Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Поташкинская средняя общеобразовательная школа» Согласовано: Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Поташкинская СОШ» Белоногова Л.А. 30.08.2022 УТВЕРЖДАЮ Директор школы: /П.Ю. Русинов/ Приказ №140-од от 30.08.2022г. Программа дополнительного общеобразовательного общеразвивающегообразования социально-гуманитарной направленности «Работа с текстом» Возраст учащихся: 8-9 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель программы: Бархаева Раушания Рикзаевна с.Поташка 2022 год 1 2. Комплекс основных характеристик 2.1.Пояснительная записка № Направление 1 Направленность программы 2 Актуальность 3 Особенность Содержание интеллектуальноразвивающее Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимание текста, но и умение его анализировать. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые умения и определять их место в системе языка в целом, учиться интерпретировать текст. 1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку достижении планируемых результатов. 4 Адресат 5 Режим занятий Для детей от 8 до 9 лет (численность до 10 человек) четверг: 14.00 -15.00 6 Объем 34 часа 2 7 8 9 Срок освоения общеразвивающей программы Уровневость общеразвивающей программы Формы обучения 10 Виды занятий 11 Формы подведения результатов 1 год, 34 недели «Базовый уровень» Индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая Практическая работа, лабораторные занятия, мастер-классы, беседы, лекции, семинары, тренинги Мастер-класс, практическая работа, презентация моделей, творческий конкурс 2.2. Цели и задачи общеразвивающей программы овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. Задачи: - сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению; - расширить кругозор школьников; - укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями. - развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску; - способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников. Обучающие - формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; - обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; - развивать способности детей к поисково-исследовательской, творческой деятельности; - развивать познавательные потребности и способности, креативность. 3 Развивающие: развитие самостоятельности при принятии решений в любой обстановке, формирование потребности в самообразовании. Воспитательные: аккуратность , терпение , наблюдательность , умение доводить до конца. 2.3. Содержание общеразвивающей программы Введение Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. Знакомство с тетрадью. Ориентироваться в учебном пособии. Находить произведение в содержании учебного пособия. Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения. Работа с текстом Работа с текстом: тип и стиль текста; главная мысль, заголовок; последовательность событий, различение абзацев, работа с антонимами и синонимами, иллюстративный материал к тексту; работа со словом и словосочетанием, деление на слоги, ударение. Работа по восстановлению деформированного текста Работа с деформированным текстом: восстановление последовательности событий, составление плана, подбор заголовка, пересказ по плану, создание начала и концовки текста, подбор иллюстраций. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. Комплексный анализ текста Работа по подготовке к комплексному анализу текста: лингвистическому. фонетическому, стилистическому, словообразовательному. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научнопопулярного текстов (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Подведение итогов работы за год. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № п/п 1. 2. Тема Количество часов Введение. 1 Работа с текстом 20 4. 4 3. Работа по восстановлению деформированного текста 4 4. Комплексный анализ текста 9 Итого: 34 5. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Тема и содержание занятия Кол-во часов Введение - 1 час 1 Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. Использование различных видов чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения. Работа с текстом - 20 часов 1 2 Работа над текстом И.Соколова – Микитова «В лесу». Чтение по слогам. Определение темы текста. Работа с иллюстрацией. Работа над текстом В. Осеевой «Плохо». Вести диалог. Определять последовательность. Работать с иллюстрацией. Подбирать антонимы. Работа над текстом Л.Толстого «Два товарища». Определять главную мысль. Делить слова для переноса. Подбирать синонимы. Работать с пословицами. Определять последовательность событий. Работа над текстом В. Бурлакова «На рассвете». Устанавливать последовательность пунктов плана. Восстанавливать деформированные предложения. Находить абзац. Подбирать заголовок текста. Работать с иллюстрациями. Работа над текстом А.Тихонова «Где вода, там жизнь». Ставить ударение в словах. Подбирать заголовок к тексту. Работать с иллюстрацией. Работа над текстом С.Михалкова «Аисты и лягушки». Выделять главную мысль текста. Участвовать в диалоге. Находить вопросительные предложения. Работа по тексту: И. Пузанова «На рыбалке». Подбирать заголовок к тексту. Подбирать антонимы. Работать с кроссвордом, с иллюстрацией. Работа над текстом «Медведко» Д.Н.Мамина Сибирика. Оценивать свои результаты и достижения. Анализировать ошибки. Работа над текстом В. Бехревского «Мишка под деревом». Подбирать синонимы, заголовок к тексту. Восстанавливать последовательность событий. Работа над текстом И.Соколова Микитова «На лесной дороге». Восстанавливать деформированные предложения. Определять лексическое значение слова. Давать характеристику герою. 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Подбирать заголовок к тексту. Работа с текстом Л.Яхнина «Силачи». Ставить ударение в словах. Деление текста на части. Определять основную мысль текста. Работать с таблицей. Классифицировать слова. Работа над текстом А.