На базе Центра "Точка Роста"
30
Решение задач на тему
«Работа. Мощность».
31
Экспериментальная работа №
24 «Вычисление КПД
наклонной плоскости».
На базе Центра "Точка Роста"
32

33
34

Экспериментальная работа №
25 «Измерение кинетической
энергии тела»
Решение задач на тему
«Кинетическая энергия».
Урок обобщения

мент
3

экспери
мент

3

решение
задач
эксперим Динамометр, штатив
универсальный, мерный
ент
цилиндр
(мензурка), груз
цилиндрический из
специального пластика,
нить, поваренная соль,
палочка для перемешивания

3

Линейка, лента мерная,
измерительный
цилиндр, электронные
весы

3

экспери
мент

3

экспери
мент

3

эксперим Подвижный и
неподвижный блоки,
ент
набор грузов, нить,
динамометр, штатив,
линейка

3

решение
задач
эксперим Штатив, механическая
скамья, брусок с
ент
крючком, линейка,
набор грузов,
динамометр
эксперим
ент

3

3

решение
задач

3

дидактическое задание

3

6

8 класс
Содержание

Кол-во
часов

Использование
Дата
оборудования «Точка
роста»
I. Физический метод изучения природы: теоретический и экспериментальный, 9ч
1
Вводное занятие. Инструктаж 1
Ознакомление с
беседа
по технике безопасности.
цифровой
На базе Центра "Точка Роста"
лабораторией "Точка
роста"
2
Экспериментальная работа № 6
эксперим Линейка, лента мерная,
измерительный цилиндр,
1 «Определение цены деления
ент
термометр, датчик
приборов, снятие показаний»
температуры
На базе Центра "Точка Роста"
решение
3
Определение погрешностей
3
измерения. Решение
задач
качественных задач.
Глава II. Тепловые явления и методы их исследования, 24ч
Определение удлинения тела в
опыт Лабораторный
4
3
процессе изменения
исследов термометр, датчик
ание
температуры
температуры
На базе Центра "Точка Роста"
5
Решение задач на определение
3
решение
количества теплоты.
задач
Применение теплового
3
6
презента
расширения для регистрации
ция
температуры. Анализ и
обобщение возможных
вариантов конструкций.
Экспериментальная работа №
3
эксперим Датчик температуры,
7
калориметр, сосуд с
2 «Исследование процессов
ент
тающим льдом, сосуд с
плавления и отвердевания».
водой, электронные
На базе Центра "Точка Роста"
весы.
3
практиче
8
Практическая работа № 1
«Изучение строения
ская
работа
кристаллов, их выращивание».
3
9
Изучение устройства
лекция
тепловых двигателей.
Приборы для измерения
3
эксперим Датчик температуры,
10
термометр, марля, сосуд
влажности.
ент
с водой
Экспериментальная работа №
3 «Определение влажности
воздуха в кабинетах школы»
На базе Центра "Точка Роста"
Решение качественных задач
3
решение
11
на определение КПД
задач
теплового двигателя.
https://uchitel.pro/задачи-накпд-тепловых-двигателей/
III. Электрические явления и методы их исследования, 24ч
12
Практическая работа № 2
3
практиче Датчик напряжения,
вольтметр
«Определение удельного
ская
двухпредельный,
сопротивления различных
работа
источник питания,
проводников».
комплект проводов,
На базе Центра "Точка Роста"
резисторы, ключ
Форма
занятия

13
14

15

16

17
18
19

Закон Ома для участка цепи.
Решение задач.
Исследование и
использование свойств
электрических конденсаторов.
Решение задач на зависимость
сопротивления проводников
от температуры.
Практическая работа № 3
«Расчѐт потребляемой
электроэнергии собственного
дома».
На базе Центра "Точка Роста"

3

Расчѐт КПД электрических
устройств.
Решение задач на закон
Джоуля - Ленца.
Решение качественных задач.

IV. Электромагнитные явления, 15
20
Получение и фиксированное
изображение магнитных
полей.
На базе Центра "Точка Роста"

решение
задач
наблюде
ние

3

3

решение
задач

4

практиче
ская
работа

3

решение
задач
решение
задач
деловая
игра

2
3

3

практиче
ская
работа

Изучение свойств
электромагнита.
Изучение модели
электродвигателя.