Тихонова «Сороки». Работать со схемой, с иллюстрацией. Расставлять знаки препинания. Работа с текстом из детской энциклопедии. Подбирать заголовок вопросительным предложением. Определять главную мысль текста. Восстановление деформированного предложения. Работа по тексту: К.Ушинского «Играющие собаки». Находить абзац. Оформлять обложку книги. Работать с кроссвордом. Работа над текстом «Четыре желания» К.Д.Ушинского. Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результаты своих достижений. Работа с текстом И. Соколова – Микитова «Утром в лесу». Применять прием сравнения. Восстанавливать предложения. Работа над текстом Е.Пермяка «Первая рыбалка». Различать стиль речи. Определять главную мысль текста, последовательность пунктов плана. Работать с иллюстрацией. Работа с текстом И.Сокола – Микитова «Белка». Определять тип текста. Списывать текст. Работа над текстом С.Михалкова «Не стоит благодарности ». Ставить ударение в словах. Составлять диалог. Работать с кроссвордом. Подбирать прилагательные к существительному. Работа над текстом Г.Цыферова «Жил на свете слоненок». Выполнять фонетический разбор. Перечислять качества героя. Работа по восстановлению деформированного текста - 4 часа Работа с текстом В.Кологрива «Жизнь кузнечика». Работать с таблицей. Ставить ударение в словах. Работа с текстом С.Аксакова «Щенок». Определять стиль текста., лексическое значение слова. Находить абзац. Работа с текстом Ш.Перро «Золушка» . Работать с иллюстрацией. Работать с кроссвордом. Работа с текстом Н. Юрцевича «Красавица русских лесов». Определять стиль текста, лексическое значение слова. Находить абзац. Комплексный анализ текста - 9 часов Работа над текстом С.Юцзунь «Светлячок и Муравей». Работать с пословицами. Составлять диалог. Работа над текстом В.Танасийчук «Лосось». Определять стиль текста. Работать с кроссвордом. Находить границы предложения. Работа с текстом В. Коржикова «Прогулка по лесу». Восстанавливать предложения. Работать с иллюстрацией. Работа над арабской народной сказкой «Хлеб и золото». Называть героев сказки. Определять жанр произведения, лексическое значение слова. Работа с текстом К.Ушинского «Гадюка». Определять жанр произведения, подбор синонимов. Работа с текстом М.Садовского «Зима на колесах». Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста, восстанавливать предложения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 32 33 34 Работа над текстом В. Осеевой «Кто хозяин?». Определять главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, оформлять обложку. Работа над текстом И.Соколова – Микитова «Лоси». Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результаты своих достижений. Работа над текстом басни И.Крылова «Кукушка и Петух». Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста, восстанавливать предложения. 1 1 1 5.2. Планируемые результаты: Личностными результатами изучения курса «Работа с текстом» во 2-м классе является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Формировать интерес к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности. Метапредметными результатами изучения курса «Работа с текстом» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УДД: Возможность учиться: осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с книгой и рабочей тетрадью, выполнять самостоятельно работы, выбирать книги. Познавательные УДД: осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему. Коммуникативные УДД: Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников. Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской 7 компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. 6. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1. Условия реализации программы: 1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011. 2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2011. 3. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общебразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. / В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2014. 4. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общебразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. / Л.Ф. Климановав и др. – М.: Просвещение, 2014. 5.Произведения К.Ушинского, И. Соколова – Микитова, В. Осеевой, Л.Толстого, В. Бурлакова, С.Михалкова, И. Пузанова, Д.Н.Мамина Сибирика, В. Бехревского, Л.Яхнина, А.Тихонова, Е.Пермяка, Г.Цыферова, В.Кологрива, С.Аксакова, Ш.Перро, Н. Юрцевича, С.Юцзунь, В.Танасийчук, В. Коржикова, М.Садовского, И.Крылова. 2. Печатные пособия Словари, энциклопедии, детские журналы 3. Технические средства обучения Персональный компьютер с принтером, сканером. Доска 4. Оборудование класса Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Держатели, магнитики для схем и таблиц. Полки для книг. 8 3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Формы аттестации: · выполнение тренировочных заданий и упражнений; · работа с иллюстрациями, таблицами; · составление плана; · самопроверка; · взаимопроверка; · самостоятельная работа; · работа в парах, в группах. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - репертуарный список обучающегося -дневник наблюдений; - журнал посещаемости; - отзывы родителей/законных представителей и детей о работе педагога и творческого объединения; Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - исполнение на занятии выученной композиции или танца; - комбинированное занятие; - открытое итоговое занятие; - выставка работ; - концерты и мероприятия различного уровня 9 Список литературы . Русский язык. 2 класс. Учеб. для общебразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. / В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2014. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общебразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. / Л.Ф. Климановав и др. – М.: Просвещение, 2014. Произведения К.Ушинского, И. Соколова – Микитова, В. Осеевой, Л.Толстого, В. Бурлакова, С.Михалкова, И. Пузанова, Д.Н.Мамина Сибирика, В. Бехревского, Л.Яхнина, А.Тихонова, Е.Пермяка, Г.Цыферова, В.Кологрива, С.Аксакова, Ш.Перро, Н. Юрцевича, С.Юцзунь, В.Танасийчук, В. Коржикова, М.Садовского, И.Крылова. 10