3

Экскурсия.
Решение качественных задач.

3
3

наблюде
ние
лекция,
дем.
экспери
мент
беседа
решение
задач

V. Оптика, 30ч
25
Изучение законов отражения.

3

21
22

23
24

26

Экспериментальная работа №
4 «Наблюдение отражения и
преломления света».
На базе Центра "Точка Роста"

3

лекция,
дем.
экспери
мент
экспери
мент

3

8

Датчик тока, датчик
напряжения, амперметр
двухпредельный,
вольтметр
двухпредельный,
лампочка, источник
питания, комплект
проводов, ключ

Демонстрация
«Измерение
магнитного поля
вокруг проводника с
током»: датчик
магнитного поля, два
штатива, комплект
проводов, источник
тока, ключ

Осветитель с
источником света на 3,5
В, источник питания,
комплект проводов,
щелевая диафраг-ма,
полуцилиндр, планшет
на плотном листе с

27

Экспериментальная работа №
5 «Изображения в линзах».
На базе Центра "Точка Роста"

3

экспери
мент

28

3

экспери
мент

3

экспери
мент

3

решение
задач
экспери
мент

33

Экспериментальная работа №
6 «Определение главного
фокусного расстояния и
оптической силы линзы».
Экспериментальная работа №
7 «Наблюдение
интерференции и дифракции
света».
Решение задач на
преломление света.
Экспериментальная работа №
8 «Наблюдение полного
отражения света».
Решение качественных задач
на отражение света.
Защита проектов. Проекты.

34

Урок обобщения

3

29

30
31

32

3

круговым
транспортиром
Осветитель с
источником света на 3,5
В, источник питания,
комплект проводов,
щелевая диафраг-ма,
экран стальной,
направляющая с
измерительной шкалой,
собирающие линзы,
рассеивающая линза,
слайд «Модель
предмета» в рейтере

решение
задач
исследов
ания
дидакти
ческое
задание

3
3

10класс
Содержание

Кол-во
часов

Форма
занятия

Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
I. Магнетизм
2
Экспериментальная работа № 1
«Компас. Принцип работы».
3
Практическая работа № 2
«Ориентирование с помощью
компаса».
Магниты. Действие магнитов.
4
Решение задач

1

беседа

Экспериментальная работа № 3
«Занимательные опыты с
магнитами».

3

1

5

27
3
3

3

эксперим
ент
практиче
ская
работа
наблюде
ние,
решение
задач
эксперим
ент

Использование
оборудования «Точка
роста»

Дата

6

7

8
9
10

Магнитная руда. Полезные
Ископаемые
свердловской области.
Действие магнитного поля.
Магнитное поле Земли.
На базе Центра "Точка Роста"

3

Действие магнитного поля.
Решение задач.
Экспериментальная работа № 4
«Изготовление магнитов».
Презентация проектов.

3

Глава II. Электростатика
11
Экспериментальная работа № 5
«Статическое электричество».
12
Осторожно статическое
электричество. Решение задач
13
Экспериментальная работа № 6
«Занимательные опыты».
14
Электричество в игрушках.
Схемы работы

решение
задач
эксперим
ент
исследов
ания

3
3
81ч
4

эксперим
ент
решение
задач
эксперим
ент
практиче
ская
работа
кинопока
з
наблюде
ние
практиче
ская
работа
научные
исследов
ания
научные
исследов
ания
лекция,
дем.
эксперим
ент

3
4
4

Электричество в быту

3

16

Экспериментальная работа № 7
« Устройство батарейки».
Экспериментальная работа № 8
«Изобретаем батарейку».

3

18

Презентация проектов.

4

19

Презентация проектов.

4

20

Источники света.
На базе Центра "Точка Роста"

3

21

Как мы видим?

3

22
23

Почему мир разноцветный.
Экспериментальная работа №
9 «Театр теней»
Экспериментальная работа №
10 «Солнечные зайчики»
На базе Центра "Точка Роста"

3
4

24

Демонстрация
«Измерение поля
постоян-ного
магнита»: датчик
магнитного поля, постоянный магнит
полосовой

3

15

17

презента
ция

4

лекция,
дем.
экспери
мент
лекция
экспери
мент
эксперим
ент

4

10

Осветитель с
источником света на 3,5
В, источник питания,
комплект проводов,
щелевая диафраг-ма

Осветитель с
источником света на 3,5
В, источник питания,

комплект проводов,
щелевая диафраг-ма,
полуцилиндр, планшет
на плотном листе с
круговым
транспортиром

25

Дисперсия. Мыльный спектр

3

26

Радуга в природе.

3

27

Экспериментальная работа №
11 «Как получить радугу?».
На базе Центра "Точка Роста"

4

28
29

Экскурсия
Лунные и Солнечные
затмения.

3
3

30
31

Как сломать луч?
Зазеркалье.

3
3

32

Экспериментальная работа №
12 «Зеркала»
Защита проектов

4

33

лекция,
дем.
экспериме
нт
презентац
ия
экспериме Осветитель с
нт
источником света на
3,5 В, источник
питания, комплект
проводов, щелевая
диафрагма,
полуцилиндр,
планшет на плотном
ли-сте с круговым
транспортиром
беседа
лекция,
дем.
экспериме
нт
беседа
лекция,
дем.
экспериме
нт
экспериме
нт
исследова
ния

5

10класс

№
занятия
п/п
1
2
3
4
5

Тема занятия

Электромагнитные явления 72 часов)
Электрические заряды и живые организмы. Влияние электрического
поля на живые организмы. Биоэлектричество.
Лабораторная работа «Определение сопротивления тканей
человека»
Природные и искусственные электрические токи.
История энергетики. Энергия электрического тока и ее
использование.
Конференция «Электрические сети проблемы и
перспективы. Альтернативные источники энергии»
11

Количество
часов

3
3
3
3
3

6
7
8
9
10

11
12

13
14

15
16
17

18
19

20
21
22

23
24
25
26
27
28

29
30

Магнитное поле Земли и его влияние на человека.
Свойства электромагнитных волн низкой частоты. Радиоволны и
человек.
Биологические свойства электромагнитных волн высокой частоты.
Механические колебания и волны 6 часа)
Колебания и волны в живых организмах. Колебания и человек.
Биоритм.
Звук как средство восприятия и передачи информации. Ультразвук и
инфразвук.
Тепловые явления (27 часов)
Энергия топлива. Теплоэнергетика. Влияние температурных условий
на жизнь человека.
Лабораторная работа «Изменение температуры вещества при
переходе c твердого в газообразное состояние. Построение графика
зависимости температуры тела от времени».
Тепловое загрязнение атмосферы. Решение задач.
Виды транспорта. Применение различных видов транспорта в нашем
регионе. Влияние работы тепловых двигателей на экологические
процессы.
Круглый стол: «Изменение климата - парниковый эффект и
глобальное потепление климата».
Тепловые процессы в теле человека.
Лабораторная работа «Определение дыхательного объёма легких
человека»
Лабораторная работа «Определение давления крови человека»
Решение экспериментальных задач. (Основное уравнение МКТ,
количество вещества)
Решение экспериментальных задач. (Уравнение состояния
идеального газа. Влажность воздуха)
Оптические явления (42 часов)
Фотометрия. Световой поток. Законы освещенности. Лабораторная
работа «Определение уровня освещённости в классе»
Искусственное освещение. Виды электрических ламп.
Зеркальное и рассеянное (диффузное) отражение света.
Экспериментальная работа: «Построение изображения в плоском
зеркале».
Экспериментальная работа: “Многократное изображение предмета в
плоских зеркалах”.
Линзы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения.
Построение изображения в системе зеркал.
Поле зрения.
Способы исправления дефектов зрения.
Лабораторная работа: «Определение фокусного расстояния и
оптической силы очков»
Решение экспериментальных задач.
Световые явления в природе (радуга, миражи, гало).
Оптические иллюзии нашего зрения.
12

3
3
3
3
3

3
3

3
3

3
3
3

3
3

3
3
3

3
3
3
3
3
3

3
3

31
32
33

34
35

Биологическая оптика. (Живые зеркала, глаз-термометр, растения световоды).
Живой свет. (Свечение моря, светящиеся организмы,
хемилюминесценция, биолюминесценция).
Экологические проблемы и обеспечение устойчивости биосферы,
связанные с рассеянием и поглощением света.
Защита проектов (4часа)
Защита проектов
Защита проектов

13

3
3
3

2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».